Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:07, контрольная работа
Экономическая безопасность - часть общей системы национальной безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики. Ее развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства.
1. Экономическая безопасность как неотъемлемая часть национальной безопасности……………………………………………………… …
1.1. Понятие и сущность экономической безопасности ………………
1.2. Концепция национальной безопасности ………………………….
1.3. Критерии и показатели экономической безопасности национальной
экономики…………………………………………………………..
2. Практические аспекты, определение финансового положения предприятия……………………………………………………..
2.1. Модель прогнозирования вероятности банкротства акционерного общества закрытого типа или организации, акции которой не котируются на рынке………………………………………
2.2. Определение финансовой устойчивости организации………
2.3. Деловая активность………………………………………………
Приложение……………………………………………………………..
Список литературы
Содержание
1. Экономическая
безопасность как неотъемлемая часть
национальной безопасности………………………………………………
1.1. Понятие и сущность экономической безопасности ………………
1.2. Концепция национальной безопасности ………………………….
1.3. Критерии и показатели экономической безопасности национальной
экономики………………………………………………………
2. Практические
аспекты, определение финансового положения
предприятия…………………………………………………
2.1. Модель прогнозирования вероятности банкротства акционерного общества закрытого типа или организации, акции которой не котируются на рынке………………………………………
2.2. Определение
финансовой устойчивости
2.3. Деловая активность………………………………
Приложение……………………………………………………
Список литературы
1. Экономическая безопасность как неотъемлемая часть национальной безопасности
1.1. Понятие
и сущность экономической безопасности
Экономическая
безопасность - часть общей системы национальной
безопасности страны. Она затрагивает
практически все стороны жизни государства,
общества, экономики. Ее развитие необходимо
рассматривать в общем контексте формирования
системы национальной безопасности государства.
С распадом
системы государственной безопасности
СССР была утрачена концептуальная, стратегическая
и институционально-
Политические, социально-экономические,
геополитические и международные изменения,
происходящие в ходе реформирования постсоциалистического
экономического пространства, носят фундаментальный
характер и затрагивают весь комплекс
отношений и структур в области национальной
и международной безопасности. Если рассматривать
их долговременные стратегические аспекты,
то объективно складываются следующие
элементы формирующейся в условиях перехода
к рыночной экономике новой парадигмы:
- переход в системе международных отношений
от концепции баланса сил к концепции
баланса интересов;
- движение от идеологии и структур национальной
безопасности конфронтационного типа
в сторону моделей, основанных на отношениях
партнерства и равноправного международного
сотрудничества;
- дополнение принципа защиты территории
принципом обеспечения безопасности личности.
Концепция
национальной безопасности нового демократического
суверенного великого государства начала
складываться сразу после распада СССР.
В 1992 г. был принят закон Российской Федерации
«О безопасности», определивший ее базовые
понятия и элементы. В нем были сформулированы
понятия безопасности, жизненно важных
интересов, выявлена триада основных объектов
безопасности (личность, общество, государство).
В качестве основного субъекта обеспечения
безопасности названо государство, действующее
в этой области через органы законодательной,
исполнительной и судебной ветвей власти.
Угрозы безопасности определены как совокупность
условий и факторов, создающих опасность
жизненно важным интересам личности, общества,
государства. Разделены реальные и потенциальные
угрозы объектам безопасности, исходящие
от внутренних и внешних источников опасности.
В законе определено,
что безопасность обеспечивается проведением
единой государственной политики в этой
области, системой мер экономического,
политического, организационного и иного
характера, адекватно отражающих угрозы
жизненно важным интересам личности, общества,
государства в целом.
В качестве основных принципов обеспечения
безопасности законом от 1992 года
определены:
- законность;
- соблюдение баланса жизненно
важных интересов личности, общества,
государства; взаимная ответственность
личности, общества, государства по обеспечению
безопасности;
- интеграция
с международными системами безопасности.
