Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:05, курсовая работа
Центральное направление мирового развития в 21 веке – глобализация, Три основных вектора, под воздействием которых проходило развитие мира, это геополитика, геоэкономика и геостратегия.[1] До второй половины 20 века на первом месте находилась геополитика. Геополитика влияла на изменение географических границ государств, для достижения своих целей государства применяли военные методы воздействия, силой захватывая необходимые им территории. Главными игроками в геополитике являются различные государства, военные блоки союзных государств, преследующие схожие цели.
Введение.
Общее понятие экономической безопасности.
Экономика России с точки зрения экономической безопасности.
Военно-экономическая безопасность.
Внутриэкономическая безопасность.
Внешнеэкономическая безопасность.
Необходимые меры для повышения экономической безопасности России.
Заключение.
Список литературы.
ФЗ «О соглашении о разделе продукции» интенсифицирует политику массированного наращивания объёмов экспорта энергоносителей и других ресурсов из России. На основе массированного наращивания нефтедобычи и переброски сырой нефти за рубеж проблемы российской экономики только увеличиваются. Хуже того, при удвоении экспорта за 1994 – 1998 годы Россия потеряла 70% своего промышленного потенциала и внутреннего рынка, оказавшись в сети финансовой зависимости от мировой олигархии.
В этом законопроекте скрыта проблема амортизационного фонда, хотя в нефтедобыче она составляет 30% затрат на производство и впятеро превышает долю расходов на зарплату.
За прошлый год думой принято несколько законов об отнесении богатейших российских нефтегазовых месторождений к закону «О соглашении о разделе продукции».
2.3.Внешнеэкономическая
Проблемы ближнего и дальнего зарубежья.
Основной проблемой
На данный момент против России действует 55 антидемпинговых постановлений по различным видам продукции. Некоторые из них были введены вполне обоснованно, т.к. с либерализацией внешнеэкономической деятельности российские предприятия стали выходить на рынок с товаром по демпинговым ценам, конкурируя не только с местными поставщиками, но и между собой. Чего опытные иностранные компании давно себе не позволяют, справедливо полагая, что ценовые войны могут только ухудшить положение всех без исключения игроков на рынке.
Часть антидемпинговых мер
была введена без реального
Рынок продукции с высокой добавленной стоимостью давно жёстко поделён между различными иностранными компаниями. Нас достаточно легко пускают только на сырьевые рынки, т.к. продажа необработанного сырья выгодна странам импортёрам.
Например, мы по бросовым ценам
торговали и продолжаем торговать
со скандинавскими странами лесом и
пиломатериалами. А затем покупаем
у них дорогие мебельные
В частности, торговать сырой российской нефтью убыточно для страны в целом. По расчётам РАН, расходы на добычу сибирской нефти обходятся в 8 долларов за баррель, тогда как в Саудовской Аравии эта цифра составляет 1,5 доллара. При одинаковых ценах на мировом рынке нефтедобывающие компании Саудовской Аравии значительно более рентабельны, чем российские нефтедобытчики.
Поэтому предложения Андрея Илларионова, установить ставку отсечения в 12 долларов за баррель, а остальное перечислять в фонд будущих поколений означает банкротство для наших нефтяников. А ведь это советник президента по экономике.
Для повышения прибыльности добычи нефти её надо подвергать глубокой переработке, развивать химическую промышленность.
Кстати, свыше 80% производственных мощностей глубокой нефтепереработки России находилось на территории Чеченской республики.
В этом году произошло реформирование импортных таможенных пошлин, для простоты работы таможенников оставили всего 4 ставки: 5, 10, 15, и 20%. По величине среднего таможенного тарифа, составляющем примерно 11%, Россия является одним из лидеров в мировой практике по открытости рынка. Видимо, правительство считает, что нашим внутренним производителям не хватает здоровой конкуренции со стороны зарубежных производителей.
