Экономические границы отрасли и факторы их определяющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 17:19, реферат

Описание

Определение границ отрасли по существу означает выявление предприятий, которые входят в состав данной отрасли. Так как границы отрасли определяются границами товарного рынка, то в теории различают следующие виды границ отрасли.

Содержание

1. Экономические границы отрасли и факторы их определяющие…………...
3
1.1. Продуктовые границы отрасли…………………………………………..
3
1.2. Ценовые границы отрасли………………………………………………..
5
1.3. Географические границы отрасли……………………………………….
7
1.4. Временные границы отрасли…………………………………………….
7
2. Место отрасли в народном хозяйстве.……………………………………….
8
Список используемой литературы……………………………………………...
11

Работа состоит из  1 файл

Гран. отрасли и факторы их опред. Место отрасли в нар.хоз.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)


11

 

Содержание

 

1. Экономические границы отрасли и факторы их определяющие…………...

3

     1.1. Продуктовые границы отрасли…………………………………………..

3

     1.2. Ценовые границы отрасли………………………………………………..

5

     1.3. Географические границы отрасли……………………………………….

7

     1.4. Временные границы отрасли…………………………………………….

7

2. Место отрасли в народном хозяйстве.……………………………………….

8

Список используемой литературы……………………………………………...

11

 


1. Экономические границы отрасли и факторы их определяющие

 

Определение границ отрасли по существу означает выявление предприятий, которые входят в состав данной отрасли. Так как границы отрасли определяются границами товарного рынка, то в теории различают следующие виды границ отрасли.

 

1.1. Продуктовые границы отрасли

 

Из определения отрасли следует, что основным фактором, определяющим границы отрасли, является товар. В маркетинге под товаром понимается все то, что может удовлетворить потребность. Однако товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность и имеющие одинаковое функциональное назначение, могут быть или совершенно идентичными, или схожими по основным характеристикам, или существенно различаться. Поэтому правильно говорить не просто о товаре, как факторе, определяющем границы отрасли, а о товарной группе. Товарная группа может включать либо полностью идентичные товары,  либо дифференцированные товары, либо товары, не имеющие близких заменителей, в зависимости от этого может меняться состав и структура отрасли (см. табл. 1.).

В российском законодательстве состав товарной группы определяется взаимозаменяемостью товаров. При этом, в первую очередь, оценивается функциональная взаимозаменяемость товаров (их функциональное назначение): "если два товара не являются функционально эквивалентными, то это (почти в любом случае) послужит достаточным условием для заключения, что эти товары не принадлежат к одному и тому же рассматриваемому рынку". Но даже, если товары являются функционально взаимозаменяемыми, то они могут относиться к разным товарным рынкам, если цены на них "существенно различаются". Для этого необходимо выявить ценовые границы отрасли.


Таблица 1.

Соотношение состава товарной группы, типа рынка и состава отрасли

 

Особенности товарной группы

Тип рынка

Пример

Состав и структура отрасли

1. Товарную группу составляют однородные товары

1. Совершенная конкуренция

Производители зерна

На рынке присутствует множество производителей, доля каждого невелика и ни один из них не в состоянии повлиять на ситуацию в отрасли

2.Олигополия

Производители черных и цветных металлов, бензина и т.п.

На рынке может присутствовать 2 и более производителей (но до 10-15), и как минимум один из них в состоянии влиять на ситуацию в отрасли

2. Товарную группу составляют диффе‑ ренцированные товары

1.Олигополия

Производители автомобилей, компьютеров и т.п.

На рынке может присутствовать 2 и более производителей (но до 10-15), и как минимум один из них в состоянии влиять на ситуацию в отрасли

2. Монополи-стическая кон куренция

Производители продуктов питания, средств гигиены и т.п.

