Экономические кризисы: причины их возникновения, способы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 00:23, курсовая работа

Описание

Экономические кризисы являются неотъемлемой частью рыночной системы хозяйствования. Это индикаторы, указывающие на определенный дисбаланс в развитии экономической системы. Кризисы оказывают дестабилизирующее воздействие на социально-экономическую систему общества. Кризисы могут выражаться в спаде производства, растущем разрыве между спросом и предложением, затоваривании, обесценении денег, росте стоимости жизни, безработице, ухудшении макроэкономических показателей.

Содержание

Введение 5

Экономический кризис как фаза экономического цикла 6
Причины возникновения кризиса 10
Антикризисная политика государства 14
Проблемы кризисного состояния экономики РБ на этапе
перехода к рынку 20

Заключение 33

Литература 35

Работа состоит из  1 файл

макроэкономика.docx

— 140.35 Кб (Скачать документ)

       Трансформационная (переходная) экономика представляет собой особое состояние экономической  системы, когда она функционирует  в период перехода общества от одной  сложившейся исторической системы  к другой. Трансформационный период — это период времени, в течение  которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно  иное состояние в связи с кардинальными  реформами экономической системы[5].

       Главная задача заключается в переходе от одноукладной экономики государственного социализма к многоукладной национальной экономике, выступающей базой современного рыночного хозяйства.

       Содержанием же переходной экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической  политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических  отношений в направлении демократизации и либерализации.

       Целью идущих преобразований в Беларуси и  других странах СНГ является социально  ориентированная модель рыночной экономики. Она отличается от других моделей  тем, что в ее основе лежит широкий  плюрализм форм собственности, причем значительное место в экономике  занимает госсектор.

       Основная  трудность переходного периода  — это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком  смысле представляют собой правила  экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также  экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых  не может нормально функционировать  рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность  хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.

       Характерный признак трансформационной экономики  — институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние  отдельных институтов рынка. В большинстве  стран СНГ это, прежде всего, отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового  рынка и всей инфраструктуры рынка  в целом. Значительно замедляют  рыночные преобразования недейственность  законов о несостоятельности  и банкротстве предприятий. Объективные  причины этого – глубокий экономический  кризис, характерный для первого  этапа рыночных преобразований. Он обусловил массовую финансовую несостоятельность  и взаимные неплатежи предприятий. Приведение в действие в таких  условиях закона о банкротстве, без  учета объективных причин, приведет к закрытию большинства предприятий  и вызовет массовую безработицу.

       Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований. Они захватывают основы существующего  строя; отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание. Таким образом, переход  к рыночной экономике требует  глубоких изменений в институциональной  структуре общества, институциональной  трансформации: преобразования отношений  собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения  роли государства, формирования новых  субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.).

       Также существенной чертой переходной экономики  является социально-экономический  кризис. Возникший как результат  краха командно-административной системы, этот кризис характеризуется массовым падением объемов производства, снижением  жизненного уровня населения, банкротством предприятий, увеличивающейся безработицей. Ему способствовали такие факторы, как деформация структуры народного  хозяйства (прежде всего преобладание производства средств производства над производством предметов потребления), совпавший по времени с трансформацией экономики массовый износ основных фондов, катастрофически медленное внедрение достижений НТП в производство.

       В настоящее время в теории и  практике проведения трансформационных  преобразований сложились два противостоящих друг другу направления. Одно из них  называется «градуализм» (от английского  слова «gradual» - постепенный), а второе - «шоковая терапия».

       Градуализм - это экономическая концепция, которая  предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству  главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство  должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики  рыночными отношениями. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения.

       «Шоковая  терапия» – это экономическая  концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию  цен, резкое сокращение государственных  расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной  рыночной теории, который был разработан американским ученым Милтоном Фридманом  и его последователями.

     Монетаризм  исходит из того, что рынок - это  самая эффективная форма экономической  деятельности. Рынок способен к самоорганизации. Поэтому монетаристы утверждают, что преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства.

     В отличие от большинства республик, выбравших «шоковый» вариант  перехода к рыночной системе хозяйствования в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Так, доля продукции частных предприятий (иностранные, совместные, общества с ограниченной ответственностью, частные) в общем объеме ВВП колеблется от 15% до 25%, при этом число работающих на этих предприятиях составляет менее 10%.

     После первоначального переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта, страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при этом некоторые характеристики плановой экономики. Успехам развития благоприятствовали существенные субсидии, извлекаемые из льготных цен на энергоносители (нефть и газ) и торговые льготы, предоставленные Россией.

