Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:29, курсовая работа
Есть целый ряд проблем, стоящих на пути развития страны и, следовательно, требующих мобилизации экономических ресурсов, разработки четкого и конкретного плана действий для преодоления трудностей переходной экономики. Тем более значимыми становятся учения классической буржуазной политэкономии, заложившей постулаты рынка свободной конкуренции и создавшей первую взаимосвязанную и взаимообусловленную экономическую систему. Но эти знания нужны не только для правильного понимания сегодняшних реалий, а также для осмысления истории. В эпоху становления капиталистического способа производства указанные учения сыграли значимую роль, как в теоретическом обосновании новой системы, так и в борьбе за ее развитие.
Введение
Становление и развитие экономических взглядов А. Смита
1. Краткий очерк биографии А. Смита. Его главные работы
2. Исторические условия формирования идей А. Смита
3. Методология А. Смита
Социально-экономические концепции А. Смита
1. Теория разделения труда, обмена и денег 2. Концепция стоимости 3. Учение о прибыли 4. Теория производительного и непроизводительного труда 5. Капитал основной и оборотный 6. Воспроизводство общественного капитала. Догма А. Смита 7. Учение о заработной плате 8. Земельная рента 9. Вопросы экономической политики в теории А. Смита
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «История экономических учений» на тему:
Экономические взгляды А. Смита.
:
Санкт-Петербург
2012
Содержание
Введение
1. Краткий очерк
биографии А. Смита. Его
2. Исторические условия формирования идей А. Смита
3. Методология А. Смита
1. Теория разделения труда, обмена и денег 2. Концепция стоимости 3. Учение о прибыли 4. Теория производительного и непроизводительного труда 5. Капитал основной и оборотный 6. Воспроизводство общественного капитала. Догма А. Смита 7. Учение о заработной плате 8. Земельная рента 9. Вопросы экономической политики в теории А. Смита
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Общая экономическая ситуация в стране остается напряженной. Есть целый ряд проблем, стоящих на пути развития страны и, следовательно, требующих мобилизации экономических ресурсов, разработки четкого и конкретного плана действий для преодоления трудностей переходной экономики.
Однако, принять правильное решение нельзя без глубокого знания законов, регулирующих экономическую деятельность, понимания структуры и функций экономической системы.
Тем более значимыми становятся
учения классической буржуазной политэкономии,
заложившей постулаты рынка свободной
конкуренции и создавшей первую
взаимосвязанную и взаимообусловленную
экономическую систему. Но эти знания
нужны не только для правильного
понимания сегодняшних реалий, а
также для осмысления истории. В
эпоху становления
I. Становление
и развитие экономических
1. Краткий очерк
биографии А. Смита. Его
Адам Смит родился в апреле 1723г. в городе Керколди в Шотландии. Сын таможенного чиновника. Получил образование в университетах Глазго (с 1737 по 1740г.) и Оксфорда (с 1740 по 1746г.). В 1748г. начал читать публичные лекции по литературе и естественному праву в Эдинбурге. В 1751г. занимает кафедру логики в Глазговском университете, в 1752 г. - там же кафедру нравственной философии; знакомится с Дэвидом Юмом. Впервые публикуется в 1755г. В этом же году в лекциях выдвигает ряд своих основных экономических идей.
Весна 1759г. ознаменовалась выходом
в свет в Лондоне книги "Теория
нравственных чувств", заложившей основы
известности Смита как
Март 1776г. - выход в свет в Лондоне "Богатства народов" - главного труда А. Смита.
С 1778г. он - таможенный комиссар в Эдинбурге, а с 1787г. - ректор университета в Глазго.
В 1786г. А. Смит
тяжело заболел. По его
А. Смит был яркой и разносторонне развитой личностью. Достаточно сказать, что он получил образование в двух самых престижных университетах мира. Его интересы не были ограничены лишь экономикой или философией, он обладал широкими научными познаниями в других областях: например, получил степень магистра искусств и доктора прав. Кроме того, А. Смит общался с лучшими людьми своего времени, что в большой степени способствовало формированию его взглядов.
Создание своей экономической
системы он поставил главной
целью научной работы и
2. Исторические условия формирования идей А. Смита
Своего высшего развития классическая буржуазная политическая экономия достигла в трудах британских ученых А. Смита и Д. Рикардо, когда Великобритания была самой передовой в экономическом отношении страной. Британия обладала относительно высокоразвитым сельским хозяйством, быстро растущей промышленностью, вела активную внешнюю торговлю. Капиталистические отношения получили в ней большое развитие. Здесь выделились основные классы буржуазного общества: буржуазия, рабочие, землевладельцы.
Вместе с тем расширение
капиталистических отношений
Таким образом, в Великобритании во второй половине ХVIII века сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли, каким было творчество А. Смита и Д. Рикардо.
