Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 18:44, контрольная работа
Экономическая оценка природных ресурсов - сложная междисциплинарная, межведомственная задача, которая становится первоочередной в условиях рыночной экономики. Основные проблемы при оценке возникают из-за отсутствия общепринятой методологии экономических оценок ресурсов и процессов ресурсопотребления и слабости соответствующей правовой и нормативно-методической базы. Это не позволяет учитывать и отражать природные ресурсы в составе национального богатства страны наряду со стоимостью основных производственных фондов, зданий и сооружений.
Введение
I. Теоретическая часть
II. Аналитическая часть
1. Понятие экономической оценки природных ресурсов
2. Основные подходы к оценке природных ресурсов
Результативный подход
Затратный подход
Затратно-ресурсный подход
Воспроизводственный подход
Кадастровый подход
Рентный подход
3. Экономическая оценка важнейших видов природных ресурсов
Экономическая оценка водных ресурсов
Экономическая оценка лесных ресурсов
Экономическая оценка земельных ресурсов
Экономическая оценка минеральных ресурсов
Список литературы
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИЕТ
«ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
На тему: «Экономическая оценка природных ресурсов»
Содержание
Введение
I. Теоретическая часть
II. Аналитическая часть
1. Понятие
экономической оценки
2. Основные подходы к оценке природных ресурсов
Результативный подход
Затратный подход
Затратно-ресурсный подход
Воспроизводственный подход
Кадастровый подход
Рентный подход
3. Экономическая
оценка важнейших видов
Экономическая оценка водных ресурсов
Экономическая оценка лесных ресурсов
Экономическая оценка земельных ресурсов
Экономическая оценка минеральных ресурсов
Список литературы
Введение
Экономическая оценка природных ресурсов - сложная междисциплинарная, межведомственная задача, которая становится первоочередной в условиях рыночной экономики. Основные проблемы при оценке возникают из-за отсутствия общепринятой методологии экономических оценок ресурсов и процессов ресурсопотребления и слабости соответствующей правовой и нормативно-методической базы. Это не позволяет учитывать и отражать природные ресурсы в составе национального богатства страны наряду со стоимостью основных производственных фондов, зданий и сооружений.
В этой связи главная задача состоит в разработке общей концепции экономической (стоимостной) оценки природных ресурсов, которая позволила бы выработать единую систему показателей оценки разнообразных природообразующих компонентов, оптимальных с точки зрения согласования интересов экономики и природопользования.
I. Теоретическая часть
Платность природопользования в России стала основополагающим принципом Закона РФ “Об охране окружающей природной среды”.
Общая структура платежей за ресурсопользование по основным направлениям имеет следующий вид:
Плата за землю: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Плата за воду: плата за пользование водными объектами (водный налог); плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.
Плата за недра:
платежи за пользование недрами,
отчисления на воспроизводство минерально-
Платежи за пользование лесным фондом: лесные подати, арендная плата.
Платежи при использовании объектов животного мира: плата за пользование животным миром, штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.
Плата за выделение квот на вылов водных биоресурсов.
Перспективы развития системы платежей за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды связаны с дальнейшим совершенствованием, в первую очередь, Налогового кодекса РФ, который призван в будущем дать возможности стимулирования деятельности в области менеджмента и маркетинга в экологии и природопользовании с помощью прогрессивных налоговых механизмов.
Нормативно-правовая
основа экономических рычагов
федеральные конституционные законы, федеральные законы;
акты палат Федерального Собрания (Государственной Думы и Совета Федерации);
указы и распоряжения Президента РФ нормативного и ненормативного характера;
постановления и распоряжения Правительства РФ нормативного и ненормативного характера;
решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ и актов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ или отдельных положений вышеперечисленных актов.
В общем случае в нормативно-правовую базу экономических рычагов экологического менеджмента входят также:
нормативные правовые
акты федеральных органов
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Большое значение имеют конкретные инструктивно-методические и нормативные документы, российские и международные стандарты, нормы и правила.
