Экономичекая мысль древности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 22:06, реферат

Описание

Регулировалась как первобытнообщинной традицией, так и государственной регламентацией. Экономические представления древних народов облеклись в форму экономического мышления лишь с появлением письменности. В письменных источниках той эпохи важное место отводилось вопросам укрепления натурального хозяйства, организации и управления государственным хозяйством, защите имущественных интересов частных рабовладельческих хозяйств и регламентации нарождавшихся товарно-денежныхотношений.

Содержание

Введение 3
2 Экономическая мысль Древнего Востока 4
3 Экономическая мысль древнего Египта 6
4 Экономическая мысль Месопотамии 7
5 Экономическая мысль Древней Индии 8
6 Экономическая мысль Древнего Китая 9
7 Заключение 11
8 Список Литературы

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 76.50 Кб (Скачать документ)
 

 

Содержание 

1 Введение 3
2 Экономическая мысль Древнего Востока 4
3 Экономическая мысль древнего Египта 6
4 Экономическая мысль Месопотамии 7
5 Экономическая мысль Древней Индии 8
6 Экономическая мысль Древнего Китая 9
7 Заключение 11
8 Список Литературы 12
 

 

Введение. 

 
История древневосточных  государств, возникших в IV тыс. до н. э. в Месопотамии, Египте, Китае позволяет изучить важнейший этап в развитии человечества - распад родового строя, возникновение классов и древних рабовладельческих обществ, создание государств, начало цивилизаций и экономики, как организованной сферы деятельности человека. 
 
Отделение скотоводства от земледелия, развитие сельского хозяйства и выделение из него ремесел, возникновение металлургии вызывали потребность в дополнительной рабочей силе. Ею становились главным образом пленные, которых обращали в рабство. Рост производства дал избыточный продукт, ставший объектом обмена. Появилась торговля, а затем и деньги. Родовая община постепенно распадается. Войны и торговля увеличивали имущественное расслоение. Возникает первое деление общества на классы - рабовладельцев и рабов. Для охраны интересов собственников, имущества, рабовладельцев и защиты от внешней опасности создаетсягосударство. 
 
Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, принимают форму деспотии - вся верховная власть принадлежит царю. Формально и вся земля в государстве принадлежала царю, но фактически значительная ее часть находилась в руках свободных людей - общинников, отстаивавших в борьбе с центральной властью за свои права на владение землями. 
 
 

 

 Регулировалась как первобытнообщинной традицией, так и государственной регламентацией. Экономические представления древних народов облеклись в форму экономического мышления лишь с появлением письменности. В письменных источниках той эпохи важное место отводилось вопросам укрепления натурального хозяйства, организации и управления государственным хозяйством, защите имущественных интересов частных рабовладельческих хозяйств и регламентации нарождавшихся товарно-денежныхотношений.  
 
В произведениях Древнего в странах Древнего Востока, экономическая жизнь имела натурально-хозяйственные для Востока проблемы экономики в целом не стали предметом научного анализа. Они, как правило, облекались в религиозную форму и были подчинены решению социальных и политических задач. В тоже время в них нашли отражение практические познания в области ведения хозяйства, были даны общие рекомендации по управлению государством, контролю за экономической деятельностью граждан.  
Основаэкономикитогопериодаземледелие.  Совершенствуются   методы  агрокультуры,   повышаются   урожаи,    строятсяирригационные  системы, становится   возможным   накопление   материальногобогатства.   Появляется   прибавочный    продукт,    человек    приобретает хозяйственную ценность, все в целом это приводит  к  возникновению  рабства, это порабощение неоплатных должников или порабощение военнопленных. 
 
Главная особенность восточного рабства заключается в масштабных хозяйственных функциях государства, обусловленных отчасти и объективными предпосылками. Так, создание ирригационной системы и контроль над ней требовали безусловного участия государственных органов в этой деятельности, в том числе в части правовых мер. Однако чрезмерное государственное регулирование натурального и не натурального по сути хозяйства, посредством регламентации сферы ссудных операций, торговли и долговой кабалы и ведущая роль в национальной экономике собственности государства стали теми критериями, в соответствии с которыми хозяйство восточных цивилизаций нередко называют азиатским способом производства. Таким образом, страны Древнего Востока  очень  рано пережили  экономический  подъем,   процесс   политического  объединения икультурный расцвет. Все это  и  послужило  основой  раннего развития   экономической  мыслиДревнего  Востока. 
 
                                   
 

 

2.Экономическая мысль древнего Египта. 
 

На примере  этой страны человечество располагает  двумя самыми ранними памятниками  экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных образований. Один из них датируется XXII столетием до нашей эры и им является некое послание, получившее название «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». В этом «Поучении» приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя так же важно, как и всякая другая сфера искусства. Отражением незавершенности классового деления в этом законе является то, что царь советует подбирать людей в государственный аппарат «по их делам». Далее такое уже недопустимо. Другой памятник датирован началом XVIII в. до н.э. и называется «Речение Ипусера», главная его идея — недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране гражданской войны. Впервые в мировой  истории  автор  доказывает,  что  социальное  неравенство вполне естественно, раз люди, как и деревья неравны  от  природы.   
 
