Экономический анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение экономического анализа и его роли в управлении предприятием, а также на основе бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках ОАО «Генерирующая компания» провести горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса и анализ рентабельности предприятия, сравнив данные за 2010г. и за 2011г.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и задачи экономического анализа;
- понять принципы и методы экономического анализа;
- выявить классификацию видов экономического анализа;

Содержание

Введение 4
1 Теоретическая часть 7
1.1 Сущность и задачи экономического анализа 7
1.2 Принципы и методы экономического анализа 10
1.3 Классификация видов экономического анализа 12
1.4 Роль экономического анализа в управлении организацией 14
2 Практическая часть 19
Заключение 30
Список использованных источников 32

Работа состоит из  1 файл

EA.docx

— 804.06 Кб (Скачать документ)

Узловым моментом метода экономического анализа является исчисление влияния  отдельных факторов на экономические  показатели. Взаимосвязь экономических  явлений представляет собой совместное изменение двух или большего числа  этих явлений. Существуют различные  формы взаимосвязей экономических  явлений. Наиболее значимой среди них  является причинная взаимосвязь. Её сущность заключается в том, что  изменение одного экономического явления  вызывается изменением другого экономического явления. Подобная взаимосвязь носит  название детерминистской, иначе —  причинно-следственной взаимосвязи. Если два экономических явления связаны  такой взаимосвязью, то экономическое  явление, изменение которого вызывает изменение другого, называется причиной, а то явление, которое изменяется под влиянием первого, называется следствием.

В процессе проведения экономического анализа используются методы индукции и дедукции.

Метод индукции (от частного к общему) предполагает, что исследование хозяйственных явлений начинается с отдельных фактов, ситуаций и  переходит к изучению хозяйственного процесса в целом. Метод же дедукции (от общего к частному) характеризуется, наоборот, переходом от общих показателей к частным, в частности к анализу влияния отдельных факторов на обобщающие экономические показатели.

Важнейшим при проведении экономического анализа является, конечно  же, метод дедукции, поскольку последовательность проведения анализа как правило предполагает переход от целого к составляющим его элементам, от синтетических, обобщающих показателей деятельности организации к аналитическим, факторным показателям.

1.3 Классификация  видов экономического анализа

Экономический анализ состоит  из двух взаимосвязанных разделов: управленческий анализ и финансовый анализ. Разделение экономического анализа  на два обусловлено сложившимся  на практике разделением системы  бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и  управленческий учет. Оба вида анализа  подпитывают друг друга информацией, но вместе с тем каждый из них  имеет свои особенности.

Анализ хозяйственной  деятельности можно классифицировать по различным признакам.

По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, экономический анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), и межотраслевой (теория экономического анализа), который является теоретической и методологической основой экономического анализа во всех отраслях экономики.

По пространственному  признаку различают внутрифирменный  и межфирменный анализ. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух предприятий или более. Такой анализ направлен на поиск новшеств и выявление резервов повышения эффективности работы анализируемого предприятия.

По признаку времени экономический  анализ подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический).

Предварительный (перспективный) анализ проводится до осуществления  хозяйственных операций. Он необходим  для обоснования управленческих решений и планов-прогнозов, предупреждения нежелательных последствий на основе оценки чувствительности результативных показателей к изменению факторов внешнего и внутреннего характера.

Последующий (ретроспективный, исторический) анализ осуществляется после совершения хозяйственных операций. Он используется для изучения тенденций развития, контроля за выполнением оперативных и стратегических планов, объективной оценки и диагностики результатов деятельности предприятия и уровня предпринимательских рисков.

По аспектам исследования выделяют финансовый, технико-экономический, маркетинговый, функционально-стоимостный и другие виды анализа.

Важное место среди  всех видов экономического анализа  занимает финансовый анализ, который может быть охарактеризован как процесс исследования финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д. Основное его назначение – диагностика и прогнозирование финансового состояния предприятия.

Технико-экономический анализ ориентирован на изучение организационного и научно-технического уровня предприятия, изыскание инноваций в области совершенствования техники, технологии и организации производства в целях повышения эффективности операционной деятельности и усиления конкурентных преимуществ предприятия. Предметом его изучения являются причинно-следственные связи технических и экономических явлений, их влияние друг на друга и на конечные финансовые результаты. Проводят его совместно технические и экономические службы предприятия.

Маркетинговый анализ применяется  службой маркетинга предприятия  или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) - это метод системного исследования объекта на стадии проектирования, направленный на оптимизацию соотношения между потребительскими свойствами изделия и затратами на его раз- работку, производство и эксплуатацию. Предметом его исследования являются функции, которые выполняет объект, и затраты на их обеспечение. Поиск более эффективных и более дешевых способов выполнения главных функций изделия или процесса (путем технических, технологических, организационных и других изменений производства) при одновременном исключении лишних функций позволяет существенно сократить затраты на изготовление изделия и повысить его потребительские свойства (надежность, удобство эксплуатации, дизайн и т.д.). Основная задача ФСА – создание такого варианта изделия, который наиболее полно удовлетворяет основным функциональным запросам потребителя и наиболее экономичен с точки зрения производителя.

