Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:47, реферат
Экономическая роль государства является актуальной темой на сегодняшний день.
Самым важным субъектом, конечно, является государство. Ему принадлежит немалая часть общественного богатства, оно формулирует основные условия действия частного капитала (через налоги, государственные расходы, таможенные пошлины), через государственный бюджет происходит перераспределение значительной части созданного валового внутреннего продукта, государство формулирует стандарты социальной политики, оказывает помощь наименее защищенным слоям населения и т. д.
Цели исследования состоят в изучении роли и функций государства в экономике.
Введение.
1. Возникновение и основные исторические этапы государственного регулирования экономики.
2. Цели и границы государственного воздействия на экономику.
3. Рыночные формы и средства государственного регулирования внутренних и внешних условий экономического роста.
4. Обзор позиций различных школ.
5. Функции государства в экономике.
Заключение.
Список литературы.
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт управления и предпринимательства в социальной сфере
Кафедра
политической экономии
Реферат
на тему:
«Экономическая
роль государства»
Выполнила: Баранова А.А.
студентка 1 курса
очной формы обучения
группы МСС 1-1
Цыгляева
А.А.
Москва
2011
Введение. |
3 |
1. Возникновение и основные исторические этапы государственного регулирования экономики. | 5 |
2. Цели и границы государственного воздействия на экономику. | 10 |
3. Рыночные
формы и средства |
13 |
4. Обзор позиций различных школ. | 18 |
5.
Функции государства в
|
21 |
Заключение. | 24 |
Список литературы. | 26 |
Введение
Экономическая роль государства является актуальной темой на сегодняшний день.
Самым важным субъектом,
конечно, является государство. Ему
принадлежит немалая часть
Проблема государственного
вмешательства в экономику
Цели исследования состоят в изучении роли и функций государства в экономике.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
- Исследовать
возникновение и основные
- определить
объекты, цели, функции и цели государственного
- Рассмотреть позиции различных школ
- Рассмотреть
функции государства в
- Обозначить
цели и границы
Методы исследования:
-обработка, анализ научных источников;
-анализ
научной литературы, учебников и
пособий по исследуемой
Объект исследования – механизм государственного регулирования в экономике.
Предмет исследования – экономическая роль государства.
При
написании работы широко использовались
ряд учебных пособий по экономике;
множество периодических
Прежде всего, необходимо определить, что включает в себя понятие государственное регулирование:
Государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.
Государственное регулирование экономики сложилось не сразу. Оно является результатом исторического прогресса общества, охватывающего длительный период. В этой связи живой интерес вызывает генезис этого регулирования, важнейшие экономические теории и взгляды, обосновывающие его формы, методы и программы, социально-экономические последствия и эффективность. Без такого исторического подхода нельзя представить себе в полной мере государственное регулирование современной экономики и перспективы его развития.
Еще задолго до начала формирования в XV веке государства в его нынешнем виде государственные власти устанавливали законы и правила хозяйственной деятельности.
В XV — XVII веках, когда активно шло становление рыночных отношений, возникла первая буржуазная экономическая школа меркантилистов, выражавших интересы купеческого капитала.
Идеи меркантилистов, которые превыше всего ставили накопление денег и положительный торговый баланс, исходили из необходимости государственного регулирования торговли и мануфактурной промышленности в стране. Следует заметить, что учение меркантилистов долго использовалось при выработке государственной протекционистской политики во многих странах, в частности, в XVII веке в Англии, в России при Петре I, в Германии в XVIII веке. Показательно, что взгляды англичанина Т.Мена и других меркантилистов нашли отражение в трудах крупнейшего экономиста современности Дж.М.Кейнса, обосновавшего необходимость государственного регулирования экономики, в попытках многих современных правительств по применению протекционистских мер, а также по сдерживанию экспорта сырья и стимулированию экспорта готовой продукции, чтобы увеличить экспорт и валютную выручку, обеспечить положительный баланс внешней торговли.
Плодотворность и живучесть идей меркантилизма не означает, однако, их абсолютной монополии в экономической теории и практике. В дальнейшем, с развитием промышленности и рынка при свободной конкуренции нарождающаяся буржуазия повела упорную борьбу с государственным вмешательством, связанными с ним ограничениями и феодальными пережитками, рассматривая все это как тормоз в своей деятельности. Пришедшие на смену меркантилизма в конце XVIII века идеи экономического либерализма были наиболее полно и глубоко обоснованы в трудах классика английской политической экономии А.Смита, особенно в его знаменитой книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Выступая за безусловное рыночное саморегулирование экономики, он считал, что «невидимая рука» рынка без всякого государственного вмешательства заставит предпринимателей, исходя из личного материального интереса и стремления к прибыли, производить нужный для общества товар. А.Смит считал, что экономика будет функционировать тем эффективнее, чем слабее будет ее государственное регулирование.1 Данная позиция имела в условиях свободной конкуренции известную объективную основу, поскольку в этот период свою функцию рыночный механизм выполнял наиболее эффективно.