     В годы, непосредственно следующие  за провозглашением независимости, экономика Беларуси переживала спад, и инфляция была неконтролируемой. Через пять лет после провозглашения независимости ВВП на душу населения  уменьшился до одной третьей от его  уровня 1991 года. После выборов в 1994 году правительство взяло курс на формирование социально ориентированной рыночной экономики, начало следовать новой стратегии роста и приняло политику кредитной экспансии в сочетании со строгим контролем заработной платы, цен и производства продукции. Оно также благоприятствовало широкой государственной поддержке промышленности и сельского хозяйства, что часто включало в себя вмешательства в решения о выделении кредитов центрального банка.

     Изначально  стратегия роста имела положительные  эффекты. Она стимулировала занятость  и внутреннее потребление и, до некоторой  степени, смягчила эффекты распада Советского Союза. Экономика начала расти, и ВВП на душу населения вернулся к уровням, предшествующим провозглашению независимости. Однако эта стратегия оказалась неустойчивой. Инфляция, которая резко уменьшилась с 2000% в 1994 году до 53% в 1996 году, начала расти снова, превысив 200% в 1999 году. 

     Таблица 1 – Динамика ВВП в РБ в 1994-2009 гг. 

  1994 1995 2000 2002 2003 2004 2005 2007 2008 2009
ВВП в  текущих ценах, млрд. руб. - 121403 9134 26138 36565 49992 65067 97165 129791 136790
ВВП в  сопоставимых ценах, в % к предыдущ. году 88,3 89,6 105,8 105 107 111,4 109,4 108,6 110,2 100,2
 

       Республика  Беларусь имеет экспортоориентированную  экономику, т. е. более  50 % ВНП страны предназначено для реализации на международном рынке. Это обстоятельство позволяет утверждать, что результаты именно внешнеэкономической политики в решающей степени определяют условия  экономического роста и достижения других основных целей национальной экономики.

     В структуре экономики Беларуси сохранился целый ряд диспропорций, как унаследованных от СССР, так и других, не преодоленных вследствие экономического кризиса. В  полной мере преодолеть кризисные явления  в экономике, которые накопились с 1991 года и вызванные потерей  внешних связей и традиционных рынков, дезорганизацией управления народным хозяйством,не удалось. Наблюдается снижение жизненного уровня большей части граждан, углубление расслоения общества по доходам, высокий уровень скрытой безработицы.

     Начиная с 1992г. доля промышленности в ВВП  начинает падать и динамика приобретает  вид, представленный на рис.3. Безусловно, структура ВВП меняется. Здесь  происходит  сдвиг в сторону  роста доли сферы услуг в ВВП (в то время как промышленность - это именно та сфера, где существует значительная привязка по сырьевым и  топливно-энергетическим ресурсам).

       Республика располагает геоэкономическими  и новыми конкурентными преимуществами. К первым относится географическое  положение с достаточно развитой  инфраструктурой (ж/д транспорт,  сеть автомобильных дорог и др. коммуникации). Ко вторым – экономическая и социальная стабильность (в 2002г. доля безработных в общей структуре рабочей силы составила только 3%).  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

       
 

Рисунок 3- Динамика доли промышленности, сельского  хозяйства, сферы услуг в  производстве ВВП в 1991-2002г.г. 

       Экономика Беларуси развивалась в рамках СССР на основе специализации и разделения труда. Географическое положение страны, климатические условия, наличие  сформированной транспортной системы, высококвалифицированные кадры  способствовали развитию электроэнергетики, машиностроения, нефтехимической и химической промышленности, которое сопровождалось расширением хозяйственных связей с другими республиками. Вывоз продукции достигал 30% общего объема производства, ввоз-26%. Республика Беларусь к концу 80-х - началу 90-х годов не только вышла на среднесоюзные показатели, но и превзошла их. Расходы государства на развитие хозяйства полностью покрывались доходами, а профицит бюджета был равен 2,6 % к ВНП. Практически отсутствовала безработица и инфляция. Занимая в СССР по территории 0,9%, по численности населения 3,6%, Республика Беларусь в 1990г. производила 4% валового продукта. Таковы  были итоги, с которыми республика вошла в последнее десятилетие XX века.

       Первые  проявления экономического кризиса  обозначились в начале 90-х годов  и были вызваны  главным образом  разрушением хозяйственных связей, местным сепаратизмом. Этот период характеризуется резким спадом производства (который не сдержала даже экспансионистская  макроэкономическая политика) и высоким  уровнем инфляции. Из-за ценового фактора  и общесоюзной макроэкономической политики (денежная эмиссия, огромный дефицит союзного бюджета) товарная масса перетекла в союзные  республики.

Информация о работе Экономические кризисы: причины их возникновения, способы регулирования