Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 05:31, реферат
Партия демократического социализма (ПДС) - образована в 1960г. вышедшими из СПДЯ группировками (90 тыс. членов). Опирается на часть средних слоев и рабочих крупных предприятий. ПДС имеет 15 мест в палате представителей и 7 - в палате советников.
Новая партия (предвестник) - образована в июне 1993г. группой депутатов, вышедших из ЛДП. Имеет 13 мест в палате представителей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ВАЖНЕЙШИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. 3
КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА 4
ЯПОНИЯ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ 5
Этапы развития японской экономики 6
Япония в международных экономических отношениях 13
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЯПОНИЕЙ И РОССИЕЙ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
ЛИТЕРАТУРА 23
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
РЕФЕРАТ
на тему:
ЯПОНИЯ
Сдал:
Кощеева Мария
Проверил:
———————-
Г. Москва
1998г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Япония - государство
в Восточной Азии, расположено
на островах Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю и многочисленных
примыкающих к ним мелких островах. Территория
Японии составляет 372,2 тыс. км. Столица
- Токио, другие крупные города с населением
свыше 1 млн. человек - Иокогама, Осака,
Нагоя, Киото, Саппоро, Хиросима, Фукуока,
Китакюсю. Административно-
Население Японии составляет 124,1 млн. человек (1992г.); 99,4% - японцы, остальное население - это корейцы, китайцы, американцы, айны ( потомки древнего населения страны) и т.д. Официальный язык - японский.
Основные религии - синтоизм и буддизм. Денежная единица - иена=100 сенам.Имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией (установлены с СССР 20.01.1925г., прерваны 9.08.1945г., восстановлены 19.10.1956г.).
Национальный праздник - 23 декабря - День рождения императора.
Япония - конституционная монархия. Согласно действующей с 1947г. конституции император является “символом государства и единства народа”, его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть.
Высший орган государственной власти и единственный законодательный орган - парламент, состоящий из двух палат: палаты представителей (512 депутатов) и палаты советников (252 депутата). Срок полномочий депутатов палаты представителей - 4 года, палаты советников - 6 лет ( с переизбранием половины состава каждые три года).
Исполнительная власть осуществляется кабинетом министров во главе с премьер-министром.
Политические партии и важнейшие общественные организации.
Либерально-демократическая партия (ЛДП) - создана в 1955г. и до июля 1993г. бессменно находилась у власти (2,2 млн. членов). Пользуется поддержкой крупного бизнеса, тесно связана с верхним слоем государственного и муниципального аппарата, имеет значительное влияние в городских средних слоях и среди сельского населения. ЛДП имеет 223 места в палате представителей и 108 - в палате советников.
Социал-демократическая партия Японии (СДПЯ) - создана в 1945г., (около 95 тыс. членов), опирается на часть наемных рабочих и средних слоев. СДПЯ имеет 70 мест в палате представителей и 71- в палате советников.
Партия обновления - образована в июне 1993г. группой депутатов парламента, вышедших из ЛДП. Имеет 53 места в палате представителей.
Комэйто (Партия чистой политики) - создана в 1964г. религиозно-общественной буддийской организацией Сока гаккай (190 тыс. членов). Ее влияние распространяется в основном на мелких предпринимателей и неорганизованных трудящихся в городах. Комэйто имеет 51 место в палате представителей и 24 - в палате советников.
Новая партия Японии - cоздана в 1992г. Имеет 35 мест в палате представителей и 4 - в палате советников.
Коммунистическая партия Японии (КПЯ) - основана в 1922г., до 1945г. находилась на нелегалном положении (около 300 тыс. членов). Пользуется поддержкой части государственных и муниципальных служащих и рабочих мелких предприятий. КПЯ имеет 15 мест в палате представителй и 11 - в палате советников.
Партия демократического социализма (ПДС) - образована в 1960г. вышедшими из СПДЯ группировками (90 тыс. членов). Опирается на часть средних слоев и рабочих крупных предприятий. ПДС имеет 15 мест в палате представителей и 7 - в палате советников.
Новая партия (предвестник) - образована в июне 1993г. группой депутатов, вышедших из ЛДП. Имеет 13 мест в палате представителей.
Социал-демократический союз (СДС) - образован группой деятелей, вышедших из СДПЯ в 1978 году. Имеет 4 места в палате представителей.
