Экономический рост и основные факторы его развития. Проблемы экономического роста в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:47, курсовая работа

Описание

В тесной взаимосвязи с теориями экономического равновесия, сбалансированности и пропорциональности народного хозяйства находится теория экономического роста. Принципиальное отличие между ними заключается в том, что при анализе экономического равновесия, сбалансированности национальной экономики основное внимание уделяется условиям и способам обеспечения и удержания экономической системы в равновесном, сбалансированном состоянии, тогда как в теории экономического роста центральной проблемой является увеличение масштабов общественного производства на основе количественного наращивания факторов производства и качественного их совершенствования.
Проблемы экономического роста занимают в настоящее время центральное место в экономических дискуссиях и обсуждениях, ведущихся представителями разных наций, народов и их правительств.
Экономический рост можно рассматривать как долгосрочный аспект динамики совокупного предложения или, что более точно, потенциального объёма выпуска. Анализ его факторов и закономерностей является одним из центральных вопросов макроэкономической теории.

Содержание

Введение…………………………………………………………......…..4

1.Экономический рост: понятие, типы, источники, факторы и модели………6
1.1. Экономический рост: понятие, типы …….………..……………….....6
1.2. Рассмотрение источников, факторов и
Моделей экономического роста…………………..…………………….7
1.3.Разновидности методов расчета экономического роста…..……..…... 12

2. Проблемы и перспективы экономического роста
Республики Беларусь на современном этапе ……………………….............15
2.1. Изучение динамики доли промышленности,
сельского хозяйства и сферы услуг в производстве……………….15
2.2. Изучение динамики валового внутреннего продукта
на душу населения………………………………………….…….…17

3. Планирование и прогнозирование экономического развития и
экономического роста в Республике Беларусь………………….…………..19
3.1. Способы государственного регулирования
экономического роста……………………...……………….……….19
3.2 Экономический рост Республики Беларусь:
глобализация, инновационность, устойчивость……………..………21

Заключение…………………….………………………………………….….25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 293.50 Кб (Скачать документ)

Двукратное падение  экспорта закономерно привело к  затовариванию складов белорусских предприятий. По состоянию на 1 апреля 2009 г, запасы готовой продукции промышленных предприятий достигли рекордных 6,891 трлн бел руб, что на 69,9% больше, чем год назад. В процентах к среднемесячному объему промышленного производства запасы достигли отметки 91,8% на 1 апреля текущего года против 52,9% год назад [18].

По структуре ВВП белорусская экономика к  2008г. приблизилась к экономикам промышленно развитых стран Запада[Приложение А: таблица2.1]

Несмотря на глобальное распространение мирового финансового кризиса и ускорение до 13,3% инфляционных процессов в стране (дефлятор ВВП составил 120,6%), 2008 год в целом оказался успешным для экономики Беларуси: темпы роста сельскохозяйственного производства – 108,9% к уровню 2007 г.; реальные денежные доходы населения за январь-ноябрь 2008 г. возросли по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 12,3%, платные услуги соответственно – на 13,8%; темпы роста розничного товарооборота в целом за год составили 120,5%, инвестиций в основной капитал – 123,1%. [2]

В январе-августе статистика зарегистрировала первое падение ВВП  – на 0.5%  (хотя ВВП начал снижаться  уже во 2 кв. 2009 г. (-0.4% )). В отраслевом разрезе, это объяснялось резким замедлением роста в сельском хозяйстве – с 8.8% в январе-июле до 3.3%  в январе-августе – и продолжающимся сокращением промышленного производства. Выпуск в промышленности снизился на 4.6% . Наибольшее падение было зарегистрировано в отраслях, ориентированных преимущественно на российский рынок – машиностроении и металлообработке (на 28.6% ), деревообработке (на 24.3% ) и легкой промышленности (на 11.4% ). Более того, несмотря на столь значительный спад производства, в этих отраслях скопились наибольшие запасы готовой продукции.

Пытаясь сократить издержки, предприятия указанных отраслей фактически заморозили зарплату, сократили занятость и уменьшили рабочее время. В частности, в январе-июле реальная зарплата в машиностроении и металлообработке снизилась на 9.1% , в деревообработке – на 11.3%, в легкой промышленности – на 1.3% , при росте средней зарплаты в экономике на 1.6% . В данных отраслях также сократилась занятость и увеличились потери рабочего времени. Поэтому в случае дальнейшего падения или стагнации внешнего спроса реструктуризация в данных отраслях представляется неизбежной [19].

Процесс сокращения доли производства товаров на фоне роста  доли сферы yслуг и ВВП оказался достаточно длительным, что способствовало сохранению высокого уровня занятости в экономике - 97-98% экономически активного населения [Приложение Б: рисунок 2.1]. Работники, уходившие из товаропроизводящих отраслей, находили работу в сфере услуг.

Важным положительным  результатом расширения сферы услуг  явилась экономия ресурсов (материалов, комплектующих изделий, топливно-энергетических), так необходимых для развития экономики в наше время.