Соответствующие экономические и финансовые аспекты охраны окружающей среды и природопользования отражены в:
Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Налоговом кодексе РФ, Бюджетном кодексе РФ, Арбитражном процессуальном кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, Уголовном кодексе РФ, Воздушном кодексе РФ, Кодексе торгового мореплавания РФ;
федеральных законах:
“Об охране окружающей природной
среды”, “О плате за землю”, “О плате
за пользование водными объектами”
Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (утвержденной указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440), Национальном плане действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999 - 2001 гг. (рассмотренном и рекомендованном к использованию на заседании Правительства РФ от 12 ноября 1998 г., протокол №41);
постановлениях Правительства РФ: “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" от 28 августа 1992 г. № 632, “О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" от 31 декабря 1995 г. №1310, “О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений” от 17 мая 1996 г. № 597, “О порядке определения нормативной цены земли" от 15 марта 1997 г. №319, “О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" от 19 сентября 1997 г. №1199, “О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах” от 29 сентября 1997 г. № 1257, “Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям, экономическим районам" от 22 июля 1998 г. №818.
Вопросы экономического и финансового регулирования природоохранной и природно-ресурсной деятельности, отражены также в следующих федеральных законах общего экономического и финансового характера: “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на имущество предприятий”, “О подоходном налоге с предприятий”, “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”, “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР ” (с изменениями и дополнениями), “Об инвестиционной деятельности”, “О сертификации продукции и услуг”, “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации”, “О бюджетной классификации Российской Федерации”, “Об акцизах”, “О федеральном бюджете на 2001 г.", “О таможенном тарифе” и др. [1].
Например, плата
за пользование недрами
В настоящее
время система налогов и
налог на добычу полезных ископаемых;
разовые платежи за пользование недрами;
регулярные платежи за пользование недрами при поиске и разведке полезных ископаемых;
плату за геологическую информацию о недрах;
сбор за участие в конкурсе (аукционе);
сбор за выдачу лицензий;
акциз на природный газ.
При экспорте минерального сырья уплачиваются таможенные пошлины.
Налог на добычу полезных ископаемых исчисляется как произведение налоговой ставки на стоимость добытых полезных ископаемых. Налоговая ставка устанавливается как фиксированный процент по каждому виду полезного ископаемого и может составлять от 0 до 16,5%.
Согласно Водному кодексу РФ от 16 ноября 1995 г. № 167 - ФЗ в ред. Федерального закона от 30 декабря 2001 г., а также Закону "О плате за пользование водными объектами" от 6 мая 1998 г. с изм. И доп. От 30 марта 1999 г. № 54 - ФЗ и от 7 августа 2001 г. № 111 - ФЗ, предусмотрены два вида платежей за воду: за пользование водными объектами (водный налог) и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. С 1 января распространяется не только на поверхностные, но и на подземные водные объекты (кроме объектов, воды которых содержат полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы либо используются для получения тепловой энергии) [2].
В настоящее
время в законодательных актах
РФ предусмотрены два вида лицензий:
специальные лицензии и лицензии
на комплексное
Следует отметить, что специальные лицензии выдаются органами управления природными ресурсами. Они являются формой учета и контроля за пользованием и потреблением природных ресурсов. Специальные лицензии дают право на пользование одним видом природного ресурса. Такого рода лицензии выдаются, например, на пользование ресурсами недр, на выбросы (сбросы, размещение отходов), на землепользование и водопользование, на отстрел охотничьих животных, на вырубку леса и другие. Важно, чтобы содержание специальных лицензий, так же, как лицензий на комплексное природопользование, позволяло осуществлять контроль за соблюдением пользователем экологических требований и ограничений. Реализовать содержание права экологопользования в субъектах Российской Федерации позволяет 'Временное положение о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование' как ведомственный нормативный акт Минприроды России. Указанный документ разработан в соответствии с законами Российской Федерации 'Об охране окружающей природной среды' (ст.18, 19, 37-39), 'О недрах' (ст.11, 18), 'Об изменениях и дополнениях к Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики' (ст.81, 84), 'О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации' (ст.3, 12, 13, 45, 50), Основами лесного законодательства Российской Федерации (ст.28).
Прямая и непосредственная связь кадастров природных ресурсов с лицензированием природопользования в том, что в систему комплексного управления природопользованием на территориальном уровне входят: кадастровые экономические оценки и учет природных ресурсов, лицензирование хозяйственной (предпринимательской) деятельности, платежи за пользование природными ресурсами, установление региональных лимитов, контроль за качеством окружающей среды, механизм финансирования природоохранных мероприятий. Лицензии должны быть научно обоснованно увязаны с кадастровой информацией о природных ресурсах.
Кадастровый учет
и социально-экономическая
1. Государственные
природоохранные органы