Необходимо
отметить, что попытки сформировать новую
парадигму государственной безопасности,
в первые годы становления суверенной
России, базировались на романтических
и в некоторой степени примитивных представлениях
об отсутствии реальных вызовов и угроз
в современном мире. Игнорировались факты
ожесточенной международной экономической
конкуренции, конфликтность и противоречивость
современной мировой системы, где столкновение
сил и интересов не затухает, но меняет
свои конфигурации. Попытки выстроить
реальную политику на основе концепции
баланса интересов, моделей партнерства
и международного сотрудничества, принципов
защиты прав человека и безопасности личности
при идеализации данных положений и отсутствии
необходимых ресурсов и механизмов для
защиты собственных национальных интересов
привели к серьезной сдаче геополитических
и геоэкономических позиций страны.
В то же время
возник целый шлейф принципиально новых
и опасных угроз, как в политической, так
и в экономической сферах. Поэтому работа
над формированием новой парадигмы национальной
безопасности России не прекращалась.
С середины
1994 г. под эгидой созданного и набравшего
необходимый государственный авторитет
Совета безопасности начинается разработка
концепции экономической безопасности,
которая была обнародована в начале 1995
г. как Государственная стратегия экономической
безопасности Российской Федерации (Основные
положения) и введена в действие Указом
Президента Российской Федерации от 29.04.96
г. № 608.
В период 1995-1997
гг. был уточнен ряд принципиальных положений
объявленной ранее парадигмы национальной
безопасности. Разработанная система
включает определение концепции национальной
безопасности как опорной конструкции,
непосредственно связанной с национальной
идеей, национальными ценностями и традициями,
вековыми интересами населения и государства.
На базе этой концепции и сформировалась
стратегия национальной безопасности,
в которой отражаются фундаментальные
цели, приоритеты, весь комплекс жизненно
важных интересов страны. Временные горизонты,
охватываемые стратегией, простираются
на период до 50 лет.
Руководствуясь
концепцией и стратегией, государство
и его соответствующие органы получили
возможность разрабатывать долгосрочные
прогнозы и программы обеспечения национальной
безопасности по основным направлениям
их реализации через проведение политики
национальной безопасности. Новая Концепция
национальной безопасности утверждена
Указом Президента Российской Федерации
от 17 декабря 1997 г. № 1300 .
Концепция национальной безопасности
Российской Федерации исходит из перспектив
многополярного мира, в котором наряду
с военно-силовыми факторами возрастает
роль экономических, политических, научно-технических,
экологических и информационных условий.В
Концепции учитывается, что в настоящее
время обостряется международная конкуренция
за обладание природными, технологическими,
информационными ресурсами, рынками сбыта.
При этом баланс позитивных и негативных
сторон нынешней фазы становления многополярного
мира подвижен, что повышает уровень требований
к здравому смыслу в политике и экономике.
В Концепции
признано, что, хотя в целом влияние России
на решение кардинальных вопросов международной
жизни за годы реформирования снизилось,
страна имеет все предпосылки для того,
чтобы поддержать и упрочить свои позиции
великой державы, занимающей особое место
на евроазиатском континенте и способной
обеспечить процветание своего народа,
играть важную роль в мировых процессах.
Об этом свидетельствует мощный ресурсный,
культурный и интеллектуальный потенциал
России, ее уникальное геостратегическое
положение в Евразии, усиление основ демократической
государственности и многоукладной экономики.
Несмотря на все политические и социально-экономические
потрясения последних 10 лет, Россия сохраняется
как многоукладное государство, имеющее
многовековую историю и культуру, четко
очерченные интересы и традиции.
Концепция
впервые ввела в лексикон официальных
документов понятие национальных интересов,
предложила их достаточно полное определение,
дала комплексную систематизацию возможных
и реальных угроз, определила основные
контуры, институты и механизмы защиты
национальной безопасности страны.
В Концепции
четко сформулировано, что национальные
интересы России в области экономики являются
ключевыми. В связи с этим комплексное
решение проблем, связанных с реализацией
национальных интересов России, возможно
только на основе устойчивого функционирования
многоотраслевого хозяйства высокотехнологичного,
способного обеспечить ведущие отрасли
экономики качественным сырьем, армию
- вооружением, население и социальную
сферу - предметами потребления и услугами,
внешнюю торговлю - конкурентоспособными
товарами.
В новой редакции
Концепции национальной безопасности,
принятой Указом Президента Российской
Федерации от 10 января 2000 г. № 24, учтены
последние веяния времени, определение
национальных интересов развернуто по
их основным направлениям, более современно
и подробно прописаны угрозы и механизмы
защиты национальной безопасности.
