Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:22, реферат
Понятие "социальный институт" ввел Герберт Спенсер, который, однако, использовал термин "социальное учреждение". Сравнивая общество с биологическим организмом, Спенсер выделил в социальной системе отдельные функциональные элементы, которые он сравнивал с органами биоорганизма.
Социальные учреждения, по Спенсеру, рассматриваются как устойчивый организованный тип деятельности и поведения людей, сохраняющий свою стабильность в течение длительного периода времени, и являющийся условием устойчивого функционирования общества.
Спенсер выделил основные социальные институты — государство, религию, науку, образование, промышлен
Понятие социального института
Понятие "социальный институт" ввел Герберт Спенсер, который, однако, использовал термин "социальное учреждение". Сравнивая общество с биологическим организмом, Спенсер выделил в социальной системе отдельные функциональные элементы, которые он сравнивал с органами биоорганизма.
Социальные учреждения, по Спенсеру, рассматриваются как устойчивый организованный тип деятельности и поведения людей, сохраняющий свою стабильность в течение длительного периода времени, и являющийся условием устойчивого функционирования общества.
Спенсер выделил основные социальные институты — государство, религию, науку, образование, промышленность, торговлю, искусство и т.п.
Большинство социологических школ подходят к изучению социальных институтов, отталкиваясь от спенсоровского понимания институализации общественной жизни. Так, Г.В. Осипов говорит: "Социальный институт — это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно-ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему предопределяется решаемой социальной задачей". По А.А. Радугину, "Социальный институт — это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально-значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения".
Есть и другой подход к социальным институтам.
Сам термин "социальный институт" ввел Торстейн Веблен, у которого был свой, отличный от спенсоровского взгляд на сущность социального института. По Веблену, "Социальный институт — это совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек, поведения, области мысли, передаваемых из поколения в поколение и меняющихся в зависимости от обстоятельств, и служащих орудием приспособления к ним".
В первом — спенсоровском подходе — делается акцент на функциональность социального института, во втором — веблоновском — на нормативность.
Таким образом, сущность социального института заключается не в системе социальных норм, определяющих деятельность людей в отдельных сферах общественной жизни, а в самой деятельности, направленной на удовлетворение жизненных потребностей общества.
Функции социальных институтов неразрывно связаны с базовыми потребностями социальной системы, удовлетворение которых обеспечивает ее устойчивость и функционирование.
Сам процесс организации, упорядочивания и формализации деятельности людей называется институализацией. В процессе институализации можно выделить следующие этапы:
Классификация социальных институтов
Как и функции, сами социальные институты можно классифицировать по ряду критериев.
По масштабу деятельности:
По внутренней структуре:
По сфере деятельности:
Эволюционный путь
институциональных изменений
Например, Спенсер определенно утверждает,
«что промышленные порядки долгое время
казались теми ж, что и в старину», а также
подчеркивает, что наиболее крупные и
жизненные черты общественного строя
возникают не по мысли какого-нибудь индивида,
«а из личных усилий граждан удовлетворить
их собственные потребности». Все общественные
изменения следует приписывать не личностям,
«а социальным причинам», само же общественное
(политическое) тело следует сопоставлять
с живыми организмами, «а не с искусственно
созданным механизмом». Он также уверен,
что вся промышленная организация от главных
до мельчайших ее черт сделалась такой
«не только без помощи законодательного
руководства, но и в значительной степени
вопреки законодательным стеснениям».
То есть английский социолог убежден,
что эффективность функционирования институтов
наиболее полно проявляется при независимости
от принуждения субъективных интересов
индивидов и особенно властных структур.
Э. Дюркгейм также убежден в объективном
характере общественных изменений и причины
их видит не в индивиде, а социальной среде.
Институты науки, искусства, экономическая
и иная деятельность человека развиваются
вследствие необходимости приспособления
к изменяющимся условиям не только физической,
но и расширяющейся социальной среды.
Увеличение плотности населения и объема
общества вынуждает индивидов в целях
самосохранения и выживания больше работать,
больше напрягаться, больше специализироваться.
