Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:41, курсовая работа
Задачи:
Экономические основы туристской деятельности
Экономическая эффективность туризма
Значение туризма для мировой экономики в целом
Положительные и отрицательные аспекты туристской деятельности
Маркетинговые исследования потребителей туристского продукта
Исходя из предмета и объекта целью курсовой работы является изучение данной темы и решение всех выше поставленных задач.
Введение…………………………………………………………………………………………………….3
Глава I. Методология экономической эффективности туризма………………5
§I. Экономические основы туристской деятельности………………………………5
§II. Экономическая эффективность туризма……………………………………………..8
Глава II. Анализ экономической эффективности туризма………………………15
§I. Значение туризма для мировой экономики в целом…………………………15
§II. Положительные и отрицательные аспекты туристской
деятельности…………………………………………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………………………………….20
Литература………………………………………………………………………………………………...21
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО
«Алтайский
государственный технический
Вечерний факультет
Кафедра сервиса и туризма
Курсовая работа
«Экономическая эффективность туризма»
Барнаул,2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Методология экономической эффективности туризма………………5
§I. Экономические основы туристской деятельности………………………………5
§II. Экономическая эффективность туризма……………………………………………..8
Глава II. Анализ экономической эффективности туризма………………………15
§I. Значение туризма для мировой экономики в целом…………………………15
§II. Положительные и отрицательные аспекты туристской
деятельности………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Понятие устойчивого развития сейчас получило широкое распространение. Практически во всех сферах определены принципы так называемой концепции устойчивого развития. Туризм за последние годы стал играть заметную роль в мировой экономике, поэтому и его тоже коснулись новые идеи.
Туризм в XXI веке превратился в бурно развивающуюся отрасль мировой экономики. Во многих странах туризм, являясь одной из крупнейших доходных отраслей, занимает значительное место в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, оптимизации внешнеторгового баланса. Для целого ряда стран туризм является источником значительных валютных поступлений, способствует расширению международных контактов и т.д.
Развитие сферы социально-
Туристический бизнес привлекает российских предпринимателей небольшими стартовыми инвестициями, быстрым сроком их окупаемости, постоянным спросом на услуги туризма, высоким уровнем рентабельности произведенных при этом затрат.
Объект данной курсовой роботы: изучение экономической эффективности туризма.
Предмет работы: положительные и отрицательные аспекты туристской деятельности, маркетинговые исследования потребителей туристского продукта.
Задачи:
Исходя из предмета и объекта целью курсовой работы является изучение данной темы и решение всех выше поставленных задач.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
Глава I. Методология экономической эффективности туризма
§I. Экономические основы туристской деятельности
"Туристика" - термин
новый, и поэтому вначале
ТУРИСТИКА - это система прикладных наук о туризме и туристском обслуживании граждан. Эти науки охватывают два уровня туризма: отрасль и туристский хозяйствующий субъект (туристскую фирму).
Туристика на уровне отрасли в целом включает три элемента туризма:
Организация в широком
плане представляет собой совокупность
процессов или действий, ведущих
к образованию и
Под организацией туризма как отраслевой экономической системы понимается сочетание структуры и способов функционирования ее элементов и подсистем. Структура туризма характеризуется составом ее элементов и способом их объединения (взаимодействия).
Организационная структура представляет собой способ объединения структурных единиц элементарного уровня (турфирм, турагенств и т.п.), в результате которого образуется иерархия туризма как отраслевой экономической системы.
В организационной структуре
отрасли туризма можно
Социально-экономический аспект организационной структуры связан с формированием собственности на средства производства, с помощью которых осуществляется функционирование туризма. В зависимости от этого выделяются следующие организационно-правовые формы туризма: федеральная, муниципальная, акционерная, частная и т.п.
Материально-вещественный аспект структуры туризма как отрасли представляет собой совокупность производимых и реализуемых им туров, услуг и товаров. Этот аспект характеризуется объемами реализации туристского продукта.
Технологический аспект отрасли туризма представляет собой совокупность конкретных технологических процессов, связанных с производством, реализацией и потреблением туристского продукта.
Следующий аспект организационной структуры туризма - информационный. Чтобы справиться с управлением такой сложной системы, как туризм, необходима рациональная организация потока информации. Наиболее эффективной организацией для больших систем является иерархическая структура, то есть вертикальное членение структуры управления на несколько подчиненных друг другу ступеней. При этом управление процессом прохождения информации организуется так, что при поступлении ее от низшей степени к высшей происходит сжатие информации путем ее укрупнения или сокращения.