В частности
отмечается, что в сфере экономики, угрозы
носят комплексный характер и обусловлены
существенным сокращением внутреннего
валового продукта, снижением инвестиционной,
инновационной активности и научно-технического
потенциала, стагнацией аграрного сектора,
разбалансированием банковской системы,
ростом внешнего и внутреннего государственного
долга, тенденцией к преобладанию в экспортных
поставках топливно-сырьевой и энергетической
составляющих, а в импортных поставках
- продовольствия и предметов потребления,
включая предметы первой необходимости
и медикаменты.
Ослабление
научно-технического и технологического
потенциалов страны, сокращение исследований
на стратегически важных направлениях
научно-технического развития, отток за
рубеж специалистов, ученых и интеллектуальной
собственности угрожают России утратой
передовых позиций в мире, деградацией
наукоемких производств, усилением внешней
технологической зависимости и подрывом
обороноспособности.
Негативные
процессы в экономике в значительной степени
лежат в основе сепаратистских устремлений
ряда субъектов Российской Федерации,
что ведет к усилению политической нестабильности,
нарушению единого экономического пространства
и ослаблению его важнейших составляющих
- производственно-
Экономическая
дезинтеграция, социальная дифференциация
общества, девальвация духовных ценностей
способствует усилению напряженности
во взаимоотношениях регионов и федерального
центра, представляя собой угрозу федеративному
устройству и социально-экономическому
укладу Российской Федерации.
Особую остроту
приобретает угроза криминализации общественных
отношений. Росту преступности и коррупции
способствуют серьезные просчеты, допущенные
на начальном этапе проведения реформ
в экономической, военной, правоохранительной
и иных областях государственной деятельности.
Последствия этих просчетов проявляются
в ослаблении правового контроля ситуации
в стране, в сращивании отдельных элементов
исполнительной и законодательной ветвей
власти с криминальными структурами, проникновении
последних в сферу управления банковским
бизнесом, крупными производствами торговыми
организациями и товаропроводящими сетями.
Угрозу национальной
безопасности создают и глубокое расслоение
общества на узкий круг богатых и преобладающую
массу малообеспеченных граждан, увеличение
удельного веса населения, живущего за
чертой бедности, рост безработицы .
Основными
задачами в области обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации в
настоящее время признаны:
- своевременное прогнозирование и выявление
внешних и внутренних угроз национальной
безопасности;
- реализация оперативных и долгосрочных
мер по предупреждению нейтрализации
внутренних и внешних угроз;
- обеспечение суверенитета и территориальной
целостности страны, безопасности ее приграничного
пространства;
- подъем экономики и уровня жизни населения,
проведение независимого и социально
ориентированного экономического курса;
- преодоление научно-технической и технологической
зависимости страны от внешних источников;
- обеспечение на всей территории государства
личной безопасности человека и гражданина,
соблюдение его конституционных прав
и свобод;
- совершенствование системы государственной
власти, федеративного и местного самоуправления,
законодательства всех уровней;
- формирование гармоничных межнациональных
отношений;
- неукоснительное соблюдение законодательства
всеми гражданами, должностными лицами,
государственными органами, политическими
партиями, общественными и религиозными
организациями;
- равноправное и взаимовыгодное сотрудничество
со всеми государствами мира;
- подъем и поддержание на достаточно высоком
уровне оборонного потенциала государства.
Важнейшими
задачами во внешнеэкономической деятельности
являются:
- создание благоприятных условий для
международной интеграции российской
экономики;
- расширение рынков сбыта российской
продукции;
В условиях
либерализации внешней торговли и обострения
конкуренции на мировом рынке товаров
и услуг необходимо усилить защиту интересов
от отечественных товаропроизводителей.
Важнейшее значение приобретает проведение
сбалансированной кредитно-финансовой
политики, нацеленной на поэтапное сокращение
зависимости страны от внешних кредитных
заимствований и укрепление ее позиций
в международных финансово-экономических
организациях. В целях усиления роли государства
в регулировании деятельности иностранных
банковских, страховых и инвестиционных
компаний следует ввести определенные
и обоснованные ограничения на передачу
в эксплуатацию зарубежным компаниям
месторождений стратегических природных
ресурсов, телекоммуникаций, транспортных
и товаропроводящих сетей. Эффективные
меры должны быть приняты также в сфере
валютного регулирования и контроля в
целях создания условий для прекращения
расчетов в иностранной валюте на внутреннем
рынке и предотвращения бесконтрольного
вывоза капитала.
