Экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 14:19, курсовая работа

Описание

СущностЦелями исследования работы является:
1) Раскрыть анализ специфики экономической интеграции во всем ее разнообразии - переплетении микроэкономической и макроэкономической интеграции.
2) Определить объективные предпосылки, уровни, цели и задачи интеграции формы, причины, и развитие международной экономической интеграции.
3) Дать подробную характеристику эволюции типов интеграционных объединений: преференциальных торговых соглашений, зон свободной торговли, таможенных союзов, общего рынка, экономических и политических союзов.ь и виды экономической интеграции

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Сущность международной экономической интеграции…………………....6
1.1 Причины и формы развития международной экономической интеграции…………………………………………………………………….….7
1.2 Предпосылки международной экономической интеграции…………….10
1.3 Факторы развития международной экономической интеграции………..11
1.4 Признаки интеграции……………………………………………………...13
2. Объективные основы и этапы экономической интеграции……………….16
2.1 Этапы экономической интеграции………………………………………...18
2.2 Преференциальные торговые соглашения………………………………...19
2.3 Зона свободной торговли………………………………………………….. 20
2.4 Таможенный союз…………………………………………………………...21
2.5 Общий рынок………………………………………………………………..23
2.6 Экономический союз………………………………………………………..24
2.7 Политико-экономический союз…………………………………………….25
3. Теории международной экономической интеграции………………………27
4. Последствия международной экономической интеграции………………..31
5. Модели современных интеграционных процессов…………………………32
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………..36
Приложение № 1…………………………………………………………………38
Приложение № 2…………………………………………………………………39
Приложение № 3…………………………………………………………………40

Работа состоит из  1 файл

Сущность интеграции.docx

— 57.44 Кб (Скачать документ)

 

2.7 Политико-экономический  союз 

Полная интеграция с единой экономической политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования. Достижение этого уровня интеграции (политико-экономического союза) предполагает, что вступающие в него государства с учетом достигнутых  результатов прежних этапов интеграции, договариваются о проведении совместной торговой, а затем и в целом  экономической политики по отношению  к третьим странам, а также  об унификации систем регулирования  экономики. Данная ступень интеграции предполагает согласование внешней  политики стран-участниц, что дает еще  более широкие возможности для  взаимовыгодного объединения сил  и средств в интересах хозяйственного развития всего союза в целом  и каждой из стран-участниц.

Однако ни одна интеграционная группировка не только не достигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных задач.  

 

3. Теории международной  экономической интеграции 

В теории экономической  интеграции выделяется ряд направлений, отличающихся прежде всего разными  оценками интеграционного механизма. Это неолиберализм, корпорационализм, структурализм, неокейнсианство, дирижистские направления и др.

Представители раннего  н е о л и б е р а  л и з м а (1950--1960 гг. ) -- швейцарский  экономист Вильгельм Репке и  француз Морис Аллэ под полной интеграцией понимали создание единого  рыночного пространства в масштабе нескольких стран, функционирование которого осуществляется на основе действия стихийных  рыночных сил и свободной конкуренции  независимо от экономической политики государств и существующих национальных и международных правовых актов. Вмешательство же государства в  сферу международных экономических  отношений приводит, по их мнению, к  таким негативным явлениям, как инфляция, разбаланси-рованность международной  торговли, расстройство платежей.

Однако развитие международной экономической интеграции, формирование региональных межгосударственных союзов при активном участии государств показали несостоятельность взглядов ранних неолибералов. Представитель  позднего неолиберализма американский ученый Бела Баласса рассматривал проблему интеграции в несколько иной плоскости: ведет ли экономическая интеграция к более интенсивному участию  государства в экономических  делах. Большое внимание уделялось  эволюции интеграции, происходящей на основе как экономических, так и  политических процессов.

В середине 60-х гг. возникло направление к о р  п о р а ц и о н а  л и з м а, представители  которого -- американские экономисты Сидней Рольф и Юджин Ростоу выявили  новый стержень интеграции. Они считали, что в противоположность рыночному  механизму и государственному регулированию  функционирование ТНК способно обеспечить интегрирование международной экономики, ее рациональное и сбалансированное развитие.

Представители с  т р у к т у р а л  и з м а -- шведский экономист  Гуннар Мюрдаль и др. критически отнеслись к идее полной либерализации  движения товаров, капитала и рабочей  силы в интегрируемом пространстве, считая, что свободное функционирование рыночного механизма может привести к определенным диспропорциям в  развитии и размещении производства, углублению неравенства в доходах. Экономическая интеграция рассматривалась ими как глубокий процесс структурных преобразований в экономике интегрирующихся стран, в результате которых возникает качественно новое интегрированное пространство, более совершенный хозяйственный организм. По их мнению, полюсами развития интеграции являются крупные фирмы, промышленные компании, целые отрасли промышленности.

