Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 08:36, реферат
Катастрофы и аварии наносят удар не только по здоровью человека, но и по экономической сфере тоже. Для нынешнего состояния России и других промышленно развитых стран мира характерно нарастание угроз в природно-техногенной сфере, а техногенные и природные катастрофы становятся постоянно действующими факторами экономики.
Экономические
последствия ЧС.
Теперь попробуем рассмотреть ЧС с экономической
стороны. Катастрофы и аварии наносят
удар не только по здоровью человека, но
и по экономической сфере тоже. Для нынешнего
состояния России и других промышленно
развитых стран мира характерно нарастание
угроз в природно-техногенной сфере, а
техногенные и природные катастрофы становятся
постоянно действующими факторами экономики.
Крупнейшие катастрофы и аварии нанесли
огромный ущерб окружающей среде за последние
десятки лет, на восстановление которой
понадобилась огромное количество денег.
Прямые экономические потери и затраты
на ликвидацию их последствий достигают
десятков и сотен миллиардов долларов.
Ущерб от чрезвычайных ситуаций носит
разнообразный характер. Для его измерения
используются различные показатели, среди
которых ведущую роль играют экономические
показатели. В настоящее время уделяется
большое внимание экономическому обеспечению
мероприятий по предупреждению и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, как
основному элементу обеспечения безопасности
населения, объектов экономики и территорий
в очагах поражения. Знание возможных
экономических последствий воздействия
чрезвычайных ситуаций, способствует
формированию и своевременному осуществлению
экономических механизмов защиты объектов
экономики, от их последствий. Это позволяет
значительно снизить социально-экономический
ущерб и эффективно использовать и без
того ограниченные финансовые и материально-технические
ресурсы для повышения уровня безопасности.
Экономический ущерб от природных и техногенных ЧС
следует определять как совокупность
непосредственных и отдаленных потерь
общества в результате повреждения и разрушения
материальных объектов производственного,
социально-культурного и бытового назначения,
культурных ценностей и убыли трудовых
ресурсов, а также недополучения прибыли
вследствие непредвиденного изменения
условий и целей хозяйственной деятельности,
затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций
и их последствий, выраженных в стоимостной
форме.
По идее, это определение совокупного
социально-экономического ущерба. Именно
такой подход целесообразен с точки зрения
обеспечения защиты населения и территорий
от техногенных и природных чрезвычайных
ситуаций.
Исходя из этого определения, экономический
ущерб рассматривается как прямой ущерб,
который в свою очередь, разделяется на
хозяйственный и демографический т.е.
социальный, косвенный ущерб, так же ущерб
от упущенной выгоды и затраты, связанные
с ликвидацией чрезвычайной ситуации
и ее последствий. Внутри каждого вида
ущерба принято выделять конкретные направления
и элементы.
На макроэкономическом уровне экономический
ущерб дополнительно включает следующие
элементы:
1. Прямой экономический ущерб состоит
из:
- затрат на выполнение аварийно-спасательных
и других неотложных работ;
- единовременных выплат семьям погибших
и пострадавших;
- расходов по приобретению необходимых
медикаментов и оборудования;
- расходов по оплате труда спасателей,
медицинских работников, пожарных и других
участников ликвидации чрезвычайных ситуации;
- затрат на обеспечение жилым фондом лиц,
потерявших кров;
- затрат на восстановление государственных
предприятий и инфраструктуры, субсидии пострадавшим
фирмам;
- расходов по выплате пособий лицам, ставшим
в результате чрезвычайной ситуации инвалидами,
сиротами и т. п.;
- затрат на немедленную ликвидацию экологически
опасных последствий воздействия поражающих
факторов чрезвычайной ситуации;
2. Косвенный экономический ущерб. Он представляет
собой неопределенные четко, неадресные
расходы, к которым относятся:
- снижение финансовых поступлений в доходную
часть бюджетов всех уровней; в результате
сокращения налогооблагаемой базы как
непосредственно по предприятиям, пострадавшим
от чрезвычайной ситуации, так и в результате
снижения деловой активности предприятий,
испытавших косвенное воздействие чрезвычайной
ситуации.