 

 

 Попытка несколько ограничить развитие долгового  рабства,  не  обостряя противоречий общества,  была  предпринята  в  Вавилонии.  Появляется   КодексХаммурапи  (1792-1750   гг.   до   н.э.)  водворяющий справедливость и исключающий обиду слабого  со стороны  сильного.  Основныецели:  смягчить долговое  рабство, сохранить  военные  поселения, охрана фискальных резервов, военных контингентов. 
 В своде законов Хаммурапи была изложена система правовых норм, направленных на укрепление натурально-хозяйственных отношений, а также на всестороннее укрепление экономической власти государства. В частности, он содержал статьи защищавшие собственность граждан Вавилона, а также регламентирующие отношения аренды, найма рабочей силы, ростовщичества идолговогорабства.  
 Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю различной по своему объему, чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Операции с недвижимостью (продажа, залог земли, домов), торговля внутри страны, и особенно внешняя торговля, вызвали потребность создания банков, которые появились во II тыс. до н. э. Банки давали ссуды. Если материальное положение заемщика было устойчиво, он получалссудупод20-30%годовых.  
 Из кодекса Хаммурапи видно, что государство пыталось остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Законы в отличии от других восточных экономических трудов не имеют религиозного и морального характера. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы, где "сильный не притеснял бы слабого". Эти законы являются первой попыткой управлять экономической жизнью страны при помощи правовых норм. 
 

 

 
Выдающимся  письменным памятником, характеризующим  состояние хозяйства и экономическую  жизнь Древней Индии в IV- III вв., является трактат "Артхашастра", означающий в переводе учение («артха») о доходах («шастра»),  под которой понималось пополнение государственной казны. Его автором явился некий Каутилья (советник царя Чандрагупты I в конце IV в. до н.э.), возвещавший своему народу положения о трудовом происхождении богатства и необходимости регулирования процессов распределения торговой прибыли между купцами и государством. Именно государство, на его взгляд, обеспечивает охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и т.д Основным источником государственных доходов в трактате называются прибыль от царских хозяйств и различные налоги и пошлины. Важным источником обогащения государственной казны признается торговля, которая рассматривалась как объект государственной регламентации. В частности, фиксировалась норма торговой прибыли, устанавливалась "справедливая" рыночная цена, дифференцировались издержки производителей и купцов в цене товара в размере 5 и 10% соответственно от цены товара местного и иностранного происхождения.  
 
Развитие экономической мысли отразилось в литературно-религиозных памятниках. В их числе знаменитые "Законы Ману", составлявшиеся на протяжении ряда столетий. Они содержат богатый материал о социально-экономических условиях Индии III тысячелетия до н.э., выражают устами жрецов (брахманов) экономические взгляды рабовладельцев. "Законы Ману" — это свод предписаний, ниспосланных людям "божественным законодателем". В них устанавливались формы превращения свободного человека в раба (даса), закреплялось его бесправное положение в обществе. "Законы Ману" отразили существование наследственных каст. Обоснованная в них брахманская концепция экономической политики отводила существенную роль государству, на которое возлагалось обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, эксплуатация свободного населения и другие хозяйственные обязанности.

 
Наиболее зрелой в  истории  Древнего  Востока  оказалась  экономическая мысльКитая.Основные  проблемы  экономическоймысли:  вмешательство государства  в  экономическую   жизнь   (чрезмерное),проблема  государственных монополий,  проблему  взаимоотношений  рабства  и общины, вопросы финансовойполитики,торговли.

Столкновение  двух тенденций в социально-экономической  жизни Китая: стремление сохранить  патриархально-общинные начала, с одной  стороны, рост и укрепление позиций рабовладения – с другой, борьба стоявших за ними классов, длительное время определяли важнейшую проблематику экономической мысли Древнего Китая. Большой остроты достигала проблема взаимоотношения натурального и товарного хозяйства. 
Конфуций одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция. 
Экономические воззрения Конфуция были противоречивы. Идеализация старины, закрепление патриархально-общинных отношений уживались у него с разработкой правил, регулирующих отношения рабов и рабовладельцев. Конфуций искал пути достижения социального «равенства» при сохранении рабовладельческих порядков, сглаживания классовых конфликтов. Конфуцианство обосновывало консерватизм общественного устройства, утвердившийся на долгие годы в китайском обществе. Конфуцианство нашло свое развитие во взглядах Мэн-цзы, который однако был против ужесточения рабовладельческого гнета, ратовал за восстановление общинного землевладения, выступал в защиту общины и экономических интересов крестьян. Одним из знаменательных памятников истории экономических идей в Китае является трактат «Гуань-цзы», относящийся к 4 – 3 векам до н.э. В целях укрепления экономического положения крестьян, неизвестные авторы этого трактата предлагали изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен и т.д. 

Особенностью "Гуань-цзы" является глубокое понимание  работы рыночного механизма и способов его регулирования:понимание роли рынка в достижении равновесия,механизма спроса и предложения,идеи регулирования рынка через государственные закупки и продажи,а также черезвыпускденег.Теоритическимипротивниками  (выступающими  проводниками  реформ)  были леггисты, тесно связанные с рабовладельцами и зажиточным крестьянством.  Это течение нашло свое отражение в реформах Шан-Яна,  министра  княжества  Цинь.  Онипроводилисьпримернов 350г.дон.э.  и  приобрели  характер  аграрного переворота, провозгласив частную собственность на землю с разрешением купли-продажи земельных участков.  Основные идеилеггистов: 
 1. Сильное государство, накопление богатства только  в  государственной казне (обогащение частных лиц угрожает узурпацией власти). 
 2.Ироничноеотношениек  бесплодным  умствованиям,  книжной  учености,ремеслуиторговле,считаяправомерными  лишь  земледелие  и  военное  дело.  (Страх перед  торговлей,  потому  что  она  подрывает  устои   натурального  хозяйства, именно отсюда берется воспевание земледелия). 
 3.  Народ   противопоставлен   государству,   слабость   народа сила государства. 
    Леггисты:  монополия  государства  укрепление  финансов,  внутреннее спокойствие государства, преодоление власти торговцев. 

Информация о работе Экономичекая мысль древности