На рынке присутствует множество производителей, доля каждого невелика и ни один из них не в состоянии повлиять на ситуацию в отрасли

3. В товарную группу входит 1 товар, не имеющий близких заменителей

1. Монополия

Производители электроэнергии

Вся отрасль представлена единственным продавцом, который полностью может контролировать ситуацию на товарном рынке

 

1.2. Ценовые границы отрасли

 

Суть действия ценовых границ в том, что при определенном соотношении цен товары-заменители, рассматриваемые как разные отраслевые рынки, могут войти в состав одного отраслевого рынка, что можно объяснить на примере ломанной кривой спроса Гутеренберга (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где Q – объем продаж в натуральных показателях;

      Р – цена.

Ломанная кривая Гутеренберга говорит о том, что кривая спроса на товары, имеющие заменители, имеет не классический падающий вид, а ломанный вид. При этом на кривой спроса можно выделить три участка с разной эластичностью: участки кривой СА и ВD, более эластичны, чем участок АВ. Что это означает?

Предположим: на рынке присутствуют  два товара-заменителя, на рис.1. приведена кривая спроса на один из них. На участке кривой АВ спрос неэластичен, а значит некоторое изменение цены (в пределах от Р1 до Р2) не вызовет значительного изменения объема продаж. Это объясняется высокой приверженностью покупателей к товару за счет придания ему отличительных особенностей, уникальных свойств либо по каким другим причинам. Поэтому производители товара и товара-заменителя относятся к разным отраслям. Но, если цена снизится ниже Р2, то многие покупатели откажутся от приобретения товара-заменителя в пользу подешевевшего, но более качественного и престижного товара. В результате товары-заменители войдут в состав одного товарного рынка, а их производители в состав одной отрасли.

Однако повышение цены выше Р1 вызовет значительное снижение объема продаж, так как предприятие потеряет значительную часть покупателей, которые откажутся от приобретения товара с уникальными свойствами в пользу более простого и более дешевого товара-заменителя. В результате чего товары-заменители опять можно рассматривать  в составе одного товарного рынка, а их производителей в составе одной отрасли.

Единственная проблема связана с определением диапазона цен Р1 - Р2, при котором состав отрасли может измениться. Как правило, диапазон цен выявляется в результате проведения маркетинговых исследований или экспертным путем. Критерием отбора уровня цены, при котором состав отрасли может измениться, является изменение перекрестной эластичности спроса по цене между двумя товарами разных производителей (Ed перекр):

 

 

 

 

где Q2,% - изменение спроса на второй товар, %;

       P1,% - изменение цены на первый товар, %.

Если Ed перекр имеет положительное значение (Ed перекр>0),  то товары рассматриваемых производителей являются заменителями. Если при этом значение эластичности спроса на товар предприятия Ed<1, то товар находится на отрезке АВ и занимает с товаром-заменителем разные рыночные ниши, а их производители относятся к разным отраслям; если значение эластичности спроса на товар предприятия увеличится, то товар "пересечет" границы Р1 и Р2 и войдет в состав товарной группы товара-заменителя, а их производители – в состав одной отрасли. Если же Ed перекр имеет отрицательное значение, то рассматриваемые товары не являются заменителями в принципе, а их производители не могут входить в состав одной отрасли.

 

1.3. Географические границы отрасли

 

В зависимости от того, какие географические рынки будут учитыватся при определении границ отрасли изменится и состав, и структура отрасли на рассматриваемом географическом рынке. В небольшом поселке розничная продажа товаров может осуществляться в одном магазине, в рамках района количество магазинов будет больше, причем в обоих случаях будет рассматриваться одна и таже отрасль, но так географические границы рынков будут отличаться, будет различаться и состав отрасли. В теории выделяют:

1.    Локальный рынок – это рынок товара в конкретном месте продажи.

2.    Местный рынок – это рынок в конкретном населенном пункте.

3.    Региональный рынок.

4.    Внутригосударственный рынок.

5.    Международный рынок.

 

1.4. Временные границы отрасли

 

Временные границы рынка предполагают, что с течением времени состав и структура отрасли могут меняться в связи с неодинаковыми темпами роста различных предприятий в отраслях, появлением на рынке новых конкурентов и ухода с рынка старых конкурентов, появлением на рынке новых товаров и ухода с рынка старых товаров и т.п.


