Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:37, курсовая работа
Целью данной работы является – анализ и методологические основы функционирования экономической и бухгалтерской прибыли и определение их роли в анализе деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Для достижения определенной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
рассмотреть теоретические аспекты понятия прибыли как экономической категории, и выявить сущность, функции и виды прибыли;
проанализировать теоретическое понятие бухгалтерской прибыли в анализе функционирования предприятия;
Введение..........................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Экономическая и бухгалтерская прибыль – как показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия.....................................6
1.1 Порядок формирования прибыли предприятия.....................................................6
1.2 Экономическая сущность и функции прибыли в условиях рыночной экономики.........................................................................................................................7
1.3 Анализ состава динамики и структуры бухгалтерской прибыли.......................13
ГЛАВА 2. Методологическая основа и инструменты регулирования экономической и бухгалтерской прибыли в анализе функционирования предприятия.......................................................................................18
2.1 Методика анализа и механизм воздействия на бухгалтерскую прибыль..........18
2.2 Методология и механизм регулирования экономических факторов, влияющих на величину прибыли.................................................................................21
2.3 Экономическая и бухгалтерская прибыль, анализ взаимодействия..................25
ГЛАВА 3. Роль бухгалтерской и экономической прибыли в анализе функционирования ООО «Корнер»..................................................32
3.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Корнер».......32
3.2 Порядок определения балансовой прибыли предприятия............................................33
3.3 Распределение и использование экономической прибыли предприятия...........34
Заключение.................................................................................................39
Список использованной литературы.....................................................41
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................................42
Существование понятий «бухгалтерская» и «экономическая» прибыль не означает возможность прямого сопоставления их значении. У каждого показателя может быть своя сфера применения. Более корректной видится их характеристика как взаимодополняющих способов анализа деятельности хозяйствующих субъектов. Использование показателя экономической прибыли может как подтвердить, так и опровергнуть выводы сделанные па основе показателя бухгалтерской прибыли и стать причиной дальнейшей аналитической работы. С точки зрения оценки эффективности, показатель экономической прибыли дает более полное по сравнению с показателем бухгалтерское прибыли представление об эффективности использования предприятием имеющихся активов, в силу того, что сравнивает финансовый результат, полученный конкретным предприятием, с результатом который обеспечит ему реальное, а не только номинальное сохранение вложенных средств.
ГЛАВА 3. РОЛЬ БУХГАЛТЕРСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРИБЫЛИ В АНАЛИЗЕ ФУНКЦИОНИРОВНИЯ ООО «Корнер»
3.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Корнер»
Основным видом деятельности ООО "Корнер" является производство и реализация продукции из металла: двери, решетки,
изготовление изделий по имеющимся образцам, так и по индивидуальным
проектам заказчиков. Юридический адрес: г. Мурманск ул. Домостроительная 16/1.
Целью деятельности ООО "Корнер" является производство данной продукции и удовлетворение существующего спроса на нее на рынках Мурманска и Мурманской области и, соответственно, получение прибыли в процессе этой деятельности.
Производственная фирма "Корнер" является обществом с ограниченной ответственностью (ООО). В ООО "Корнер" создан уставный фонд, размер которого составляет 713 тыс. руб. Число участников фирмы составляет 62 физических лица. Высшим органом управления ООО "Корнер" является собрание
участников. В его компетенции находятся вопросы определения главных
направлений предпринимательской деятельности, рассмотрение и
утверждение смет, отчетов и балансов, избрание и отзыв исполнительного
органа и ревизионной комиссии, определение условий оплаты труда
должностных лиц, распределения прибыли и определение порядка покрытия убытков и др. Исполнительным органом ООО "Корнер" является директор. В его компетенции находятся вопросы разработки и реализации целей, политики и стратегии их достижения, а также организация и руководство текущей деятельностью фирмы, распоряжение имуществом, наем и увольнение персонала.
В 2004 году среднесписочная численностью работников ООО "Корнер" составила 62 человека. В том числе:
- управленческий персонал – 3 чел.
- специалисты – 3 чел.
- производственные рабочие – 51 чел.
- обслуживающий персонал – 5 чел.
В предшествующем, 2003 г., численность персонала фирмы составляла 60 человек.
