Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 10:23, контрольная работа
Джон Стюарт Милль - один из завершителей классической политической экономии и признанный авторитет в научных кругах, чьи исследования выходят за пределы технической экономики.
Свои первые «Опыты» по политической экономии Дж.С.Милль опубликовал, когда ему было 23 года в 1829 г. В 1843 г. появилась его философская работа «Система логики», которая принесла ему известность. Главный же труд (в пяти книгах, как у А.Смита) под названием «Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии» был издан в 1848 г.
Введение 3
1. Факторы формирования взглядов Дж. С. Милля 4
2. Особенности методологии Милля 7
3. Основные постулаты экономического учения Милля 10
3.1. Стоимость, цена, деньги 10
3.2. Капитал и прибыль 11
3.3. Теория денег, кредита и торговых кризисов 14
3.4. Экономический прогресс и социальные перспективы 17
Заключение 22
Список литературы 23
ПЛАН
Джон
Стюарт Милль - один из завершителей классической
политической экономии и признанный авторитет
в научных кругах, чьи исследования выходят
за пределы технической экономики.
Свои первые «Опыты» по политической экономии
Дж.С.Милль опубликовал, когда ему было
23 года в 1829 г. В 1843 г. появилась его философская
работа «Система логики», которая принесла
ему известность. Главный же труд (в пяти
книгах, как у А.Смита) под названием «Основы
политической экономии и некоторые аспекты
их приложения к социальной философии»
был издан в 1848 г. Принимая во внимание
признание самого Дж.С.Милля, в теоретико-методологическим
плане он действительно во многом близок
со своим кумиром Д.Рикардо. Между тем
позиции, принимаемые как «логический
вывод» из учения Д.Рикардо, и позиции,
демонстрирующие творческие достижения
непосредственно Дж.С.Милля, сосредоточены
«в его лучшем труде – «Основах...»
Дж.С.Милля принял рикардианский взгляд на предмет политической экономии, выдвинув на первый план «законы производства» и «законы распределения».
В
области методологии
«Основы
политической экономии» стали учебником
для нескольких поколений экономистов
Европы. Как утверждает автор в предисловии,
им была поставлена задача написать обновленный
вариант «Богатства народов» Адама Смита
и «Начал» Рикардо с учётом возросшего
уровня экономических знаний и идей, «общим
практическим принципом должно оставаться
laissez-faire (невмешательства) и любой отход
от него является несомненным злом».
В викторианскую эпоху истории Великобритании едва ли найдется более влиятельный политический мыслитель, чем Джон Стюарт Милль (1806-1873). Как ученый и философ он оставил свой след практически в каждой отрасли знаний о человеке и обществе. Как крупнейший публицист, мнение которого никого не оставляло равнодушным, он при жизни был прозван «совестью нации».
Книги Милля сопровождали англичан XIX века повсюду: они выходили многочисленными тиражами в научных сериях и для «народных» библиотек; их цитировали в государственных собраниях и на страницах периодических изданий. Это был человек, чьи книги формировали мир идей целой эпохи.
Его влияние на политический процесс Великобритании особенно заметно в 50-70-е гг., важный и драматичный период британской истории XIX в. Он был непосредственным участником разработки и принятия второй реформы избирательного права 1867 г., обсуждения ирландского вопроса в стенах парламента. Он привлек внимание общественного мнения к таким непопулярным в середине XIX в. темам,- как женское избирательное право, жестокость и несправедливость колониального управления, угроза демократии со стороны «тирании большинства», политическое инакомыслие и атеизм.
Неординарность мыслей и действий Милля определяет академическое значение их исследования в плане изучения эпохи, отношений общества, его институтов и отдельной выдающейся личности в середине - второй половине ХIХ в.
Милль
внес важный вклад в развитие буржуазной
методологии научного познания социально-политических
явлений, а также в дальнейшую разработку
нормативных основ политической теории
либерализма.
Милль сосредотачивает свое внимание
на анализе форм социально-политического
мышления. Считая, что они определяют реальность,
ищет пути упорядочивания «фактов опыта»
в политике. В его нормативной политической
теории можно выделить несколько «этажей»:
этику, социальную и политическую философию,
а также конституционно-правовые взгляды.
