Экономические основы деятельности социальных служб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:34, реферат

Описание

Согласно действующему законодательству в области социального обслуживания, субъектам РФ делегированы значительные полномочия по реализации государственной социальной политики. В связи с этим, особенностью социального обслуживания выступает его территориальный, региональный характер, что определяет специфику формирования спроса и предложения социальных услуг (гарантированных государством и дополнительных), требований к их количеству и качеству, степень развитости системы социальных учреждений, структуры и возможностей клиентов и др. Поэтому актуальным является изучение особенностей функционирования и развития региональной системы социального обслуживания в России.
Целью работы является изучение экономических основ деятельности социальных служб в системе управления социальной защитой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ………..5
2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ...….8
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ…………………………………………………………………………...10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...15

Работа состоит из  1 файл

реферат эсс.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)

      Методы следующие:

  • система минимальных социально-экономических гарантий (минимальная заработная плата, прожиточный минимум);
  • компенсация доходов;
  • система льгот;
  • система государственных пособий;
  • нормативный анализ (изучение и определение научно обоснованных таких    социально-экономических стандартов и нормативов, как размер пенсий, пособий);
  • позитивный анализ изучает взаимосвязь экономических явлений (например, рост     цен и снижение уровня жизни).
 
 
 
 

3. Организация экономической  деятельности социальных  служб

            Основой организации деятельности  социальных служб является федеральный  закон «Об основах социального  обслуживания населения в РФ»  от 10.12.95 г. №195. Некоторые основные  понятия из данного закона:

            Социальные службы – предприятия,  учреждения независимо от форм  собственности, предоставляющие      социальные     услуги,    а   также     граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения.

        К социальным службам относятся: центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты, стационарные учреждения (дома-интернаты) и другие [5, с.36-38].

      Социальные  услуги – действия по оказанию клиенту  социальной службы помощи.

      Клиент  социальной службы – гражданин, находящийся  в трудной жизненной ситуации.

      Социальное  обслуживание – деятельность социальных служб, направленная на клиента. Виды деятельности:

  • социальная поддержка;
  • оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых,    психолого-педагогических услуг;
  • оказание материальной помощи;
  • проведение социальной адаптации и реабилитации.

            Экономическая деятельность социальных  служб включает:

  • планирование и финансирование;
  • кадровую политику;
  • организацию и оплату труда работников.

      Планирование  – это составление обязательного  для исполнения документа, который предусматривает комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения социальных услуг.       Финансирование – определение источников финансовых средств. Социальные службы финансируются за счет средств:

  • бюджетов соответствующего уровня;
  • Фонда социальной поддержки;
  • федерального бюджета в случае выполнения целевых программ;
  • оказания платных услуг;
  • от предпринимательской деятельности;
  • благотворительных организаций и др.

      Социальные      службы      могут     финансироваться     полностью     бюджетом, благотворительными организациями, за счет предпринимательской деятельности или быть на смешанном финансировании, т. е. финансироваться из нескольких источников.        Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением, обеспечиваются земельными участками, имуществом [4, с.58].

      Кадровая  политика – система правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией учреждения. То есть все мероприятия по работе с кадрами – отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение – заранее планируются и согласовываются с целями и задачами учреждения. Кадры социальной работы – это люди, работающие в системе социальной защиты, выполняющие должностные обязанности и наделенные для этого определенными полномочиями. Сейчас профессиональная подготовка кадров осуществляется в различных формах (очная, заочная), разных уровней (средне - специальное, высшее) и специализаций.   В системе социальной защиты населения различают социальных работников и специалистов по социальной работе. Право занимать эти должности имеют граждане, получившие высшее или среднее профессиональное образование или профессиональную подготовку, а также имеющие лицензию на право самостоятельной работы в сфере социального обслуживания. Кроме этого, специалисты должны отвечать требованиям и характеру выполняемой работы, практический опыт (для определенных должностей).

