Экономическая дипломатия современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 16:15, творческая работа

Описание

Работа содержит презентацию по дисциплине "Экономика"

Работа состоит из  1 файл

Экономическая дипломатия современной России.pptx

— 849.89 Кб (Скачать документ)

Экономическая дипломатия современной России

Участие МИД России в деятельности международных экономических, финансовых и торговых организаций  

Международные экономические, финансовые и торговые организации. 

Универсальные организации 

Региональные  организации 

Торгово-экономические  организации 

Финансовые  организации 

Отраслевые  организации 

Прочие  организации 

Отраслевые  организации 

Торгово-экономические  организации 

Финансовые  организации 

  • ОЭСР
  • ВТО
  • ЮНКТАД
  • другие торгово-экономические организации
 
  • МВФ
  • ВБ
  • МБРР
  • МАГИ
  •   Лондонский клуб кредиторов
  • Парижский клуб кредиторов
  • Другие финансовые организации
 
  • ОПЕК
  • МЭА
  • МАГАТЭ
  • Другие отраслевые организации
 
  •  МОТ
  • Прочие универсальные организации
 
  • ЧЭС
  • АТЭС
  • Мюнстерский переговорный процесс
  • Другие торгово-экономические организации и форумы
 
  • ЕБРР
  • ЧБТР
  • АзБР
  • другие финансовые организации
 
  •  Европейская  энергетическая хартия
  • Дунайская комиссия
  • Европейская конференция министров транспорта
  • Другие отраслевые организации

Универсальные торгово-экономические организации

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ  
ОЭСР - международная экономическая организация. Конвенция о ее создании была подписана в Париже 14 декабря 1960 г. и вступила в силу 30 сентября 1961 г. после ратификации всеми государствами-участниками. Предшественницей ОЭСР была Организация европейского экономического сотрудничества, созданная 16 апреля 1948 г. для восстановления экономики стран Западной Европы в соответствии с планом Маршалла.  
В настоящее время членами ОЭСР являются 30 государств: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, Словакия, США, Турция, Чехия, Швейцария, Швеция, Финляндия, Франция, Япония. России предоставлен статус наблюдателя в ряде комитетов и рабочих групп Организации. На долю стран ОЭСР, в которых проживает менее 20% населения земного шара, приходится около 55% мирового ВВП.  
Основной задачей ОЭСР является анализ состояния экономики государств-членов и выработка рекомендаций по совершенствованию экономического регулирования на макроэкономическом и отраслевом уровнях. В рамках Организации определяются перспективы развития крупнейших стран мира, разрабатываются пути решения возникающих экономических проблем, которые впоследствии кодифицируются в международных соглашениях и договорах. В связи с этим ОЭСР фактически является органом координации социально-экономической политики ведущих индустриальных стран.  
 

В рамках ОЭСР действует специальный механизм сотрудничества со странами с переходной экономикой – Центр по сотрудничеству со странами-нечленами. До последнего времени ОЭСР являлась своего рода "закрытым клубом" индустриальных стран. Учитывая просьбы со стороны целого ряда стран, Совет ОЭСР на своей сессии 2-3 июня 1993 г. принял принципиальное решение о возможности вступления в Организацию новых членов и ее взаимодействии с заинтересованными государствами. Однако для вступления страна-кандидат должна соответствовать ряду условий: достаточно высокий уровень рыночных отношений, открытость экономики, ее либерализация.

Указанное решение создало возможности  и для начала переговорного процесса по подготовке Декларации о сотрудничестве России с ОЭСР.

8 июня 1994 г.  в ходе очередной сессии Совета  ОЭСР были подписаны Декларация  о сотрудничестве России с  ОЭСР и Соглашение о привилегиях  и иммунитетах ОЭСР в Российской  Федерации. 

Документы создали официальную основу для  развития отношений между Россией  и Организацией и открыли возможности  для освоения в интересах российских экономических преобразований уникального  опыта ОЭСР в вопросах экономического регулирования.

