Эффективность как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 06:51, контрольная работа

Описание

Проблема повышения эффективности управления в целях обеспечения оптимизации эффективности функционирования – одна из важнейших для предприятия. Понятие эффективности является многогранным, особенно учитывая, что слово «эффект» означает как результат каких-либо действий, так и впечатление, производимое кем-либо на кого-либо. Это впечатление может иметь экономическую, экологическую, организационную, правовую, социальную, этическую и иные окраски и соответственно может иметь различные результаты

Работа состоит из  1 файл

Задание 57.docx

— 17.04 Кб (Скачать документ)

Эффективность как экономическая  категория

Проблема повышения эффективности  управления в целях обеспечения  оптимизации эффективности функционирования – одна из важнейших для предприятия. Понятие эффективности является многогранным, особенно учитывая, что  слово «эффект» означает как результат  каких-либо действий, так и впечатление, производимое кем-либо на кого-либо. Это  впечатление может иметь экономическую, экологическую, организационную, правовую, социальную, этическую и иные окраски  и соответственно может иметь  различные результаты. Поэтому эффективность  в целом следует понимать комплекс экономических, социальных экологических  и других проблем, которые должны решаться системно. В то же время, исходя из системности, можно рассматривать  экономическую, организационную, социальную, экологическую и иные виды эффективности.  Современные подходы к оценке эффективности связаны с различными ее классификациями. Так, О. Романова различает  внутреннюю и внешнюю эффективность, а также статическую и динамическую. Внутренняя эффективность отражает собственную оценку результативности деятельности предприятия, его производительность на основе соотношения ресурсов (затрат) и продукта (результата). Внешняя  эффективность отражает структуру  общественных потребностей, степень  удовлетворения их предприятием, уровень  полезности произведенного продукта, долю предприятия на рынке и направления  ее изменения, потенциальные возможности  предприятия на рынках готовой продукции  и ресурсов. Статическая эффективность  является основной формой оценки и  управления деятельностью предприятия  на коротком отрезке времени, когда  решаются оперативные и тактические  вопросы, исключающие полноценное  качественное обновление производственной базы. Динамическая эффективность предполагает достижение более высоких результатов  за счет гибкого варьирования ресурсами  и изменения технологии в долгосрочном периоде. Динамическая эффективность  – основной способ поддержания высокой  конкурентосп-ти предприятия в течение  длительного времени. Ю.А. Бабань считает  традиционное понимание эффективности  недостаточно широким. Он полагает, что  понятие эффективности не ограничивается формулой: отношение результата к  использованным ресурсам, это отношение  значительно колеблется в зависимости  от выбранных периода и методов  подсчета. Поэтому сегодня для  описания предприятия все чаще используются другие термины – «состоятельность»  и «зрелость». Выделяются различные  вида состоятельности: экономическая (эффективность, конкурентоспособность), рыночная (ликвидность бизнеса, имущественного комплекса), производственная (техническая, технологическая, организационная), инвестиционная (инвестиционный потенциал), финансовая (платежеспособность, финансовая устойчивость), коммерческая (скорость оборачиваемости  активов), социальная (социальная стабильность коллектива), экологическая (уровень  охраны окружающей среды). Как видно, эффективность выведена на более  высокий уровень системного анализа  и более широкий диапазон свойств  системы. Г. Клейнер  классифицирует эффективность по составу подсистем (объектов), к которым применяется  понятие эффективности, выделяя  целевую (функциональную), технологическую (ресурсную) и экономическую эффективность. Под целевой (функциональной) эффективностью понимается степень соответствия функционирования исследуемой системы ее целевому назначению. Поскольку предприятие  представляет собой многофункциональный  объект и является объектом ожиданий со стороны многих социально-экономических  субъектов, понятие целевой эффективности  дробится в соответствии с разнообразием  этих субъектов и их точек зрения. Под технологической или ресурсной  эффективностью понимается степень  интенсивности использования ресурсов предприятия с точки зрения соотношения  между объемами выпуска различных  видов продукции, с одной стороны, и размерами затраченных ресурсов – с другой. Эта характеристика может измеряться в общем случае векторными показателями отдачи различных видов ресурсов или выпуска различных видов продукции в натуральном выражении на единицу затраченного ресурса. Понятие экономической эффективности некоторой подсистемы опирается на учет платежеспособного спроса, предъявляемого тем или иным рынком в соответствии с полезностью результата деятельности данной системы, и связанные с этим спросом равновесные (рыночные) цены. К показателям экономической эффективности относят обычно прибыль, добавленную стоимость, удельные затраты на единицу стоимости реализации продукции и т.п. Подобные классификации свидетельствуют о чрезвычайной сложности понятия «эффективность», о многокритериальности ее оценки по отношению к предприятию, производству и управлению. Они дают основание считать, что эффективность системы не выражается в виде функции только от эффективности подсистем. Поэтому, с одной стороны, при обосновании показателей эффективности деятельности предприятия следует стремиться к одновременному учету всей совокупности происходящих изменений с помощью обобщающего показателя, без которого невозможен системный процесс управления. С другой стороны, «эффективность предприятия должна оцениваться многокритериальным и многоуровневым образом, включая требования всех его контрагентов и самого предприятия как экономического субъекта, осуществляющего протяженное во времени объединение производственных, рыночных и инновационно-воспр-ных процессов» Эффективность экономистами понимается исключительно как степень доходности, выгодности, и соответственно, как относительный показатель, в числителе которого – результаты, а в знаменателе – затраты. Между тем, понятие эффективности – многогранное. Под эффективностью понимается степень фактического или ожидаемого результата требуемому (желаемому) т.е. степень достижения цели. Эффективность процесса – степень приспособленности к достижению цели. Эффективность системы – степень достижения цели. Различие между показателями качества и эффективности состоит в том, что показатели эффективности характеризуют процесс и эффект от функционирования системы, а показатели качества – пригодность системы для реализации ею своего предназначения. Рост эффективности имеет определенно социально-экономическую значимость, как на уровне национального хоз-ва в целом, так и на уровне отдельного предприятия: 1. за счет продукции с\х и переработки с/х сырья обеспечивается 99% подуктов питания, что свидетельствует о формировании продовольственной безопасности страны. 2. при использовании одних и тех же ресурсов можно воспроизвести большой объем продукции, тем самым повышая удовлетворение потребностей населения. 3. с эффективностью связан уровень рыночных цен на продукцию питания, и товаров, изготовленных из с/х сырья. В этой связи при относительно устойчивом спросе, рост объема и снижение затрат будет способствовать к снижению рыночных цен. 4. с ростом эффективности связан рост доходов с/х товаропроизводителей. Чем выше объем производства с более низкими затратами, тем большая часть дохода может быть направлена на повышение оплаты труда, соц. обустройства, на инновационные разработки и т.д. 5. рост эффективности производства (осбенно с/х) – это объективная необходимость, связанная с ограниченностью ресурсов (земельных, трудовых, финансовых).


Информация о работе Эффективность как экономическая категория