Экономические функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:56, автореферат

Описание

1. Разработка концепции и принципов ГРЭ. Методология ГРЭ.
2. Выбор инструментария для реализации поставленных целей.

Работа состоит из  1 файл

грэ.doc

— 41.00 Кб (Скачать документ)

1. Разработка  концепции и принципов ГРЭ.  Методология ГРЭ.

2. Выбор инструментария  для реализации поставленных  целей.

1.Разработка концепции  и принципов ГРЭ.

Макроэкономический уровень  народного хозяйства, являясь главным  объектом

государственного регулирования, характеризуется целой системой показателей,

отражающих процесс  производства, распределения, обмена и  потребления валового

национального продукта и национального дохода. Внешне этот постоянно

возобновляемый процесс  проявляется через кругооборот  ресурсов, продуктов и доходов.

Государство воздействует на кругооборот не только через регулирование  отношений с

фирмами и домашним хозяйством, но и через активное участие в  процессах,

происходящих на рынке  ресурсов и продуктов. Можно выделить еще три объекта

“горизонтального” характера. В первых двух случаях речь идет о минимальном уровне

заработной платы (трансфертные платежи) и внешнеэкономических  связях. А в третьем

случае имеется в  виду проблема общегосударственного подхода  к недопущению заметных

разрывов в уровне социально- экономического развития различных территориально-

хозяйственных систем.

Весь воспроизводственный  цикл свидетельствует о том, что  непрерывные

взаимосвязи всех звеньев  этого цикла (ресурсы, производство, распределение; фонды

возмещения, непроизводственного потребления и накопления; производственные

капитальные вложения, амортизация) обеспечиваются нормальным “сотрудничеством”

государственного регулирования  и рыночного саморегулирования. Если же оно

оказывается ненормальным, т.е. во взаимосвязях звеньев рассматриваемого цикла

возникает напряженность, то это означает, что в процессе использования механизмов

государственного и  рыночного регулирования допущены ошибки или не учтены

закономерности кругооборота во всем воспроизводственном цикле.

Обеспечение комплексного и рационального воздействия механизмов

государственного и  рыночного регулирования на соответствующие  объекты является

залогом динамичного  воспроизводственного процесса и макроэкономической

стабильности. Энциклопедическое  обоснование концепции сводится к тому, что она

представляет собой  главную точку зрения в понимании  исследуемого объекта и главную

идею ее системного и весьма лаконичного  изложения. Придерживаясь сути этого

объяснения, можно сделать попытку  сформулировать основные положения концепции

государственного регулирования. При этом следует рассматривать  этот вопрос не

абстрактно, а с учетом особенностей социально-хозяйственной системы  Казахстана и

наличия множества проблем ее выхода из кризисной ситуации. Вряд ли возможно и

нужно, чтобы научно обоснованная концепция государственного регулирования была

расчитана на все времена. Здесь  должен «действовать» мультипликатор, характеризующий

степень зависимости изменения  концепции от изменения экономической  политики,

макроэкономических целей и приоритетных направлений развития народного хозяйства.

Рассматриваемая концепция должна базироваться не только на политике, целях  и

приоритетах экономики. При ее обосновании  необходимо учитывать и выводы

объективного характера, вытекающие из научного анализа опыта перехода стран от

плановой модели хозяйствования к  рыночной, а также к развитому  состоянию рыночной

экономики.

Следование выбранным выводам  должно осуществляться с учетом, по крайней мере,

двух важных особенностей современного этапа развития экономики Казахстана:

· необходимость решения проблем выхода экономики из кризисного состояния;

· административное форсирование приватизационных процессов с целью ускорения

перехода к рыночной модели хозяйствования.

К этим особенностям можно было бы отнести и сырьевую направленность

промышленности и внешнеэкономических  связей.

Краткое изложение основных положений, определяющих научную концепцию

государственного регулирования.

1.Наличие государственной и  частной форм собственности объективно  вызывает

необходимость использования обеих моделей координации хозяйственной деятельности.

2.В процессе макроэкономического  регулирования должны четко прослеживаться  правила

и линия поведения правительства, без которых невозможно предвидеть непосредственные

и отдаленные результаты этого процесса. Потребуются довольно долгое время и большие

материальные затраты  на исправление сделанного, если эти  результаты будут носить

негативный характер.

3.Поскольку регулирование  в структурно-инвестиционной сфере  в основном происходит

на самом высшем уровне народнохозяйственной интеграции, очень  важно, чтобы оно

было постоянно ориентировано  на повышение показателей макроэкономической

эффективности.Такая  ориентация включает и проблемы рационального  размещения

производительных сил  общества.

4. В этой связи требует  отдельного рассмотрения и вопрос  об иностранных инвестициях.

Одно дело, если речь идет о притоке в Республику зарубежных научно-технических

достижений и передовых  технологий. И совершенно другое дело, если иметь в виду

иностранный капитал, используемый во многих случаях нерационально и не по целевому

назначению. Концепцию  макроэкономического подхода к  регулированию структурно-

инвестиционной сферы  должна составлять ориентация на качественное

совершенствование научно-технической  базы народного хозяйства республики не только

за счет собственных  ресурсов, но и за счет технологических  инвестиций зарубежных

стран.

5. Макроэкономический  подход нужен для решения проблем  вхождения национальных

экономик в мирохозяйсвенные процессы.

2.Выбор инструментария для реализации поставленных целей.

Концепция государственного регулирования экономики- это общепринятая

сущность основных направлений  государственной деятельности по практическому  и

эффективному осуществлению  макроэкономической, структурно-инвестиционной и

внешне-экономической  политики при оптимальном использовании  преимуществ плановой

и рыночной моделей координации  хозяйственной деятельности общества.

Из сущности концепции  вытекает ряд основных принципов  государственного

регулирования, представляющих собой руководство к действию. По сравнению с

концепцией они отличаются динамичностью, отражающей характер решаемых проблем.

Общее содержание того или  иного принципа показывает – чем  должен руководствоваться

тот, кто взялся за решение  конкретных вопросов государственного регулирования

определенной сферы  экономики.

Выделяют следующие  основные принципы:

· выделение приоритетных вопросов, первоочередное решение которых

обеспечивает успех  решения всей проблемы;

· эффективная пропорциональность и сбалансированность хозяйственных систем

всех уровней иерархии управления народным хозяйством;

· подбор инструментария;

· комплексный подход к объекту.

Если определены концепция  и принципы государственного регулирования, то встает

вопрос выбора его  инструментария, т. е. Механизмов осуществления этой деятельности.

К ним следует отнести:

1.прогнозирование и  стратегическое планирование;

2.финансово-бюджетное  регулирование;

3.налоговое регулирование;

4.денежно-кредитное регулирование;

5.ценовое регулирование;

6.таможенно-пошлинное регулирование;

7.нормативно-тарифное  регулирование;

8.административно-правовое  и лицензионное регулирование;

9.рыночное регулирование.

Каждый из этих механизмов имеет свой состав «деталей»,т.е. методов  его

использования.

Таким образом, следует подчеркнуть постоянную необходимость разработки

проблемных вопросов рассматриваемых концепций, принципов, механизмов и методов,

что, в конечном счете, составляет специальную отрасль  экономической науки, называемую

методологией государственного регулирования экономики. А его организационная сторона

также представляет определенную сложность и требует поэтому  специального

рассмотрения. И эта  сложность во многом связана с  верным определением “контуров”

того объекта, на который  ориентирован именно данный комплекс мер по

государственному регулированию._


Информация о работе Экономические функции государства