Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:19, курсовая работа
Социально-экономическая реформа, проводимая в стране обусловила необходимость совершенствования системы управления использованием, восстановлением и охраной водных ресурсов на основе развития организационно-экономического механизма рационального водопользования, а также необходимость упорядочения формирования фондов финансирования водохозяйственной и водоохранной деятельности. Ключевым элементом в процессе совершенствования организационно-экономического механизма водопользования является система платежей за пользование водными ресурсами, призванная создавать финансовую основу осуществления водохозяйственной деятельности, а также стимулировать рациональное использование и охрану водных ресурсов.
Плата должна распределяться между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов Российской Федерации в тех же пропорциях, что и водный налог. Исключение составляет плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносимая за:
1) сброс в водные
объекты сточных вод,
2) сброс в водные объекты сточных вод нормативного качества сверх установленных лимитов, которая поступает в федеральный бюджет — 10%, бюджет субъекта Российской Федерации — 30%, местный бюджет — 60%.
За сброс в водные
объекты сточных вод с
Средства федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов, а также средства, поступающие в бюджеты субъектов РФ, должны использоваться для: 1) реализации федеральных и территориальных государственных программ использования, восстановления и охраны водных объектов; 2) финансирования мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов; 3) защиты от вредного воздействия вод; 4) осуществления научно-исследовательских и проектных работ; 5) для иных целей, связанных с рациональным использованием, восстановлением и охраной водных объектов.
Однако в настоящее время действует иной порядок зачисления и распределения платы. Законом «О плате за пользование водными объектами» предусмотрено целевое использование сумм платы на восстановление и охрану водных объектов в размере не менее 50% от поступления. Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов упразднен (2001 г.). По оценкам специалистов, сумма платы, связанной с пользованием водными объектами (водный налог и охрану водных объектов), может составить значительную часть всех платежей при пользовании природными ресурсами.
Помимо рассмотренных видов платы за пользование водными объектами существуют платежи за пользование подземными водами.
1.3. Платежи за добычу подземных вод.
По заключению Министерства природных ресурсов подземные воды являются самостоятельным видом минеральных ресурсов. Ранее порядок и условия взимания платежей за добычу подземных пресных вод устанавливались в лицензиях на пользование недрами. Плательщиками по подземной воде являются все юридические лица независимо от форм собственности, которые пользуются недрами на территории Российской Федерации. В настоящее время добыча подземной пресной воды облагается налогом в соответствии с Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами». Размер платы устанавливается исходя из объема добытой пресной воды из подземных источников. Плата за добычу подземных минеральных вод зависит от цели их использования. И в случае их реализации подлежит налогообложению как полезные ископаемые. Пользование попутными и дренажными подземными водами не является платным.
Платежи за право на добычу подземных вод, согласно Водному кодексу, направляются в бюджеты разного уровня в следующем соотношении: федеральный бюджет — 40%; бюджет субъекта Российской Федерации — 60%.
Кроме этих видов платежей существуют штрафы и повышенные платежи, являющиеся актами административно-экономического воздействия на нарушителей водного законодательства.
2. Совершенствование экономических механизмов водопользования
До принятия Водного Кодекса в нашей стране широко применялись затратные методы регулирования, основанные на плате за забор воды промышленными предприятиями по установленным тарифам и лимитам. Данная система платного водопользования начала экспериментально применяться с 1982 г. и утвердилась в 1991 г. в качестве общепринятого метода экономического регулирования водных отношений. Тогда же выявились ее основные недостатки. Главный из них заключался в игнорировании дефицитности воды на конкретной территории (регионе, речном бассейне), в условиях установления тарифов на воду на основе затрат водохозяйственных организаций на подготовку и транспортировку воды до пользователя. Получалось, что затраты на водозабор, а следовательно и тарифы на воду, могли оказаться одинаковыми в безводном Ставрополье и водообеспеченном Европейском Севере. Другой важный недостаток затратного метода расчета платы за воду выявился при эксплуатации замкнутых водооборотных систем (широко применяемых в теплоэнергетике), а также оросительных систем в сельском хозяйстве. В первом случае тепловым электростанциям выгоднее забирать свежую воду прямо из источника, нежели затрачивать большие средства на возведение градирен и других элементов водооборота (их приходится субсидировать государству). Во втором случае земледельческие хозяйства, практикующие орошение, не способны оплачивать водозабор (очень значительный при сохраняющемся низком КПД систем) даже по льготным тарифам, в результате чего основные затраты по водообеспечению до сих пор также берет на себя государство.
Тарифы на воду для промышленных предприятий постоянно пересматривались в сторону повышения. Были введены штрафные выплаты за сверх лимитный забор воды, пятикратно превышающие размер базовых тарифов. Однако роль тарифов в снижении водопотребления и экономии воды была незаметна, обеспечивая в среднем не более 0,02 % доходной части региональных бюджетов.
