Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 17:03, курсовая работа
Целью данной работы является изучение различных видов нетарифных ограничений, их эффективности. В условиях все более активного участия России в мирохозяйственных процессах актуализируется задача защиты национальных интересов, обеспечения экономической безопасности страны. Меры нетарифного регулирования внешней торговли не всегда находили должное применение, что в совокупности с другими причинами, вызвало резкое ухудшение социально-экономического положения в стране. Как показал опыт предшествующих лет, задачи регулирования внешней торговли с использованием нетарифных ограничений часто не решались продуманно и последовательно, а применению данных инструментов внешнеторговой политики в условиях либерализации ВЭД не уделялось должного внимания.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....3
1. НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ........................................................................................6
1.1.Понятие и назначение нетарифных мер регулирования……….6
1.2.Классификация нетарифных мер регулирования………………9
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ……………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….....35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…………………….. 37
Страны используют при распределении лицензий какой-либо один из этих методов, начиная обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к первому, наиболее рыночному методу.
Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.
«Добровольное» ограничение
С
начала 70-х гг. широкое распространение
получила особая форма количественного
ограничения импорта —
В
принципе ДЭО представляют собой
ту же квоту, но вводимую не страной-импортером,
а страной-экспортером. Однако последствия
такой меры по ограничению внешней
торговли для экономики страны-
«Добровольное»
ограничение экспорта являются частью
более широкой группы мер, относящихся
к понятию ограничительной
Наряду
с тарифными методами государства
используют нетарифные методы торговой
политики, для количественной квалификации
которых используются индексы частности,
покрытия торговли и воздействия
на цены. В политическом плане нетарифные
методы торговой политики зачастую считаются
предпочтительными для
2. Скрытые методы торговой политики.
Наряду с количественными методами существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного, характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти. Конечно, председатель биржевого комитета под свободной торговлей имел в виду свободу нарушать установленные законы торговли. Многие методы скрытого протекционизма как раз и являются наиболее ярким нарушением согласованных принципов международной торговли.
По
некоторым оценкам, существует несколько
сотен видов скрытого протекционизма,
с помощью которого страны могут
в одностороннем порядке
Технические барьеры далеко не всегда являются методом протекционизма. Во многих случаях их введения продиктовано не сколько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения. Например, в странах Европейского союза с 1993 года действует директива о защите потребителей, обязывающая производителей потребительских товаров выпускать на рынок только те товары, которые не представляют угрозы для жизни и здоровья людей. Изготовитель обязан информировать потребителей о всех возможных рисках использования товаров в инструкции, при маркировке, на этикетки.
Методы
скрытого протекционизма представляют
собой разнообразные барьеры
нетаможенного характера, воздвигаемые
на пути торговли органами центральной
государственной и даже местной
власти. В их число входят технические
барьеры – требование о соблюдении
национальных стандартов, о получении
сертификатов качества импортной продукции,
о специфической упаковке и маркировке
товаров, о соблюдении определенных
санитарно-гигиенических норм; внутренние
налоги и сборы (НДС, акцизы, налог
на продажу); государственные закупки
преимущественно местной
3. Финансовые методы торговой политики.
Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).
Если
правительство считает
Субсидия – денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта. По характеру выплат субсидии делятся на:
Прямые – непосредственные выплат экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок.
Косвенные – скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.
Субсидии
могут предоставляться как
Внутренняя субсидия – наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.
Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.
Экспортная субсидия – финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.
Субсидирование
экспорта одновременно является также
и субсидированием импорта. Это
происходит из-за того, что экспортные
субсидии способствуют повышению обменного
курса национальной валюты, а следовательно,
удешевляют приобретение иностранных
товаров в данной стране. Субсидирование
экспорта идет вразрез с международными
соглашениями. Одно из положений ГАТТ,
охватывающее почти все страны мира,
оценивает экспортные субсидии как
“нечестную конкуренцию” и разрешает
импортирующим странам
Часто скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.
Информация о работе Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли