Экономическая эффективность и экономическое равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 17:46, курсовая работа

Описание

Цель работы - определение природы экономической эффективности и выявление пределов вмешательства государства в экономический процесс.
В соответствии с поставленной целью сформулированы основные задачи работы: дать понятие экономической эффективности, определить место и роль государства в современных экономических системах, оценить влияние государственного вмешательства на эффективность экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Экономическая эффективность и экономическое равновесие ………………6
1.1. Понятие экономической эффективности…………………………………...6
1.2. Общее равновесие и экономическая эффективность. Парето-эффективности…………………………………………………………………...10
2.Пределы государственного вмешательства в рыночный процесс………….13
2.1. Соотношение государства и экономики в исторически разных социальных системах……………………………………………………………13
2.2 Понятие и пределы государственного регулирования экономики……….17
2.3 Социальное регулирование…………………………………………………21
3.Проблемы и особенности государственного вмешательства в рыночную экономику…………………………………………………………….………….24
3.1. Проблемы и ограничения государственного вмешательства……………24
3.2.Влияние государственного вмешательства на эффективность экономики………………………………………………………………………...25
Заключение …...………………………………………………………………….30
Список исользовонной литературы…………………………………………….33
Преложение………………………………………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 69.60 Кб (Скачать документ)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРОФСОЮЗОВ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ДИСЦИПЛИНА_______________________________________________________________

ТЕМА________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Студент 1 курса

Экономического факультета

Специальность

________________________

________________________

Садыкова Мадина Александровна.

Санкт-Петербург

2011 год.


Регистр №_____________ «______» _______________20___г.

       дата поступления работы в  Университет

ОЦЕНКА___________________ «_____» __________________ 20____г.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ_______________/ ____________________________

                                    подпись        фамилия чётко


Регистр №_____________ «______» _______________20___г.

дата поступления  работы в Университет

ОЦЕНКА___________________ «_____» __________________ 20____г.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ_______________/ ___________________________                                  подпись        фамилия чётко

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Экономическая эффективность  и экономическое равновесие ………………6            1.1. Понятие экономической эффективности…………………………………...6

1.2. Общее равновесие и  экономическая эффективность. Парето-эффективности…………………………………………………………………...10

2.Пределы государственного  вмешательства в рыночный процесс………….13

2.1. Соотношение государства и экономики в исторически разных социальных системах……………………………………………………………13

2.2 Понятие и пределы  государственного регулирования экономики……….17

2.3 Социальное регулирование…………………………………………………21

3.Проблемы и особенности  государственного вмешательства в рыночную экономику…………………………………………………………….………….24

3.1. Проблемы и ограничения  государственного вмешательства……………24

3.2.Влияние государственного вмешательства на эффективность экономики………………………………………………………………………...25

Заключение …...………………………………………………………………….30

Список исользовонной  литературы…………………………………………….33

Преложение………………………………………………………………………35

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из принципиальных вопросов рыночной экономики, неизменно вызывающим бурные споры, как среди экономистов  различных направлений, так и  среди политиков, является проблема соотношения рыночных сил и государственного регулирования. К началу ХХI века эта проблема оказалась актуальна не только для стран, недавно вступивших на путь рыночных преобразований, но и для стран с устоявшимися рыночными структурами, незыблемыми институтами частной собственности и развитой системой государственного регулирования.

Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия форм собственности одной единственной формой – государственной, а ответ на основной экономический вопрос «Что, как и для кого производить?» – строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Таким образом, остается рыночный путь развития.        Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину своего влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике.       Государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень своего вмешательства. Рыночная система – это, прежде всего, гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

Актуальность темы исследования определяется тем, что в связи с усложнением экономических процессов в экономке и развитием мирового финансового кризиса усиливается роль государства в современных экономических системах.

  При этом необходимо отметить, что в настоящее время меняется форма взаимодействия государства и бизнеса. Если на ранних этапах государство всегда преобладало над бизнесом, устанавливая для него жесткие ограничительные рамки посредством законодательных актов, то на современном этапе возникает такая форма отношений между государством и бизнесом как партнерство, в рамках которого государство и бизнес выступают как равные партнеры на основании заключенных договоров.

  Цель работы - определение природы экономической эффективности и выявление пределов вмешательства государства в экономический процесс.

В соответствии с поставленной целью сформулированы основные задачи работы: дать понятие экономической  эффективности, определить место и  роль государства в современных  экономических системах, оценить  влияние государственного вмешательства  на эффективность экономики.

При написании курсовой работы были использованы труды отечественных  и зарубежных ученых в сфере теории экономики, мировой экономики, экономики  зарубежных стран, государственного регулирования  и управления.

  Работа состоит их введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Одним из принципиальных вопросов рыночной экономики, неизменно вызывающим бурные споры, как среди экономистов  различных направлений, так и среди политиков, является проблема соотношения рыночных сил и государственного регулирования. К началу ХХI века эта проблема оказалась актуальна не только для стран, недавно вступивших на путь рыночных преобразований, но и для стран с устоявшимися рыночными структурами, незыблемыми институтами частной собственности и развитой системой государственного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАВНОВЕСИЕ

1.1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Основу экономикс составляет два фундаментальных факта:

1) Материальные потребности  общества, то есть материальные  потребности составляющих его  индивидов и институтов, буквально  безграничны и неутолимы.