3. Методология А. Смита
В основу своих воззрений А. Смит положил идею естественного порядка. Он исходил из того, что люди, оказывая друг другу услуги, обмениваясь трудом и его продуктами, руководствуются стремлениями к личной выгоде. Но, преследуя личную выгоду, каждый человек, считал он, способствует интересам всего общества - росту производительных сил. В связи с этим он пишет о "невидимой руке", которая управляет сложным взаимодействием хозяйственной деятельности индивидуумов.
Экономическая жизнь, по Смиту,
развивается отдельно и независимо
от воли людей и их сознательных
устремлений. Это позволило ему
сделать вывод об определении
экономических явлений, стихий по складывающимся
объективным законам. Однако, руководствуясь
такими воззрениями, А. Смит не смог отобразить
исторически преходящего
Как и представители классической школы, А. Смит стремился проникнуть во внутреннюю физиологию общества и в связи с этим широко пользовался методом логической абстракции. Но не менее важной задачей политической экономии он считал необходимость показать конкретную картину экономической жизни, выработать рекомендации для экономической политики. Для достижения этой цели он сводил в систему поверхностные явления без связи их с внутренним способом исследования, которым пользовался в первом случае. Это привело к определенному дуализму его методологии.
В результате экономическая система А. Смита унаследовала все противоречия его метода исследования. И ярким примером тому является двойственность трактовки стоимости. Свое влияние на экономические взгляды А. Смита окажет и недостаточное понимание им исторических процессов замены одних экономических отношений другими.
II. Социально-экономические взгляды А. Смита
1. Теория разделения труда, обмена и денег
Разделение труда занимает
ключевое место в экономической
системе А. Смита. Основополагающее
значение этого элемента А. Смит мотивировал,
во-первых, тем, что разделение труда
является причиной, стимулирующей
Развитие же производства определяет все благосостояние страны.
Во-вторых, он видел общую совокупность индивидов, эгоистичных по своей сущности, и единственным звеном, которое соединяет их в систему, считал разделение труда, возникшее из-за природной склонности человека к обмену.
В теории разделения труда
А. Смит отобразил тенденцию к
развитию машинного производства. Он
утверждал, что объем производства
и потребления продуктов
Будучи объективным
Однако А. Смит не замечал
принципиального различия между
разделением труда внутри мануфактуры
и разделением труда в
Тема денег органически связана с темой разделения труда, т.к. у А. Смита деньги выступали в качестве средства обмена ("великого колеса обращения").
А. Смит подчеркивал стихийное
возникновение денег как
Подводя итог, можно сказать, что многое у А. Смита, как в теории разделения труда, так и в теории денег, верно и сейчас. Однако главной ошибкой А. Смита стало предположение, что разделение труда возникло из-за обмена, а не наоборот. Концепция же денег, его трактовка их возникновения в результате действия стихийных сил обмена, понимание денег как товара представляет собой серьезное достижение экономической науки рассматриваемого периода.
2. Концепция стоимости
В основу своего исследования А. Смит положил трудовую теорию стоимости, считая закономерным определение стоимости затраченным трудом и обмен товаров, соответственно, - заключенным в них количеством труда. Им была предпринята попытка анализа реальной системы товарно-денежного обмена и ценообразования в условиях капитализма свободной конкуренции.
А. Смит определил и разграничил
потребительскую и меновую
При этом для А. Смита характерно определение стоимости только количеством труда, но в анализе цены товара он колеблется между различными определениями меновой стоимости:
Такое положение верно только в условиях простого товарного производства. При капитализме же имеет место противоположное явление: количество труда, овеществленное в товаре, в результате операции купли - продажи получает в свое распоряжение большее количество труда. А. Смит обнаруживает, что в обмене при капиталистических формах хозяйства общий закон эквивалентности товаров теряет свою силу. Он приходит к выводу, что в условиях капитализма рабочее время перестает быть постоянной мерой, регулирующей стоимость товара. Поэтому для условий капитализма ему пришлось сконструировать другую теорию, согласно которой стоимость товара образуется путем сложения заработной платы, прибыли и ренты, приходящихся на единицу товара. Но эта теория не учитывала постоянный капитал.
Рациональным зерном в концепции стоимости А. Смита стало понимание, что величина стоимости определяется не фактическими затратами труда отдельного товаропроизводителя, а теми затратами, которые в среднем необходимы для данного состояния производства. Он отмечал также, что квалифицированный и сложный труд создает в единицу времени больше стоимости, чем неквалифицированный и простой, и может быть сведен к последнему посредством коэффициентов.
О дальнейшем развитии А. Смитом теории стоимости свидетельствовало разграничение естественной и рыночной цен товара, причем первая понималась сначала как денежное выражение стоимости. А. Смит писал, что естественная цена товара "как бы представляет собой центральную цену, к которой постоянно тяготеют цены всех товаров". Этим он положил начало исследованию конкретных факторов, вызывающих отклонение цен от стоимости.
В целом же, как уже отмечалось, взгляды А. Смита на соотношение между стоимостью и доходами характеризуются двойственностью и противоречивостью, что является следствием дуализма его методологии.