Экономические теории и базисные институты национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:14, реферат

Описание

Формирование национальных экономик началось еще во времена формирования наций в структуре общества, а своего расцвета приобрело с началом промышленных революций, на базе которых возникло массовое производство с присущей ему глубокой специализацией и кооперацией труда. В этот период появляются первые направления экономической мысли, обосновывающие особенности и пути развития экономических систем отдельных стран.

Содержание

2.1. Экономические теории и их общие положения
2.2. Теория действия триединых экономических законов
2.3. Базисные отношения и институты национальной экономики
2.4. Хозяйственная сбалансированность и стабильность как задача государственных институтов национальной экономики

Работа состоит из  1 файл

natsionalna_ekonomika_tema_2.docx

— 38.41 Кб (Скачать документ)

Национально-гражданские  отношения определяют прежде внутреннее содержание самого человека, семьи  и др.. Они являются основой развития общечеловеческих и национальных ценностей. Общечеловеческие стоимости делают сосуществования различных по национальной принадлежности групп людей. С помощью организационных институтов национально-общественных отношений формируются содержание духовной общности людей, национальная идеология, философия, наука, образование, культура, искусство, язык. 

Государственно-политические отношения предусматривают создание государства в форме соответствующих  институтов власти и предоставления им общественно необходимых функций  законодательной, исполнительной и  судебной.Законодательная власть принимает  хозяйственные законы - создает правовое поле деятельности отдельных производителей и национального хозяйства как  внутри него, так и за его пределами (в частности, определяет нормы деятельности для зарубежных партнеров). 

 

Исполнительная власть осуществляет организационную деятельность производителей, формирует концепции, программы  и планы производства, инвестиций, организации труда и его оплаты, реализации продукции, социального  развития и благосостояния. Судебная власть решает хозяйственные конфликты, возникающие из-за нарушения договорных обязательств, имущественных и ресурсных прав и др.. 

Социально-экономические  отношения являются средством, механизмом создания материальной и духовной основы жизни общества, его благосостояния. Они формируют содержание и структуру национальной экономики, ее производительные силы, структуру и объемы производства продукции, системы распределения, обмена и потребления, социальную инфраструктуру. 

Институты национальной экономики - это ключевые элементы любой экономической  системы; механизмы упорядочения экономических  действий, что составляет сущностную основу экономической системы общества. 
К институциональных элементов национальной хозяйственной системы относятся: предприятия, рабочих, фирмы, домохозяйства - микроуровень национальной экономики. В каждом из этих элементов тесно переплетаются труд, управление, собственность и власть, формируя скелет каждого из элементов. 

Институциональные подсистемы национальной экономики можно разделить  на два уровня: подсистемы первого  и второго порядка. К подсистем первого порядка относят отрасли, сферы общественного производства, - мезоуровень хозяйственной системы общества. А ко второй - законодательство, рынок, государство, рыночную инфраструктуру как систему обеспечения реализации интересов субъектов хозяйствования, надфирмови образования, хозяйственный механизм их координации - макроуровень национальной экономики. К институтам национальной экономики также относят налоги, денежную систему, доходы, планирование, производство, обмен, распределение, потребление и т.д., поскольку они выступают конкретными формами проявления базовых экономических институтов. 

Взаимодействия базовых  экономических институтов в рамках экономической подсистемы определенного  общества определяет основные институты  национальной экономики, в которых  происходят эти взаимодействия. К ним кроме указанных выше можно отнести: экономический потенциал государства, хозяйственный механизм регулирования, особенности государственного устройства, традиции, менталитет, характер нации, хозяйственные комплексы и отрасли экономики, стратегии экономического и социального развития государства, особенности реализации планирования и прогнозирования развития экономики, специфику вхождения и место страны в мировом хозяйстве, обеспечения безопасности национальной экономики в условиях усиления глобализации и интеграции экономических отношений и др.. 

Особое внимание в последнее  время, как в странах постиндустриального  типа, так и в странах с трансформационной  экономикой, уделяется таким институтам, как: демократия и свобода.Они являются общими институтами современного гражданского общества, определяют качественный уровень развития всех его подсистем. Демократия - форма общественной власти и государства, основанного на признании народа как источника власти. 

Основой демократии в экономической  подсистеме каждого общества, т.е. национальной экономики, являются: экономическая  демократия, означает реальную возможность  и право реализовать свои права  собственности (задекларированное  и фактическое) работника на свою рабочую силу, на долю собственности (коллективной и государственной) в  форме определенного количества акций и ее реализации через механизм присвоения экономического минимума дивидендов, или право на долю частной собственности, на управление собственностью, право индивидов на свое усмотрение выбирать сферу деятельности и т.п.. 