Основными
направлениями обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации во
внутриэкономической деятельности следует
считать:
- правовую поддержку реформ и создание
эффективного механизма контроля за соблюдением
законодательства страны;
- усиление государственного регулирования
в экономике;
- принятие необходимых мер по преодолению
последствий экономического кризиса,
сохранение и развитие научно-технического,
технологического и производственного
потенциалов, переход к экономическому
росту при снижении вероятности техногенных
катастроф, повышение конкурентоспособности
отечественной промышленной продукции,
подъем благосостояния населения.
Переход к высокоэффективной
и социально ориентированной рыночной
экономике должен осуществляться путем
постепенного формирования оптимальных
механизмов организации производства
и распределения товаров и услуг в целях
максимально возможного роста благосостояния
общества и каждого гражданина.
На первый план
выдвигаются задачи, связанные с устранением
деформаций в структуре российской экономики,
с обеспечением опережающего роста производства
наукоемкой продукции и продукции высокой
степени переработки, с поддержкой отраслей,
составляющих основу расширенного воспроизводства,
обеспечением полной занятости населения.
Существенное
значение имеют усиление государственной
поддержки инвестиционной и инновационной
активности; принятие мер по созданию
устойчивой банковской системы, отвечающей
интересам реальной экономики; облегчение
доступа предприятий к долгосрочным кредитам
на финансирование капитальных вложений,
реальная помощь государства, реализация
целевых программ структурной перестройки
промышленности. Как
никогда ранее, самыми приоритетными становятся
задачи по опережающему развитию конкурентоспособных
отраслей и производств, расширению рынка
наукоемкой продукции. В целях их решения
должны быть приняты меры, стимулирующие
передачу новых военных технологий в гражданское
производство, введен механизм выявления
и развития прогрессивных технологий,
повышающих конкурентоспособность российских
предприятий на мировом рынке.
Важное значение
имеет концентрация финансовых и материальных
ресурсов на приоритетных направлениях
науки и техники, оказание поддержки ведущим
научным школам, ускоренное формирование
научно-технического задела и национальной
технологической базы, привлечение для
этих целей частного капитала, в том числе
путем организации фондов и использования
грантов, реализация программ первоочередного
развития территорий, обладающих высоким
научно-техническим потенциалом, защита
государством интеллектуальной собственности
внутри страны и за рубежом, расширение
общедоступной сети научно-технической
и коммерческой информации, создание равных
условий для роста и повышения конкурентоспособности
предприятий независимости от формы собственности,
в том числе поощрение частного предпринимательства
во всех сферах, где это способствует росту
общественного благосостояния, прогрессу
науки и образования, духовному и нравственному
развитию членов общества, защите прав
потребителя.
Таким образом,
обеспечение экономической безопасности
является принципиально важным в целях
укрепления государства, реального обеспечения
социальных гарантий, развития механизмов
коллективной ответственности и демократического,
социального партнерства.
1.3. Критерии
и показатели экономической безопасности
национальной экономики
Существует тесная взаимосвязь экономической
безопасности с системой национально-государственных
интересов. Именно через категорию национально-государственных
интересов сплетаются воедино проблемы
экономического потенциала и экономической
мощи государства: состояние генофонда
нации, предпосылки и условия ее физического
здоровья и социально-культурного процветания;
геополитические и геоэкономические позиции
страны в современном мире.
На первых этапах
российских экономических реформ вопрос
об их соответствии национально-государственным
интересам России, к сожалению, не ставился.
Рыночные реформы сами по себе считались
приоритетом номер один, проблемы вариантов
их проведения игнорировались.
Национально-государственные
интересы можно определить как круг жизненно
важных интересов всех этнических и социальных
групп общества, которые:
Экономическая
безопасность означает надежную, обеспеченную
всеми необходимыми средствами и институтами
государства (включая силовые структуры
и спецслужбы) защищенность национально-государственных
интересов в сфере экономики от внутренних
и внешних угроз,экономических ущербов
.