было подписано в 1964 г. В 70-х гг. широкое распространение получили идеи н е о к е й н с  и а н с т в а, представители  которого -- американский экономист  Ричард Купер и др.-- в частности, считали, что центральная проблема международного экономического сотрудничества состоит в том, как уберечь  многообразные выгоды широкого международного экономического взаимодействия от ограничений  и в то же время сохранить максимальную для каждой страны степень свободы. Неокейнсианцы выдвинули два  возможных варианта развития международной  интеграции: первый -- интеграция с последующей  утратой национальной свободы, но обязательным согласованием экономических целей  и политики; второй -- интеграция с  условием сохранения как можно больше национальной автономии. Предполагая, что ни один из этих вариантов не может быть представлен в чистом виде, они считали необходимым  их оптимальное сочетание путем  согласования внутренней и внешней  хозяйственной политики интегрирующихся  сторон.

Разновидностью  неокейнсианского направления является д и р и ж и з м, теоретики  которого также отрицают решающую роль в интеграционных процессах рыночного  механизма и считают, что создание и функционирование международных  экономических структур возможно на основе разработки интегрирующимися сторонами  общей экономической политики, согласования социального законодательства, координации  кредитной политики. Данное направление  экономической мысли представлено голландским ученым Яном Тинбергеном.

Значительную роль в развитии теории международной  экономической интеграции сыграли  отечественные экономисты. Н.П. Шмелев связывает истоки мировых интеграционных процессов с потребностями современного международного разделения труда, развитием  научно-технического прогресса, углублением  международной специализации и  кооперации хозяйственных структур отдельных стран. Наиболее важными  характеристиками интеграции он считает  межгосударственное регулирование  экономических процессов, постепенное  формирование интеграционного хозяйственного комплекса с общими пропорциями  и общей структурой воспроизводства; устранение административных и экономических  барьеров, препятствующих свободному передвижению в пределах региона  товаров, капитала и рабочей силы; выравнивание уровней экономического развития интегрирующихся стран.

Ю.В. Шишков выделяет в межгосударственном интеграционном процессе «частные интеграции» производства, национальных, товарных и кредитных  рынков. По его мнению, в воспроизводственном  цикле наименее поддается интегрированию производственная сфера и в большей  степени -- кредитно-финансовая. Шишков справедливо считает, что интеграция основана на действии рыночных механизмов, которые регулируют прежде всего  прямые международные хозяйственные  связи на уровне агентов экономики. За этим закономерно следует взаимоприспособление национальных, правовых, фискальных и  прочих систем. 

В настоящее время  в связи с расширением ЕС за счет вступления в него новых стран  разработан ряд моделей дальнейшего  развития европейской интеграции по пути ее углубления, среди которых  выделяются модели «ступенчатой интеграции», «Европы концентрических кругов», «дифференцированной интеграции». В основе первых двух моделей заложена идея создания в ЕС «ядра» из наиболее развитых стран, вокруг которого формируются  «круги» из стран с меньшей  глубиной интеграции.

Модель «дифференцированной  интеграции» исходит из того, что  географическое расширение ЕС должно изменить концепцию интеграции и  предполагает дифференциацию скорости интеграционных процессов по различным  странам. Как и «ступенчатая», «дифференцированная» интеграция преследует цель углубления интеграционных процессов, но при этом исключает необходимость подписания договоров и ограничение времени. Предусматривается также создание «ядра» с разным составом участников.  

 

4. Последствия международной  экономической интеграции 

Современная экономическая  наука пока не способна определить полный эффект от реализации интеграционных процессов на глобальном уровне. Это  объясняется не сложностью исчисления результатов интеграции, а множественностью последствий этого процесса во времени  и в пространстве. Поэтому в  исследованиях такого рода принято  различать статические и динамические эффекты интеграции.

Статические эффекты  определяют экономические последствия  международной интеграции, полученные непосредственно после осуществления  мероприятий по консолидации экономик двух или нескольких стран.

Динамические эффекты  оценивают экономические последствия  международной интеграции на перспективу, проявляющиеся на более поздних  стадиях функционирования таможенного  союза.  
Как правило, расчеты статического эффекта сводятся к сопоставлению результатов переориентации потребителей в одной стране в связи с закупкой товара или фактора производства у более эффективного участника интеграционной связи в другой стране.