Важную роль играют организации частных предпринимателей, в первую очередь так называемая большая четверка - Федерация экономических организаций (Кэйданрэн), объединяющая практически все основные группы японского делового мира. В нее входят на персональной основе около 80 ведущих представителей финансово-промышленных кругов и на коллективной - около 940 компаний и 120 финансово-промышленных ассоциаций.
Японская торгово-промышленная палата (Ниссе), в которую входят 1,2 млн. фирм-членов, преимущественно мелких и средних (но отчасти и крупных), объединенных в 489 местных торгово-промышленных палатах.
Федерация предпринимательских организаций (Никкэйрэн), занимающаяся в основном вопросами взаимоотношений труда и капитала. Она объединяет 47 региональных и 55 отраслевых организаций предпринимателей. Ассоциация экономических единомышленников (Кэйдзай доюкай), объединяющая около 1000 бизнесменов на индивидуальной основе.
Заметное влияние на общественные процессы в стране сохраняют профсоюзы, которые объединяют 12,3 млн. человек, или 24,5 % экономически активного населения.
Японская конфедерация профсоюзов (Рэнго), созданная в 1989г. в процессе прегруппировки профсоюзного движения ( свыше 7,6 млн. членов, или 62,1 % всех организованных трудящихся). Выступает за формирование новой политической силы, прежде всего из социал-демократических партий, которая могла бы составить альтернативу ЛДП. Рэнго принимает участие в парламентских выборах и имеет 12 мест в палате советников. Другие профобъединения: Национальная федерация профсоюзов (Дзэнрорэн, 1,4 млн. членов) и Национальный совет связи профсоюзов (Дзэнроке, около 400 тыс. членов).
Краткая историческая справка
Первое раннеклассовое государство на территории Японии образовалось в IV в. н.э. на базе племенного союза Ямато. С конца XII в. до середины XIX в. (с некоторыми промежутками) государственная власть находилась в руках военно-феодальных правителей – сегунов (император оставался религиозным главой государства).
Сначала XVII в., с установлением сегуната Токугава, Япония оказалась закрытой для внешнего мира. Самоизоляция Японии была прервана в 1853г., когда Япония подписала с США договор, открыв для американских кораблей ряд портов. Аналогичные договоры были заключены с некоторыми другими странами, в том числе с Россией (трактат о торговле, 1885г.).
По первому российско-
Ликвидация режима сегуната и восстановление власти императора после революции 1867 - 1868гг. (Мэйдзи Исин) расчистили путь для капиталистического развития Японии. С конца XIX в. Япония встала на путь войн и территориальных захватов. После войны с Китаем Япония отторгла Тайвань, после русско-японской войны 1904 -1905гг. - Южный Сахалин. Японская интервенция на российский Дальний Восток 1918 - 1922гг. закончилась неудачей, но в 1931г. японские войска оккупировали Маньчжурию, в 1937г. начали войну против Китая.
Заключив союз с Германией и Италией, Япония развернула в 1941г. широкомасштабную войну на Тихом океане, но в конечном счете потерпела поражение под натиском союзных держав, в том числе СССР, который по договоренности с США и Великобританией вступил в войну с Японией в августе 1945г. В соответствии с Ялтинским соглашением трех держав (СССР, США, Великобритании) после окончания войны Советскому Союзу был возвращен Юж. Сахалин и переданы Курильские острова.
В результате поражения в войне Япония утратила все колонии, потеряла 25% национального богатства, оказалась отброшенной на 2-3 десятилетия назад. Страна была оккупирована американскими войсками. Вместе с тем Япония получила возможность развития по пути демилитаризации и демократизации, которая была эффективно использована.
Конституция 1947г. провозгласила суверенную власть народа, демократические права и свободы. Император лишался властных функций. Япония отказывалась от применения вооруженной силы как средства решения международных споров. Эти реформы заложили основу для последующего быстрого экономического развития страны, выведшего ее в число ведущих государств мира, для формирования своеобразной системы социальной и политической стабильности.
В то же время развернувшаяся “холодная война”, а также война в Корее 1950 - 1953гг. на десятилетия вперед оказали воздействие на формирование внешней политики Японии, на ее деятельность на международной арене. Одновременно с подписанным в сентябре 1951г. Сан-Францисским мирным договором был заключен Японо-американский договор о гарантии безопасности, в соответствии с которым США получили право держать на территории Японии свои вооруженные силы и создавать военные базы.
