Экономические мировые интеграционные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание

1.Понятие мировой экономической интеграции(причины,предпосылки,факторы)
2.Основы и формы экономической интеграции государств.
3.Модели современных интеграционных процессов

Работа состоит из  1 файл

Экономические мировые интеграционные процессы.doc

— 102.00 Кб (Скачать документ)
y">     2) микроэкономический (межфирменный - ТНК).

     Развивающиеся страны создают интеграционные группировки  для преодоления проблем индустриализации. Число группировок в развивающихся  странах составляет приблизительно от 35 до 40.

     Примером  может служить МЕРКОСУР (1991 год - Асунсьонское соглашение) в состав которого входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Целями группировки  являются - снижение бюджетного дефицита, преодоление кризиса.

     Цели и значения мировой экономической интеграции:

     1.Использование  преимуществ экономии от масштаба  за счет расширения размеров  рынка, сокращения трансакционных  издержек.

     2.Создание  более стабильной и предсказуемой  среды для взаимной торговли, а также благоприятной внешнеполитической среды, т.е. укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях.

     3.Создание  блока стран для участия в  многосторонних торговых и иных  переговорах.

     4.Содействие  структурной перестройке экономики  стран, осуществляющих глубокие  экономические реформы, при подключении  их к региональным торговым  соглашениям со странами, находящимися  на более высоком уровне рыночного  развития.

     5.Поддержание  молодых отраслей национальной промышленности, для которых в этом случае возникает более широкий региональный рынок.

    6.Достижение  наиболее высокой эффективности  производства. 7.Возможность регуляции  социально-экономических процессов  на

 региональном  уровне.

     8.Насыщение рынка товарами.

     9.Обеспечение  экономической и политической  консолидации и международной  военной безопасности.

     Преимущества  экономической интеграции:

     1.Увеличение  размеров рынка - действие сквозь  масштабы производства (для стран  с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимо определение оптимального размера предприятия.

     2.Растет  борьба между странами.

     3.Обеспечение  лучших условий торговли.

     4.Расширение  торговли параллельно с улучшением  инфраструктуры.

     5.Распространение  новых технологий.

     Недостатки  экономической интеграции:

     1. Для более отсталых стран интеграция  приводит к оттоку ресурсов (факторов  производства), идёт перераспределение  в пользу более сильных партнёров.

     2. Олигопольный сговор между ТНК  стран- участниц , что приводит  к повышению цен.

     3. Эффект потерь от увеличения  масштабов производства при очень  сильной концентрации.[2,8] 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 2.   Объективные основы и формы экономической интеграции государств

     Одна  из основных тенденций глобальной интернационализации  мирового хозяйства как результата развития международного разделения труда и международной кооперации производства проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран. Эти страны и группы государств становятся своеобразными интеграционными центрами, вокруг которых группируются другие государства, образуя своеобразные материки в океане мирохозяйственных связей.

     Экономическая интеграция, в свою очередь, создает  условия для ускорения интернационализации  производства стран - участниц этого процесса, выравнивания их основных социально-экономических параметров.

     Переход к интеграционному этапу мирохозяйственных  связей осуществляется через ряд  стадий международной экономической  интеграции (МЭИ), обусловленных количественными  и качественными показателями их развития.[6] 

     2.1 Преференциальные торговые соглашения 

     На  первом уровне, когда страны еще  только делают первые шаги к взаимному  сближению, между ними заключаются  преференциальные торговые соглашения. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам. В известном смысле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкционирован ГАТТ/ВТО в рамках так называемых временных соглашений, ведущих к образованию таможенного союза. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается.[2,7] 
 

     2.2 Формы экономической интеграции 

     Основными формами интеграции являются:

     1. Зона свободной торговли (ЗСТ).

     2. Таможенный союз (ТС).

     3. Единый или общий рынок (ЕР).

     4. Экономический союз (ЭС).