      Оплата  труда работников государственной  и муниципальной системы социальной защиты населения основана на тарифной системе. Тарифная система – это совокупность нормативов, с помощью которых государство регулирует уровень заработной платы в зависимости от квалификации, характера и условий труда работников.

             Тарифная система состоит из:

  • тарифно-квалификационных требований;
  • тарифных ставок;
  • тарифной сетки;
  • районных коэффициентов.

             Тарифно-квалификационные требования содержат требования по разрядам оплаты, перечень должностных обязанностей и необходимого объема профессиональных знаний.

      Назначение  тарифной ставки (тарификация) зависит  от уровня профессионального образования и стажа работы по специальности.        Кроме основной оплаты работники социальных служб имеют доплаты и надбавки.  

      Эффективность социальной работы – это соотношение между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением этих результатов. Эффективность социальной работы или иначе соотношение между результатами и затратами может быть: высокие результаты при затратах на прежнем уровне; результаты остаются на прежнем уровне при сокращенных затратах; результаты возросли при увеличении затрат.

      Контурами оценки эффективности являются: деятельность учреждения, уровень организации труда работников и квалификации персонала, качество и уровень социального обслуживания. Под предметом оценки ЭСР понимают то конкретное, что может оцениваться. Например, используемые формы и методы управления социальной защитой, результаты выполнения целевых программ, мотивация персонала, результаты социального обслуживания и другие. С предметом связаны методики. Например, контурами оценки эффективности является качество и уровень социального обслуживания различных категорий граждан. Здесь предметами оценки будут виды обслуживания, формы и методы и технологии социального обслуживания и результаты социального обслуживания [8, с.102-104]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Политические  и социально-экономические изменения в российском обществе привели к существенному изменению отечественной системы социальной защиты населения. На смену идеологии постсоветской системы приходят новые принципы, обусловленные реалиями рыночной экономики и личностными ценностями, необходимостью повышения ответственности самих граждан, закрепления различных форм самозащиты населения.

      Улучшение системы государственного управления социальной защитой населения должно обеспечиваться посредством перехода к программно-целевому методу финансирования мер социальной защиты, преобразования учреждений социального обслуживания в саморегулируемые организации, внедрения современных управленческих технологий, системы стандартизации социальных услуг и контроля за их качеством, совершенствования кадрового и информационно-аналитического обеспечения.

      Данные  меры должны способствовать повышению  эффективности работы государственных  органов социальной защиты в области  регулирования денежных доходов  населения, содействия занятости населения, улучшения охраны труда, совершенствования мер социальной поддержки, развития системы социального обслуживания.

      Развитие  негосударственных субъектов социальной защиты населения должно осуществляться через рациональное распределение  полномочий между государственными и негосударственными субъектами управления социальной защитой населения. Особое значение здесь приобретает деятельность государства по обеспечению принципа субсидиарности, когда стимулируется осуществление мер социальной защиты населения неправительственными общественными организациями, другими субъектами социальной защиты. 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Заяц О.В. Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций [Текст]: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. - 105 с.  
  2. Кузина И.Г. Теория социальной работы [Текст]:  Учебное пособие. - Владивосток: Изд-вo ДВГТУ, 2006. - 230 с. 
  3. Мумладзе, Р.Г., Гужина, Г.Н. Экономика и социология труда [Текст]: учеб. для вузов: Рек. Мин. обр. и науки РФ 2-е изд., стер. - М.: Кнорус , 2007.-328 с.
  4. Науменко, Т.В. Социология массовой коммуникации [Текст]: учеб. пособие для вузов: Рек. УМО СПб.: Питер , 2005. - 288 с.
  5. Основы социальной работы [Текст] / Отв. ред. П.Д.Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2006.
  6. Современная энциклопедия социальной работы [Текст] / Под ред. РАН В.И. Жукова.- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Издательство РГСУ, 2008.-351 с.
  7. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения [Текст]:  Изд. 2-е, перераб. и доп.Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 352 с.
  8. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа [Текст]: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. -348 с.

Информация о работе Экономические основы деятельности социальных служб