Экономическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 19:10, реферат

Описание

Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны.
Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны
1.1. Роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны
1.2. Понятие и сущность экономической безопасности
1.3. Концепция национальной безопасности
Глава 2. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики
Глава 3. Анализ основных показателей экономической безопасности России
3.1. Валовой внутренний продукт
3.2. Демографические показатели
3.3. Индикаторы уровня жизни населения
3.4. Энергетическая безопасность
3.5. Внешнеэкономическая деятельность
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

экономическая безопасность.doc

— 496.00 Кб (Скачать документ)

      низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

      свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

      снижение результативности, расширение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

      завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления и медикаментов;

      приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынков;

      рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3.              Угрозу неравномерности социально-экономического развития регионов обусловливают такие важнейшие факторы, как:

      объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в социально-экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих производств;

      нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

      увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4.              Причинами криминализации общества и хозяйственной деятельности стали:

      рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

      сращивание части чиновничества государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной долей производства и их проникновение в различные властные образования;

      ослабление системы государственного контроля, что всегда приводит к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли[12].

Предотвращение или смягчение последствий действия угроз экономической безопасности требует четкого определения и постоянного мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

В теоретическом плане проблема параметров, критериев и индикаторов (показателей) экономической безопасности во многом связана с результатами функционирования экономики в целом. Соответственно на первый план выдвигаются макроэкономические показатели.

Параметрами макроэкономической деятельности принято называть те переменные, которые характеризуют тот или иной вариант макроэкономической политики государства (политика регулирования спроса либо предложения; в рамках политики регулирования спроса -  кредитно-денежная политика валютного курса, бюджетно-налоговая, таможенная политика).

В области кредитно-денежной политики — это количество денег в обращении, реальные деньги (денежная масса, соотнесенная с ростом цен), динамика денежной массы, скорость денег в обращении, процентные ставки. В области бюджетно-налоговой политики - это налоговые ставки, количество налогов, правительственные расходы, правительственные субсидии, величина бюджетного дефицита. Эти параметры могут быть весьма жесткими в критические периоды экономического развития. Жесткость кредитно-денежной политики связана с ограничением денежного предложения, бюджетно-налоговой - с ограничением правительственных расходов, уровнем налогообложения.

Обычно различные виды макроэкономической политики альтернативны по степени жесткости: к примеру, мягкая кредитно-денежная и жесткая бюджетно-налоговая, или наоборот. Удвоенная жесткость политики приводит к тому, что экономика испытывает двойной шок, и в рамках регулирования спроса трудно уравновесить его последствия.

К сожалению, такое положение сложилось на старте рыночных реформ в России. Сверхжесткая политика денежного предложения, с последствиями которой страна не может справиться до сих пор, проводилась параллельно со сверхжесткой бюджетно-налоговой политикой, в ходе которой беспрецедентный взлет налогового бремени сочетался с единовременным сбросом правительственных расходов. Игнорирование в процессе подбора параметров макроэкономической политики соображений экономической безопасности и привело к тому, что за 10 лет реформ страна не преодолела последствия системного кризиса.

Наиболее эффективно результаты функционирования экономики оцениваются тремя общими экономическими критериями: инфляцией, экономическим ростом (спадом), безработицей. На базе этих критериев рассчитываются показатели темпов инфляции, экономического роста (спада), уровня безработицы. Это исходные параметры, на основе которых с различной степенью детализации и учета разнообразных факторов макроэкономической динамики можно развернуть достаточно представительную систему показателей.

Целесообразно использовать и такие индикаторы, как процентные ставки, данные важнейших балансов (госбюджета, торгового, платежного), величина внутреннего госдолга, внешняя задолженность.

Следует подчеркнуть, что игнорирование стандартных зависимостей параметров экономической политики, пороговых критериев безопасности, показателей экономической динамики в конечном счете и привело к событиям августа 1998 г., когда страна оказалась фактически в состоянии финансового дефолта.

На основе перечисленных критериев формируется примерный перечень параметров пороговых значений экономической безопасности, по которым можно отслеживать ее состояние и динамику, оказывать управляющее воздействие. В этот перечень целесообразно включить показатели, которые в наибольшей степени отражают агрегированные позиции:

      динамику и структуру валового внутреннего продукта, объемы и темпы
промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и т. д.;

      состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов страны;

      способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и т. п.);

      степень развития финансово-бюджетной и кредитной систем;

      качество жизни населения (валовой внутренний продукт на душу населения), уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и т. п.[13]

 

Таким образом, существует целый ряд количественных и качественных индикаторов, позволяющих объективно и комплексно оценить уровень обеспечения экономической безопасности не только  страны в целом, но и каждого региона.

Для анализа состояния экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели (индикаторы), сколько их пороговые значения, т.е. те предельные величины, несоблюдение которых приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности[14].

