Экономическое могущество США после Второй мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:06, реферат

Описание

За годы войны национальный доход США удвоился, бо­лее чем вдвое возросло промышленное производство. В стране был создан хорошо отлаженный производственный механизм, опирающийся на емкий внутренний и междуна­родный рынки. Поставки сырья, продовольствия и военного снаряжения союзникам, финансируемые государством, сти­мулировали обновление основного капитала. Сумма воен­ных подрядов составила 175 млрд. дол., а чистая прибыль американских монополий — 70 млрд. дол.

Содержание

1. Факторы экономического могущества.
2. Сущность консервативной модели развития.
3. Экономика США на данном этапе.

Работа состоит из  1 файл

Экономическое могущество США после Второй мировой войны..docx

— 198.92 Кб (Скачать документ)

Таким образом, администрация Картера не смогла решить ни одну из острых проблем 70-х гг. Его президен­тство американские историки назвали "бесцветным", а са­мого президента — "автором грандиозных программ, ни одну из  которых он не смог довести до конца".

2.  Экономические трудности 70-х гг. поставили под сомнение правильность системы государственного регулирования ры­ночной экономики, вызвали пересмотр теоретических посы­лок и практики государственной экономической политики США. Кейнсианская концепция была заменена консерва­тивным вариантом государственного регулирования,   который на практике осуществлялся в годы правления республи­канской администрации президента Р.Рейгана (1981 — 1988 гг.) и получил название  "рейганомики".

"Рейганомика" явилась лишь одним из вариантов нео­консервативной политики, которая на протяжении 80 — начала 90-х гг. применялась во всех развитых капиталис­тических странах. Неоконсерватизм стал ответом на ухуд­шение условий капиталистического воспроизводства и, как следствие, выдвижение на первый план задач рационали­зации производства, его структурной и технологической перестройки, усиление интернационализации капитала. Например, внедрение новых технологий требовало более гибкого государственного регулирования, что проявилось в накоплении больших средств для их инвестирования в передовые отрасли, переквалификации рабочей силы, но­вого подхода к решению экологических и социальных проблем. Большей свободы рук в новых условиях требова­ли и НТК и растущий немонополизированный секторы экономики, интересы которых государство должно было учитывать в своей экономической политике.

Программа оздоровления американской экономики, выдвинутая рейгановской администрацией в 1980 г., включала следующие основные положения:

1)  сокращение налогов на корпорации и личных подо­ходных налогов;

2)  ограничение роста правительственных расходов за счет сокращения социальных программ;

3) дерегулирование предпринимательской деятельности;

4)  проведение жесткой кредитно-денежной политики, направленной на преодоление инфляции.

Осуществление программы Рейгана столкнулось с серьезными трудностями. В 1980—1982 гг. экономику страны охватил новый экономический кризис, который сказался на положении фирм во многих случаях сильнее, чем кризис 1973 — 1975 гг. В течение 1982 г. в США бездей­ствовали 30 % производственных мощностей в обрабаты­вающей промышленности. Резко ухудшилось положение в автомобилестроении, жилищном строительстве, отраслях, выпускающих предметы потребления. Снизились объемы производства в черной металлургии и химической про­мышленности. Многие крупные компании оказались в тисках финансовых трудностей. Безработица составила более   10 % рабочей силы.

Сокращение налогов стало первым шагом экономичес­кой политики Рейгана. Конгрессом был принят закон о снижении подоходных налогов на 25 % в течение трех лет, а также о сокращении федеральных расходов на социальные услуги. Предполагалось, что в результате сокращения нало­гов увеличатся инвестиции в производство, что создаст но­вые рабочие места, увеличит национальный продукт и, сле­довательно, правительство получит большой налоговый до­ход, несмотря на снижение ставок налогообложения.

В области социальной политики была выдвинута прог­рамма "нового федерализма". Согласно этой программе раз­делялись функции федеральных, штатных и местных орга­нов власти. Правительства штатов должны были взять на се­бя ответственность за выполнение двух благотворительных программ — помощь многодетным семьям и талоны на пита­ние, федеральное правительство отвечало за медицинскую помощь бедным. Остальные 44 социальные программы бы­ли отданы в ведение штатов, создан федеральный фонд для их дополнительного финансирования в течение четырех лет.

К концу первого срока правления администрации Рейга­на инфляция упала до 4 %. ФРС ослабила политику сдер­живания денежных средств. Несколько снизились процен­тные ставки, облегчив финансирование покупок домов и ав­томобилей. Безработица сократилась до 8 % рабочей силы. Вместе с тем снижение налогов не привело к ожидаемому росту инвестиций в экономику, на который рассчитывали в случае снижения инфляции. Картина оздоровления омрача­лась также и ростом дефицита государственного бюджета, который составил около 200 млрд дол., главным образом, за счет увеличения расходов на военные цели.

Основные цели внутренней политики Рейгана — сокра­тить сферу деятельности федерального правительства, в особенности в социальной области, уменьшить подоход­ные налоги, увеличить мощь вооруженных сил — остава­лись неизменными и во время второго срока его пребыва­ния в Белом доме.