Однако люди не есть пассивные свидетели
своей истории. Человеческая рефлексия
в состоянии управлять движением причин
изменений. Вместе с тем, «хотя общество
ничто без индивидов – каждый из этих
последних скорее продукт общества, чем
виновник его». И общество не вторичный,
а главный источник прогресса, оно - «реальность,
которое такое же малое дело наших рук,
как и внешний мир; мы, следовательно, должны
приноровиться к ней, чтобы быть в состоянии
существовать, и раз она изменяется, должны
изменяться и мы». Французский ученый
также, как Г. Спенсер, подчеркивает постепенность
эволюционных изменений и говорит о «медленной
эволюции».
Главные проблемы социологии, подчеркивает
Дюркгейм, заключаются в исследовании
того, «как сформировался политический,
юридический, нравственный, экономический,
религиозный институт, верование и т.д.,
а также какие причины их породили и каким
полезным целям они соответствуют. Единственным
инструментом для анализа этих феноменов
в социологии является сравнительный
метод.
Т. Парсонс в своей концепции эволюционных
изменений выделяет наиболее важные для
эволюционной перспективы процессы, «усиливающие
адаптивную способность либо внутри общества
путем порождения нового типа структуры,
либо через культурное проникновение
и вовлечение других факторов и комбинаций
с новым типом структуры, внутри других
обществ и, возможно, в более поздние периоды».
Американский социолог выделяет три необходимых
компонента процесса эволюционных изменений
– дифференциацию, интеграцию и усвоение
специализированной системы ценностей.
Первый означает, что некий элемент или
система разделяется на элементы и системы
(обычно две). Второй, что увеличение числа
систем или элементов требует определенных
усилий для координации их действий. И
третий компонент процесса изменений
связан с необходимостью приспособления
общей системы ценностей для дифференцированной
системы (элемента). Чтобы дифференциация
вела к большей развитости системы, каждая
отделившаяся система должна увеличивать
адаптивную способность своей первичной
функции.
Свою парадигму эволюционного изменения
он иллюстрирует на примере развития организованного
на родстве крестьянского хозяйства. Первоначально
оно является и местом проживания и первичной
единицей сельскохозяйственного производства.
Постепенно этот набор ролей и коллективов
дифференцируется, то есть большая часть
работы делается в специализированных
местах, а люди занятые в них являются
также членами домашнего семейного хозяйства.
Теперь уже глава семьи, работающий по
найму в производящей организации, не
может исполнять роль, определяемую родством,
поэтому необходимо разработать систему
авторитета на производстве, то есть создание
фактора интеграции. Производственные
и домашние коллективы должны быть скоординированы
внутри более широкой, например, локальной,
общественной системы. Адаптивное усиление
требует, чтобы специализированные функциональные
способности были свободны от предшествующих
предписаний и были основаны на генерализованных
ресурсах, свободных от аскриптивных источников.
Необходимо также сформулировать специализированный
образец ценностной системы, причем на
более высоком уровне общности с тем, чтобы
обеспечить более широкое многообразие
целей и функций подразделений.
Парсонс убежден, что состояние любого
общества является «многосоставной результирующей
прогрессивных циклов, включающих эти
(и другие) процессы изменений. Этот результат
в контексте любого более общего процесса
будет продуцировать веерообразный спектр
типов, которые варьируются в соответствии
с различными ситуациями, степенью интеграции
и функциональным положением в более широкой
системе». Причем в этом разнообразии
некоторые общества будут склонны к дополнительному
эволюционному развитию, другие, наоборот,
будут блокированы внутренними конфликтами
или иными помехами, что с трудом будут
себя поддерживать или даже разрушаться.
Но среди этих последних могут быть и общества,
наиболее созидательные для порождения
компонентов, имеющих долговременную
значимость. Он верит, что среди разнообразия
обществ возникнет «прорыв» процесса
развития и, как он полагает, “процесс
инновации всегда будет соответствовать
нашей парадигме эволюционного изменения».
Такой прорыв обеспечит обществу новый
уровень адаптивной способности.
Парсонс не скрывает, что эволюционные
изменения как увеличение адаптивной
способности заимствованы им из теории
органической эволюции. Вместе с тем, он
подчеркивает, что не рассматривает эволюцию
как простой, непрерывный, линейный процесс,
хотя и претендует на вычленение неких
общих уровней (стадий) продвижения. Он
выделяет три обширных эволюционных уровня
– первобытнообщинный, промежуточный
и современный. Водоразделы между стадиями
он производит на основе изменений в кодовых
элементах нормативных структур. При переходе
от первобытного к промежуточному обществу
ключевую роль играет язык, а от промежуточного
к современному – институционализация
кодов нормативного порядка, присущего
социетальной структуре и связанного
с системой права.
