Экологические аспекты менеджмента качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 09:11, доклад

Описание

Эффективная система экологического менеджмента начинается с понимания того, как организация может взаимодействовать с окружающей средой Элементы деятельности организации, продукции и услуг, которые могут взаимодействовать с окружающей средой, называют экологическими аспектами. Примерами являются сбросы, выбросы в атмосферу, расходование или повторное использование материалов, а также шумовое воздействие. При внедрении системы экологического менеджмента организации следует идентифицировать экологические аспекты, которые она может контролировать и на которые она может влиять.
Изменения окружающей среды отрицательного или положительного характера, полностью или частично являющиеся следствием экологических аспектов, называют воздействиями на окружающую среду.

Работа состоит из  1 файл

экологические аспекты.docx

— 26.92 Кб (Скачать документ)

Возможные источники информации для определения экологических  аспектов и воздействий на окружающую среду

Возможными источниками  информации могут быть:

a) информационные документы общего характера, такие, как брошюры, каталоги и годовые отчеты;

b) технологические регламенты, карты процессов, планы качества и производства продукции;

c) отчеты по предыдущим аудитам, оценкам или анализам, таким, как оценка исходного экологического состояния или оценка жизненного цикла;

d) информация по другим системам менеджмента, таким, как системы в области качества или охраны здоровья и безопасности труда;

e) данные технических отчетов, опубликованных анализов или исследований, а также перечни токсичных веществ;

f) законодательные или другие требования, которые организация обязалась выполнять;

g) кодексы установившейся практики и международные политические документы, руководящие указания и программы;

h) данные о закупках;

i) спецификации (требования) на продукцию, данные о разработках продукции, сводки данных о безопасности материалов и химических веществ (M/CSDS) или данные о материальных и энергетических балансах;

j) перечни отходов;

k) данные мониторинга;

l) экологические разрешения или лицензии;

m) мнения или просьбы заинтересованных сторон или соглашения с ними;

n) отчеты по нештатным ситуациям и авариям.

Законодательные и другие требования

Общие указания - Законодательные  и другие требования

Организации следует разработать, внедрить и поддерживать процедуры  идентификации и обеспечения  доступа к законодательным и  другим требованиям, которые организация  обязалась выполнять и которые применимы к экологическим аспектам ее деятельности, продукции и услуг. Назначение таких процедур - дать возможность организации знать различные требования и определить, насколько они применимы к экологическим аспектам деятельности организации, продукции и услуг. Организации следует обеспечить, чтобы соответствующая информация о применимых законодательных и других требованиях, которые организация обязалась выполнять, была доведена до сведения всех лиц, работающих для организации или по ее поручению, таких, как подрядчики или поставщики, всех тех, кто несет ответственность в отношении выполнения организацией данных требований или предпринимает действия, которые могут повлиять на выполнение организацией этих требований.

Организации следует внедрить процесс, позволяющий прогнозировать появление новых требований или  изменять имеющиеся и обеспечить готовность к тому, чтобы предпринять  необходимые действия для сохранения соответствия. Также следует определять, как применимые законодательные  и другие требования, которые организация  обязалась выполнять, могут быть распространены на новые или модифицированные виды деятельности, продукции и услуг.

Для идентификации и актуализации информации о применимых законодательных  или других требованиях, которые  организация обязалась выполнять, могут использоваться различные  источники. Такие источники включают в себя источники всех уровней: правительственные  органы (властные структуры), промышленные или торговые ассоциации, коммерческие базы данных и публикации, профессиональные консультанты и услуги.

 Законодательные требования

Законодательными требованиями в контексте настоящего стандарта  являются требования или разрешения, относящиеся к экологическим  аспектам организации, устанавливаемые  правительственными органами (включая  международные, национальные, государственные, региональные и местные нормативные  документы) и имеющие юридическую  силу.

Законодательные требования могут быть установлены в различных  документах, таких, как:

a) законодательные акты, включая постановления и регламенты;

b) указы и директивы;

c) разрешения, лицензии или другие формы нормативных актов;

d) предписания, выпускаемые контрольными и надзорными органами;

e) решения судов или административных комиссий;

законы общегражданские  или местных органов власти;

g) договоры, конвенции и протоколы.

Для упрощения отслеживания законодательных требований организация  может создать, вести и актуализировать  реестр или перечень применимых законодательных  требований.

Организация может также  более широко рассматривать соответствие своей деятельности существующим законодательным  требованиям. Повышение репутации, конкурентные преимущества, прогнозирование  и влияние новых законодательных  требований, улучшение экологической  результативности или улучшение  взаимоотношений с общественными  организациями и надзорными органами могут представлять дополнительную значимость для организации.