В 1960г. США и Япония заключили новый договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности, который с 1970г. автоматически продлевается.
Японское руководство последовательно осуществляет программный курс на усиление политической роли страны в мире в соответствии с ростом ее экономической мощи. Важное значение придается активизации деятельности в ООН1, участию в урегулировании региональных конфликтов, в первую очередь камбоджийского. В 1992г. в соответствии с принятым законом о содействии миротворческим усилиям ООН японские военнослужащие впервые после 2-ой моровой войны были направлены за пределы страны.
Союз с США продолжает оставаться стержнем внешней политики Японии. Вместе с тем Япония поддерживает активные связи с Западной Европой, налаживает координацию в выработке общей стратегии Запада. Все более весомым становится участие Японии в ежегодных встречах руководителей семи ведущих развитых стран мира.
Большое значение придает Япония развитию отношений с азиатскими странами, особенно со странами АСЕАН2, с которыми стремится укрепить как экономические, так и политические связи. В системе внешнеполитических приоритетов Японии видное место занимают отношения с КНР. В октябре 1992г. состоялся первый визит императора Японии в КНР.
Япония в мировом хозяйстве
В последние десятилетия Япония выступает как одна из ведущих экономических держав, являясь второй по величине национальной экономической силой в мире. Население Японии составляет примерно 2, 3% общемировой численности, но создает оно около 16% ВМП3, исчисленного по текущим валютным курсам, и 7, 7% — по покупательной способности иены. Ее экономический потенциал равен 61% американского, но по показателю производства на душу населения она превышает американский уровень. На Японию приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии, ее ВВП4, подсчитанный на базе текущих валютных курсов, в четыре раза превышает ВВП Китая. Она достигла высокого уровня технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых технологий. Нынешние позиции Японии в Мировом хозяйстве — результат ее экономического развития во второй половине текущего столетия. В 1938г. на ее долю приходилось всего 3% ВМП.
Этапы развития японской экономики
В период после Второй мировой войны Япония выделялась среди всех промышленно развитых стран высокими темпами прироста производства и производительности труда. За 50—80-е годы она превосходила их в два раза. Японский ВВП на душу населения. увеличился в 19,5 раза. Среднегодовой темп прироста равнялся 7,7%, или был в 4 раза выше, чем в США, и в 7,7 раза выше, чем в Британии. Японская экономика только дважды — в 1975 и 1993гг. испытала сокращение производства валового продукта, обычно в низшей фазе экономических циклов происходило лишь снижение темпов его роста. Важной причиной устойчивых темпов экономического роста выступала своевременная структурная перестройка экономики, которая обусловливала нивелировку процесса перенакопления капитала. Длительное превосходство в темпах роста связано с большими масштабами обновления производственного аппарата. Данные процессы сопровождались глубокими сдвигами в социально-экономической структуре.
Период 40—60-х годов. Условия и факторы развития. После поражения Японии во Второй мировой войне Верховный штаб союзных войск определил курс проведения экономических реформ. Согласно линии Доджа (экономический советник американской администрации) в первые послевоенные годы была установлена система приоритетных производств, необходимых для восстановления экономики. В их число вошли базовые и инфраструктурные отрасли, включая черную металлургию, каменноугольную промышленность, электроэнергетику, железнодорожный и морской транспорт. Для их развития использовались методы прямого контроля, такие, как установление низких цен, компенсация разницы в ценах, преимущественное кредитование, квотирование импортных товаров.
В первой половине 50-х годов проводилась политика рационализации производства, в рамках которой обновлялось оборудование базовых отраслей. Во второй половине 50-х годов к ним добавились новые отрасли — производство синтетических волокон, нефтехимия, электротехника. В качестве главных инструментов этой политики использовались кредиты правительственных финансовых институтов, а также различные налоговые льготы. В этот период были разработаны и последовательно претворены в жизнь мероприятия по комплексному стимулированию экспортного производства, включая создание специальных организаций для предоставления кредитов, страхования внешнеторговых операций. Осуществление этой политики укрепило внешнеторговые позиции страны и позволило затем провести либерализацию внешнеэкономических связей.
Важные целенаправленные
реформы были проведены в социально-