Если письменность способствует независимости
культурной системы, то закон содействует
независимости нормативных компонентов
социетальной структуры от принуждения
политических и экономических интересов,
а также от личностных, органических факторов
и факторов физического окружения. Современные
индустриальные общества занимают высшую
ступень в схеме стадий Парсонса. Понятно,
что они более дифференцированы, политическая
и экономическая система отделены от религии
и системы права. Их эффективность и жизнеспособность
подтверждается тем, что они все более
распространяются по миру, заменяя предшествующие
типы общественного устройства.
Таким образом, согласно Парсонсу, социальная
эволюция – это процесс прогрессирующей
дифференциации социальных институтов.
Главным фактором и условием эффективности
изменений институтов является адаптивное
усиление, то есть большая приспособленность
новых институтов к выполнению своих функций,
а, следовательно, к удовлетворению потребностей
общества.
Хотя структурный функционализм и внес
большой вклад в понимание эволюционного
развития институтов и обществ, следует
признать, что не все аспекты их воззрений
принимаются другими учеными. Например,
Э. Гидденс считает, что абсолютизация
адаптации как фактора социальных изменений
для социологии имеет малую ценность,
и экстраполяция этого биологического
явления на социальные процессы некорректна,
так как в биологии оно имеет точный смысл
и относится к способу, «при помощи которого
случайно проявившиеся характеристики
некоторых организмов содействуют их
выживанию и влияют на гены, передаваемые
от одного поколения к другому». Вместе
с тем, на наш взгляд, нельзя и полностью
исключить фактор адаптации в процессе
трансформаций социальных институтов.
Если институты возникают для удовлетворения
потребностей людей, а потребности есть
их реакция на окружающую природную и
социальную среду, то внешние перемены
так или иначе вынуждают человека пересматривать
свои потребности и приспосабливаться
к изменившимся условиям посредством,
в том числе и институтов, организующих
социальную жизнь. Другой вопрос, что,
видимо, следует избегать абсолютизации
этого фактора, так как он не является
единственной причиной изменений.
На наш взгляд, пора также отказаться от
классификации обществ подобно биологическим
организмам по степени их сложности, а
тем более выносить вердикты о безусловной
замене более древних на современные.
Необходимо признать и ценить уникальность
и самобытность сохранившихся институтов
и культур, чтобы не только избежать этноцентризма,
но и понимать многообразие и пестроту
существующих ныне обществ, в каждом из
которых может случиться инновационный
цивилизационный прорыв, и не исключено,
что отличный от модели и траектории современных
индустриальных обществ. Иными словами
функционалисту Парсонсу можно было бы
возразить словами функционалиста Дюркгейма,
который предупреждал, что не нужно судить
о месте, занимаемом обществом на социальной
лестнице, по состоянию его экономики,
так как она может быть только подражанием,
копией и скрывать социальную структуру
низшего вида. Надо отдать должное структурному
функционализму (Б.Малиновский, А.Рэдклифф-Браун
и др.), а также представителям циклических
теорий (А. Тойнби, Н.Данилевский, П.Сорокин
и др.), которые стали основателями плюралистической
парадигмы культуры, признающей в отличие
от эволюционных концепций множественность
и индивидуальность мировых культур.
И, конечно же, несмотря на признание объективного
характера эволюционных изменений, нельзя
не признать того факта, что человек все
более становится субъектом изменений
социальных институтов. Убедительный,
на наш взгляд, пример приводит Д. Норт
который подчеркивает, что уничтожение
института рабства, которое было прибыльным
и жизнеспособным на протяжении многих
веков, состоялось благодаря все растущему
отвращению цивилизованных людей к собственности
на человека. То есть, социально принятая
некогда система была законным или конституционным
образом упразднена не потому, что перестала
быть эффективной, а вследствие невозможности
сохранять свою легитимность вопреки
общественному мнению, признавшему эти
социальные отношения негуманными, а потому
неправомерными. Это свидетельствует
о том, что человечество все более начинает
беспокоиться не только о выживании, адаптации
или удовлетворении своих материальных
потребностей, но и о ценностях более высокого
порядка.