 Прочие требования

В зависимости от обстоятельств  и потребностей организация может  взять на себя обязательства по добровольному  выполнению требований, не являющихся законодательными, которые применимы  к экологическим аспектам ее деятельности, выпускаемой продукции и предоставляемым  услугам. Такие дополнительные экологические  требования, если они применимы, могут  быть установлены в:

a) соглашениях с государственными органами;

b) соглашениях с потребителями;

c) указаниях необязательного характера;

d) добровольных принципах или кодексах установившейся практики;

е) правилах добровольной экологической маркировки или в соглашениях по сопровождению продукции;

f) требованиях торговых ассоциаций;

g) соглашениях с общественными группами или неправительственными организациями;

h) публичных заявлениях (обязательствах) организации или ее материнской компании;

i) требованиях корпорации к компании.

Некоторые из этих обязательств или соглашений могут распространяться не только на охрану окружающей среды. Поэтому в системе экологического менеджмента такие обязательства  или соглашения следует учитывать  только в той мере, в которой  они непосредственно касаются экологических  аспектов организации.

Организации следует идентифицировать и отслеживать другие требования, которые она обязалась выполнять. Для упрощения этого организация  может:

- идентифицировать эти  требования в своей экологической  политике, а также

- поддерживать актуализацию  скомпилированных требований в  виде перечня, реестра, базы  данных или в другом виде.

Информация о внутренних критериях результативности вместе с применимыми законодательными и другими требованиями, которые  организация обязалась выполнять, может помочь организации в разработке экологических целей и задач. Если законодательные и другие требования не существуют или их недостаточно для отражения потребностей организации, организация может разработать  и внедрить внутренние критерии результативности для удовлетворения своих потребностей. Примерами внутренних критериев  результативности являются ограничения  на виды и количество топлива или  опасных веществ, которые могут  быть использованы или использованием которых можно управлять. Примером внутренних критериев результативности являются ограничения на выбросы  в атмосферу, более жесткие по сравнению со значениями, установленными в законодательных требованиях.

Выполнение применимых законодательных  и других требований, которые организация  обязалась выполнять, является основным обязательством в системе экологического менеджмента. Это обязательство  должно найти отражение в процессе планирования системы экологического менеджмента и должно быть реализовано  при ее функционировании. Высшее руководство  должно периодически анализировать  адекватность системы экологического менеджмента в отношении ее результативности, включая отдельные компоненты, имеющие  отношение к выполнению данных требований.

Основные компоненты системы  экологического менеджмента, связанные  с обеспечением соответствия, представлены ниже в виде перечисления. Организации  следует разработать, внедрить и  поддерживать процессы, обеспечив их необходимыми ресурсами, чтобы быть в состоянии:

a) принять экологическую политику, которая включает в себя обязательство работать в соответствии с применимыми законодательными и другими требованиями, которые организация обязалась выполнять;

b) идентифицировать, обеспечить доступ и понимание законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять;

c) установить экологические цели и задачи, в которых будет учитываться необходимость обеспечения соответствия;

d) достигнуть цели и выполнять задачи, связанные с обеспечением соответствия, посредством:

- осуществления программ, в которых идентифицированы обязанности,  ответственность, процедуры, средства  и сроки достижения поставленных  целей и выполнения задач, связанных с обеспечением соответствия;

- управления операциями (включая процедуры, если они  требуются) для выполнения обязательства  по обеспечению соответствия, а  также для достижения целей  и выполнения задач, связанных  с обеспечением соответствия;

e) обеспечить, чтобы все лица, работающие для организации или по ее поручению, работа которых связана со значимым(и) экологическим(и) аспектом(ами) прошли соответствующее обучение в отношении применимых законодательных требований и других требований, которые организация обязалась выполнять, а также в отношении процедур, применяемых для выполнения этих требований, и последствий невыполнения применимых законодательных требований;

f) периодически оценивать соответствие деятельности применимым законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять;

g) идентифицировать любые случаи несоответствий или нарушений (а также потенциально возможных несоответствий или нарушений) и обеспечить незамедлительное принятие мер по идентификации, выполнению и отслеживанию выполнения корректирующих действий;

п) поддерживать и управлять записями о соответствии применимым законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять;

i) учитывать особенности обеспечения соответствия при проведении периодических аудитов системы экологического менеджмента , а также

j) рассматривать изменения, внесенные в применимые законодательные и другие требования, которые организация обязалась выполнять при анализе со стороны руководства .

Обязательство работать в  соответствии с установленными требованиями вселяет надежду, что организация  будет использовать системный подход для достижения и поддерживания  соответствия применимым законодательным  и другим требованиям, которые организация  обязалась выполнять.

 


Информация о работе Экологические аспекты менеджмента качества