В соответствии с Законом о подоходном налоге 1986 г. "потолок" личных подоходных налогов сокращался с 50 до 28 %, а налога на прибыли корпораций — с 46 до 34 %. Закон освободил 6 млн граждан с низкими доходами от уп­латы федеральных налогов. Цель закона состояла в том, чтобы установить систему, при которой лица с одинаковы­ми доходами платили бы примерно одинаковые налоги. Вместе с тем новый закон подрывал принцип прогрессив­ного налогообложения, практику, сложившуюся с 1913 г. и предусматривавшую, что лица с высокими доходами будут платить больший процент, чем лица с низкими доходами. Были установлены только две ставки: 15 % — на под­лежащие налогообложению доходы ниже 29 750 дол. в год на семью и 28 % — на доходы, превышающие этот уровень. Налоговая политика 'стимулировала инвестиционную ак­тивность, повысила статус самых богатых американцев и дала возможность "среднему классу" улучшить свое мате­риальное положение.

В 1983 г. в США начался семилетний хозяйственный подъем, который проходил в условиях глубокой структур­ной перестройки экономики, связанной с новым этапом на­учно-технической революции. Реальные инвестиции в тех­нику обработки информации (ЭВМ, оборудование связи, контрольно-измерительные и научные приборы) возраста­ли ежегодно в среднем на 13 %.

В итоге подъема 1983 — 1989 гг. реальный объем ВНП и продукция производства в 1989 г. превысили их предкри­зисные максимальные уровни- 1979 г. почти на 28 %. Объем личного потребления в 1989 г. на 1/3 превысил уровень 1979 г., что было связано с увеличением числен­ности занятых. Американская экономика смогла создать более 17 млн рабочих мест, главным образом в отраслях сферы услуг. Норма безработицы составила 5 %, находясь на самом низком уровне за период после 1973 г. Потреби­тельский спрос свидетельствовал о росте доходов населе­ния и явился стимулом хозяйственного  подъема.

Главными факторами экономического подъема 1983—1989 гг. стали следующие:

1)   завершение структурной перестройки экономики, что создало условия для ускорения обновления и расшире­ния основного капитала;

2)  устойчивый рост реального объема личного потреб­ления;

3)  стабилизация курса доллара на сравнительно низ­ком уровне относительно валют других стран, что позво­лило привлечь в американскую экономику огромные фи­нансовые ресурсы других стран.

Вместе с тем в 80-е гг. проявились и негативные тенден­ции в экономическом развитии США. В результате "рейганомики" дефицит государственного бюджета США соста­вил 152 млрд. дол., превышение расходов над доходами достигло 5 % ВНП; почти такую же долю ВНП составили расходы по обслуживанию государственного долга. За пе­риод 80-х гг. доходы самых богатых американцев, составивших 1 % от общей численности населения, почти удвои­лись, в то время как у 70 % американцев возросли в гораз­до меньшей мере. Соединенные Штаты, имевшие в середи­не 60-х гг. самый высокий в мире показатель ВНП на душу населения, к 1987 г. были по этому показателю превзойде­ны 10 странами. Тенденция увеличения доли богатых сло­ев в ущерб бедным вызвала обеспокоенность "среднего класса", на который падало 60 % распределяемого дохода, и привела к чувству утраты "американской мечты".

Средняя заработная плата американцев к началу 90-х гг. находилась на самом низком уровне за последние 30 лет. В 1990 г. средняя часовая плата американских рабо­чих равнялась 14,8 дол. против 17,9 дол. в Дании, 21,5 — в ФРГ и 21,9 - в Швеции.

Ослабли конкурентные позиции США в мировой эко­номике. После 1983 г., потеряв статус чистого кредитора, сохранявшийся с 1917 г., США становятся чистым дол­жником, задолжавшим другим странам больше, чем дол­жны им. В 80-е гг. важнейшей тенденцией американской экономики стало ускоренное вовлечение ее в мирохозяй­ственные связи, переход от относительно "автономного" к более "открытому" типу экономики, которому свойственна более высокая степень зависимости от общих тенденций и противоречий мирового хозяйства.

В конце 80-х гг. после самого длительного подъема эко­номика США вступила в период резкого замедления тем­пов роста. За 1989—1992 гг. среднегодовой прирост реаль­ного объема ВВП составил около 1 % против 3,8 % в сред­нем  за 1982-1988 гг.

Депрессивное состояние американской экономики в 1989 —1992 гг. объясняется не только циклическим ослабле­нием всех основных компонентов спроса, но и воздействием специфических нециклических факторов, важнейшими из которых были кризисные процессы в кредитно-финансовой сфере и сокращение государственных военных закупок.

