Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 16:15, творческая работа
Работа содержит презентацию по дисциплине "Экономика"
Экономическая дипломатия современной России
Участие
МИД России в деятельности
международных экономических,
финансовых и торговых
организаций
Международные
экономические, финансовые и торговые
организации.
Универсальные
организации
Региональные
организации
Торгово-экономические
организации
Финансовые
организации
Отраслевые
организации
Прочие
организации
Отраслевые
организации
Торгово-экономические
организации
Финансовые
организации
Универсальные
торгово-экономические
ОРГАНИЗАЦИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
И РАЗВИТИЯ
ОЭСР - международная экономическая
организация. Конвенция о ее создании
была подписана в Париже 14 декабря 1960 г.
и вступила в силу 30 сентября 1961 г. после
ратификации всеми государствами-участниками.
Предшественницей ОЭСР была Организация
европейского экономического сотрудничества,
созданная 16 апреля 1948 г. для восстановления
экономики стран Западной Европы в соответствии
с планом Маршалла.
В настоящее время членами ОЭСР являются
30 государств: Австралия, Австрия, Бельгия,
Великобритания, Венгрия, Германия, Греция,
Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия,
Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды,
Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия,
Республика Корея, Словакия, США, Турция,
Чехия, Швейцария, Швеция, Финляндия, Франция,
Япония. России предоставлен статус наблюдателя
в ряде комитетов и рабочих групп Организации.
На долю стран ОЭСР, в которых проживает
менее 20% населения земного шара, приходится
около 55% мирового ВВП.
Основной задачей ОЭСР является анализ
состояния экономики государств-членов
и выработка рекомендаций по совершенствованию
экономического регулирования на макроэкономическом
и отраслевом уровнях. В рамках Организации
определяются перспективы развития крупнейших
стран мира, разрабатываются пути решения
возникающих экономических проблем, которые
впоследствии кодифицируются в международных
соглашениях и договорах. В связи с этим
ОЭСР фактически является органом координации
социально-экономической политики ведущих
индустриальных стран.
В рамках ОЭСР действует специальный механизм сотрудничества со странами с переходной экономикой – Центр по сотрудничеству со странами-нечленами. До последнего времени ОЭСР являлась своего рода "закрытым клубом" индустриальных стран. Учитывая просьбы со стороны целого ряда стран, Совет ОЭСР на своей сессии 2-3 июня 1993 г. принял принципиальное решение о возможности вступления в Организацию новых членов и ее взаимодействии с заинтересованными государствами. Однако для вступления страна-кандидат должна соответствовать ряду условий: достаточно высокий уровень рыночных отношений, открытость экономики, ее либерализация.
Указанное решение создало возможности и для начала переговорного процесса по подготовке Декларации о сотрудничестве России с ОЭСР.
8 июня 1994 г.
в ходе очередной сессии
Документы создали официальную основу для развития отношений между Россией и Организацией и открыли возможности для освоения в интересах российских экономических преобразований уникального опыта ОЭСР в вопросах экономического регулирования.
В частности, ОЭСР обязалась оказывать содействие России в переходе к рыночной экономике, включая разработку и осуществление рыночных преобразований на макроэкономическом и отраслевом уровнях, создание институтов и инструментов рыночной экономики.
РОССИЯ И ВСЕМИРНАЯ
ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
В 1992 г. Российская Федерация унаследовала
от бывшего СССР статус наблюдателя в
Генеральном соглашении по тарифам и торговле
(ГАТТ), предоставленный СССР в мае 1990 г.
В июне 1993 г. Правительство Российской
Федерации подало официальное заявление
о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве
полноправного участника. 16 июня 1993 г.
Советом представителей ГАТТ в соответствии
с установленной процедурой образована
Рабочая группа (РГ) по присоединению России
к ГАТТ. В связи с образованием в 1995 г. Всемирной
торговой организации (ВТО), включающей
ГАТТ в качестве своей составной части,
в декабре 1994 г. в Секретариат ВТО было
передано официальное заявление Правительства
Российской Федерации о присоединении
России к ВТО. Решением Генерального совета
ВТО Рабочая группа по присоединению России
к ГАТТ была преобразована в Рабочую группу
по присоединению России к ВТО, председателем
которой в настоящее время является С.Йоханнессон
(Исландия), участниками - 61 член ВТО (ЕС
как один).
В августе 2008 г. была распространена очередная
консолидированная версия проекта Доклада
РГ по присоединению России к ВТО. Последнее
официальное многостороннее обсуждение
представленного доклада состоялось в
конце сентября – начале октября 2010 г.
Процесс присоединения подошел к финальной
стадии. В основном завершена работа по
приведению российского законодательства
в соответствие с нормами ВТО. На двусторонних
переговорах осталось ограниченное число
проблем.
В рамках переговоров о присоединении
России к ВТО выделяются следующие четыре
основные направления
- Переговоры по тарифам и услугам завершены практически со всеми странами-членами РГ. Только Грузия отозвала подписанные в 2004 году двусторонние протоколы.