     5. Экономический и валютный союз (ЭВС).

     ЗСТ — это преференциальная зона, в  рамках которой поддерживается свободная  от таможенных и количественных ограничений  международная торговля товарами.

     ТС  — договор двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма. Согласно ст. XIV ГАТТ, ТС предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и создание единого внешнего таможенного тарифа.

     Создание  ЕР и ЭС предусматривает разработку общей политики отдельных секторов и отраслей экономики, создание условий  для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющее беспрепятственное  перемещение товаров. Формируются специальные, в том числе наднациональные, механизмы управления и контроля.

     Завершение  строительства ЕР завершается созданием  единого экономического, правового  и информационного пространства, приводит к качественно новой  ступени — экономическому союзу.[6,8] 

     2.2.1 Зона свободной  торговли 

     Зона  свободной торговли (Free trade area) – тип международной интеграции, при котором страны-участники отменяют таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.

     Основные  зоны свободной торговли:

     - Соглашение о свободе торговли стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН — Association of South East Asion Nations) — одна из крупнейших региональных организаций, объединяющая все страны Юго-Восточной Азии (1967 г.). Провозгласила своей целью содействие экономическому, социальному и культурному развитию стран-участниц, обеспечение безопасности от вмешательства извне.

     - Североамериканская зона свободной торговли — НАФТА (North American Free Trade Agreement — NAFTA) – соглашение между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу с 1994 г. Соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных барьеров как для промышленных, так и для сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли слугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами;

     - Балтийская зона свободной торговли – соглашение между Латвией, Литвой и Эстонией, подписанное в 1993 г.;

     - Центрально-европейское соглашение о свободной торговле - соглашение между Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией и Чехией, подписанное в 1992 г.;

     - Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей, подписанное этими двумя странами в 1983 г.;

     - Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой, - соглашение было подписано перечисленными странами в 1992г.;

     - Бангкокское соглашение – соглашение между Бангладешем, Индией, Республикой Корея, Лаосом, Шри-Ланка, подписанное в 1993 г.[8] 

     2.2.2 Таможенный союз 

     Таможенный  союз (Custom union) – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории.  
 

     В соглашении о создании таможенного  союза оговариваются следующие  моменты:

     1) Снятие внутренних таможенных  границ между странами-членами союза;

     2) Перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;

     3) Устранение таможенных процедур  во взаимной торговле товарами  национального производства;

     4) Унификацию форм и методов  сбора внешнеторговой статистики;

     5) Согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности;

     6) Введение общей для всех стран-участниц  таможенного союза системы тарифного  и нетарифного регулирования  при торговле с третьими странами;

     7) Создание общей системы преференций.

     Страны  договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной  внешнеторговой политики. Обычно они  принимают форму периодических  совещаний министров, руководящих  соответствующими ведомствами, которые  в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.

     Примеры таможенных союзов:

     - Ассоциация ЕС с Турцией – таможенный союз между Европейским экономическим сообществом (сейчас - Европейским союзом) и Турцией, созданный в 1963 г.

     - Арабский общий рынок – таможенный союз, объединяющий Египет, Ирак, Иорданию, Йемен, Ливию, Мавританию, Сирию. Соглашение о его создании было подписано в 1964 г.

     - Центральноамериканский общий рынок – участницами таможенного союза с 1961 г. являются Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор;

     - Организация восточно-карибских государств – таможенный союз, созданный в 1991 г. Странами-членами этой организации являются Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины.[5,6] 

     2.2.3 Общий рынок 

     Общий рынок (Common market) – тип международной интеграции, когда страны-участницы договариваются о свободном движении через национальные границы не только товаров и услуг, но и факторов производства – капитала и рабочей силы. Таким образом, формируется общее рыночное пространство.

     Общий рынок требует организационно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики.

     Примеры группировок стран, создавших общий  рынок:

Информация о работе Экономические мировые интеграционные процессы