ООО "Корнер" выпускает широкий ассортимент продукции из металла, содержащий более двадцати наименований. Цены на производимую продукцию ООО "Корнер" аналогичны ценам конкурирующих фирм.
3.2 Порядок определения балансовой прибыли предприятия
Основными источниками информации для проведения анализа финансовых результатов деятельности рассматриваемого предприятия являются документы финансовой отчетности: форма №1 "Бухгалтерский баланс"; форма №2 "Отчет о прибылях и убытках".
1) Рассчитываем валовую прибыль. От показателя выручки от реализации товаров, продукции, работ и услуг (за минусом НДС, акциза и аналогичных платежей) вычитается полная себестоимость реализованной продукции.
2) Рассчитываем прибыль (убыток) от продаж. От показателя валовой прибыли вычитаются коммерческие и управленческие расходы.
3) Рассчитываем прибыль (убыток) до налогообложения. От показателя прибыли (убытка) от продаж операционные расходы (проценты к уплате и прочие операционные расходы) и внереализационные расходы и прибавляются операционные доходы (проценты к получению, доходы от участия в других организациях, прочие операционные доходы) и внереализационные доходы.
4) Высчитываем сумму налога на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи. Ставка налога на прибыль составляет 24%, общая ставка иных аналогичных платежей составляет 8%.
(407,78 * 0,24) + (407,78 * 0,08) = 97,87 + 32,61 = 130,48 т.р.
5) Высчитываем показатель прибыли (убытка) от обычной деятельности. От показателя прибыли (убытка) до налогообложения вычитается сумма налога на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи.
6) Рассчитываем чистую прибыль. От показателя прибыли (убытка) от обычной деятельности вычитываются чрезвычайные расходы и прибавляются чрезвычайные доходы. Чистая прибыль равна 277,30 т.р.
Основные показатели фин-хоз. деятельности представлены в таблице ПРИЛОЖЕНИЕ 5. По сравнению с предшествующим годом темп прироста балансовой прибыли составил 391,66% ((407,78-82,96)*100/82,94). Но с учетом инфляции фактический темп прироста составил 173,09%. Наибольшую долю в структуре балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции – 96,29%. Удельный вес внереализационных результатов составил лишь 3,71% балансовой прибыли. Это является отражением того, что предприятие занимается только основным видом деятельности – производством и реализацией продукции деревообработки и не занимается внереализационной деятельностью, а именно, не имеет долевого участия в других предприятиях, не имеет ценных бумаг, не является арендодателем и т.п.
3.3 Распределение и использование экономической прибыли предприятия
Механизм воздействия финансов на эффективность ведения хозяйства
зависит от характера распределительных отношений, конкретных форм и
методов их организации, их соответствия уровню производительных сил
производственных отношений.[29] Ориентиром для установления соотношения
между накоплением и потреблением должны быть состояния
производственных фондов и конкурентоспособность выпускаемой
продукции. В процессе распределения чистой прибыли предприятие вправе
самостоятельно определить способ распределения чистой прибыли. Распределение чистой прибыли ООО "Корнер" осуществляется посредством образования специальных фондов; фонда накопления, фонда потребления и резервного фонда. Фонд накопления ООО "Корнер" используется на конструкторские и технологические работы, разработку и освоение новых видов продукции, технологических процессов, на финансирование затрат, связанных с техническим перевооружением и реконструкцией производства, проведением природоохранных мероприятий. Сюда же относятся расходы по погашению долгосрочных ссуд и уплате процентов по ним, уплате процентов по краткосрочным ссудам сверх сумм, относимых на себестоимость продукции, финансирование прироста оборотных средств.
Фонд потребления анализируемого предприятия используется на социальное развитие и социальные нужды. За счет него финансируется строительство объектов непроизводственного назначения, осуществляется выплата премий за выполнение особо важных производственных заданий, оказание материальной помощи и т.п.
Как видно из таблицы 4, более 50% чистой прибыли осталось нераспределенной. Доля отчислений в фонд накопления составляет 39,67% от чистой прибыли, это позволяет сделать вывод о том, что руководство ООО "Корнер" планирует расширять производство, а именно, увеличивать основные и оборотные фонды, осваивать новые виды продукции. Подробное распределение экономической прибыли ООО «Корнер» представлено в ПРИЛОЖЕНИИ 6. Небольшая доля (5,9%) отчислений в фонд, потребления показывает, что в планы руководства рассматриваемого предприятия в краткосрочном периоде не входит значительное развитие социальной сферы предприятия. Систематическое получение прибыли является необходимой целью предпринимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирующей проблемой для предприятия является максимизация прибыли, что означает разработку стратегии на систематическое увеличение прибыли и минимизацию издержек. Данная задача многоплановая, вот почему для своего решения она требует системного подхода.
