Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:10, доклад
Европейский союз (Евросоюз, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств.Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был создан Маастрихтстким договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ. С пятистами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2009 году около 28 % по номинальному значению и около 21 % — по паритету покупательной способности.
Европейский союз (Евросоюз, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств.Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был создан Маастрихтстким договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ. С пятистами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2009 году около 28 % по номинальному значению и около 21 % — по паритету покупательной способности.
С
помощью стандартизированной
ЕС
— международное образование, сочетающее
признаки международной организации
и государства, однако формально
он не является ни тем, ни другим. Союз
является субъектом международного
публичного права, имеет полномочия
на участие в международных
Главным новшеством, связанным с созданием Европейского союза, по сравнению с другими международными образованиями, является то, что члены Союза отказались от определённой части национального суверенитета ради создания политического объединения с единой структурой.
Основные провозглашенные цели Союза:
– введение европейского гражданства;
– обеспечение свободы, безопасности и законности;
– содействие экономическому и социальному прогрессу;
– укрепление роли Европы в мире
Экономическая политика ЕС и европейская социальная модель
Экономическая политика ЕС влияет не только на количественные и качественные параметры производства товаров и услуг (тем самым на удовлетворение материальных потребностей), но и на распределение благ среди участников рынка (на социальную сплоченность).
В первую
очередь следует отметить усиление
давления конкуренции в связи
с экономической интеграцией. Общая
валюта не позволяет проводить валютную
политику, ориентированную на специфические
потребности национальных экономик
соответствующих государств, которая
могла бы ответить на усиление конкуренции,
например, проведением девальвации.
Вместе с тем Маастрихтские критерии
и Пакт стабильности и роста ограничивают
пространство для фискальных маневров
национальных правительств, с помощью
которых они могли бы реагировать
на последствия экономической
С момента
заключения валютного союза
В денежной
политике и политике в отношении
обменного курса ЕЦБ до сих
пор придерживается консервативной
и ограничительной линии. Такая
линия в рамочных экономических
условиях, действующих уже достаточно
долго, реализуется не без проблем.
Установлением низких процентных ставок
ЕЦБ мог бы стимулировать инвестиции,
которые разгрузили бы обремененные
долгами государственные
С расширением ЕС на восток следует учитывать и такой фактор: лишь путем повышения цен относительно действующих в государствах ”ядра” ЕС ”догоняющие” бедные страны могут добиться, чтобы люди, работающие в менее производительных секторах (государственные учреждения, сфера услуг), пользовались плодами роста благосостояния. Подавление подобной адаптации цен ставит под угрозу экономическую сплоченность ЕС. Уменьшению различий в уровне доходов могут способствовать экономико-политическая координация и гибкость.
Характер
обеспечения социальных трансфертов
в странах-членах ЕС существенно
различается: его диапазон простирается
от льгот, финансируемых за счет взносов
в систему базового социального
обеспечения, до социальной защиты, зависящей
от размера доходов. Непосредственная
потребность в европейском
В расширенной
Европе-25 набирают силу тенденции к
увеличению дифференциации в зарплатах
и безработицы. Соответственно, возникает
необходимость в альтернативных
или компенсационных
Взаимосвязь между ростом производительности и доходов, другими формами повышения благосостояния в богатых и старых обществах оценивается иначе, чем в молодых и бедных. Богатые общества хотят иметь больше свободного времени, у них выше потребность в перераспределении, более сильные постматериальные приоритеты (к примеру, экология). Однако когда они конкурируют на едином рынке, то производители товаров и услуг в ”зацикленных” на производительности труда обществах оказывают на них конкурентное давление. Их работники трудятся дольше, у них меньше обязательств по перераспределению, а социальные расходы (включая экологию) не рассматриваются как внутренняя задача, а переносятся на общество в целом.
Европейская
интеграция ограничивает этот процесс.
С одной стороны, она установила
жесткие рамки экстернализации
затрат (например, в сфере безопасности
на рабочем месте, экологии). В том
же направлении действуют
Эти правила
снижают возможности быстрого роста
бедных государств-членов ЕС. В качестве
компенсации ЕС предлагает последним
содействие региональному развитию
- политику соединения, которая должна
повысить потенциальную продуктивность
размещения производства в бедных регионах
путем улучшения
Государственные
товары и услуги могут использоваться
всеми вне зависимости от вклада
в их финансирование, что, как правило,
приводит к перераспределению в
пользу более бедных слоев населения.
Однако тенденция, усиленно поддерживаемая
в ЕС, направлена на приватизацию этих
услуг. В одних сферах - энергетика,
связь, общественный транспорт, достигнуто
значительное продвижение, в других
- частные предложения
Кроме
того, и государственные учреждения,
предлагающие свои услуги, зависят
от поставок из частного сектора, на которые,
как правило, должен объявляться
общеевропейский тендер. Если ”частники”
из нескольких государств-членов ЕС предлагают
свои товары или услуги, то появляется
потребность не только в европейском
регулировании, но и в установлении
соответствующей компетенции
Иначе,
чем принято обычно, организованы
услуги, представляющие общий интерес
(которые в Германии называются жизнеобеспечением).
При определенных условиях (доступность
услуг для всех слоев населения,
непрерывность их предоставления, многообразие
предложения и т.д.) конкурентные
правила могут быть упразднены во
имя достижения всеобщего блага.
Евросоюз признает, что цель социальной
сплоченности иногда превалирует над
реализацией идеи эффективного внутреннего
рынка ЕС.