Состояние
экономической безопасности оценивается
перечнем параметров, критериев и индикаторов,
определяющих пороговые значения функционирования
экономической системы. Как свидетельствует
опыт многих зарубежных стран, за пределами
этих значений система теряет способность
к динамичному саморазвитию и конкурентоспособность
на внутреннем и внешнем рынках, становится
объектом экспансии инонациональных и
транснациональных монополий, в ней усиливается
коррупция и криминалитет.
Виды экономической
безопасности определяются в зависимости
от сфер и отраслей экономической деятельности
и соответствующих рынков. В реальном
секторе экономики речь идет в первую
очередь о производственно-
Энергетические
проблемы современной экономики требуют
выделения в самостоятельный вид энергетической
безопасности. Это связано как с ограниченностью
и дороговизной источников энергии, так
и с конкурентной борьбой за контроль
над этими ресурсами между предприятиями-производителями
энергоносителей и энергопроводящими
сетями. Сегодня энергетическая политика
во всех регионах мира глобализируется
и превращается в один из главных объектов
геополитического и геоэкономического
планирования. Инфляционная безопасность
выражается в росте цен. Но она, как правило,
связана с общей сбалансированностью
финансовых потоков и равновесием в экономике.
Рост цен может отражать конъюнктуру на
финансовых рынках, рынках валюты, состояние
бюджетного, торгового и платежного балансов
страны. Поэтому общий инфляционный потенциал
экономики, складывающийся в результате
всей совокупности факторов, часто говорит
о финансовой безопасности вообще, частными
проявлениями которой и являются инфляционная,
валютная и другие подвиды, связанные
с бюджетом, банками, рынками ценных бумаг.
Самостоятельный
вид образует внешнеэкономическая безопасность,
обусловленная взаимодействием национальной
и мировой экономик, внутренних и внешних
рынков. Она проявляется в конкурентоспособности
отечественных экспортеров, внутренних
производителей, экономики в целом, отражается
в показателях внешней торговли в структуре
ВВП; в результатах годовых платежных
и торговых балансов; в динамике и структуре
внешнеторгового оборота.
Возрастающую
роль в современной экономике играет интеллектуальная
безопасность. Обеспечение безопасности
в этой области должно достигаться с помощью
патентной защиты, таможенного регулирования.
Еще один вид
экономической безопасности - информационная
безопасность, особая роль информации
и информационных технологий в организации
современных рынков, бизнеса.
Мир пока продолжает
жить по законам баланса сил, а не согласования
интересов. В настоящее время колоссальную
роль играют вызовы, идущие от глобализации
мировой экономики. Глобализация - процесс
объективный, о нем сейчас говорится много,
и он оценивается неоднозначно. Без сомнения,
надо развести понятия объективной глобализации
и той парадигмы, по которой она сегодня
вполне регулируемо, развивается под патронажем
США и их геополитических партнеров. Процесс
глобализации идет в русле неолиберальной
парадигмы, он носит целенаправленный
характер и отражает интересы ключевых
субъектов глобальной экономики. Это моноцентричная
глобализация, которая в интересах ведущих
западных держав и транснациональных
капиталов стремится ликвидировать национальные
и даже региональные (геополитические)
границы.
Однако надо иметь в виду, что экономическое
развитие не терпит монопольного доминирования.
России важно
выработать собственное видение своего
места в глобализации, выстроить соответствующие
геостратегические концепции глобализации.
Без концепции и активной внешнеэкономической
и политической работы страна непременно
выдвинется на периферию современного
мирового экономического пространства.
Отдельного рассмотрения требует вопрос
о субъектной структуре глобальной экономики.
Для этого необходимо проанализировать:
- процесс объединения национальных государств
в интеграционные союзы;
- транснациональные капиталы, транснациональные
корпорации (ТНК) и банки как их организационно-правовые
формы;
- международные экономические институты
регулирования и координации.
Экономически
развитые государства и их различные интеграционные
образования активно содействуют деятельности
транснациональных корпораций, происхождение
или базирование которых так или иначе
связано с соответствующими национальными
интересами экономического, дипломатического,
а часто и военно-политического характера.
Эти государства, будучи наиболее влиятельными
членами МВФ, ВТО, МБ и других международных
экономических институтов, оказывают
решающее воздействие на их деятельность.
