Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:14, реферат
Формирование национальных экономик началось еще во времена формирования наций в структуре общества, а своего расцвета приобрело с началом промышленных революций, на базе которых возникло массовое производство с присущей ему глубокой специализацией и кооперацией труда. В этот период появляются первые направления экономической мысли, обосновывающие особенности и пути развития экономических систем отдельных стран.
2.1. Экономические теории и их общие положения
2.2. Теория действия триединых экономических законов
2.3. Базисные отношения и институты национальной экономики
2.4. Хозяйственная сбалансированность и стабильность как задача государственных институтов национальной экономики
Национально-гражданские
отношения определяют прежде внутреннее
содержание самого человека, семьи
и др.. Они являются основой развития
общечеловеческих и национальных ценностей. Общечеловеческие
стоимости делают сосуществования различных
по национальной принадлежности групп
людей. С помощью организационных институтов
национально-общественных отношений формируются
содержание духовной общности людей, национальная
идеология, философия, наука, образование,
культура, искусство, язык.
Государственно-политические
отношения предусматривают
Исполнительная власть осуществляет
организационную деятельность производителей,
формирует концепции, программы
и планы производства, инвестиций,
организации труда и его
Социально-экономические
отношения являются средством, механизмом
создания материальной и духовной основы
жизни общества, его благосостояния. Они
формируют содержание и структуру национальной
экономики, ее производительные силы,
структуру и объемы производства продукции,
системы распределения, обмена и потребления,
социальную инфраструктуру.
Институты национальной экономики
- это ключевые элементы любой экономической
системы; механизмы упорядочения экономических
действий, что составляет сущностную
основу экономической системы
К институциональных элементов национальной
хозяйственной системы относятся: предприятия,
рабочих, фирмы, домохозяйства - микроуровень
национальной экономики. В каждом из этих
элементов тесно переплетаются труд, управление,
собственность и власть, формируя скелет
каждого из элементов.
Институциональные подсистемы
национальной экономики можно разделить
на два уровня: подсистемы первого
и второго порядка. К подсистем первого
порядка относят отрасли, сферы общественного
производства, - мезоуровень хозяйственной
системы общества. А ко второй - законодательство,
рынок, государство, рыночную инфраструктуру
как систему обеспечения реализации интересов
субъектов хозяйствования, надфирмови
образования, хозяйственный механизм
их координации - макроуровень национальной
экономики. К институтам национальной
экономики также относят налоги, денежную
систему, доходы, планирование, производство,
обмен, распределение, потребление и т.д.,
поскольку они выступают конкретными
формами проявления базовых экономических
институтов.
Взаимодействия базовых
экономических институтов в рамках
экономической подсистемы определенного
общества определяет основные институты
национальной экономики, в которых
происходят эти взаимодействия. К ним
кроме указанных выше можно отнести: экономический
потенциал государства, хозяйственный
механизм регулирования, особенности
государственного устройства, традиции,
менталитет, характер нации, хозяйственные
комплексы и отрасли экономики, стратегии
экономического и социального развития
государства, особенности реализации
планирования и прогнозирования развития
экономики, специфику вхождения и место
страны в мировом хозяйстве, обеспечения
безопасности национальной экономики
в условиях усиления глобализации и интеграции
экономических отношений и др..
Особое внимание в последнее
время, как в странах
Основой демократии в экономической
подсистеме каждого общества, т.е. национальной
экономики, являются: экономическая
демократия, означает реальную возможность
и право реализовать свои права
собственности (задекларированное
и фактическое) работника на свою
рабочую силу, на долю собственности
(коллективной и государственной) в
форме определенного
Развитие демократического национальной экономики тормозит наличие значительного бюрократизации общества. Здесь следует различать бюрократию как неотъемлемый элемент иерархических систем любого уровня и
бюрократизм как крайнюю
форму ее проявления.
Бюрократия - система экономического,
социального, политического и
Чрезмерное злоупотребление
властными полномочиями, концентрация
их в отдельных руках и присвоения
так называемого
Бюрократизм - монополизация в корыстных
целях основных рычагов власти и управления
в руках работников специализированного
аппарата различных экономических и специальных
институтов и организаций и ориентация
низших звеньев аппаратного управления
и власти на формальное выполнение приказов
или имитацию их выполнения в случае возникновения
риска ответственности.
Для социально-экономического
развития национальной экономики, экономического
роста, углубления демократизации украинского
общества необходимо создание полноценных
гражданских институтов.
Права человека - разработана на основе
принятой ООН Всеобщей декларации прав
человека совокупность основных прав
личности, во многом определяют социальную
политику развитых стран мира. Реализуют
права человека - государство, общественные
организации, в пределах отдельной страны,
международные, прежде правозащитные
организации.