В частности, ОЭСР обязалась оказывать содействие России в переходе к рыночной экономике, включая разработку и осуществление  рыночных преобразований на макроэкономическом и отраслевом уровнях, создание институтов и инструментов рыночной экономики.

  РОССИЯ И ВСЕМИРНАЯ  ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ   
В 1992 г. Российская Федерация унаследовала от бывшего СССР статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), предоставленный СССР в мае 1990 г. В июне 1993 г. Правительство Российской Федерации подало официальное заявление о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника. 16 июня 1993 г. Советом представителей ГАТТ в соответствии с установленной процедурой образована Рабочая группа (РГ) по присоединению России к ГАТТ. В связи с образованием в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО), включающей ГАТТ в качестве своей составной части, в декабре 1994 г. в Секретариат ВТО было передано официальное заявление Правительства Российской Федерации о присоединении России к ВТО. Решением Генерального совета ВТО Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ была преобразована в Рабочую группу по присоединению России к ВТО, председателем которой в настоящее время является С.Йоханнессон (Исландия), участниками - 61 член ВТО (ЕС как один).  
В августе 2008 г. была распространена очередная консолидированная версия проекта Доклада РГ по присоединению России к ВТО. Последнее официальное многостороннее обсуждение представленного доклада состоялось в конце сентября – начале октября 2010 г.  
Процесс присоединения подошел к финальной стадии. В основном завершена работа по приведению российского законодательства в соответствие с нормами ВТО. На двусторонних переговорах осталось ограниченное число проблем.  
В рамках переговоров о присоединении России к ВТО выделяются следующие четыре основные направления

- Переговоры по  тарифам и услугам завершены практически со всеми странами-членами РГ. Только Грузия отозвала подписанные в 2004 году двусторонние протоколы.

- В  области сельского хозяйства переговоры ведутся по уровню внутренней поддержки, объемам экспортных субсидий и использованию специальных защитных мер. Россия отстаивает такие параметры, которые не нанесут ущерб национальному аграрному сектору как непосредственно после присоединения к ВТО, так и в перспективе. Однако ведущие сельхоз экспортеры, в первую очередь страны Кернской группы во главе с Австралией, пока не принимают наши предложения.

- Вопросы системного  характера будут зафиксированы в виде обязательств России в Докладе РГ по всему комплексу соглашений ВТО. В частности, это вопросы, касающиеся регулирования общих режимов экспорта и импорта, выполнения соглашений по зонам свободной торговли, свободным экономическим зонам, техническим барьерам, санитарным и фитосанитарным мерам и т.д.

- Присоединение к  ВТО в условиях  действующего Таможенного  союза. В июне 2009 г. в ходе очередного заседания Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав правительств были согласованы предложения по этапам и срокам формирования единой таможенной территории, исходя из начала функционирования Таможенного союза с 1 января 2010 г. и завершения всех необходимых процедур до 1 июля 2011 г. В сентябре 2009 г. Комиссией таможенного союза были согласованы директивы единой делегации на проведение переговоров по присоединению к ВТО. Таким образом, по вопросам, входящим в компетенцию Таможенного союза, переговоры будет вести единая переговорная группа. Остальные проблемы наши страны продолжат обсуждать с партнерами по индивидуальным Рабочим группам в двустороннем формате.

В декабре 2009 г. страны-члены РГ были проинформированы о намерении России, Белоруссии и  Казахстана присоединяться в рамках имеющихся мандатов Рабочих групп, то есть в качестве отдельных государств.