2. Место отрасли в народном хозяйстве

 

Народное хозяйство - взаимосвязанная система отраслей общественного производства страны. Первичным звеном народного хозяйства является предприятие (организация), производящее продукты или услуги. Ведущее место в народном хозяйстве занимает производство. Кроме того, в народное хозяйство включены предприятия, организации, связанные с системой обращения, распределения, перераспределения.

Основным   структурным   подразделением народного хозяйства является отрасль - совокупность предприятий, организованных по одному из отраслеобразующих признаков, к  которым относятся:

1) выпуск продукции одинакового назначения и исполнения (примером объединений предприятий в отрасль по этому признаку являются такие отрасли как машиностроение и металлообработка, электроэнергетика и др.);

2) использование схожих технологий (например, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленности и др.);

3) использование одинакового исходного сырья (например, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленности, стекольная промышленность и др.);

4) выполнение одинаковых функций (предприятия денежно-кредитной сферы, торговля, предприятия на рынке страховых услуг и др.).

При этом подходе дополнительным условием отнесения предприятий к одной отрасли является использование ими одинаковой технической базы, а также они должны характеризоваться специфичностью кадров и условий труда. Следует отметить, что основным, отраслеобразующим признаком чаще всего выступает критерий выпуска продукции одинакового назначения и исполнения. Но это верно лишь для так называемых комплексных отраслей народного хозяйства, в состав которых могут входить другие отрасли, организованные как по этому признаку, так и по признакам выполнения одинаковых функций, использования схожих технологий, использования одинакового исходного сырья.

Если представить народнохозяйственный комплекс любой страны как совокупность предприятий, то все предприятия по их участию в процессе создания материальных благ могут относится как к производственной, так и непроизводственной сферам. Предприятия производственной сферы принимают непосредственное участие в процессе создания материальных благ, тогда как предприятия непроизводственной сферы, в большей степени, потребляют национальный продукт, перераспределяемый государством из производственной сферы (культура, спорт, образование, наука, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и др.). Предприятия производственной сферы подразделяются на следующие комплексные отрасли:

1.       Промышленность.

2.       Гражданское и промышленное строительство.

3.       Транспорт и связь.

4.       Сельское хозяйство, включая лесное и рыболовные хозяйства.

5.       Заготовительное производство, торговля, общественное питание.

Ведущей отраслью народного хозяйства России является промышленность (на долю промышленности в ВВП приходится около 29 – 36%), что обуславливается следующими факторами:

1)     промышленность охватывает производство средств труда для всех отраслей народного хозяйства;

2)     промышленность является крупнейшим потребителем  продукции строительной отрасли, сельского хозяйства и услуг транспорта;

3)     промышленность занимается производством товаров народного потребления;

4)     именно развитие промышленности, в свое время, сыграло решающую роль в ликвидации экономического неравенства различных регионов;

5)     развитие промышленности стимулирует развитие науки и техники;

6)     промышленность остается основой обороноспособности любой страны.

В состав промышленности входят 12 комплексных отраслей, которые можно объединить в три группы: добывающие отрасли; обрабатывающие и перерабатывающие отрасли; отрасли, выпускающие готовую продукцию. Каждая отрасль, в свою очередь, делится на ряд более мелких отраслей, исходя из признака однородности выпускаемой продукции. В состав машиностроения входят тяжелое и транспортное машиностроение, станкостроение, производство инструментов. В состав транспортного машиностроения входят автомобилестроение, авиастроение, судостроение, локомотивостроение и т.д.

Данный подход к формированию состава и структуры отраслей достаточно прост и используется до настоящего времени в статистике для учета объемов производства по отраслям экономики. Кроме этого, в данном подходе отражается система распределения ресурсов по отраслям народного хозяйства, что может быть использовано при разработке системы межотраслевых балансов. И самое главное, в условиях плановой экономики такая отраслевая структура отражала централизованное подчинение каждого предприятия одному министерству или тресту.

Информация о работе Экономические границы отрасли и факторы их определяющие