Таким образом можно сказать о том, что снижение промышленного, сельскохозяйственного и прочих производств ведет к уменьшению объемов ВВП в общей совокупности, и за счет увеличения издержек, снижения занятости и проблем выплаты долгов следует проблема снижения экономического роста Беларуси.  

 

2.2 Изучение динамики валового внутреннего продукта на душу населения

 

Рост валового внутреннего  продукта, заработной платы и приумножение денежных доходов населения позволили увеличить ВВП на душу населения за 7 лет (2000-2007 гг.) в 3,3 раза, с учетом паритета покупательной способности (ППС)- в 4,5 раза и к 2008 году ВВП на душу населения составил 13308 тыс. руб. ВВП на душу населения в тыс. руб. представлены на диаграмме 3 [ПРИЛОЖЕНИЕ В: рисунок 2.2].

Данные о производстве ВВП на душу населения представлены в таблице 3 [ПРИЛОЖЕНИЕ Г: таблица 2.2].

            По оценке Международного валютного фонда, Беларусь в 2007г. произвела ВВП на душу населения на 10 167 долл. США и среди стран СНГ находится на третьем месте после России и Казахстана [1].

Использование валового внутреннего продукта на конечное потребление возросло в 2007г. в 2,8 раза по сравнению с 1995г. расходы домашних хозяйств и валовое накопление – в 3,9 раза.

Если рассмотреть ВВП  на душу населения на современном  этапе, то можно отметить, что с 2007 года к 2008 ВВП на душу населения увеличился на 1,4%. И денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц, составили к 2008 г 648,2 тыс. руб.

Следует отметить, что общий показатель заработной платы по совокупности отраслей, в 2008 году, после пика в 2005, приобрел тенденцию на снижение, что может быть обусловлено развивающимся экономическим кризисом .

Потребительские товары и yслуги, приобретенные домашними хозяйствами, составляли в 2000-2008 гг. в среднем 72,7% конечного потребления ВВП.

 Во внешнеэкономической деятельности в 2006-2008 годах при существенном превышении определенных программой параметров по объему внешней торговли товарами и услугами (222,2% при задании по программе 128,2-131,8%) и экспорта (210% при задании 128,9-132,5%), не менее быстрыми темпами прирастает и импорт, уже существенно превышая установленные программой ограничения (234,4% при задании 127,1-130,7%).

Как следствие в 2008 году сальдо внешней торговли товарами и услугами (по методологии платежного баланса) сложилось отрицательное и по оценке составит 3675 млн. долларов (по программе +600-700 млн. долл.).

Анализ структуры фактического конечного потребления [ПРИЛОЖЕНИЕ Д: рисунок 2.3] позволяет отметить, что уровень потребности в товарах и услугах возрос у населения республики в 2007 г. на 18,2% по сравнению с уровнем 1990г.

Бюджет прожиточного минимума в расчете на душу населения  к 2008 году составил 220,0 тыс. руб., что  на 35,7 тыс. руб. больше показателя 2007 года. 

Можно с уверенностью сказать, что, если этот процесс будет происходить форсированными темпами, он может привести к повышению стоимости белорусской продукции (особенно с учетом значительных налогов на заработную плату) и cooтветственно к снижению ее ценовой конкурентоспособности в условиях укрепления белорусского рубля, к сокращению доли других элементов добавленной стоимости (прибыли, амортизационных отчислений и, как следствие, инвестиций за счет собственных средств), к еще большему увеличению складских запасов готовой продукции, росту инфляции. Все это отрицательно сказывается на финансовом состоянии экономики.

Глава 3 Планирование и прогнозирование экономического развития и экономического роста в Республике Беларусь

 

3.1 Способы  государственного регулирования  экономического роста

 

Согласившись с тем, что в целом экономический  рост является желательным явлением, часто сталкиваются с проблемой: какие же меры государственного регулирования  способны наилучшим образом стимулировать этот процесс.

Основой государственного регулирования экономического развития и темпов экономического роста в Республике Беларусь являются формы и методы их опережающего отображения: прогнозы, долгосрочные концепции, генеральные схемы, проекты развития и т.д. При этом государственное регулирование экономического развития и экономического роста осуществляется в рамках общей концепции стратегического развития республики.

Концепция стратегического  развития Республики Беларусь на современном этапе была сформирована и представлена в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь. Этот документ отразил научно-обоснованные направления устойчивого развития республики, исходя из принципов устойчивого развития, принятых ООН в «Повестке дня на ХХI век», и собственных национальных интересов, условий и особенностей развития.

Национальная стратегия  устойчивого развития Республики Беларусь была разработана в целях обеспечения  эффективного участия страны в решении вопросов устойчивого социально-экономического развития в рамках мирового хозяйства и создания необходимых предпосылок устойчивого развития в республике, способных обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь вошла в систему государственных прогнозных и плановых документов социально-экономического развития на долгосрочную перспективу и разрабатывается каждые пять лет на 15-летний период.