  
КОНФЕРЕНЦИЯ ООН ПО ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИЮ (ЮНКТАД)  
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) создана в 1964 г. как постоянная межправительственная структура и является органом Генеральной Ассамблеи ООН. Основными задачами ЮНКТАД являются содействие развитию международной торговли и добросовестной конкуренции, установлению благоприятного инвестиционного климата в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, оказание им технического содействия в данных областях. ЮНКТАД представляет собой универсальный глобальный форум для комплексного рассмотрения проблематики международной торговли и развития, связанных с ней вопросов инвестиций, финансов, задолженности, передачи технологий и выработки соответствующих резолюций, которые имеют рекомендательный характер. Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются соответствующие многосторонние соглашения и конвенции.  
Мандат Организации предписывает ей также выступать с конструктивными подходами, рекомендациями и политическими инициативами по аналогичным вопросам, рассматриваемым другими международными организациями (прежде всего ВТО). При этом ЮНКТАД призвана играть ведущую роль в формировании консенсуса по новым вопросам повестки дня в области международной торговли, прежде всего по тем из них, которые имеют последствия для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, в содействии адаптации указанных государств к новым торговым условиям и интеграции в мировую торговую систему. ЮНКТАД является инициатором разработки идеи Всеобщей системы преференций, вопросов торговли услугами, исследований по проблематике тарифной эскалации, торговли Юг-Юг, «утечки мозгов» и др. Многие идеи Конференции, например, особый и дифференцированный режимы для развивающихся стран, вошли в арсенал ГАТТ/ВТО.  
 
 
 

В условиях, когда Российская Федерация еще  не вступила в ВТО и ведет переговоры о присоединении к ней, ЮНКТАД остается практически единственным глобальным международным форумом, в рамках которого Россия может обсуждать  вопросы международной торговли с учетом своих интересов. Важность участия в работе этой организации  определяется для нас и тем, что  реализация экономических реформ ставит перед Россией ряд проблем, имеющих  аналоги в международной практике. Уникальная информационная база ЮНКТАД, ее аналитические разработки, ориентация на обмен национальным опытом дают возможность России воспользоваться  передовым опытом других стран в  вопросах внешней торговли, структурной  перестройки, приватизации, международной  экономической интеграции. Помимо этого, практический интерес для нас  продолжают представлять Всеобщая система  преференций, методы повышения торговой эффективности, торговля сырьевыми  товарами, взаимодействие между торговой политикой и валютно-финансовыми  вопросами – т.е. те сферы, где  ЮНКТАД зарекомендовала себя в качестве экспертной международной организации.

Россия последовательно  отстаивает принципиальную линию на незыблемость мандата ЮНКТАД и сохранение универсального характера ее деятельности, противодействуя попыткам отвести  Организации вспомогательную роль «агентства по техническому содействию».

Универсальные финансовые организации

  
МВФ  
Международный Валютный Фонд является межправительственной финансово-кредитной организацией, имеющей статус специализированного учреждения ООН. МВФ учрежден решением Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. Практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947. Штаб-квартира расположена в г.Вашингтон (США). Членами МВФ в настоящее время являются 186 государств. Директор-распорядитель – Доминик Стросс-Кан (гражданин Франции). Основными задачами МВФ являются поддержание стабильности мировой финансовой системы, содействие устойчивости валютных курсов и равновесию платежных балансов, а также развитие международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.  
 
 
 
 

Всемирный банк - один из крупнейших в мире финансовых институтов, предоставляющих средства на цели развития. В его задачи входит оказание помощи развивающимся странам  в преодолении бедности, модернизации экономики и инфраструктуры, создании условий для устойчивого экономического роста. Всемирный банк насчитывает 186 государств-членов. Создан в 1944 году. Штаб-квартира расположена в г.Вашингтон. Имеет более ста представительств в различных странах мира. Общая  численность персонала – около 10000 сотрудников. Президент Всемирного банка – Роберт Зеллик (гражданин  США).  
Высшим руководящим органом Всемирного банка является Совет управляющих, в котором каждая страна представлена одним управляющим и одним заместителем управляющего (как правило, это министры финансов, экономики или руководители центральных банков). Встречи Советов управляющих, на которых принимаются стратегия и программа деятельности Банка, проводятся не реже одного раза в год.  
Оперативное руководство Всемирным банком осуществляет Совет директоров, который подчиняется Совету управляющих. В его составе 24 исполнительных директора, пять из которых назначаются государствами-членами, обладающими крупнейшими пакетами акций (США, Япония, Германия, Франция и Великобритания), а остальные избираются от групп стран.  
Группа Всемирного банка состоит из пяти тесно связанных между собой учреждений, в число которых входят Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).
 