Развитие демократического национальной экономики тормозит наличие  значительного бюрократизации общества. Здесь следует различать бюрократию как неотъемлемый элемент иерархических систем любого уровня и

бюрократизм как крайнюю  форму ее проявления. 

Бюрократия - система экономического, социального, политического и административного  управления и регулирования, основанный на разграничении властных полномочий и их обособлении от воли отдельных  членов общества и их групп с целью  формирования единого управленческого  центра для координации всех элементов  и взаимосвязей в системе общественных отношений. 

Чрезмерное злоупотребление  властными полномочиями, концентрация их в отдельных руках и присвоения так называемого административного  ресурса зачастую порождает свою крайнюю отрицательную форму - бюрократизм. 
Бюрократизм - монополизация в корыстных целях основных рычагов власти и управления в руках работников специализированного аппарата различных экономических и специальных институтов и организаций и ориентация низших звеньев аппаратного управления и власти на формальное выполнение приказов или имитацию их выполнения в случае возникновения риска ответственности. 

Для социально-экономического развития национальной экономики, экономического роста, углубления демократизации украинского  общества необходимо создание полноценных  гражданских институтов. 
Права человека - разработана на основе принятой ООН Всеобщей декларации прав человека совокупность основных прав личности, во многом определяют социальную политику развитых стран мира. Реализуют права человека - государство, общественные организации, в пределах отдельной страны, международные, прежде правозащитные организации. 

Экономический порядок - качественная характеристика состояния социально-экономической  системы по морально-этических и  политических норм. 
Свобода в широком смысле - это способность отдельного человека, трудового коллектива, отдельных социальных слоев и групп принимать решения и действовать согласно собственным интересов (экономических, социальных, политических и др.). И целей с учетом объективных условий (а значит, объект объективных законов) и общечеловеческих интересов и принципов жизнедеятельности.

 

Экономическая свобода в самом  широком смысле - это формы и  варианты экономического поведения  предприятий, семьи, отдельных граждан  в выборе сферы приложения своих  способностей, знаний, профессии, способов распределения доходов, потребления  материальных и духовных благ. 

Экономическая свобода экономических  субъектов (субъектов) - это право  присваивать объекты собственности, выбирать сферы приложения своих  знаний, способностей в рамках различных  форм собственности и организационно-правовых форм, а также способов приобретения ресурсов, распределения доходов, потребления благ. 

Экономическая свобода в рамках домашнего хозяйства осуществляется воспроизведением человеческих ресурсов, самостоятельным принятием решений  относительно потребления материальных и духовных благ, поэтому экономическая  свобода таких хозяйств конкретизируется в свободе выбора потребителей. Подавляющая их часть при рыночной экономике - наемные работники. 

Экономическая свобода наемных  работников ограничивается тем, что  они обладают только собственностью на свою рабочую силу и лишены собственности  на другие факторы производства. 

Экономическая свобода производителя  состоит в возможности выбора вида хозяйственной деятельности и  организационных форм хозяйствования, структуры и объемов производства, условий реализации, цен на продукцию  и распределение прибыли. 

Экономическая свобода потребителей заключается в возможности свободного выбора качественных товаров и услуг, средств удовлетворения своих потребностей в зависимости от величины доходов  и цен.Экономическая свобода предприятий  реализуется в выборе различных организационно-правовых форм хозяйствования, использования ресурсов и т.п.. 

Экономическая свобода государства  означает возможность формировать  свою экономическую политику, воплощать  ее в жизнь, выполнять основные функции, продиктованные интересами нации, а  не отдельных социальных классов  и групп. 
Для развития демократической национальной экономики большое значение также имеет экономическая свобода информационной сферы, поскольку в современных условиях информация становится одним из наиболее весомых ресурсов экономики любого государства. 

В процессе воспроизведения возникают  такие отношения, которые неизбежны, постоянными, т.е. приобретают статус институтов, требуют соответствующего юридического оформления. Таких институтов немало, и их можно сгруппировать по следующим направлениям: 

- Институт устойчивого национального  образа мышления: предполагает формирование  программ образовательного и  научного обеспечения подготовки  специалистов и воспитания национального  патриотизма для создания национально-гражданского  общества и стабильного роста  производства и благосостояния  граждан; 

- Институты государства: практически  это институты власти - законодательной,  законогарантийнои, хозяйственной,  правоохранительной, судебной; их задачами  является создание правовых, финансовых, инвестиционных условия функционирования  всех институтов национальной  экономики; 

- Институт правовых норм: формирование  юридических норм, нормативов, которые  защищали бы естественные права  и свободы людей, обеспечивали  условия развития демократии, социальной  справедливости, занятости, распределения  национального продукта и т.д.; 