Международные экономические институты
в свою очередь, с одной стороны, демонстрируют
финансово-экономическую многостороннюю
поддержку политики западных держав и
прежде всего США; с другой стороны, активно
формируют институциональные основы нового
экономического миропорядка, в котором
доминируют транснациональные капиталы
и международные финансовые рынки.
Вопрос о том, на какой платформе возможно
развитие глобализации и как сочетать
современный глобализм с идеями многополюсного
мира, интересами национальных государств,
отдельных регионов, остается открытым.
В условиях
образования новых мегасубъектов мировой
экономики и геополитики новых центров
силы, их иерархий и балансов складываются
совершенно особые, ранее не проявлявшиеся
реалии функционирования национальных
государств. Государство становится сильным
и ответственным субъектом сохранения
национальных интересов страны перед
лицом современных региональных союзов
и интеграции, ТНК, наднациональных органов
международного планирования, регулирования,
координации. От понимания этого зависит
его место в новых мировых иерархиях, способность
защиты политического и экономического
суверенитета, его воздействие на международные
и внутриполитические процессы. Для России
это вдвойне актуально в силу ее совершенно
особого геополитического и геостратегического
положения, своеобразия исторического
периода, переживаемого страной.
Национально-государственные
интересы ведущих стран мира, конкурентные
позиции национальных экономик или их
интеграционных союзов, корпоративные
интересы транснациональных компаний
продолжают оставаться важнейшими приоритетами
и мотивами действий в международных отношениях.
Добровольный
отказ России от преимуществ и выгод положения
второй сверхдержавы мира, одностороннее
уклонение от мирового соперничества
в геополитических и геоэкономических
системах координат в первые годы реформирования
не столько обеспечило «возвращение в
мировое сообщество», сколько понизило
статус страны до уровня региональной
державы в мировом сообществе. Утверждение
России в качестве полноправного члена
мирового сообщества, формирование свободных
от конфронтации отношений с ведущими
странами Запада, ее вхождение в международные
экономические организации должны происходить
без какого-либо ущемления ее национально-государственных
интересов, параллельно с восстановлением
ее статуса мировой экономической державы.
Все, что противодействует данной стратегии,
чревато угрозами и ущербами для экономической
безопасности страны. Политика реформ
также должна находиться в русле данной
стратегии.
Содержание
экономической безопасности раскрывается
через ее ключевые понятия, связанные
категориями угроз и параметров, критериев
и индикаторов экономической безопасности.
Методологический ключ к классификации
угроз экономической безопасности содержится
в Государственной стратегии экономической
безопасности (Основные положения).
1. Увеличение имущественной дифференциации
населения подрывает социальный мир и
общественное согласие. Относительный
баланс социальных интересов может быть
нарушен в результате:
- расслоения общества на узкий круг богатых
и преобладающую массу бедных, не уверенных
в своем будущем людей;
- увеличения доли бедных слоев населения
в городе по сравнению с деревней, что
создает социальную и криминальную напряженность
и почву
для широкого распространения относительно
новых для России негативных явлений -
наркомании, организованной преступности,
проституции и т. д.;
- роста числа безработных, что может привести
к социальным конфликтам;
- задержки выплаты заработной платы, пенсий,
пособий, остановки предприятий и т. д.
2. Деформированность структуры российской
экономики обусловлена такими факторами,
как:
- усиление топливно-сырьевой направленности
экономики;
- отставание разведки запасов полезных
ископаемых от их добычи;
- низкая конкурентоспособность продукции
большинства отечественных предприятий;
- свертывание производства в жизненно
важных отраслях обрабатывающей промышленности,
прежде всего в машиностроении;
- снижение результативности, расширение
технологического единства научных исследований
и разработок, распад сложившихся научных
коллективов и на этой основе подрыв научно-технического
потенциала России;
- завоевание иностранными фирмами внутреннего
рынка России по многим видам товаров
народного потребления и медикаментов;
- приобретение иностранными фирмами российских
предприятий в целях вытеснения отечественной
продукции как с внешнего, так и с внутреннего
рынков;
- рост внешнего долга России и связанное
с этим увеличение расходов бюджета на
его погашение.