В конце 80-х гг. экономика стала испытывать опреде­ленные перегрузки в связи с обслуживанием огромной за­долженности, накопленной за годы последнего подъема. В 1992 г. совокупная нефинансовая задолженность населе­ния, государства, корпораций превысила И млрд дол., или около двух объемов ВНП. В семейном доходе доля выплат по погашению ипотечной задолженности за 80-е гг. возросла с 9 до 13 %. Все это сказалось на ослаблении пот­ребительского спроса. Фактором торможения экономического роста послужи­ло начавшееся сокращение государственного военного спроса. С 1988 г. военные расходы снижались почти неп­рерывно, за исключением периода (конец 1990 — начало 1991 г.), связанного с конфликтом в Персидском заливе. За 1991 г. объем военного производства уменьшился на 6,6 %, аза 1988-1991   гг. - на 9 %.

Общая продолжительность спада составила 10 меся­цев — с октября 1990 г. по март 1991 г., промышленное про­изводство сократилось на 2 %. Он затронул в основном авто­мобильную промышленность в связи с расширением мощ­ности японских фирм в США. В 1991 г. объем производства в этой отрасли сократился по сравнению с 1988 г. на 14,3 %. Это послужило причиной падения производства в металлур­гической промышленности за тот же период на 9,7 %. Кри­зис в строительстве повлек снижение производства стройма­териалов. За 1990—1991 гг. продукция деревообработки сократилась на 10 %, металлоконструкций — на 6,4, быто­вой техники, ковровых изделий и мебели — на 27 %.

В сравнительно лучшем положении оказались отрасли с сильной экспортной ориентацией: общее, электротехничес­кое машиностроение, приборостроение, спрос на продук­цию которых сохранялся. Экспортная экспансия способ­ствовала стабилизации курса доллара в конце 80 — начале 90-х гг. на относительно низком уровне, существенно повы­силась конкурентоспособность американских производите­лей. Вывоз оборудования, составивший около 40 % объема внешней торговли США, за 1989—1991 гг. возрастал еже­годно на 12 %, обеспечивая общие высокие темпы роста эк­спорта. В то же время импорт в США замедлился, способ­ствуя коррекции внешнеторгового баланса. В 1991 г. дефи­цит торгового баланса уменьшился до 74 млрд дол. против 159,7 млрд в 1987 г. Платежный баланс был сведен с мини­мальным за десятилетие дефицитом в 8,6 млрд дол.

Продолжительность экономического спада объясня­лась тем, что впервые за послевоенные годы в кризис была вовлечена значительная часть отраслей нематериального производства. Началось сокращение занятости в сфере ус­луг, средняя норма безработицы достигла 7,3 % рабочей силы.

Острой экономической проблемой начала 90-х гг. стал дефицит государственного бюджета — 290 млрд дол., рас­тущий государственный долг — около 4 млрд, что привело к сокращению инвестиционной активности   в стране, вытеснению частных заемщиков с рынка ссудных капиталов и  превращению США в крупнейшего должника в мире.

В связи с этим главной задачей демократической адми­нистрации Б.Клинтона стало оздоровление экономики пу­тем стимулирования инвестиционного  процесса.

Экономическая стратегия президента Клинтона харак­теризуется следующими  чертами:

а)  акцентирование внимания на долгосрочных пробле­мах, активное применение   фискальных мер в отличие от монетарной политики;

б)   использование государственного регулирования с целью поддержки НИОКР, развития государственной ин­фраструктуры, создания благоприятных условий для дея­тельности малого бизнеса;

в)  усиление роли государства в решении социальных проблем.

План стабилизации экономики, разработанный демок­ратической администрацией, состоит из трех основных программ:

1)  краткосрочной программы стимулирования экономи­ки, на которую выделяется 30 млрд дол. Основная ее зада­ча — увеличение числа рабочих мест через развитие системы образования, профессиональной подготовки и переподготов­ки, а также путем развития системы общественных работ;

2) долгосрочной инвестиционной программы, рассчитан­ной на 4-летний период начиная с 1993 г., которая предпола­гает создание льгот и стимулов для частных инвесторов, це­левые капиталовложения в наиболее важные отрасли хозяй­ства. На ее осуществление выделено 140 млрд дол.;

3)  программы сокращения бюджетного дефицита как необходимого условия долгосрочного экономического рос­та. Предполагается уменьшить дефицит   госбюджета до 1997 г. на 500 млрд дол., в 1997 г. — на 140 млрд дол. и сократить долю бюджетного дефицита в объеме ВНП с 5,4 % в 1994  г. до 2,7 % в 1997 г.

В 1992 г. в США начался экономический подъем, ха­рактерными чертами которого являются сравнительно не­высокие, но стабильные темпы и сбалансированность рос­та. Прирост реального ВВП в 1992 — 1996 гг. колебался в пределах 2 — 2,7 %. На фоне общего замедления потреби­тельского спроса в 90-е гг. по сравнению с 80-ми сохранил­ся и значительно повысился устойчивый спрос со стороны наиболее обеспеченной части населением США. В 1996 г. объем покупок населением товаров длительного пользования увеличился по сравнению с 1991 г. на 33,5 %, а объем инвестиций в жилье - на 42 %.

Информация о работе Экономическое могущество США после Второй мировой войны