- Институт конкуренции: есть  честное соревнование товаропроизводителей  по укреплению их позиций на  товарных рынках; этот институт  требует согласования общих правил  взаимодействия на рынке; 

- Институт монополии: предполагает, с одной стороны, право производителя  завоевывать прочные позиции  на рынке, а с другой - недопущение  абсолютной или чрезмерной монополии  и создание благоприятного развития  конкуренции; 

- Институт налогов: предусматривает  распределение части доходов  и прибыли владельцев капитала  и наемных работников для формирования  централизованных и нецентрализованных  средств, с целью финансирования  содержания институтов государства  и их социальных программ; 

- Институт профсоюзов: предусматривает  организацию работников по профессиональному  признаку и отстаивание ими  прав на труд, оплату труда  перед работодателями, защиты социальных  прав, условий труда и др.. 
Конечно, современная экономика не ограничивается названными институтами, их диапазон значительно шире.

 

 

 

 

2.4. Хозяйственная сбалансированность и стабильность как задача                государственных институтов национальной экономики

Национальная экономика является             сложной (охватывает производственные, социальные, духовные, политические и идеологические подсистемы) динамической системой. Существование любой системы, в том числе национально-экономического, предусматривает минимально необходимый уровень ее сбалансированности, определение которого, а также условий его сохранения за обстоятельствами, - важная составляющая методов управления и регулирования. Особое значение она приобретает в исследовании экономики с различными уровнями пропорциональности, динамичности, т.е.неустойчивости. 

Сбалансированность - состояние экономики, при котором национально-хозяйственные пропорции находятся в оптимальном относительно потребностей и технологий соотношении и равновесии. 
Различают следующие аспекты сбалансированности экономики: 
- Натурально-стоимостной; 
- Денежный. 
Натурально-стоимостной аспект сбалансированности - это прежде всего обеспечение производства, национальной сферыи потребительского рынка материальными ресурсами и товарами и услугами широкого потребления.

Режим сбалансированного  развития экономики является эффективным, поскольку норма потребления  в национальном доходе в течение  длительного периода сохраняется  на высоком уровне, а значит, структурные  изменения и темпы экономического роста в лучшем случае является умеренные. 

Ускорение экономического развития сопровождается повышением нормы  накопления и изменением пропорций, которые сложились. Это приводит к усилению роли таких факторов, как экономические связи, которые могут влиять на обеспечение пропорциональности и, соответственно, сбалансированности. 

Инструментом  оценки сбалансированности межотраслевых  связей является межотраслевой баланс. 
Межотраслевой баланс - еконимика-математическая балансовая модель в виде системы линейных уравнений, которая характеризует связи между: выпуском продукции в одной отрасли (в стоимостном выражении) и затратами всех отраслей, необходимых для обеспечения этого выпуска. 

Внешнеэкономические связи оценивают по платежным  балансом. 
Платежный баланс - баланс сумм потоков валютных платежей, получаемых из-за границы и осуществляет за границу страна в процессе внешнеэкономической деятельности за определенный период (год, квартал, месяц). 

Сбалансированность  национальной экономической системы  достигается с оптимизацией национальных идеологических, политических, демократических, экономических и социальных пропорций. 
Национальные пропорции является сложной системой соотношений следующих основных групп показателей: 
- Пропорции национального самосознания - выражают соотношение населения и власти по критериям сознания: национального патриотизма, национального нигилизма, национальной исключительности; 
- Пропорции национально-государственного мышления - выражают соотношение населения и власти по критериям идеологической, политической и государственного мышления, в частности национальной или социальной демократии, создание государственного механизма для соблюдения законов, защищающих права человека, или механизма, в котором доминирует культ государственного учреждения, государственного чиновника или природного хозяйственного монополиста и др..; 
- Пропорции национально-экономического мышления - выражают соотношение населения и власти по критериям экономических прав и экономической свободы человека и производственного коллектива, в частности создание экономики на частной или нечастное собственности; либерализации или централизации движения труда и капитала, стимулирование труда и производства методами экономическими или "теневыми "криминальными; распределения доходов по результатам труда каждого или по должностям, титулами, званиями, государственным статусом и проч.; 
- Пропорции производства и потребления - соотношение производственных и потребительских нужд и производственных возможностей экономики. 
- Пропорции стоимостной структуры национального продукта: 
- Пропорции распределения валового внутреннего продукта: 
- (Соотношение между потреблением домашних хозяйств, государства, капиталовложения и чистым экспортом). 

Информация о работе Экономические теории и базисные институты национальной экономики