При этом учитывается  эффект от наличия или отсутствия таможенного союза или какой-либо другой интеграционной формы. В расчетах такого рода необходимо учитывать и  отрицательные последствия международной  интеграции. Негативные результаты особенно важно учитывать на перспективу. Именно в будущем импорт товара из другой страны может отрицательно сказаться, например, на проблеме занятости в  данной стране. 

 

5. Модели современных  интеграционных процессов 

Модели, несмотря на большую специфику, а нередко  и неповторимые черты и характеристики, имеют в своей основе общие  явления, которые, несмотря на интеграционные "границы", все же являются интернациональными по своей природе, что, кстати, позволяет  конкурирующим системам находить компромисс, разрешать назревающие между  ними противоречия и т.д. Вот почему модель всякой интеграционной системы  было бы ошибочно абсолютизировать, не замечав общих тенденций в  ее эволюции. Характеристика существующих основных моделей в мировых интеграционных процессах.

1. Модели политико-экономической  интеграции (с учетом социальных  аспектов):

1.1.Европейский союз (ЕС).

1.2. Андская группа (Латинская Америка).

1.3. Карибский "общий  рынок" (Латинская Америка).

1.4. Ассоциация государств  Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

2. Модели торгово-экономического  сотрудничества:

2.1. Европейская  ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).

2.2. Североамериканская  интеграция (США, Канада.Мексика).

2.3. Организация  арабских стран - экспортеров  нефти(ОАПЕК).

2.4. Организация  стран-экспортеров нефти (ОПЕК).

3. Модели международных  экономических надправительственных  организаций, регламентирующих торговую, тарифную политику:

3.1. Генеральное  соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).

3.2. Организация  экономического сотрудничества  и развития (СЭСР).

3.3. Конференция  ООН по торговле и развитию (ШКГАД).

4. Модели политических  союзов и военных блоков:

4.1. Европейский  Совет. 

4.2. Организация  Африканского единства (ОАЕ).

4.3. Организация  Североатлантического договора (НАТО).  

 

Заключение 

 

В ходе курсовой работы я раскрыл сущность понятия международной  экономической интеграции, определил  объективные предпосылки, уровни, цели, задачи и преимущества интеграции. В данной курсовой работе были определены взгляды различных теоретических, экономических школ, расценивающих  причины и движущие силы международной  экономической интеграции. В работе была отражена эволюция типов интеграционных объединений, была дана подробная характеристика каждому из них: преференциальным торговым соглашениям, зонам свободной торговли, таможенным союзам, общему рынку, экономическим  и политическим союзам.

В ходе курсовой работы я исследовал последствия международной  экономической интеграции, а также  проанализировал современные направления  международной экономической интеграции и уделил внимание проблемам интеграционного  развития.

В целом международная  экономическая интеграция - это характерная  особенность современного этапа  мировой экономики. В конце XX в. она  стала мощным инструментом ускоренного  и гармоничного развития региональных экономик и повышении конкурентоспособности  на мировом рынке стран участниц интеграционных группировок.

Международная экономическая  интеграция это процесс срастания  экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Классические формы международной экономической интеграции: зоны свободной торговли, когда отменяются торговые ограничения между странами участницами интеграционного объединения и прежде всего снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины; таможенный союз, когда наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран; общий рынок, знаменующийся подписанием договора, охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ для товаров, услуг, капитала и людей; экономический и валютный союз, когда договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики, а также вводятся наднациональные институты управления интеграционным объединением.

Дальнейшее развитие и совершенствование форм международной  экономической интеграции, возможно, приведет к политическому союзу, т.е. к превращению интеграционного  объединения в конфедеративное  государство со всеми вытекающими  последствиями, включая образование  центральных органов с еще  большими полномочиями и властью, чем  наднациональные институты управления.

По ряду объективных, а также субъективных причин именно в Западной Европе существует насущная потребность в развертывании  интеграционных процессов, которая  привела к созданию Европейского Союза (ЕС).

Будучи экономическим, валютным и политическим союзом, ЕС безусловно является наиболее развитой интеграционной группировкой в мире.

Единая валюта ЕС (евро) уже в ближайшие годы может  во многом потеснить доллар США в  качестве международного платежно-расчетного средства. Наиболее значимые и динамичные интеграционные группировки на американском континенте НАФТА и МЕРКОСУР, возможно, положат начало всеамериканской  зоне свободной торговли «от Аляски до Огненной Земли».

Информация о работе Экономическая интеграция