- В области сельского хозяйства переговоры ведутся по уровню внутренней поддержки, объемам экспортных субсидий и использованию специальных защитных мер. Россия отстаивает такие параметры, которые не нанесут ущерб национальному аграрному сектору как непосредственно после присоединения к ВТО, так и в перспективе. Однако ведущие сельхоз экспортеры, в первую очередь страны Кернской группы во главе с Австралией, пока не принимают наши предложения.
- Вопросы системного характера будут зафиксированы в виде обязательств России в Докладе РГ по всему комплексу соглашений ВТО. В частности, это вопросы, касающиеся регулирования общих режимов экспорта и импорта, выполнения соглашений по зонам свободной торговли, свободным экономическим зонам, техническим барьерам, санитарным и фитосанитарным мерам и т.д.
- Присоединение к ВТО в условиях действующего Таможенного союза. В июне 2009 г. в ходе очередного заседания Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав правительств были согласованы предложения по этапам и срокам формирования единой таможенной территории, исходя из начала функционирования Таможенного союза с 1 января 2010 г. и завершения всех необходимых процедур до 1 июля 2011 г. В сентябре 2009 г. Комиссией таможенного союза были согласованы директивы единой делегации на проведение переговоров по присоединению к ВТО. Таким образом, по вопросам, входящим в компетенцию Таможенного союза, переговоры будет вести единая переговорная группа. Остальные проблемы наши страны продолжат обсуждать с партнерами по индивидуальным Рабочим группам в двустороннем формате.
В декабре 2009 г. страны-члены РГ были проинформированы о намерении России, Белоруссии и Казахстана присоединяться в рамках имеющихся мандатов Рабочих групп, то есть в качестве отдельных государств.
КОНФЕРЕНЦИЯ ООН ПО
ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИЮ (ЮНКТАД)
Конференция ООН по торговле и развитию
(ЮНКТАД) создана в 1964 г. как постоянная
межправительственная структура и является
органом Генеральной Ассамблеи ООН. Основными
задачами ЮНКТАД являются содействие
развитию международной торговли и добросовестной
конкуренции, установлению благоприятного
инвестиционного климата в развивающихся
странах и странах с переходной экономикой,
оказание им технического содействия
в данных областях. ЮНКТАД представляет
собой универсальный глобальный форум
для комплексного рассмотрения проблематики
международной торговли и развития, связанных
с ней вопросов инвестиций, финансов, задолженности,
передачи технологий и выработки соответствующих
резолюций, которые имеют рекомендательный
характер. Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются
соответствующие многосторонние соглашения
и конвенции.
Мандат Организации предписывает ей также
выступать с конструктивными подходами,
рекомендациями и политическими инициативами
по аналогичным вопросам, рассматриваемым
другими международными организациями
(прежде всего ВТО). При этом ЮНКТАД призвана
играть ведущую роль в формировании консенсуса
по новым вопросам повестки дня в области
международной торговли, прежде всего
по тем из них, которые имеют последствия
для развивающихся стран и стран с переходной
экономикой, в содействии адаптации указанных
государств к новым торговым условиям
и интеграции в мировую торговую систему.
ЮНКТАД является инициатором разработки
идеи Всеобщей системы преференций, вопросов
торговли услугами, исследований по проблематике
тарифной эскалации, торговли Юг-Юг, «утечки
мозгов» и др. Многие идеи Конференции,
например, особый и дифференцированный
режимы для развивающихся стран, вошли
в арсенал ГАТТ/ВТО.
В условиях,
когда Российская Федерация еще
не вступила в ВТО и ведет переговоры
о присоединении к ней, ЮНКТАД
остается практически единственным
глобальным международным форумом,
в рамках которого Россия может обсуждать
вопросы международной торговли
с учетом своих интересов. Важность
участия в работе этой организации
определяется для нас и тем, что
реализация экономических реформ ставит
перед Россией ряд проблем, имеющих
аналоги в международной
Россия последовательно
отстаивает принципиальную линию на
незыблемость мандата ЮНКТАД и сохранение
универсального характера ее деятельности,
противодействуя попыткам отвести
Организации вспомогательную
Универсальные финансовые организации
МВФ
Международный
Валютный Фонд является межправительственной
финансово-кредитной организацией, имеющей
статус специализированного учреждения
ООН. МВФ учрежден решением Бреттон-Вудской
конференции в 1944 г. Практическую деятельность
Фонд начал с 1 марта 1947. Штаб-квартира
расположена в г.Вашингтон (США). Членами
МВФ в настоящее время являются 186 государств.
Директор-распорядитель – Доминик Стросс-Кан
(гражданин Франции). Основными задачами
МВФ являются поддержание стабильности
мировой финансовой системы, содействие
устойчивости валютных курсов и равновесию
платежных балансов, а также развитие
международного сотрудничества в валютно-финансовой
сфере.
Всемирный банк
- один из крупнейших в мире финансовых
институтов, предоставляющих средства
на цели развития. В его задачи входит
оказание помощи развивающимся странам
в преодолении бедности, модернизации
экономики и инфраструктуры, создании
условий для устойчивого
Высшим руководящим органом Всемирного
банка является Совет управляющих, в котором
каждая страна представлена одним управляющим
и одним заместителем управляющего (как
правило, это министры финансов, экономики
или руководители центральных банков).