Экономический порядок - качественная
характеристика состояния социально-
Свобода в широком смысле - это способность
отдельного человека, трудового коллектива,
отдельных социальных слоев и групп принимать
решения и действовать согласно собственным
интересов (экономических, социальных,
политических и др.). И целей с учетом объективных
условий (а значит, объект объективных
законов) и общечеловеческих интересов
и принципов жизнедеятельности.
Экономическая свобода в самом
широком смысле - это формы и
варианты экономического поведения
предприятий, семьи, отдельных граждан
в выборе сферы приложения своих
способностей, знаний, профессии, способов
распределения доходов, потребления
материальных и духовных благ.
Экономическая свобода экономических
субъектов (субъектов) - это право
присваивать объекты
Экономическая свобода в рамках
домашнего хозяйства
Экономическая свобода наемных
работников ограничивается тем, что
они обладают только собственностью
на свою рабочую силу и лишены собственности
на другие факторы производства.
Экономическая свобода производителя
состоит в возможности выбора
вида хозяйственной деятельности и
организационных форм хозяйствования,
структуры и объемов
Экономическая свобода потребителей
заключается в возможности
Экономическая свобода государства
означает возможность формировать
свою экономическую политику, воплощать
ее в жизнь, выполнять основные функции,
продиктованные интересами нации, а
не отдельных социальных классов
и групп.
Для развития демократической национальной
экономики большое значение также имеет
экономическая свобода информационной
сферы, поскольку в современных условиях
информация становится одним из наиболее
весомых ресурсов экономики любого государства.
В процессе воспроизведения возникают
такие отношения, которые неизбежны,
постоянными, т.е. приобретают статус
институтов, требуют соответствующего
юридического оформления. Таких институтов
немало, и их можно сгруппировать по следующим
направлениям:
- Институт устойчивого
- Институты государства:
- Институт правовых норм: формирование
юридических норм, нормативов, которые
защищали бы естественные
- Институт конкуренции: есть
честное соревнование
- Институт монополии:
- Институт налогов:
- Институт профсоюзов: предусматривает
организацию работников по
Конечно, современная экономика не ограничивается
названными институтами, их диапазон значительно
шире.
2.4. Хозяйственная сбалансиров
Национальная экономика является
сложной (охватывает производст
Сбалансированность - состояние экономики, при котором национально-
Различают следующие аспекты сбалансированности экономики:
- Натурально-стоимостной;
- Денежный.
Натурально-стоимостной аспект
Режим сбалансированного
развития экономики является эффективным,
поскольку норма потребления
в национальном доходе в течение
длительного периода
Ускорение экономического
развития сопровождается повышением нормы
накопления и изменением пропорций,
которые сложились. Это приводит
к усилению роли таких факторов, как экономические
связи, которые могут влиять на обеспечение
пропорциональности и, соответственно,
сбалансированности.
Инструментом
оценки сбалансированности межотраслевых
связей является межотраслевой баланс.
Межотраслевой баланс - еконимика-математическая
балансовая модель в виде системы линейных
уравнений, которая характеризует связи
между: выпуском продукции в одной отрасли
(в стоимостном выражении) и затратами
всех отраслей, необходимых для обеспечения
этого выпуска.
Внешнеэкономические
связи оценивают по платежным
балансом.
Платежный баланс - баланс сумм потоков
валютных платежей, получаемых из-за границы
и осуществляет за границу страна в процессе
внешнеэкономической деятельности за
определенный период (год, квартал, месяц).
Сбалансированность
национальной экономической системы
достигается с оптимизацией национальных
идеологических, политических, демократических,
экономических и социальных пропорций.
Национальные пропорции является сложной
системой соотношений следующих основных
групп показателей:
- Пропорции национального самосознания
- выражают соотношение населения и власти
по критериям сознания: национального
патриотизма, национального нигилизма,
национальной исключительности;
- Пропорции национально-государственного
мышления - выражают соотношение населения
и власти по критериям идеологической,
политической и государственного мышления,
в частности национальной или социальной
демократии, создание государственного
механизма для соблюдения законов, защищающих
права человека, или механизма, в котором
доминирует культ государственного учреждения,
государственного чиновника или
природного хозяйственного монополиста
и др..;
- Пропорции национально-экономического
мышления - выражают соотношение населения
и власти по критериям экономических прав
и экономической свободы человека и производственного
коллектива, в частности создание экономики
на частной или нечастное собственности;
либерализации или централизации движения
труда и капитала, стимулирование труда
и производства методами экономическими
или "теневыми "криминальными;
распределения доходов по результатам
труда каждого или по должностям, титулами,
званиями, государственным статусом и
проч.;
- Пропорции производства и потребления
- соотношение производственных и потребительских
нужд и производственных возможностей
экономики.
- Пропорции стоимостной структуры национального
продукта:
- Пропорции распределения валового внутреннего
продукта:
- (Соотношение между потреблением домашних
хозяйств, государства, капиталовложения
и чистым экспортом).
Информация о работе Экономические теории и базисные институты национальной экономики