Управление в широком
плане представляет собой процесс
выработки и осуществление
Объектом управления (управляемой
подсистемой) являются туристские фирмы,
процесс туристского
Управление осуществляется посредством циркулирования определенной информации между субъектом и объектом управления.
Завершающим элементом туристики является экономика туризма.
ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА представляет
собой систему отношений, возникающих
в сфере туризма в процессе
производства, распределения, обмена и
потребления результатов
ОРГАНИЗАЦИЯ туристской деятельности - управление производственно-обслуживающим процессом в туристской фирме.
Элементами любого производственно-обслуживающего
процесса являются работник, орудия, предмет
труда и используемая технология.
Для осуществления
Таким образом, организация туристской деятельности представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание труда, средств и технологии в едином производственно-обслуживающем процессе туристской фирмы.
Основной задачей организации
туристской деятельности является достижение
целей, поставленных перед туристской
фирмой при наилучшем (эффективном)
использовании имеющихся в
Технология туристского
обслуживания представляет собой совокупность
методов, форм производства и реализации
туристского продукта, а также
способов воздействия на процесс
продвижения туристского
МЕНЕДЖМЕНТ В ТУРИЗМЕ это - совокупность принципов, методов, средств и форм управления производственно-обслуживающим процессом в туристских фирмах.
Интегральной функцией менеджмента является маркетинг.
МАРКЕТИНГ В ТУРИЗМЕ означает
комплексный подход к управлению
производством, реализацией и организацией
потребления туристского
ЭКОНОМИКА ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ - это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ).
Стоимостная оценка активов и доходов туристской фирмы характеризует уровень и масштабы ее развития. Последнее зависит от умения найти оптимальное соотношение между используемыми ресурсами, количеством и качеством реализованного туристского продукта, с одной стороны, и объемом реализации туристского продукта и прибылью от его реализации - с другой.
Эффективность реализации этих факторов зависит от воздействия внешних и внутренних условий развития и функционирования туристской фирмы.
§II. Экономическая эффективность туризма
Эффективность в общем понятии означает получение какого-то определенного эффекта, то есть действенность результата.
Экономическая эффективность - это процесс хозяйствования, результат которого выражается определенной выгодой, достигнутой при определенных затратах денежных, материальных, информационных ресурсов и рабочей силы.
Экономическая эффективность
туризма является составным элементом
общей эффективности
Под критерием следует
понимать основное требование к оценке
правильности решения поставленной
задачи. Необходимость критерия возникает
потому, что следует четко определить,
с каких позиций следует
Общественное производство
функционирует в интересах
В соответствии с теорией оптимального функционирования экономики эффективность на отдельном "участке" должна оцениваться с позиций общего эффекта, то есть частные критерии эффективности должны соответствовать глобальному критерию, "вытекать" из него.
Общий критерий эффективности общественного производства заключается в достижении в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах средств и рабочей силы.
Проблемы эффективности
туризма целесообразно
Системный подход предполагает установление разных критериев и показателей для разных уровней управления и определенную иерархию целей и соответственно им критериев эффективности.
Организационная структура управления туризмом состоит из ряда звеньев:
Поэтому проблему определения народнохозяйственного критерия эффективности туризма следует рассматривать в трех аспектах: на уровне общества (народного хозяйства в целом), отрасли, отдельной туристской фирмы.
Туризм непосредственно участвует в создании национального дохода страны.
Доля туризма в национальном доходе составляет: в Германии - 4,6%, в Швейцарии - 10%. Совокупный вклад туризма в экономику страны включает как прямой, так и косвенный вклад.
Прямое влияние туризма на экономику страны (региона) - это результат расходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Деньги, потраченные туристами в месте пребывания, создают доход, который приводит к цепной реакции: расходы - доходы - расходы - доходы и т.д.
Этот процесс означает косвенное влияние туризма на экономику страны (региона). Туризм генерирует вторичный спрос на товары и услуги. Косвенный вклад туризма в экономику страны проявляется в эффекте повторения затрат туристов на покупку услуг и товаров в определенное время и в определенном месте. Этот эффект называется "эффект мультипликации" или "мультипликатор".
Мультипликатор - это соотношение
отклонения от равновесного чистого
национального продукта (валового национального
продукта за вычетом отчислений на
потребление капитала) и исходного
изменения в расходах на инвестиции,
вызвавшего данное изменение реального
чистого национального