Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение предмета и метода экономической теории.
Поставленная цель достигается путем последовательного решения следующих задач:
• описание экономической теории как фундаментальной экономической науки;
• исследование предмета и метода экономической теории, их исторического развития и существующего многообразия подходов к определению этих понятий;
• изучение методологических основ анализа экономических решений;
• обобщение выводов по проделанной работе.
Введение стр.3
1.Экономическая теория как фундаментальная экономическая наука стр. 5
1.1 Зарождение и основные этапы развития экономической теории стр. 8
1.2 Основные категории и законы экономической теории стр. 12
1.3 Проблемы современного этапа развития экономической теории стр. 16
2. Предмет и метод экономической теории стр. 21
2.1 Предмет экономической теории стр. 21
2.2 Методы экономической теории стр. 26
Заключение стр. 29
Список литературы стр. 31
ННГУ им. Лобачевского
Экономический факультет
Курсовая работа
По курсу:Экономическая теория
Тема:Экономическая теория как наука:предмет и метод
Нижний Новгород, 2010 г.
Содержание
Введение
1.Экономическая
теория как фундаментальная экономическая
наука
1.1 Зарождение и основные этапы развития экономической теории стр. 8
1.2 Основные категории и законы экономической теории стр. 12
1.3 Проблемы современного этапа развития экономической теории стр. 16
2. Предмет и
метод экономической теории
2.1 Предмет экономической теории
2.2 Методы
экономической теории
Заключение
Список литературы
Актуальность данной курсовой работы определяется следующими положениями:
Экономика – является особой сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.
Экономическая теория – это наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества.
Курс общей экономической теории включает в себя изучение экономических категорий и явлений присущих общественному производству независимо от общественно экономической формации, а также изучает эти экономические закономерности человеческого общества и общественного производства в общечеловеческом плане.
Экономическая теория призвана изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этого экономическая теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы и предсказывать пути их использования.
Как известно, методология конкретной научной дисциплины обычно понимается как учение о методе, представляющем собой свод правил формальной или диалектической логики, способов сбора и классификации данных, принципов эмпирической проверки гипотез и т. д. Методы различных наук не обязательно полностью совпадают: в одних решающую роль играет эксперимент, в других центральное место отводится логическим выкладкам, третьи вынуждены ограничиваться накоплением и классификацией фактов.
Современная экономическая наука занимает специфическое место среди других наук. По своему предмету она - наука общественная (поскольку изучает жизнь общества в различных ее проявлениях) и гуманитарная (так как в основе анализа лежит человек - точнее, его определенная концепция). В то же время экономическая теория - наука естественная по своему методу: в качестве аналитического языка она широко использует формальные средства, принятые в других науках о природе, в первую очередь в физике.
Целью данной курсовой работы является изучение предмета и метода экономической теории.
Поставленная цель достигается
путем последовательного
• описание экономической теории
как фундаментальной
• исследование предмета и метода экономической теории, их исторического развития и существующего многообразия подходов к определению этих понятий;
• изучение методологических основ анализа экономических решений;
• обобщение выводов по проделанной работе.
В соответствии с последовательным решением указанных задач выстроена структура данной курсовой работы
Глава 1. Экономическая теория как фундаментальная экономическая наука
Если мы обратимся к мировой экономической литературе прошлого и настоящего, то увидим еще большее различие в толковании предмета экономической теории (политической экономии).
Так, например, у представителей первой школы политической экономии — меркантилистов, отражавших интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось чаще всего с деньгами.
Школа физиократов перенесла предмет политической экономии — национальное богатство из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономической науки, хотя они ошибочно считали источником «богатства» только сельское хозяйство.
Представители английской классической школы политической экономии расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включались промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство и др.
Аналогичного мнения о предмете политической экономии придерживаются и отдельные современные западные экономисты, рассматривая политическую экономию как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства. Но понимание последнего в процессе исторического развития экономической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, затем — в виде результата производства, а сегодня в национальное богатство включают и самого человека, его интеллект, информацию как источники последующего развития общества.
Экономическая мысль прошлого сохранила и другое понимание политической экономии — как науки о народном или общественном хозяйстве. Немецкие экономисты В. Рошер и К. Бюхнер объявили предметом политической экономии народное хозяйство, под которым ими понимается отношение людей к внешней природе.
В известном всему миру учебнике П. Самуэльсона «Экономикс» среди множества определений предмета экономической теории (политэкономии) указывается, что экономикс — это наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей .
Еще ранее А. Маршалл определял предмет экономической теории или политической экономии как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее, стимулов к действию и мотивов противодействия .В таком определении подчеркивается роль человека в экономике.
В современной экономической литературе распространено понимание предмета политической экономии как изучение «редкости», ограниченности ресурсов. Так, Дж. Робинсон пишет, что политическая экономия — это наука, которая изучает поведение людей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения, а П. Самуэльсон рассматривает ее как науку о путях использования ограниченных производственных ресурсов, допускающих альтернативные способы применения или достижения поставленных целей. В российской экономической литературе появляются определения экономической теории в качестве науки о том, как использовать ограниченные ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их, пытаясь удовлетворить безграничные потребности людей с целью всестороннего развития способностей и расширения возможностей человекаю. Перечень определений предмета экономической теории (политической экономии) можно было бы продолжать, но в этом, думается, нет необходимости. Имеет смысл согласиться с П. Самуэльсоном о том, что все определения экономической теории (политэкономии) как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо берутся различные аспекты жизнедеятельности человека. Предмет этой науки чрезвычайно сложен и многообразен, потому что сложна и многообразна жизнедеятельность человека, в том числе и экономическая, что не позволяет дать ему краткое и в то же время всеобъемлющее определение .
И все же, принимая во внимание, что большинство современных экономистов мира признают экономическую теорию универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека, наиболее общим (собирательным) и правильным можно считать следующее определение экономической теории.
Общая экономическая теория — это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах (понимая это не в физическом смысле, хотя это имеет место, а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полностью), что порождает конкуренцию за их использование.
Характеристика предмета обшей экономической теории как изучение поведения людей и их групп не означает отказ от исследования производственных отношений. Это те же производственные отношения, где акцент делается не на объект отношений (средства производства, предметы потребления), а на субъект этих отношений — человека. Такой акцент чрезвычайно важен для социально ориентируемого рыночного хозяйства, на формирование которого направлены современные преобразования в России.
Постоянное увеличение материальных и духовных благ, поступление их в обмен образуют экономический рост общества. Общественный рост — показатель и источник экономической динамики. Экономическая теория изучает закономерности и факторы экономического роста в пофазной динамике воспроизводства: производстве, распределении, обмене, потреблении. Возобновление производства и его экономический рост происходят на уровне отдельного предприятия (фирмы) и в общественном масштабе. В связи с этим экономическая теория структурно включает микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) и макроэкономику (поведение или функционирование национальной экономической системы в целом); можно также выделить мезоэкономику (поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства) и супермакроэкономику (поведение мировой экономики в целом).
Закономерности и факторы экономического роста предопределяют цели, ради которых они используются. И зарубежные, и отечественные экономисты при огромном многообразии оценок экономических явлений сходятся в том, что цель экономического роста достигается во имя человека, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, усиления нравственных основ в развитии общества. Материальное положение, знания, навыки, способности человека образуют «человеческий капитал». Они — источник роста уровня жизни, инвестиции в «человеческий капитал» увеличивают общий экономический рост национальной и мировой экономики.
Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика.
Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т.д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука.
Информация о работе Экономическая теория как наука:предмет и метод