                                                                                                                             Таблица 2
Показатели экономической безопасности РФ

Показатели

Пороговые значения

Фактическое состояние

Соотношение фактических и пороговых значений

Объем ВВП на душу населения, в % от среднемирового

100%

25%

0,25

Доля в промышленном производстве обраба- тывающей промышленности

70%

50%

0,71

Доля в промышленном производстве маши- ностроения

20%

15%

0,75

Объем инвестиций, в % от ВВП

25%

13%

0,60

Расходы на научные исследования, в % от ВВП

2%

0,5%

0,25

Доля новых видов продукции в объеме вы- пускаемой продукции (машиностроение)

6%

2,6%

0,43

Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума (сентябрь 1996 г.)

7%

20%

0,29

Продолжительность жизни населения

70 лет

64 года

0,91

Разрыв между доходами 10% самых высоко- доходных и 10% самых низкодоходных групп населения

8 раз

12,9 раз

0,62

Уровень преступности (количество преступ- лений на 100 тыс. населения)

5 тыс.

6 тыс.

0,83

Объем наличной иностранной валюты, в % от объема наличных рублей

25%

100%

0,25

Доля импорта во внутреннем потреблении, всего,

30%

53%

0,56

в том числе продовольствия

25%

30%

0,83

Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму

1,5 раза

5 раз

0,3

 

Приведенные в таблице пороговые значения уровней экономической безопасности РФ применительно к началу ХХI века, к сожалению, мало изменились. Если оценивать уровень государственного долга, ослабление научно-технического потенциала, разрушение индустриальных основ национальной экономики, региональную экономическую дезинтеграцию, резкую дифференциацию в доходах и нарастание безработицы, возникновение чрезвычайных ситуаций, утечку финансовых средств за рубеж, то по этим показателям экономическая безопасность РФ продолжает снижаться.

Практически не улучшается положение дел в осуществлении структурной перестройки народно-хозяйственного комплекса, в разработке и реализации новой инвестиционной и промышленной политики. Снятие угрозы деградации народного хозяйства непосредственно связано с использованием в этих целях потенциала оборонных отраслей промышленности. Здесь по-прежнему сосредоточено высококачественное оборудование, передовые технологии и лучшие специалисты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Анализ основных показателей экономической безопасности России

 

3.1. Валовой внутренний продукт

 

Одним из основных показателей экономической безопасности страны является валовой внутренний продукт – совокупная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории за определенный период времени (за год). Принято различать номинальный ВВП  - стоимость всех произведенных товаров и услуг в экономике в данный период, исчисленная в ценах этого периода, и реальный ВВП – это стоимость всех произведенных в экономике товаров и услуг в данный период, исчисленная в ценах фиксированного базового года[15]. То есть более объективным критерием роста национальной экономики является второй показатель. Рассмотрим данный показатель в динамике (табл. 3).

Таким образом, мы видим устойчивую положительную динамику изменения реального ВВП на протяжении последних лет. Средний показатель за эти годы – 6,9 %. Например, для стран, которых мы традиционно считаем развитыми – Германия, Япония, Франция и др., такой показатель в последние годы недостижим. Однако не стоит забывать в какой экономической «яме» мы оказались в 90 – годы. Наш условный потолок роста находится намного дальше, нежели у этих стран. В соответствии с этим и была поставлена задача президентом перед правительством – удвоение ВВП к 2010 году, для этого необходим ежегодный прирост 7,2%.                                                                         

Таблица 3

Динамика реального объема произведенного ВВП
в % к предыдущему году[16]

 

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Раздел A

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

105.5

103.0

101.1

103.8

102.6

108.5

Раздел B

Рыболовство, рыбоводство

103.4

101.2

102.8

104.4

100.6

97.2

Раздел C

Добыча полезных ископаемых

110.8

107.9

100.5

96.7

97.3

100.4

Раздел D

Обрабатывающие производства

109.5

106.7

106.0

107.3

108.1

101.2

Раздел E

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

101.6

102.0

101.2

105.7

100.4

101.0

Раздел F

Строительство

113.0

110.3

110.5

111.8

113.7

113.2

Раздел G

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

113.2

109.2

109.4

114.1

112.5

108.4

Раздел H

Гостиницы и рестораны

101.3

105.9

109.7

108.5

114.9

110.3

Раздел I

Транспорт и связь

107.2

110.9

106.2

109.7

103.4

107.4

Раздел J

Финансовая деятельность

109.6

109.9

111.9

110.3

112.5

106.6

Раздел K

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

103.0

102.8

112.5

110.2

119.5

110.8

Раздел L

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

99.5

104.5

96.9

102.6

103.9

103.6

Раздел M

Образование

100.9

100.4

100.4

100.5

101.2

100.7

Раздел N

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

96.1

101.1

101.7

101.5

102.7

100.6

Раздел О

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

100.0

112.4

102.4

108.7

107.4

104.2

 

Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества

107.5

114.1

106.9

111.2

112.6

106.8

 

Итого добавленная стоимость по видам экономической деятельности
(в основных ценах)

107.4

106.8

105.9

107.4

107.8

105.6

 

Чистые налоги на пpодукты

105.9

110.0

109.4

109.1

109.6

105.5

 

Валовой внутренний продукт
(в рыночных ценах)

107.3

107.2

106.4

107.7

108.1

105.6

Информация о работе Экономическая безопасность