Встречи Советов управляющих, на которых
принимаются стратегия и программа деятельности
Банка, проводятся не реже одного раза
в год.
Оперативное руководство Всемирным банком
осуществляет Совет директоров, который
подчиняется Совету управляющих. В его
составе 24 исполнительных директора, пять
из которых назначаются государствами-членами,
обладающими крупнейшими пакетами акций
(США, Япония, Германия, Франция и Великобритания),
а остальные избираются от групп стран.
Группа Всемирного банка состоит из пяти
тесно связанных между собой учреждений,
в число которых входят Международный
банк реконструкции и развития (МБРР),
Международная ассоциация развития (МАР),
Международная финансовая корпорация
(МФК), Многостороннее агентство по гарантированию
инвестиций (МАГИ) и Международный центр
по урегулированию инвестиционных споров
(МЦУИС).
ВСЕМИРНЫЙ БАНК
1. Создание. МБРР создан в июле 1944
г. на международной валютно-финансовой
конференции в г.Бреттон-Вудс (США), начал
свою деятельность в 1945 г. Имеет статус
специализированного учреждения ООН.
Штаб-квартира - г. Вашингтон (США). Президент
- Джеймс Вулфенсон (США), в сентябре 1999г.
был переизбран на второй пятилетний срок
(истекает в мае 2005 г.). С 1 июня 2005 г. новым
Президентом Банка назначен Пол Вулфовиц.
2. Цели: оказание помощи в реконструкции
и развитии экономик стран-членов путем
поощрения капиталовложений на производственные
цели; поощрение частных и иностранных
инвестиций посредством предоставления
гарантий или участия в займах и инвестициях
частных кредиторов; содействие перспективному
сбалансированному росту международной
торговли.
3. Участники МБРР - 184 государства.
Страны, подающие заявку на вступление
в МБРР, должны быть членами Международного
валютного фонда.
4. Уставный капитал
Банка - около 191 млрд.долл.США. Подписной
капитал составил 189,718 млрд.долл.США. Квота
в МБРР примерно соответствует имеющейся
квоте в МВФ (США – 16,39% голосов, Япония
– 7,86%, ФРГ – 4,49%, Великобритания и Франция
- по 4,30%, Россия – 2,78%).
5. Организационная
структура. Совет управляющих - высший
орган МБРР, в котором каждая страна представлена
национальным управляющим (министром
финансов или председателем центробанка),
срок полномочий которых определен в 5
лет. Совет Директоров - исполнительный
орган, принимает решения о политике Банка,
утверждает предоставление займов. Состоит
из 24 членов. Президент МБРР является также
председателем Совета Директоров.
МБРР и Международная ассоциация развития
(МАР) образуют Всемирный банк, который
совместно с Международной финансовой
корпорацией (МФК), Многосторонним агентством
по гарантиям инвестиций (МАГИ) и Международным
центром по урегулированию инвестиционных
споров (МЦУИС) составляют группу Всемирного
банка.
Комитет по развитию Всемирного банка
– образован в 1974 г. совместно с МВФ в качестве
политического форума для предварительного
обсуждения и вынесения рекомендаций
по проблемам помощи развивающимся странам.
6. Деятельность. На получение
займов МБРР имеют право страны-члены
с уровнем ВНП на душу населения в размере
от 875 долл.США в год.
Основным направлением его деятельности
является средне- и долгосрочное кредитование
под гарантии правительства государства-члена
на цели структурной перестройки экономики
и на конкретные проекты. Среди займов
МБРР различают стабилизационные (обычно
бюджетозамещающие) и инвестиционные.
Кредитное сотрудничество МБРР с заемщиками
строится на основе регулярно утверждаемой
Советом директоров для каждого из них
Страновой стратегии помощи. Своими кредитами
Банк обычно покрывает 30% от стоимости
проектов, исходя из того, что его участие
в них является своего рода “барометром”
для привлечения частных инвесторов.
С начала своей деятельности МБРР выдал
займов на сумму более 407,4 млрд.долл.США
128 странам. Наиболее крупными заемщиками
МБРР в конце 90-х являлись Аргентина, Индия,
Индонезия, Китай, Мексика, Южная Корея
и Россия. В 2005 финансовом году (1 июля 2004г.
– 30 июня 2005 г.) МБРР предоставил займов
на общую сумму 13,611 млрд.долл.США (118 проектов
в 37 странах).
МБРР взял на себя твердые обязательства
по финансированию своего участия в совместной
с МВФ Инициативе по сокращению задолженности
беднейших развивающихся стран.
В настоящий момент Банк осуществляет
стратегическую реформу, основные цели
которой: увеличение эффективности операций,
повышение качества кредитных портфелей,
сокращение административных расходов,
децентрализация; большее внимание социальным
программам, развитию частного сектора;
активизация деятельности по борьбе с
бедностью, коррупцией, распространением
СПИДа (т.н. проблематика “глобальных
общественных благ”), решению других глобальных
проблем.
Информация о работе Экономическая дипломатия современной России