 

ВСЕМИРНЫЙ БАНК

  1. Создание. МБРР создан в июле 1944 г. на международной валютно-финансовой конференции в г.Бреттон-Вудс (США), начал свою деятельность в 1945 г. Имеет статус специализированного учреждения ООН. Штаб-квартира - г. Вашингтон (США). Президент - Джеймс Вулфенсон (США), в сентябре 1999г. был переизбран на второй пятилетний срок (истекает в мае 2005 г.). С 1 июня 2005 г. новым Президентом Банка назначен Пол Вулфовиц.  
  2. Цели: оказание помощи в реконструкции и развитии экономик стран-членов путем поощрения капиталовложений на производственные цели; поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий или участия в займах и инвестициях частных кредиторов; содействие перспективному сбалансированному росту международной торговли.  
3. Участники МБРР - 184 государства. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны быть членами Международного валютного фонда.  
4. Уставный капитал Банка - около 191 млрд.долл.США. Подписной капитал составил 189,718 млрд.долл.США. Квота в МБРР примерно соответствует имеющейся квоте в МВФ (США – 16,39% голосов, Япония – 7,86%, ФРГ – 4,49%, Великобритания и Франция - по 4,30%, Россия – 2,78%).  
5. Организационная структура. Совет управляющих - высший орган МБРР, в котором каждая страна представлена национальным управляющим (министром финансов или председателем центробанка), срок полномочий которых определен в 5 лет. Совет Директоров - исполнительный орган, принимает решения о политике Банка, утверждает предоставление займов. Состоит из 24 членов. Президент МБРР является также председателем Совета Директоров.  
МБРР и Международная ассоциация развития (МАР) образуют Всемирный банк, который совместно с Международной финансовой корпорацией (МФК), Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций (МАГИ) и Международным центром по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) составляют группу Всемирного банка.  
Комитет по развитию Всемирного банка – образован в 1974 г. совместно с МВФ в качестве политического форума для предварительного обсуждения и вынесения рекомендаций по проблемам помощи развивающимся странам.  
6. Деятельность. На получение займов МБРР имеют право страны-члены с уровнем ВНП на душу населения в размере от 875 долл.США в год.  
Основным направлением его деятельности является средне- и долгосрочное кредитование под гарантии правительства государства-члена на цели структурной перестройки экономики и на конкретные проекты. Среди займов МБРР различают стабилизационные (обычно бюджетозамещающие) и инвестиционные.  
Кредитное сотрудничество МБРР с заемщиками строится на основе регулярно утверждаемой Советом директоров для каждого из них Страновой стратегии помощи. Своими кредитами Банк обычно покрывает 30% от стоимости проектов, исходя из того, что его участие в них является своего рода “барометром” для привлечения частных инвесторов.  
С начала своей деятельности МБРР выдал займов на сумму более 407,4 млрд.долл.США 128 странам. Наиболее крупными заемщиками МБРР в конце 90-х являлись Аргентина, Индия, Индонезия, Китай, Мексика, Южная Корея и Россия. В 2005 финансовом году (1 июля 2004г. – 30 июня 2005 г.) МБРР предоставил займов на общую сумму 13,611 млрд.долл.США (118 проектов в 37 странах).  
МБРР взял на себя твердые обязательства по финансированию своего участия в совместной с МВФ Инициативе по сокращению задолженности беднейших развивающихся стран.  
В настоящий момент Банк осуществляет стратегическую реформу, основные цели которой: увеличение эффективности операций, повышение качества кредитных портфелей, сокращение административных расходов, децентрализация; большее внимание социальным программам, развитию частного сектора; активизация деятельности по борьбе с бедностью, коррупцией, распространением СПИДа (т.н. проблематика “глобальных общественных благ”), решению других глобальных проблем.  
 

Информация о работе Экономическая дипломатия современной России