Мало того, нас вдруг стали настойчиво приглашать в ВТО, вступление в которую, по словам иностранцев существенно увеличит торговые возможности России. Однако членство некоторых государств в ВТО не отменяет некоторые антидемпинговые меры со стороны США против них.
Почему именно сегодня, когда в США всё сильнее проявляются признаки глубокой рецессии, нас зовут в ВТО. Неужели американцы решили улучшить жизнь российских производителей и пустить их на свой рынок?
Вряд ли. Когда у американцев
падает внутренний спрос, они ищут новые
рынки сбыта за рубежом. Так на
саммите стран Латинской
Серьёзной проблемой ближнего зарубежья является одностороннее возмещение НДС Россией соседям по СНГ. В то время как российским производителям НДС практически не возвращается, и их экспортная продукция облагается двойным налогообложением сначала в России, затем в станах импортёрах.
3.Необходимые меры для
повышения экономической
Разница в размерах прямых
зарубежных инвестиций в экономику
Китая и России свидетельствует
о разнице отношения
Почему по дешёвке? Потому
что в России на сегодняшний день
практически нулевая
Надо честно признать, что экономический курс был навязан извне. Ведь как показала практика, практически у всех крупных развивающихся стран, пользующихся советами и помощью МВФ и других международных организаций, созданных и выражающих интересы США и их союзников, развиться до уровня «большой семёрки» не удалось. Более того, внешняя задолженность таких стран как Мексика, Аргентина и Бразилия сегодня сопоставима с российской задолженностью. Хотя они гораздо дольше, чем Россия пытаются вытянуть свою экономику из долгов за счёт экспорта.
Значит, можно надеяться только на собственные силы. А скрытые резервы имеются, ведь по разным оценкам из страны утекло за последние годы только в денежной форме от 150 до 350 млрд. долларов.
Ниже перечислены некоторые меры, способствующие укреплению экономической безопасности.
Государство должно взять управление развитием экономики на себя, ведь США при проповедовании либерализации в других странах у себя дома проводит очень жёсткую политику по импортным тарифам, защите собственного рынка, поддержке производителей сельскохозяйственной продукции. И именно государство своим госзаказом и рядом других мер вытянуло экономику США из депрессии 30-х годов и пытается то же самое сделать в настоящий момент.
Ни в коем случае нельзя сейчас вступать в ВТО, более сильные зарубежные конкуренты просто задавят российских производителей. Необходимо провести ещё одну реформу таможенных тарифов, с целью защиты собственных производителей, а не открытия рынка для проникновения иностранных компаний.
Важной задачей является
восстановление связей со странами Варшавского
договора и странами СНГ, необходимо
вернуть рынки сбыта для
Необходимы жёсткие меры, препятствующие нелегальному вывозу капитала за границу.
Фондовый рынок, в своей сегодняшней форме сильно зависит от спекулятивной игры нерезидентов. Это своего рода казино. Необходимо сделать российский рынок более конкурентоспособным, его архитектуру менее искажённой, ввести наконец, налоговые стимулы для инвестиций в ценные бумаги и начать создание «финансовой площадки «Россия»». Упор следует делать на развитие рынка корпоративных облигаций с большим сроком обращения.
В ближайшее время ожидается спад мировой экономики, поэтому необходимо развивать внутренний российский рынок, повышать платёжеспособность населения.
Следует повысить эффективность управления собственностью – и в частном, и в государственных секторах. Не приватизировать за копейки рентабельные государственные предприятия, как это происходит сейчас. А увольнять тех менеджеров, которые это советуют.
Необходимо провести полное
расследование приватизации крупнейших
российских предприятий с тем, чтобы
приватизированные с крупными нарушениями
предприятия, неэффективно управляемые
настоящими хозяевами национализировать,
а по эффективным предприятиям с
прозрачной финансовой структурой урегулировать
все небольшие нарушения
Уменьшить существующий перекос национальной экономики в пользу экспортно ориентированного сектора экономики путём размещения масштабных государственных заказов в ВПК, атомную, машиностроительную, авиационную и авиакосмическую, химическую и фармацевтическую, электронную промышленность, и ряд других направлений, обеспечивающих создание товаров с высокой добавочной стоимостью. Необходимо обеспечить максимальную прозрачность всего инвестиционного процесса, для постоянного мониторинга и контроля.