А.Смит имел многочисленных последователей, относящихся к субъективному неоклассическому направлению политической экономии, которое возникло в 70-х годах XIX века. Его основатели — известные экономисты: К.Менгер, Ф.Визер, Е.Бём-Баверк, У.Джевонс, Л.Вальрас, В.Парето, Дж.Б.Кларк и А.Маршалл. Они пытались определить оптимальный режим работы хозяйственных единиц при свободной конкуренции, условия экономического равновесия рыночной системы. При этом исходили из того, что свободная конкуренция и адекватное ей ценообразование обеспечивают равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением, а всякое государственное вмешательство нарушает равновесие. Государству неоклассики отводили лишь роль традиционного «ночного сторожа», охраняющего свободу рынка, и «дорожного регулировщика », который должен вмешиваться в случае экстремальных ситуаций.
Однако экономическая практика уже в XIX веке выявила и в XX веке убедительно подтвердила, что рыночный механизм не свободен от недостатков и противоречий, не обеспечивает эффективное использование ограниченных ресурсов. Саморегулирующаяся рыночная система далеко не всегда дает правильное и эффективное решение коренной проблемы: «что», «как», «для кого» производить, чтобы удовлетворять потребности общества и его членов. Ведь рынок может быть не только объединяющим, организующим и созидающим фактором, но и стихийным и разрушительным. Достаточно отметить, что заложенная в рыночном механизме тенденция к установлению экономического равновесия прокладывает себе дорогу стихийно, через его нарушение и неосуществление. Это вызывает потери общественного труда, поскольку производители, не зная потребностей и спроса, производят товар на мало известный рынок. В данных условиях стихийные колебания цен, инфляция, циклический характер воспроизводства, включающий фазу кризиса, разоряют многих производителей, увеличивая безработицу и нищету.
Рыночный механизм, ориентированный на максимизацию прибыли, не может в полной мере решать многие экономические и социальные задачи (защита внешней среды, развитие фундаментальной науки, непроизводственной инфраструктуры, культуры и образования, здравоохранения и др.), а также задачи управления на макроуровне и обороны страны.
Рыночный механизм, взятый сам по себе, безразличен к проблеме социальной справедливости и равенства, что приводит к дифференциации доходов, социальной незащищенности людей, чревато конфликтами. Свойственная для рынка тенденция к концентрации производства и монополизму подрывает свободную конкуренцию, необходимую для осуществления регулирующей функции рынка. Все это дало повод заговорить о фактическом «фиаско» рынка. Профессор А.Я.Лившиц подчеркивает: «Рыночная экономика не имеет врожденного иммунитета против трех тяжелых болезней — монополизма, инфляции и спадов деловой активности»2.
Существенные недостатки рыночного механизма требуют государственного регулирования экономики. Ставка лишь на рыночную самонастройку может нанести большой вред экономическому и социальному развитию общества, поставить под вопрос само существование системы. Это ярко проявилось в мировых экономических кризисах 1929— 1933 гг., 1937—1938 гг. и др., когда казалось бы процветающая экономика развитых стран была отброшена на многие годы назад. Тяжелые и разрушительные кризисы натолкнули людей на понимание того, что рыночный механизм развития экономики далеко не идеален и нуждается в серьезных мерах государственного регулирования.
В XX веке вопрос о роли и функциях государства в экономической жизни общества стал центральным. Серьезное теоретическое обоснование данных проблем содержится в трудах выдающегося английского экономиста Дж.М.Кейнса, прежде всего в его книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Кейнсианские идеи, получившие название «кеинсианской революции», совершили подлинный переворот в классических и неоклассических воззрениях на рыночную экономику. Кейнс опроверг их утверждение о возможности самоисцеления экономики от кризисного спада. Он показал, что государство может, используя налоговую и кредитно-финансовую политику, воздействовать на психологию хозяйствующего субъекта, склонного к сбережению, и стимулировать эффективный совокупный спрос общества, чтобы через него регулировать в нужном направлении рынок и ускорять экономический рост, повышать уровень занятости населения и его благосостояние.3