Из этого следует, что максимизация прибыли связана с процессом приращения предпринимательской прибыли.[30] Это, в свою очередь, означает, что в расчетах требуется использование предельных величин: предельной прибыли, предельного дохода и предельных издержек. Для того чтобы решить вопрос максимизации прибыли, важно также знать, действует ли предприятие в условиях свободной конкуренции или монопольного рынка. Для предприятия максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при котором предельные издержки предприятия в производстве и при реализации равнялись бы рыночной цене. Иными словами, на рынке свободной конкуренции доход равен рыночной цене.
На рассматриваемом предприятии существуют следующие резервы увеличения прибыли:
- увеличение объема производства и реализации выпускаемой продукции;
- снижение себестоимости выпускаемой продукции;
- повышение качества выпускаемой продукции.
Для максимизации прибыли рекомендуется осуществлять следующие конкретные мероприятия:
1.Строгое соблюдение заключенных договоров на выполнение работ. Для предприятия особо важно найти заказчиков на выполнение престижных и наиболее нужных для рынка работ.
2.Проведение масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала.
3.Повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции. Прежде всего, необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращению всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю.
4.Улучшать качество выполняемых работ, что приведет к конкурентоспособности и заинтересованности выбора данного предприятия заказчиками работ.
5.Так же не последнюю роль занимает увеличение объема производства выполняемых работ за счет более полного использования производственных мощностей предприятия.
6.Сокращение затрат на производство за счет повышения уровня производительности труда, экономичного использования сырья, материалов, топлива, электроэнергии, оборудования
7.Сокращение непроизводственных расходов и производственного брака.
8.Применение самых современных механизированных и автоматизированных средств для выполнения работ.
9. Рассмотреть и устранить причины возникновения перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие расходы.
10. Повысить в составе реализации удельного веса мелкооптовой продукции.
11. Совершенствовать рекламную деятельность, повышать эффективность отдельных рекламных мероприятий.
12. Осуществлять эффективную ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям покупателей.
13. Осуществить мероприятия, направленные на улучшение материального климата в коллективе, что в конечном итоге отразиться на повышении производительности труда.
14. Осуществлять постоянный контроль за условиями хранения и транспортировки сырья и готовой продукции.
Выполнение этих предложений значительно повысит получаемую прибыль на предприятии. Необходимо, чтобы предприятие гораздо больше времени уделяло таким сферам, как реализация и сбыт продукции, так как нужды и запросы потребителей становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки очень разнообразными по своей структуре. Максимальное получение прибыли в основном связывается со снижением производственных издержек. Однако, в условиях, когда самими затратами предприятие может управлять, в основном только расход их количества, а цена на каждый входной материал (ресурс) практически неуправляемая, а в условиях не замедляющейся инфляции и бесконтрольности, предприятие крайне ограничено в возможности снижать производственные издержки, добиваясь таким путем увеличения прибыли. Поэтому, здесь возникает необходимость переоценки других качественных характеристик, влияющих на увеличение доходов предприятия. Современное производство должно соответствовать следующим параметрам:
1. Обладать большой гибкостью, способностью быстро менять предлагаемые услуги, так как неспособность постоянно приспосабливаться к запросам потребителей, обречет предприятие на банкротство.
2. Технология производства осложнилась на столько, что требует совершенно новые формы контроля, организации и разделения труда.
3. Требования к качеству не просто возросли, а совершенно изменили характер. Мало выполнять хорошо работы, необходимо еще думать о поиске новых заказчиков, о предоставлении потребителям дополнительных фирменных услуг.
4.Резко изменилась структура издержек производства. Одновременно все более возрастает доля издержек, связанных с реализацией продукции. Все это требует принципиально новых подходов к управлению и организации производства, непосредственно касается и управления прибылью. Более того, они должны найти достойное место в разработке управления ею в рамках предприятия в целом.