Создавать налоговые льготы для предприятий, кооперирующихся в своей деятельности с предприятиями из других регионов. Причём делать это умнее, чем созданная льгота для малого бизнеса в виде отмены НДС для предприятий с квартальным оборотом меньше одного миллиона рублей. После этого другие предприятия просто отказались работать с льготниками, вследствие невозмещения государством НДС.
Пересмотреть план рестуктуризации РАО «ЕЭС», в настоящем виде ведущий только к кратному повышению цен на электроэнергию, разрыву единого энергетического пространства и растаскиванию наиболее экономически выгодных электростанций в собственность менеджмента и крупных зарубежных энергокомпаний.
Всеми мерами увеличивать благосостояние населения, через повышение заработной платы бюджетникам, признание государством долга перед гражданами и предприятиями, амнистия по долгам последних.
Построение государственной политики в области взаимодействия с национальными ТНК, путём приобретения в них блокирующего пакета за предоставление государством техники, земельных участков и определённой инфраструктуры.
Заключение.
Основной компонент
В данной работе дана попытка
описания части наиболее серьёзных
проблем экономической
Метод решения тактических задач – это форма в лучшем случае топтания на месте, в худшем – отхода назад. В выборе экономического пути развития не стоит так слепо идти на поводу у представителей потенциального противника – ТНК, МВФ, ЕБРР, экономистов разного уровня типа Андрея Илларионова.
Пора становиться эффективными собственниками своей страны, своего народа. Времени на метания больше нет, сегодня или никогда.
Список литературы.
Б.Кузык, Стратегия развития: задачи перехода к геоэкономической модели. «Российский экономический журнал» №3, 2000 г.
В.Сенчагов, О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. «Вопросы экономики» №1, 1995 г.
Л.Абалкин, Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. «Вопросы экономики» №12, 1994 г.
«Россия – АТР. Проблема
валютного регулирования и
А.Галиев, Оборонная инициатива, «Эксперт» №40, 2000 г.
А. Хазбиев, Миль под колпаком. «Эксперт» №41, 2000 г.
А. Галиев, Авиапром располовинили, «Эксперт» №19, 2001 г.
Э.А. Грязнов, КТНК в России. Позиции крупнейших в мире транснациональных корпораций в российской экономике. Москва, ООО «Инфограф» 2000 г.
Н. Архангельская, Оборона безопасности, «Эксперт» №44, 2000 г.
«Экономическая безопасность», под ред. Академика В.К. Сенчагова, Москва ЗАО «Финстатинформ», 1998 г.
Инвестиционный рейтинг российских регионов. «Эксперт» №41, 2000 г.
Т. Заславская, Реальна ли демократическая переориентация нашей экономики. ЭКО, №7 1997 г.
П. Савченко, М. Фёдорова, Е. Шелкова, Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России. «Российский экономический журнал» №7, 2000 г.
А. Галиев, Необходимо, но не достаточно, «Эксперт» №11, 2001 г.
М.П. Тодаро, «Экономическое развитие», Москва, «Юнити» 1997 г.
ВВП ведущих стран мира, «Эксперт» №10, 2001 г.
А. Ивантер, Пробуждение, «Эксперт» №1-2, 2001 г.
Н. Конарев, К чему приведёт железнодорожное раздробление железнодорожного комплекса страны? «Российский экономический журнал» №5, 1998 год.
О. Власова, Сделка века, «Эксперт» №42, 2000 г.
О. Власова, П. Власов, В связи с окончанием контракта. «Эксперт» №21, 2001 г.
А.П. Градов , «Национальная экономика», 1997 г.