Справедливость по Миллю имеет своей основой пользу и составляет главную часть всякой нравственности. Все, что ведет к достижению счастья — справедливо. Справедливость — те нравственные требования, которые в сумме занимают высшее место в ряду требований общей пользы «и поэтому имеют высшую обязательность, чем другие требования». По своему же материальному содержанию категория справедливости раскрывается через трактовку основной проблемы социально-политической философии Милля — взаимоотношений личности и общества. Милль четко сформулировал либеральную трактовку этого взаимоотношения, характерную для эпохи апогея домонополистического капитализма. В определении этих взаимоотношений Милль исходит из интересов и блага буржуазного индивида. Острая классовая борьба в Англии, свидетелем которой был Милль, развеяла иллюзии о возможности тождества интересов правящих и управляемых с помощью всеобщего избирательного права, а с другой стороны поставила перед господствующим классом насущную задачу стабилизации и укрепления сильной власти в условиях буржуазной демократии.
Милль
смотрит на выбор политического
учреждения скорее с моральной и воспитательной
точки зрения, чем точки зрения материальных
интересов. Ценность общего блага Милль
раскрывает как взаимный учет противоречивых
интересов не только индивидов, но и классов.
В своей этике он выступает как непосредственный
предшественник солидаристких концепций.
Верил в возможность нравственного самоусовершенствования
человека, но в то же время считал необходимым
с помощью конституционных ограничений
предотвратить вредные для «общего блага»
последствия эгоистических начал в человеке.
Милль обвиняет современных ему политические
учения в том, что они подавляют свободное
развитие индивидов, и ставит в центр своей
философии истории и социальной философии
понятия свободы и прогресса. Единственно
неистощимым источником прогресса считает
свободу, ибо благодаря ей может быть столько
независимых центров прогресса, сколько
и личностей. Глубоко верит в естественность
и необходимость плюрализма мнений и политических
позиций, ссылаясь, как на своего предшественника
на В. Гумбольдта.
Одним из первых буржуазно- либеральных
идеологов указал он на опасность для
буржуазного индивидуума роста значения
массы «средних» людей опасности для личности
и самого прогресса. Современная Миллю
демократия не была действительным правлением
народа, то есть большинства трудящихся,
но лишь правлением большинства в рамках
господствующего класса. Против пороков
этого буржуазного управления большинства,
в пользу просвещенного меньшинства и
выступает Милль.
Взгляды
Милля на политику менялись в течение
его жизни.
Позиция Милля типично либерально двойственная:
он и против консервативных учреждений
и политики, и против действительного
народовластия, правления «непросвещенных»
низов. Кредо Милля — «сглаживание тех
неровностей, которыми судьба несправедливо
наделила все человечество, в рамках ныне
существующего общественного порядка».
Неравное распределение собственности,
например, хотя и несправедливо, но полезно
на практике, отказ от права на частную
собственность и ее наследование — еще
больше несправедлив.
Для обоснования прав индивида исходит из принципа пользы, как для личности, так и для общества. Абсолютно убежден, что права индивида есть сфера, свободная от вмешательства государства, и из этого правила существует очень мало исключений. Вмешательства возможны только для самосохранения, но не для личного блага.
Основной принцип деятельности государства: оно не должно мешать свободе деятельности индивидов и их ассоциаций, но призвано помогать им в этой деятельности, делать все, чтобы развивать в обществе дух самодеятельности и предприимчивости.
Государство руководимо «просвещенным меньшинством», избирательным правом обладают как мужчины, так и женщины, достигшие совершеннолетия, исключая неграмотных, нищих, банкротов, лиц, уклоняющихся от уплаты налогов.
Итак, Милль предложил проект спасения буржуазного строя еще в начале его долгой кризисной эволюции. Основную ставку делал на улучшение организации капиталистического общества на основе морального совершенствования ее членов, ограничение численности «низших классов» и благотворную роль буржуазной элиты для морального прогресса всего общества.
Джон Стюарт Милль подошел наиболее последовательно к систематизации и обобщению различных сторон учения классиков. Его жизненный путь и творчество во многом сложились под влиянием идей и взглядов его отца – экономиста Джеймса Милля, ближайшего друга Д. Рикардо.
