Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:56, автореферат
1. Разработка концепции и принципов ГРЭ. Методология ГРЭ.
2. Выбор инструментария для реализации поставленных целей.
1. Разработка концепции и принципов ГРЭ. Методология ГРЭ.
2. Выбор инструментария для реализации поставленных целей.
1.Разработка концепции и принципов ГРЭ.
Макроэкономический уровень народного хозяйства, являясь главным объектом
государственного регулирования
отражающих процесс производства, распределения, обмена и потребления валового
национального продукта и национального дохода. Внешне этот постоянно
возобновляемый процесс проявляется через кругооборот ресурсов, продуктов и доходов.
Государство воздействует на кругооборот не только через регулирование отношений с
фирмами и домашним хозяйством, но и через активное участие в процессах,
происходящих на рынке ресурсов и продуктов. Можно выделить еще три объекта
“горизонтального” характера. В первых двух случаях речь идет о минимальном уровне
заработной платы (трансфертные платежи) и внешнеэкономических связях. А в третьем
случае имеется в виду проблема общегосударственного подхода к недопущению заметных
разрывов в уровне социально- экономического развития различных территориально-
хозяйственных систем.
Весь воспроизводственный цикл свидетельствует о том, что непрерывные
взаимосвязи всех звеньев этого цикла (ресурсы, производство, распределение; фонды
возмещения, непроизводственного потребления и накопления; производственные
капитальные вложения, амортизация) обеспечиваются нормальным “сотрудничеством”
государственного
оказывается ненормальным, т.е. во взаимосвязях звеньев рассматриваемого цикла
возникает напряженность, то это означает, что в процессе использования механизмов
государственного и
рыночного регулирования
закономерности кругооборота во всем воспроизводственном цикле.
Обеспечение комплексного и рационального воздействия механизмов
государственного и рыночного регулирования на соответствующие объекты является
залогом динамичного воспроизводственного процесса и макроэкономической
стабильности. Энциклопедическое обоснование концепции сводится к тому, что она
представляет собой главную точку зрения в понимании исследуемого объекта и главную
идею ее системного и весьма лаконичного изложения. Придерживаясь сути этого
объяснения, можно сделать попытку сформулировать основные положения концепции
государственного
абстрактно, а с учетом особенностей
социально-хозяйственной
наличия множества проблем ее выхода из кризисной ситуации. Вряд ли возможно и
нужно, чтобы научно обоснованная концепция государственного регулирования была
расчитана на все времена. Здесь должен «действовать» мультипликатор, характеризующий
степень зависимости изменения концепции от изменения экономической политики,
макроэкономических целей и приоритетных направлений развития народного хозяйства.
Рассматриваемая концепция должна базироваться не только на политике, целях и
приоритетах экономики. При ее обосновании необходимо учитывать и выводы
объективного характера, вытекающие из научного анализа опыта перехода стран от
плановой модели хозяйствования к рыночной, а также к развитому состоянию рыночной
экономики.
Следование выбранным выводам должно осуществляться с учетом, по крайней мере,
двух важных особенностей современного этапа развития экономики Казахстана:
· необходимость решения проблем выхода экономики из кризисного состояния;
· административное форсирование приватизационных процессов с целью ускорения
перехода к рыночной модели хозяйствования.
К этим особенностям можно было бы отнести и сырьевую направленность
промышленности и
Краткое изложение основных положений, определяющих научную концепцию
государственного
1.Наличие государственной и
частной форм собственности
необходимость использования обеих моделей координации хозяйственной деятельности.
2.В процессе
и линия поведения правительства, без которых невозможно предвидеть непосредственные
и отдаленные результаты этого процесса. Потребуются довольно долгое время и большие
материальные затраты на исправление сделанного, если эти результаты будут носить
негативный характер.
3.Поскольку регулирование
в структурно-инвестиционной
на самом высшем уровне народнохозяйственной интеграции, очень важно, чтобы оно
было постоянно ориентировано
на повышение показателей
эффективности.Такая ориентация включает и проблемы рационального размещения
производительных сил общества.
4. В этой связи требует
отдельного рассмотрения и
Одно дело, если речь идет о притоке в Республику зарубежных научно-технических
достижений и передовых технологий. И совершенно другое дело, если иметь в виду
иностранный капитал, используемый во многих случаях нерационально и не по целевому
назначению. Концепцию макроэкономического подхода к регулированию структурно-
инвестиционной сферы должна составлять ориентация на качественное
совершенствование научно-технической базы народного хозяйства республики не только
за счет собственных ресурсов, но и за счет технологических инвестиций зарубежных
стран.
5. Макроэкономический
подход нужен для решения
экономик в мирохозяйсвенные процессы.
2.Выбор инструментария для реализации поставленных целей.
Концепция государственного регулирования экономики- это общепринятая
сущность основных направлений государственной деятельности по практическому и
эффективному осуществлению макроэкономической, структурно-инвестиционной и
внешне-экономической политики при оптимальном использовании преимуществ плановой
и рыночной моделей координации хозяйственной деятельности общества.
Из сущности концепции вытекает ряд основных принципов государственного
регулирования, представляющих собой руководство к действию. По сравнению с
концепцией они отличаются динамичностью, отражающей характер решаемых проблем.
Общее содержание того или иного принципа показывает – чем должен руководствоваться
тот, кто взялся за решение конкретных вопросов государственного регулирования
определенной сферы экономики.
Выделяют следующие основные принципы:
· выделение приоритетных вопросов, первоочередное решение которых
обеспечивает успех решения всей проблемы;
· эффективная пропорциональность и сбалансированность хозяйственных систем
всех уровней иерархии управления народным хозяйством;
· подбор инструментария;
· комплексный подход к объекту.
Если определены концепция и принципы государственного регулирования, то встает
вопрос выбора его инструментария, т. е. Механизмов осуществления этой деятельности.
К ним следует отнести:
1.прогнозирование и стратегическое планирование;
2.финансово-бюджетное регулирование;
3.налоговое регулирование;
4.денежно-кредитное
5.ценовое регулирование;
6.таможенно-пошлинное регулирование;
7.нормативно-тарифное регулирование;
8.административно-правовое и лицензионное регулирование;
9.рыночное регулирование.
Каждый из этих механизмов имеет свой состав «деталей»,т.е. методов его
использования.
Таким образом, следует подчеркнуть постоянную необходимость разработки
проблемных вопросов рассматриваемых концепций, принципов, механизмов и методов,
что, в конечном счете, составляет специальную отрасль экономической науки, называемую
методологией государственного регулирования экономики. А его организационная сторона
также представляет определенную сложность и требует поэтому специального
рассмотрения. И эта сложность во многом связана с верным определением “контуров”
того объекта, на который ориентирован именно данный комплекс мер по
государственному