Структура экономики  проявляется в системе пропорций. Народнохозяйственная пропорция –  это конкретная, объективно обусловленная уровнем развития общества и экономики пропорция между отдельными производствами, отраслями, территориями и сферами, при которой эти элементы соответствуют друг другу. На каждом этапе экономического развития это соответствие имеет относительно устойчивый характер. В случае несоответствия между элементами структуры экономики возникают диспропорции. Устанавливаемая государством система пропорций должна быть оптимальной применительно к конкретному этапу развития экономики, соответствовать выдвигаемым государством хозяйственным и политическим целями и задачам [4].

Направления изменения  и совершенствования структуры  национальной экономики зависят от структурной политики государства, проявляющейся в современных условиях развития Республики Беларусь через структурную перестройку экономики. Для нашей республики в ближайшие 10–15 лет структурная перестройка экономики будет ключевым фактором возобновления экономического роста.

Разработка структурных прогнозов предполагает использование различных методов: моделирования, экстраполяции, экспертных оценок, верификации. Одним из широко используемых методов моделирования при прогнозировании структуры общественного производства является разработка межотраслевого баланса производства и распределения продукции. Структурный прогноз можно начать с предварительных расчетов межотраслевого баланса, на основе которого определяется объем продукции различных отраслей, соответствующий объему и структуре конечного продукта. Далее наступает цикл интеграционных расчетов, учитывающих действие нескольких групп зависимостей, к примеру, взаимозаменяемость ресурсов. Одним из этапов структурного прогноза на основе использования межотраслевого баланса является сопоставление исходной структуры конечного продукта с реальными возможностями при данных ресурсах и поиски их сближения.

Основные прогнозные направления структурной перестройки в Республике Беларусь отражены в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г., Программе структурной перестройки народного хозяйства республики, Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы, годовых прогнозах [5].

Стратегической целью  на 2006-2010 годы является обеспечение экономического роста на уровне 146-155% на основе модернизации реального сектора экономики, повышения его конкурентоспособности, формирования прогрессивной структуры экономики, что позволит повысить уровень благосостояния населения и довести заработную плату до уровня не менее 500 долл.

Одним из важнейших направлений бюджетной политики является обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и сокращение их дефицита до размера, приемлемого для прогнозируемых темпов инфляции, инвестиций и в целом экономического роста. Программой предусмотрен дефицит республиканского бюджета не выше 1,5 процента к ВВП. По предварительным данным в 2008 году сложился профицит республиканского бюджета на уровне 0,8 процента к ВВП.

При этом акценты в оценке работы предприятий смещаются с количественных (валовых) производственных показателей на качественные - это, прежде всего, повышение эффективности производства, его диверсификация в сторону увеличения доли высокотехнологичных производств.

Развитию экономики  необходимо придать инновационный  характер, осуществить прогрессивные структурные сдвиги в направлении снижения удельного веса отраслей материального производства и ускоренного развития сферы услуг, информационных, телекоммуникационных и других отраслей.

Сохраняется практика подготовки и реализации:

- ежегодных прогнозов социально-экономического развития республики, направленных на обеспечение органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом выполнения параметров Программы социально-экономического развития на 2006-2010 годы;

- совместных планов действий Правительства республики и Национального банка по достижению параметров ежегодных прогнозов социально-экономического развития, бюджета и Основных направлений денежно-кредитной политики.

 В то же время, по отдельным показателям запланированные на 2006-2008 годы количественные значения недовыполнены, что связано с действием ряда объективных факторов и ограничений [5].

Таким образом, можно  сделать вывод, что государственные органы предпринимают все возможные меры для решения проблем экономического роста, такие как попытки сбалансированности бюджетов, разработка программ социально-экономического развития, поддержание выгодного экономического сотрудничества, стимулирование повышения занятости населения и многие другие.

 

 

3.2 Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость

 

Белорусская экономика  смогла адаптироваться к существенным шокам (прежде всего, значительному  повышению цен на газ и изменению переработки российской нефти). Достигнуты значительные положительные результаты в развитии национальной экономики. При этом образовалась определенная консервация хозяйственной структуры. На фоне исчерпаемости экстенсивных факторов роста стали отчетливо проявляться структурные дисбалансы. Тотальная поддержка и дальнейшее развитие высокими темпами всей сложившейся структуры экономики привели к новому экономическому кризису с существенным снижением объемов производства. Возникла необходимость выборочной поддержки наиболее перспективных производств и создания новых. Это должны быть производства, имеющие корни в национальной экономике и подготовленные к интенсивному формированию всем ее предшествующим ходом развития. В первую очередь это касается электронной промышленности, вычислительной техники и программного обеспечения, телекоммуникаций, роботостроения, науки и образования.

Информация о работе Экономический рост и основные факторы его развития. Проблемы экономического роста в Республике Беларусь