В целом методология исследования Дж. С. Милля близка школе классиков, однако особенностью методологии экономической теории Милля является отделение законов производства от законов распределения. Первые, по его мнению, постоянны и заданы техническими условиями, в них нет ничего зависящего от воли, вторые, так как ими управляет человеческая интуиция, преходящи, зависят от законов и обычаев общества, изменяются в зависимости от этапа исторического развития. Он пишет: «Законы и условия производства богатства имеют характер истин, свойственный естественным наукам. Иначе с распределением богатства. Распределение всецело является делом человеческого учреждения». Таким образом, он признает объективный характер законов производства и субъективный – законов распределения. Еще один новый подход в методологии исследования Дж. С. Милля связан с его попыткой добавить к изученным законам неизменного общества динамику политической экономики. Функционирование экономики, поддерживающей неизменные параметры, он называет статикой, изменение экономических параметров общественного хозяйства в сторону роста или падения характеризуется им как экономическая динамика. Поднимая проблему экономического роста, он акцентирует свое внимание на факторах, способных обеспечить положительную экономическую динамику, выделяя среди них те, которые влияют непосредственно на процесс производства, и те, которые способствуют расширению хозяйственных связей и оптимизации процесса распределения.
Его воззрения на производительный труд схожи со взглядами А. Смита. Утверждая, что только производительный труд создает материальные блага, он несколько иначе подходит к трактовке производительного труда, включая в его состав труд по повышению квалификации, охране собственности и т. д. По мнению Дж. С. Милля, доходы от производительного труда составляют производительное потребление только при условии, что оно поддерживает и увеличивает производительные силы общества. Доходы от непроизводительного труда, считает он, порождают «...непроизводительный расход отдельных лиц, который будет ...вести к обеднению общества, и только производительный расход отдельных лиц обогатит общество».
Взгляды Дж. С. Милля на заработную плату смыкаются с подходами Д. Рикардо и Т. Мальтуса. Понимая ее как плату за труд, величину заработной платы он ставил в зависимость от спроса и предложения на рабочую силу. Дж. С. Милль выдвинул теорию рабочего фонда. Согласно этой теории общество располагает стабильным фондом жизненных средств, запасы которого идут на содержание рабочих. Он считал, что ни классовая борьба, ни профсоюзы не способны изменить процесс формирования заработной платы на уровне прожиточного минимума, хотя минимум заработной платы в его понимании превышает величину физиологического минимума. Теория рабочего фонда не выдержала испытания временем, впоследствии Дж. С. Милль отказался от нее, осознав роль профсоюзов.
К проблемам стоимости и цены Дж. С. Милль обратился в третьей части книги, которая называлась «Обмен». Употребляя термины «стоимость», «меновая стоимость», «потребительная стоимость», он не вникает в сущность этих категорий, что приводит к смешению понятий. Обращая внимание на то, что стоимость не может возрасти по всем товарам одновременно, он использует понятие Д. Рикардо «относительная стоимость». И хотя Дж. С. Милль заявляет, что количество труда имеет первостепенное значение в создании стоимости, по существу, он сводит стоимость к издержкам производства. Процесс ценообразования он ставит в зависимость от величин спроса и предложения. При анализе влияния изменения цены по отдельным товарам на величину спроса он опережает А. Маршалла, по сути, поднимая проблему ценовой эластичности спроса.
Определенный интерес представляет идея Дж. С. Милля о социальной эволюции, проявившаяся в его предложениях социальных реформ. Пытаясь согласовать свои допущения в отношении изменяющегося характера законов распределения с идеей социальной справедливости, он предложил постепенно реформировать отношения распределения в обществе, не затрагивая его экономических устоев. Связывая отношения распределения с отношениями собственности, Дж. С. Милль говорил о бессилии рынка в решении вопросов справедливого распределения доходов и предлагал с помощью «разумного законодательства» трансформировать современное ему капиталистическое общество в более гуманное и справедливое. Исходя из этого, он предложил систему социальных преобразований, включающих в себя создание корпоративных ассоциаций, ликвидирующих наемный труд, социализацию земельной ренты при помощи специального земельного налога, снижение неравенства в распределении богатства путем ограничения права наследования.