3. Угрозу неравномерности социально-экономического
развития регионов обусловливают такие
важнейшие факторы, как:
- объективно существующие различия в
уровне социально-экономического развития
регионов, наличие депрессивных, кризисных
и отсталых в социально-экономическом
отношении районов на фоне структурных
сдвигов в промышленном производстве,
сопровождающихся резким уменьшением
доли обрабатывающих производств;
- нарушение производственно-
- увеличение разрыва в уровне производства
национального дохода на душу населения
между отдельными субъектами Российской
Федерации.
4. Причинами криминализации общества и
хозяйственной деятельности стали:
- рост безработицы, поскольку значительная
часть преступлений совершается лицами,
не имеющими постоянного источника дохода;
- сращивание части чиновничества государственных
органов с организованной преступностью,
возможность доступа криминальных структур
к управлению определенной долей производства
и их проникновение в различные властные
образования;
- ослабление системы государственного
контроля, что всегда приводит к расширению
деятельности криминальных структур на
внутреннем финансовом рынке, в сфере
приватизации, экспортно-импортных операций
и торговли .
Предотвращение
или смягчение последствий действия угроз
экономической безопасности требует четкого
определения и постоянного мониторинга
факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической
системы государства.
В теоретическом
плане проблема параметров, критериев
и индикаторов (показателей) экономической
безопасности во многом связана с результатами
функционирования экономики в целом. Соответственно
на первый план выдвигаются макроэкономические
показатели.
Параметрами
макроэкономической деятельности принято
называть те переменные, которые характеризуют
тот или иной вариант макроэкономической
политики государства (политика регулирования
спроса либо предложения; в рамках политики
регулирования спроса - кредитно-денежная
политика валютного курса, бюджетно-налоговая,
таможенная политика).
В области кредитно-денежной
политики — это количество денег в обращении,
реальные деньги (денежная масса, соотнесенная
с ростом цен), динамика денежной массы,
скорость денег в обращении, процентные
ставки. В области бюджетно-налоговой
политики - это налоговые ставки, количество
налогов, правительственные расходы, правительственные
субсидии, величина бюджетного дефицита.
Эти параметры могут быть весьма жесткими
в критические периоды экономического
развития. Жесткость кредитно-денежной
политики связана с ограничением денежного
предложения, бюджетно-налоговой - с ограничением
правительственных расходов, уровнем
налогообложения.
Обычно различные виды макроэкономической
политики альтернативны по степени жесткости:
к примеру, мягкая кредитно-денежная и
жесткая бюджетно-налоговая, или наоборот.
Удвоенная жесткость политики приводит
к тому, что экономика испытывает двойной
шок, и в рамках регулирования спроса трудно
уравновесить его последствия.
К сожалению, такое положение сложилось
на старте рыночных реформ в России. Сверхжесткая
политика денежного предложения, с последствиями
которой страна не может справиться до
сих пор, проводилась параллельно со сверхжесткой
бюджетно-налоговой политикой, в ходе
которой беспрецедентный взлет налогового
бремени сочетался с единовременным сбросом
правительственных расходов. Игнорирование
в процессе подбора параметров макроэкономической
политики соображений экономической безопасности
и привело к тому, что за 10 лет реформ страна
не преодолела последствия системного
кризиса.
Наиболее эффективно
результаты функционирования экономики
оцениваются тремя общими экономическими
критериями: инфляцией, экономическим
ростом (спадом), безработицей. На базе
этих критериев рассчитываются показатели
темпов инфляции, экономического роста
(спада), уровня безработицы. Это исходные
параметры, на основе которых с различной
степенью детализации и учета разнообразных
факторов макроэкономической динамики
можно развернуть достаточно представительную
систему показателей.
Целесообразно
использовать и такие индикаторы, как
процентные ставки, данные важнейших балансов
(госбюджета, торгового, платежного), величина
внутреннего госдолга, внешняя задолженность.
Следует подчеркнуть, что игнорирование
стандартных зависимостей параметров
экономической политики, пороговых критериев
безопасности, показателей экономической
динамики в конечном счете и привело к
событиям августа 1998 г., когда страна оказалась
фактически в состоянии финансового дефолта.
