Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:56, реферат
Экономика переходного периода (то есть перехода от одного состояния социально-экономической систем к качественно иному состоянию) обладает рядом специфических характеристик, отличающих ее от экономики; находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе, путем совершенствования и частных изменений присущих ей институтов связей и отношений.
Социально-экономические
проблемы переходного периода
Введение
Экономика переходного периода (то есть перехода от одного состояния социально-экономической систем к качественно иному состоянию) обладает рядом специфических характеристик, отличающих ее от экономики; находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе, путем совершенствования и частных изменений присущих ей институтов связей и отношений.
Развитие экономики переходного периода происходит путем возникновения на этапе перехода новых институтов связей и отношений, соответствующих нарождающемуся социально-экономическому строю и вытесняющих старые. В результате возникают новые макро- и микроэкономические закономерности и тенденции, социальные и политические изменения, возникают новые задачи экономической политики. Следует отметить, что некоторые сходные закономерности и тенденции в отдельные периоды могут наблюдаться и в рамках относительно стационарного развития общественно-политической системы - например, после крупных войн и других общественных потрясений (таковы, например, ускоренная инфляция и гиперинфляция, необходимость структурной перестройки промышленности). В таких случаях говорят о квазипереходной экономике.
В конце XX в. - начале XXI в., в силу понятных истории причин, в центре внимания ученых-транзитологов (сам термин «транзитология» предложил в 1992 американский экономист Майкл Буравой) находятся вопросы перехода от централизованно планируемой социалистической экономики к рыночной капиталистической, рассматриваемые в тесной связи с политическими, социо-культурными и другими аспектами.
Собственно экономика переходного периода, как научная дисциплина возникла в начале XX в., однако ее проблемы нашли отражение вначале в марксистской литературе, поскольку именно здесь, в теории общественно-экономических формаций, был впервые поставлен вопрос о возможности и неизбежности смены одного экономического строя другим. Классические работы марксистского направления, специально посвященные этой тематике: К. Каутский «На другой день после пролетарской революции» (1922), а в России - Н. Бухарин «Экономика переходного периода» (1920). Однако они имели два основных недостатка: проблемы перехода трактовались в них прямолинейно и, по сути, сводились к анализу лишь проблем перехода от капитализма к социализму. Что же касается работ, выходивших в советское время, то большинство из них естественным образом несло на себе печать вульгаризаторства и догматизма, характерного для тоталитарного общества.
Конец
XX в. ознаменовался резким усилением внимания
к проблемам экономической трансформации,
когда международные, экономические и
политические сообщество столкнулось
с принципиально новым классом таких проблем
- посткоммунистической трансформацией.
Почти 30 странам с населением более 300
млн. человек предстояло решать задачу,
невиданную до того в мировой истории,
- переход от системы, основанной на тотальном
огосударствлении экономической и политической
жизни, к основам рыночной демократии.
Причем если в ряде стран Центральной
и Восточной Европы это было возвращением
к относительно недавнему прошлому, то
на постсоветском пространстве речь шла
о восстановлении фактически заново хозяйственно-политических
принципов, которые практически стерлись
из памяти всех живущих поколений. А поскольку
режима, более или менее соответствующего
современным критериям рыночной демократии,
не знала и до-большевистская Россия, то
задача оригинальная оказывалась еще
и чрезвычайно трудной. В дополнение к
этому она осложнилась тем, что ни у кого
не было времени на обсуждение соответствующих
проблем. Коммунизм рухнул в 1989-91. Однако
еще в 1986-88 никем всерьез не обсуждались
проблемы предстоящего крушения советской
системы. Внутри восточного блока это
было невозможно по понятным политическим
причинам. Вовне, на Западе, эта тема казалась
неактуальной: советологи продолжали
писать свои эссе об устойчивости советской
системы и лишь дискутировали, будут ли
горбачевские реформы умеренными, или
же нового лидера ждет судьба Н.Хрущева.
Серьезные же экономисты и вовсе не интересовались
событиями в этой части мира. Известную
подготовительную роль в становлении
транзитологии в ее современном виде сыграло
то, что в ряде литературных источников
внутри этих стран на протяжении 60-70-х
гг. разрабатывались проблемы повышения
эффективности хозяйственной системы
путем расширения сферы действия рыночных
отношений («рыночный социализм», «теория
совершенствования хозяйственного механизма»,
«теория оптимального функционирования
социалистической экономики»).
Основные
группы социально-экономических проблем
Можно выделить три группы социально-экономических проблем, которые стали актуальными с крушением коммунизма и вокруг которых, так или иначе, разворачиваются соответствующие дискуссии на современном этапе.
Во-первых, проблемы либерализации и макроэкономической стабилизации. Строго говоря, это разноплановые проблемы, но исторически они оказались неразрывно связанными. Кризис системы в большинстве стран совпал с финансово - бюджетным кризисом (хотя острота его существенно различалась), и задачи перехода к рыночному ценообразованию, по сути, оказались другой стороной проблемы остановки инфляции. В принципе этот тип проблем был довольно хорошо изучен наукой XX века - как на модельном уровне, так и с так называемого конкретного опыта различных стран, успешно или безуспешно решавших задали преодоления дирижизма и инфляции.