1.4 Роль экономического  анализа в управлении организацией

Экономический анализ играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организаций, в укреплении их финансового состояния. Он представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественно-финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов, повышения эффективности деятельности организаций.

Экономический анализ рассматривают  в качестве одной из функций управления коммерческой организацией. «Место анализа  в системе управления упрощенно  можно отразить схемой, которая представлена на Рисунке 2».

Рисунок 2 - Место  экономического анализа в системе  управления

 

Известно, что система  управления состоит из следующих  взаимосвязанных функций: планирование, учет, анализ и принятие управленческих решений.

Планирование представляет очень важную функцию в системе  управления производством на предприятии. С его помощью определяются направление  и содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений  и отдельных работников. Главной  задачей планирования является обеспечение  планомерности развития экономики  предприятия и деятельности каждого  его члена, определение путей  достижения лучших конечных результатов  производства.

Для управления производством  нужно иметь полную и правдивую  информацию о ходе производственного  процесса и выполнении планов. Поэтому  одной из функций управления производством  является учет. Он обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение  данных, необходимых для управления производством и контроля за ходом  выполнения планов и производственных процессов.

Экономический анализ - это  система научных средств познания экономики с целью ее дальнейшего  развития. Как специфический вид  управленческой деятельности он предшествует принятию решений, предопределяет и  уточняет принятые решения. На основе обработки, обобщения и изучения определенной информации анализ позволяет глубоко и всесторонне познать анализируемый объект.

Он является связующим  звеном между учетом и принятием  управленческих решений. В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов  деятельности с данными за прошлые  отрезки времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми  показателями; определяется влияние  разных факторов на величину результативных показателей; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы  и т.д.

На основе результатов  анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический  анализ является основой научного управления производством, обеспечивает его объективность  и эффективность. Следовательно, экономический  анализ можно рассматривать как  деятельность по подготовке данных, необходимых  для научного обоснования и оптимизации  управленческих решений.

Роль экономического анализа  как средства управления коммерческим предприятием с каждым годом возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами. Во-первых, необходимостью неуклонного  повышения эффективности производства в связи с повышением наукоемкости и капиталоемкости производства. Во-вторых, отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям. В-третьих, созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизацией предприятий и прочими мероприятиями экономической реформы.

В этих условиях руководитель предприятия не может рассчитывать только на свою интуицию. Управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе. Должны быть научно обоснованными, мотивированными, оптимальными. Ни одно организационное, техническое и технологическое  мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность.

Результаты проведенного анализа являются основой для  разработки и внедрения оптимальных  управленческих решений, способствующих повышению эффективности деятельности организаций.

Когда проводится экономический  анализ, все стороны деятельности организации, все процессы, составляющие производственно-коммерческий цикл организации, исследуются в их взаимосвязи, взаимозависимости  и взаимообусловленности. Такое  исследование представляет собой узловой  момент проведения анализа. Оно носит  название факторного анализа.

После окончания анализа  его результаты должны быть определенным образом оформлены. Для этих целей  используются пояснительные записки  к годовым отчетам, а также  справки либо заключения по результатам  проведенного анализа.

Пояснительные записки предназначаются  для внешних пользователей аналитической  информации. Рассмотрим, каким должно быть содержание этих записок.

В них должен быть отражен  уровень развития организации, условия, в которых протекает ее деятельность, должна быть охарактеризована конкурентоспособность  продукции, политика цен на нее, данные о рынках сбыта продукции, и др. Следует также привести сведения о том, на какой стадии жизненного цикла находится каждый вид товаров  на рынке. (К ним относятся стадии внедрения, роста и развития, зрелости, насыщения и спада). Кроме того, необходимо привести сведения о конкурентах  данной организации.

Затем должны быть представлены за несколько периодов данные об основных экономических показателях.

Должны быть указаны те факторы, которые оказали влияние  на деятельность организации и ее результаты. Следует также приводить те мероприятия, которые намечены с целью устранения недостатков в деятельности организации, а также для повышения эффективности этой деятельности.

Справки, а также заключения по результатам проведенного экономического анализа могут иметь более детальное содержание по сравнению с пояснительными записками. Как правило, справки и заключения не содержат обобщенных характеристик организации и условий её функционирования. Основой упор здесь делается на описании резервов и путей их использования.

Результаты проведенного могут быть оформлены также и в бестекстовой форме. В этом случае в аналитических документах имеется лишь набор аналитических таблиц и отсутствует какой-либо текст, характеризующий хозяйственную деятельность организации. Эта форма оформления результатов проведенного экономического анализа в настоящее время применяется все шире.

Кроме рассмотренных форм оформления результатов анализа, применятся также внесение важнейших из них  в определенные разделы экономического паспорта организации.

Таковы основные формы  обобщения и оформления результатов  проведенного экономического анализа. Следует иметь в виду, что изложение  материала в пояснительных записках, а также в других аналитических  документах должно быть ясным, простым  и кратким, а также должно быть увязано с аналитическими таблицами.

Результаты проведенного анализа являются основой для  разработки и внедрения оптимальных  управленческих решений, способствующих повышению эффективности деятельности организаций.

Информация о работе Экономический анализ