Водохозяйственная практика последних лет показала, что реальное увеличение поступлений в бюджет от платы за воду может быть обеспечено при внедрении рентного подхода, учитывающего различия водных ресурсов по местоположению, объему и качеству вод. Возможен также расчет рентного платежа, определяемого на основе разницы между минимальным и максимальным (рентным) доходами водопользователя (гидроузла, водохозяйственной системы) за 5—10 лет. Такой подход направлен на обеспечение максимального водосбережения и может постоянно совершенствоваться. В принципе в ближайшем будущем можно ожидать появления ограниченного рынка водных ресурсов, когда на продажу будет выставляться неизрасходованная часть лимитов водопользования предприятий, использующих водосберегающие технологии.
Направления и механизмы
совершенствования рентных
Специалисты Министерства природных ресурсов считают, что система платежей, связанных с пользованием водными объектами должна включать: 1) водный налог (ренту); 2) плату за восстановление и охрану водных ресурсов; 3) концессионные (арендные) платежи; 4) сборы за выдачу договора на водопользование, договоров концессии и аренды водных объектов; 5) другие налоги, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Водный налог (ренту) за пользование водными объектами предполагается взимать за счет части дополнительной прибыли (рентного дохода), образующейся у водопользователей в случаях, когда их водохозяйственные затраты ниже среднеотраслевых. Пониженные затраты могут возникать также при эффективном комплексном водопользовании, позволяющем получать дополнительную прибыль сразу за счет нескольких отраслей. Показателен пример Конаковской ГРЭС в Подмосковье, расходующей воду, как для выработки электроэнергии, так и ведения рыбного хозяйства на теплых сбросных водах. Предполагается, что водный налог (рента) будет в значительной мере (до 80%) поступать в Федеральный бюджет.
Плата на восстановление и охрану водных объектов, являющаяся неналоговым платежом и вносимая за лимитируемые и сверхлимитные изъятия, и сбросы воды, использование акваторий водных объектов, согласно проекту, будет поступать на 100% в федеральный бюджет.
Если водный налог и плата на восстановление и охрану водных объектов включаются в себестоимость продукции (услуг), то штрафы и повышенные платежи выплачиваются из прибыли предприятия.
Перераспределение указанных платежей в отличие от практики установленной действующим Водным Кодексом, намечается в пользу федерального бюджета, что должно позволить государству лучше учитывать интересы дефицитных по воде регионов, а также регионов с нарушенной водной экологией, при финансировании водохозяйственных мероприятий и целевых программ. Планируемые концессионные (арендные) платежи включают затраты, связанные с содержанием и обустройством водных объектов, водоохранных зон и гидротехнических сооружений. Порядок, условия взимания и предельные размеры ставок концессионных (арендных) платежей будут устанавливаться бассейновым советом в договорах концессии (аренды) между водопользователями и органом, осуществляющим управление водным объектом в пределах его бассейна.
Средства, поступающие от концессионных (арендных) платежей будут использоваться на содержание органа, осуществляющего выдачу концессионных (арендных) договоров и на водоохранные и водохозяйственные мероприятия.
Отдельное направление прикладных научных исследований в области водопользования, напрямую не связанное с подготовкой нового Водного кодекса, заключается в совершенствовании методов расчета фактической водообеспеченности регионов.
Следует отметить сохраняющееся значение разработанной учеными Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития России и РАН методики оценки располагаемых водных ресурсов для отдельных регионов и речных бассейнов. Данная методика позволяет рассчитывать реальную водообеспеченность территорий (суммарную и удельную), которая может служить достоверной базой для установления размера рентных платежей водопользователей. Располагаемые водные ресурсы (региона) вычисляются как сумма формируемого на территории региона гарантированного стока рек 95%-ной обеспеченности (то есть гарантированного в течение 95 лет из 100), разведанных запасов подземных вод и полезного объема местных водохранилищ.
Бассейн реки, озера, моря |
Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава |
Нева |
1 656,0 |
Бассейн реки, озера, моря |
Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. кВт.ч электроэнергии |
Нева |
8,76 |
Экономический район |
Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории |
Поверхностные водные объекты, кроме сплава древесины в плотах и кошелях | |
Северный |
32,16 |
Море |
Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории |
Территориальное море РФ и внутренние морские воды | |
Балтийское |
33,84 |
При заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:
Экономический район |
Бассейн реки, озера |
Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранной | |
из поверхностных водных объектов |
из подземных водных объектов | ||
Северный |
Волга |
300 |
384 |
Северо-Западный |
Волга |
294 |
390 |
Центральный |
Волга |
288 |
360 |
Волго-Вятский |
Волга |
282 |
336 |
Центрально-Черноземный |
Днепр |
258 |
318 |
Поволжский |
Волга |
294 |
348 |
Северо-Кавказский |
Дон |
390 |
486 |
Уральский |
Волга |
294 |
444 |
Западно-Сибирский |
Обь |
270 |
330 |
Восточно-Сибирский |
Амур |
276 |
330 |
Дальневосточный |
Амур |
264 |
336 |
Калининградская область |
Неман |
276 |
288 |
Информация о работе Экономический механизм водопользования и пути его совершенствования