Экономическая система структура и разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 12:40, реферат

Описание

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики, образующих экономическую структуру общества.
Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Содержание

Введение________________________________________3
Понятие и структура экономических систем______ 3
2. Основные типы экономических систем:___________ 4
2.1. Традиционная экономическая система
2.2. Рыночная система
2.3. Смешанная экономическая система
3. Проблема координации в различных экономических системах_________________________________________9
Заключение______________________________________ 11
Список литературы________________________________12

Работа состоит из  1 файл

Ломакина экономика.docx

— 42.12 Кб (Скачать документ)

2) согласовать  решения потребителей;

3) согласовать  решения о производстве и потреблении  в целом. Эта необходимость  порождается многими причинами,  в том числе специализацией  экономических субъектов на определенных  видах экономической деятельности.

В зависимости  от того, как решается проблема размещения благ, а следовательно, и координации экономической деятельности, различают определенные экономические системы. Очевидно, что характеризующие особенности данной экономической системы различия в способах размещения благ и координации экономической деятельности определяются различиями в регулирующих экономическое поведение институтах и институциональных структурах.

В административной системе косность патриархального  общества отчасти преодолевается разрывом однозначной связи экономического субъекта и норм его поведения, хотя роль давления идеологии еще весьма велика. Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей  подсистемы, которой является, прежде всего, государство, какие бы различные  формы оно ни принимало. Соответствие поведения экономического субъекта управляющим воздействиям обеспечивается в первую очередь внеэкономическими  средствами, помимо идеологии включающими  аппарат принуждения. Такая координация  экономической деятельности обеспечивает возможности значительного развития за счет соответствующего изменения  норм экономического поведения, а также  концентрации ресурсов под контролем  управляющей подсистемы. Ее слабым местом является отсутствие внутренних стимулов экономической активности у подчиняющихся внешним командам и ограниченным ими в своих  действиях экономических субъектов. Поэтому периоды бурного, но недолгого  развития чередуются в таких системах с состояниями застоя и упадка.

В рыночной системе  нормы экономического поведения  формируются на основе взаимодействия продавцов и покупателей. Это  соединяет в себе, с одной стороны, возможности экономического развития путем изменения параметров и  правил экономической деятельности в ходе сотрудничества и конкуренции, а с другой стороны, возможности  обеспечить индивидуальную заинтересованность экономических субъектов в таком  развитии при использовании института  частной собственности. При этом все экономические субъекты подчиняются  единым всеобщим правилам, ограничивающим свободу действий каждого обязатель-ными для всех нормами права и границами его владения, но обеспечивающими значительное повышение самостоятельности и экономической активности. При этом с расширением инди-видуальной свободы действий общая упорядоченность и регламентированность экономической деятельности существенно возрастает. Поэтому последствия неудачных экономических решений могут оказаться весьма суровыми. Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и прежде всего система цен.

В каждый данный момент времени все системы координации  экономической деятельности сосуществуют в конкретных экономических системах, соединяясь в различных соотношениях. Как было показано, каждая система  имеет свои выгоды и слабые стороны. В условиях рыночной системы затраты  экономической деятельности, связанные  в данном случае с осуществлением рыночных сделок, приобретают форму  трансакционных издержек. В их состав входят издержки сбора и обработки информации, свя-занные с определением предмета сделки, получением ценовой и иной информации, определением своей позиции, поиска партнера, распространением информации о желании вступить в сделку; издержки проведения переговоров и принятия решения, в том числе выработки условий рыночного соглашения и его оформления в соответствующем юридическим нормам виде; издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта, такие как контроля за качеством и иными характеристиками предмета сделки, определения и защиты прав собственности (в том числе в судебном порядке), проверки и обеспечения соблюдения усло-вий соглашения.