2)Экономические ресурсы,  то есть средства производства  товаров и услуг, ограниченны,  или редки

«Экономикс – это наука об эффективности использования редких ресурсов. Общество стремится использовать свои ограниченные ресурсы эффективно, то есть оно желает получить максимальное количество полезных товаров и услуг из доступных ему ресурсов.

Экономикс– это общественная наука, исследующая проблему такого использования или применения редких ресурсов (средств производства), при котором достигается наибольшее, или максимальное,  удовлетворение безграничных потребностей общества (цель производства). В данном пп. Мы определимся со значением понятий экономикс и экономическая эффективность,  которые являются ключевыми в рассмотрении данной темы

 «Экономическая эффективность – это получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов. Для этого нужно постоянно соотносить выгоды (блага) и затраты, или, говоря по-другому, вести себя рационально. Рациональное поведение заключается в том, что производитель и потребитель благ стремятся к наивысшей эффективности и для этого максимизируют выгоды и минимизируют затраты.» [3., С. 24].

«Экономическая эффективность – результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата, достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости».

Любая деятельность имеет  определенный результат, который человек  всегда стремился оценить. С развитием  производства, а особенно его промышленного  масштаба, эта оценка, стремление «получать  больше взамен на меньшее или, по крайней  мере, столько же» спровоцировала появление концепции эффективности  производства – как отдельной  серьёзной составляющей изучения экономики  организации.

Нужно различать понятие  «эффект» и «эффективность».

Эффект – абсолютный показатель результата какого-либо действия или деятельности. Он может быть как положительным, так и отрицательным.

Эффективность – относительный показатель результативности и может быть только положительной величиной.

Расчет экономической  эффективности рекомендуется производить  путём сравнения затрат с экономическим  эффектом как денежным выражением результата по формуле:

Эффективность (Э) = (Результат (Р)/ Затраты (З)) * 100%                  (1.1)

Затраты (З) и результаты (Р) могут сопоставляться между собой  различными способами, при этом получаемые показатели имеют разный смысл, акцентируя ту или иную сторону категории  «эффективность»:

- показатель вида Р/3 характеризует результат, получаемый с единицы затрат;

- отношение З/Р означает удельную величину затрат, приходящихся на единицу достигаемого результата;

- разница Р-З характеризует  абсолютную величину превышения  результатов над затратами;

- показатель Р-З/З даёт оптимальную величину эффекта;

- показатель Р-З/Р отражает удельную величину эффекта, приходящуюся на единицу получаемого результата.

В настоящее время используются различные термины, по-своему характеризующие  соотношение результата с определёнными  целевыми установками – результативность, целесообразность, экономичность, производительность, действенность.

Эффективность – характеристика процессов и воздействий сугубо управленческого характера, отражающая прежде всего степень достижения преследуемых целей, поэтому эффективностью обладает лишь целенаправленное взаимодействие.

Под эффективностью также понимают:

- определённый конкретный  результат (эффективность действия  чего-либо);

- соответствие результата  или процесса максимально возможному, идеальному или плановому;

- функциональное разнообразие  систем;

- числовую характеристику  удовлетворительности функционирования;

- вероятность выполнения  целевых установок и функций;

- отношение реального  эффекта к требуемому (нормативному) эффекту.

Понятие эффективности организации  в дореформенный период

В науке, посвященной экономике  и управлению, развитие понятия «эффективность»  исторически начинается с эффективности  производства предприятия [14., С. 102].

Вопросы эффективности в  России широко освещались в научной  литературе и детально рассматривались  в нормативно-методических и инструктивных  материалах соответствующих органов  управления. Однако в условиях государственной  собственности и отсутствия рынка  ресурсов, продукции, капитала практически  все решения в отношениях использования  ресурсов принимались централизованно. Соответственно все усилия были сосредоточены  на анализе, контроле и планировании, как правило, текущей результативности (эффективности) производства предприятия.

В отечественной науке  и практике материал, посвященный  эффективности производства, был  трех видов: апробированный, содержащийся в нормативных актах (методиках, инструкциях и прочие.); освещающий дискуссионные вопросы, отраженные в специальной литературе, а также  касающийся до конца не решенных вопросов (вопросы о едином или дифференцированном коэффициенте экономической эффективности; об учете фактора времени при  определении единовременных и текущих  затрат, особенно для некоторых видов  техники; о методическом подходе к определению расчетной и фактической экономической эффективности автоматизации информационных процессов управления производством).

Эффективность производства в дореформенный период рассматривалась  в двух аспектах: как макроэкономическая категория (в политэкономии), носившая политизированный характер, и как  расчетная единица (состоящая из множества показателей) в плановой и бухгалтерской отчетности предприятий, отраслей.

Политэкономическое содержание эффективности хозяйствования определяется как система отношений по поводу конечных народнохозяйственных результатов, которые выражают эффективность на всех стадиях процесса воспроизводства. Поэтому эффективность хозяйствования включает не только эффективность управления собственно процессом производства, но и всеми фазами воспроизводства и выражает (в сопоставимом показателе или группе показателей) меру реализации экономического интереса [2., С. 13].

Информация о работе Экономическая эффективность и экономическое равновесие