Во-вторых, институциональные проблемы, то есть формирование развитой системы отношений частной собственности на руинах «общенародного» монополизма. Это поистине невиданная до настоящего времени задача. Здесь оставалось много неясного - как в теории, так и на практике. И ответ на вопрос о той или иной модели развития, о правильном или оптимальном пути приватизации могла дать только практика посткоммунистической трансформации. Определенные дискуссии на эту тему велись примерно с середины 80-х гг., но внятной программы, разумеется, не было, и быть не могло. Единственное, на что можно было опираться, сводилось к известной «теореме Коуза»: не так уж важно, как распределена собственность, важно, чтобы права собственности были четко закреплены. Однако уникальность советского общества, полностью отрицавшего частную собственность и легальное обладание богатством, вызывала серьезные вопросы о применимости стандартных макроэкономических закономерностей при трансформации этой системы.
Наконец,
в-третьих, самостоятельной проблемой
оставались возможности и перспективы
экономического роста. Особенное значение
этому вопросу придавали: необходимость
коренной структурной трансформации хозяйственной
структуры посткоммунистических обществ,
способы адаптации индустриальных экономик
к постиндустриальным требованиям, а также
принципиальная способность той или иной
страны «восточного блока» догнать со
временем развитые страны по уровню экономического
развития и благосостояния населения.
Проблемы
реформирования социальной
сферы в
России
Социальная сфера оказалась одной из наиболее затронутых системным кризисом. Проблема, видимо, заключается в том, что в советский период была создана всеобъемлющая система социального обеспечения населения (бесплатное образование и медицинское обслуживание, льготные условия выхода на пенсию и т.д.), причем объем декларированных социальных прав и гарантий зачастую не соответствовал экономическим возможностям государства. Обозначившийся в 70-80-х годах кризис плановой системы привел к кризису социальной сферы, что повлекло за собой необходимость ее преобразования.
Пенсионная
реформа
В
России исторически сложилась
последние сорок лет удвоилась и растет более быстрыми темпами по сравнению с другими возрастными группами.
Суть
этой реформы — дополнение традиционной
системы «солидарности
Преимущества накопительной пенсионной системы состоят в следующем:
-
не зависят от демографической
ситуации в стране и
- обеспечивает дифференциацию пенсий в зависимости от того, сколько сумел накопить человек и насколько эффективно были инвестированы его накопления;
-
позволяет использовать
Но
с вступлением в силу закона
«Об инвестировании средств для финансирования
накопительной части трудовой пенсии
в РФ» ситуация стала обратно противоположной
желаемой. Государство не только не снижает
свою активность, но и направляет пенсионные
накопления в государственные же ценные
бумаги. ПФ, жалуясь на недостаток средств,
для выплаты пенсий, одновременно тратит
значительные средства, предназначенные
сегодняшним пенсионерам, на собственные
нужды — например, на создание инфраструктуры
своего будущего бизнеса по сбору взносов
на накопительную пенсию и контроля за
их инвестированием. Расходы фонда на
собственную деятельность достигали в
последние годы 8% средств, находившихся
в его распоряжении. В конце июня 2002 года
Дума приняла в первом чтении поправки
к закону «О негосударственных пенсионных
фондах (НПФ)», которые, по сути, являются
продолжением законопроекта «Об инвестировании..,»,
оговаривающего участие НПФ в накопительной
пенсионной системе с 2004 года. Поправки
к закону «О НПФ» дают гражданам возможность
перевести свои накопления из государственной
пенсионной системы в частную — в НПФ
и управляющие компании.
Реформа
жилищно-коммунального
хозяйства
Исходная ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ), сложившаяся к началу рыночных реформ, была обусловлена длительным господством административно-командной системы. В начале 90-х годов в государственной собственности находилось 67% всего жилищного фонда, 79% городского жилищного фонда. Индивидуальное жилье, находящееся в личной собственности граждан (26% всего жилищного фонда), в основном концентрировалось в сельской местности и небольших городах. Жилищные кооперативы составляли незначительную часть жилищного фонда (4%), а их доля была существенной лишь в некоторых крупных городах (например, в Москве — 10%).
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в советский период сознательно поддерживались на чрезвычайно низком уровне и дотировались государством на 80-90%. С учетом платежей за коммунальные услуги квартирная плата в 1990 г. составляла примерно 2,5% среднего дохода семьи рабочего и служащего. Бюджетное дотирование ЖКХ было связано с политикой удешевления стоимости строительства, что вело к увеличению расходов на эксплуатацию. При проведении либерализации цен в 1992 г. было принято решение не менять поначалу уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. В этой сфере продолжали некоторое время действовать тарифы 1928 г., когда квартирная плата за 1 кв. м площади была установлена в размере 13,2-16,5 коп. в месяц. Тем самым был упущен момент для формирования механизмов финансирования жилищных и коммунальных услуг за счет потребителей, что могло бы создать стимулы к быстрым институциональным изменениям и этой сфере. В результате в 1992-1993 гг. уровень покрытия затрат ЖКХ за счет населения резко снизился, упав почти до нуля.
Структура платежей на содержанке ЖКХ, %
Источник | 1990г. | 1995г. | 1997г. | 1999 г., |
Государственные дотации из бюджета | 68 | 50 | 22 | 18 |
Платежи предприятий за счет пере-крестного субсидирования | 30 | 40 | 40 | 22 |
Платежи населения | 2 | 10 | 38 | 60 |
Информация о работе Экономическая политика и государственное регулирование экономики