На основе
перечисленных критериев формируется
примерный перечень параметров пороговых
значений экономической безопасности,
по которым можно отслеживать ее состояние
и динамику, оказывать управляющее воздействие.
В этот перечень целесообразно включить
показатели, которые в наибольшей степени
отражают агрегированные позиции:
- динамику и структуру валового внутреннего
продукта, объемы и темпы
промышленного производства, отраслевую
и региональную структуру хозяйства и
динамику отдельных отраслей, капитальные
вложения и т. д.;
- состояние природно-ресурсного, производственного
и научно-технического потенциалов страны;
- способность хозяйственного механизма
адаптироваться к меняющимся
внутренним и внешним факторам (темпы
инфляции, дефицит государственного бюджета,
воздействие внешнеэкономических факторов,
стабильность национальной валюты, внутренняя
и внешняя задолженность и т. п.);
- степень развития финансово-бюджетной
и кредитной систем;
- качество жизни населения (валовой внутренний
продукт на душу населения), уровень безработицы
и дифференциации доходов, обеспеченность
основных групп населения материальными
благами и услугами, состояние окружающей
среды и т. п.
Таким образом,
существует целый ряд количественных
и качественных индикаторов, позволяющих
объективно и комплексно оценить уровень
обеспечения экономической безопасности
не только страны в целом, но и каждого
региона. Решение проблемы обеспечения
экономической безопасности России становится
одной из важнейших задач государства.
Само понятие экономической безопасности
подразумевает состояние защищенности
экономических и социальных интересов
граждан. А обеспечение этой защищенности
– основная функция государства. Анализ
факторов, определяющих уровень экономической
безопасности страны, предполагает комплексный
учет всех аспектов социально – экономической
жизни населения, выявляет угрозы интересам
граждан, помогает в разработке программ
по устранению этих опасных эффектов.
2. Практические аспекты, определение финансового положения предприятия.
2.1.Модель
прогнозирования
вероятности банкротства
акционерного общества
закрытого типа
или организации,
акции которой
не котируются
на рынке.
Z5
Z5
Вывод: вероятность
банкротства высокая, т.к. Z5=1,04
2.2
Определение финансовой
устойчивости организации.
Для экспресс - оценки используются упрощенная формула:
Оборотные активы |
На начало года- 190409
На конец года-
193099
Таблица№1: Расчет типа финансовой ситуации
№п.п. | Показатели | На начало периода | На конец периода | Отклонения |
1 | Общая величина запасов (ЗЗ) | 119176 |
122066 |
2890 |
2 | Наличие собственных оборотных средств (СОС) | 70906 |
72554 |
1648 |
3 | Функционирующий капитал (ФК) | 78728 |
79629 |
901 |
4 | Общая величина источников (ОВИ) | 158190 |
138906 |
-19284 |
5 | Фс=СОС-ЗЗ | -48270 | -49512 | -1242 |
6 | Фф=ФК-ЗЗ | -40448 | -42437 | -1989 |
7 | Фо=ОВИ-ЗЗ | 39014 | 16840 | -22174 |
8 | Трехкомпонентный
показатель типа финансовой ситуации S= S(Ф)= |
не устойчивое состояние | не устойчивое состояние | х |
Таблица №2: Сводная таблица показателей по типам финансовых ситуаций
Показатели |
Тип финансовой ситуации | |||
Абсолютная устойчивость | Нормальная устойчивость | Неустойчивое состояние | Кризисное состояние | |
S | S | S | S | |
Фс | Фс | Фс | Фс | Фс |
Фф | Фф | Фф | Фф | Фф |
Фо | Фо | Фо | Фо | Фо |
Вывод: неустойчивое
финансовое состояние, которое сопряжено
с нарушением платежеспособности, но
при котором сохраняется
2.3.
Деловая активность
Таблица №3: Общие показатели оборачиваемости активов
№п.п. | Наименование коэффициента | Способ расчета | Пояснения |
1 | Коэффициент общей
оборачиваемости капитала( |
О1= | Отражает скорость оборота всего капитала организации |
2 | Коэффициент оборачиваемости мобильных средств | О2= | Показывает скорость оборота всех оборотных средств организации |
3 | Коэффициент отдачи внеоборотных активов | О3= | Показывает
эффективность использования |
4 | Фондоотдача | О4= | Показывает
эффективность использования |