- расходы государственных внебюджетных
фондов по медицинскому санаторнокурортному
и социальному обеспечению, поддержанию
и содержанию лиц, пострадавших вследствие
чрезвычайной ситуации;
Как определить, насколько пострадала
экономическая часть в результате чрезвычайной
ситуации? Определение физической характеристики
последствий экстремальных явлений как
раз таки дает возможность для расчета
экономических последствий чрезвычайной
ситуации. При этом, основными входными
параметрами являются данные о наличии
и составе основных производственных
и непроизводственных фондов в населенных
пунктах попадающие в зону влияния поражающих
факторов, и конечно же, также данные о
численности населения, поголовье скота,
объемах запасов материальных средств,
объемах производства предприятий и размерах
сельскохозяйственных угодий, подвергающихся
возможному воздействию.
Данные прогнозы позволяют получить комплексную
картину. Эта картина дает возможность
на общегосударственном уровне рассмотреть
вопросы устойчивости экономики области
и выявить имеющиеся узкие места. Так же
уточнить стратегию защиты от последующих
экстремальных явлений.
Сегодня, воздействие чрезвычайных ситуаций
на экономику рассматривают на микро и
макро уровнях.
На макроуровне на экономику влияют чрезвычайные
ситуации природного, биолого-социального,
экологического характера, только если
их масштабы достигаю регионального или
глобального уровня. Эти фактору влияют
на величину валового национального продукта,
на доходы населения, на величину импорта
и экспорта, на равновесие совокупного
спроса и предложения на рынке, на активность
предпринимательской деятельности, сбережения
и инвестиции, на рынок труда, на политику
государства и многое другое.
Что касается микроуровня, то на нем проявляются
все чрезвычайные ситуации, в том числе
местного и объектного масштабов. Они
сильно влияют на работу производственных
объектов и на такие экономические категории,
как количество и качество выпускаемой
продукции, спрос и предложение на рынке,
рентабельность работы предприятия, товарооборот,
замещение потребностей, издержки производства,
прибыль от выпускаемой продукции, заработная
плата, конкурентоспособность выпускаемой
продукции и др.
Примерно с 90-х годов в Российской Федерации
в связи с ростом числа чрезвычайных ситуаций
техногенного и природного характера,
усилия, направленные только на ликвидацию
последствий этих самых чрезвычайных ситуаций
становятся всё менее и менее эффективными.
В этот период времени, одной из самых
главных и основных задач в области защиты
населения и территорий становятся задачи
прогнозирования и предупреждения опасности.
До конца двадцатого века основное внимание
в деятельности МЧС уделялось непосредственно
ликвидации ЧС, но необратимый рост величины
ущерба от стихийных бедствий, а так же
различных аварий а катастроф делает эти
усилия всё менее эффективными. Так, на
2006 год общий экономический ущерб в год
от чрезвычайных ситуаций составил 6-7%
внутреннего валового продукта страны.
Возможный среднегодовой материальный
ущерб с затратами на ликвидацию опасных
ситуаций в составил около 100-125 миллиардов
рублей.
На территории России функционирует более
45 тысяч опасных объектов. В их число входят:
-3 600 объектов, которые имеют значительные
запасы аварийно химически опасных веществ,
-113 исследовательских ядерных установок,
- 12 предприятий ядерного топливного цикла,
-свыше 8 тысяч взрыво - и пожароопасных
объектов, 10 АЭС с 30 ядерными энергетическими
установками,
-16 специальных комбинатов по переработке
и захоронению радиоактивных отходов.
Все эти объекты представляют потенциальную
опасность в случае возникновения на них
аварий и катастроф. Нужно отметить, что
на радиационно дестабилизированных территориях
проживает 10 млн. человек, а на территориях
возможного химического заражения — 60
млн. человек.
За год происходит около 220 тысяч пожаров.
Ежегодно во время пожаров погибает 12–16
тысяч человек. Величина потерь от пожаров
порядком превышает общий ущерб государства
от ЧС техногенного характера и является,
безвозвратной. Урон от пожаров требует
больших затрат для восстановления уничтоженных
материальных ценностей.
Помимо всего вышесказанного, в стране
эксплуатируется более 30 тысяч водохранилищ
и несколько сотен накопителей промышленных
отходов. Гидротехнические сооружения
на 200 водохранилищах и 56 накопителях отходов
эксплуатируются без реконструкции более
50 лет и находятся в предаварийном состоянии.
Так о каком положительном состоянии экономики
тогда можно говорить, если вероятность
потерь с каждым днем все больше и больше.