Затраты экономической  деятельности, связанные с функционированием  административной системы, принимают  вид административных издержек. К ним относятся издержки ин-формационного обеспечения (получения информации о состоянии управляемых объектов и ее переработки); издержки подготовки административных решений (выработки проектов решений, их согласования в различных подразделениях административного аппарата, утверждения имеющими право принятия решения); издержки исполнения (доведения принятых решений до непосредственных исполнителей, обеспечения правовых условий выполнения, включая распределение полномочий, контроля вышестоящих организаций, функционирова-ния системы стимулов и санкций).

Сопоставление уровней трансакционных и административных издержек определяет соотношение и границы действия рыночного и административного механизмов в данной конкретной экономической системе. Рынок обеспечивает наиболее экономное функционирование процесса координации, сводя одну из частей трансакционных издержек (на сбор информации) до минимума.

Проблема координации  в рыночных условиях анализируется  с помощью модели кругооборота и  модели спроса и предложения.

Модель кругооборота разделяет экономику на два сектора: домашние хозяйства и фирмы. Домашние хозяйства используют доходы, которые  они получают от продажи своих  ресурсов - труда, капитала и земли, для покупки товаров и услуг  от фирм. Фирмы используют деньги, которые  они получают от продажи товаров  и услуг, для покупки ресурсов у домашних хозяйств.

Именно домашние хозяйства решают, что потреблять, а следовательно - что производить. Эти решения должны послужить основой производственных планов фирм. Фирмы должны скоординировать свои решения по использованию ограниченных ресурсов.

В рыночной системе  задачу координации решают два типа рынков: рынок производственных ресурсов и рынок потребительских благ. Модель спроса и предложения дает объяснение взаимодействия предпринимательского сектора и сектора домашних хозяйств. Когда два сектора взаимодействуют  по поводу купли-продажи на товарном рынке, модель определяет цену и количество продаваемых товаров. Когда они  взаимодействуют по поводу купли-продажи  на рынке ресурсов, они определяют цену и количество ресурсов. 

Заключение: 

Хозяйственная жизнь человечества может быть устроена различным образом. Эти различия сильнее всего проявляются в  способах принятия хозяйственных решении  и типе собственности на основные виды ресурсов. Человечеству известны четыре типа экономических систем: традиционная, рыночная, командная и смешанная.

Рыночная система  система предполагает такое устройство экономической жизни общества, при котором все экономические ресурсы находятся в частной собственности, а все решения принимаются на соответствующих рынках. Деятельность этих рынков никем не ограничивается и не регулируется.

Командная система. Такая экономическая система  предполагает ликвидацию частной собственности  на факторы производства и ее замену на государственную собственность. Основные экономические вопросы  решаются государственными органами управления и реализуются с помощью обязательных для исполнения распоряжений и планов. Для этого государство вынуждено  регулировать все аспекты экономической  жизни общества, включая установление цен и заработной платы. Плохое функционирование такой системы связано с потерей  интереса людей к труду и оценкой  его результатов по формальным критериям, которые могут не совпадать с  реальными нуждами общества. Смешанная  экономическая система. Эта экономическая  система предполагает сочетание  частной собственности на подавляющую  часть экономических ресурсов с  ограниченной государственной собственностью. Государство участвует в решении  основных экономических вопросов не с помощью планов, а путем централизации  в своем распоряжении части экономических ресурсов. Эти ресурсы распределяются таким образом, чтобы компенсировать некоторые слабости рыночных механизмов. 
 
 
 
 
 

Литература 

1. Экономика:  Учебник / Под. Ред. Доц.  Булатова А.Ф. 2-е издание, пререраб. и доп. - М.: Издательство Бек.

2. Экономика:  Учебник / Под. Ред. Липсиц И.В. книга 1, 2-е издание. Издательство “Вита-Пресс”. 1997 г.

3. Герасимов  В.Г. Экономическая система: генезис,  структура, развитие науки.- Мн.,1991 г.

4. Нуреев Р.  М. Основы экономических теорий: Микроэкономика: Учеб. для вузов. - М.: Высш. шк., 1996.- 447с.


Информация о работе Экономическая система структура и разновидности