Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 15:39, реферат
Формирование многополярного миропорядка сопровождается возвышением стран, ранее не входивших в круг центров мирового влияния. В их числе – южноамериканский гигант, сделавший заявку на новую роль в глобальной экономике и политике. Об этом свидетельствует экономическая динамика и международная гиперактивность Бразилии, ее прочное лидерство в Латинской Америке и многое другое. Особое место в глобальной стратегии «самого популярного в мире президента» Лулы заняло взаимодействие с другими «восходящими гигантами» в рамках группы БРИК, второй саммит которой состоится 15–16 апреля 2010 года в Бразилиа.
1 Введение
2 Экономический рывок
3 Ответ на вызовы глобального рынка
4 Ориентиры и результаты социальной политики
5 В роли регионального лидера и восходящего центра силы
6 Феномен Лулы: выборы и политическое наследие
7 Кто заменит Лулу на посту президента Бразилии?
8 Заключение
9 Список литературы:
Знаковые изменения произошли и в географии внешнеэкономических связей Бразилии. Наряду с традиционными торговыми партнерами (Евросоюз, США, МЕРКОСУР) на бразильском рынке появились новые сильные игроки. В первую очередь обращает на себя внимание Китай, который превратился во второго после США поставщика товаров в Бразилию и третьего по значимости покупателя бразильской продукции. Достаточно сказать, что в период 2002–2008 гг. импорт из КНР вырос почти в 13 раз – с 1554 до 20040 млн долларов. Причем отношения с Китаем вышли за рамки внешней торговли и охватили инвестиционное сотрудничество, в том числе в высокотехнологичных областях. С 2003 г. на основе совместного предприятия начато производство китайских модификаций самолетов «Эмбраер». В рамках двусторонней космической программы китайскими ракетами на орбиту регулярно выводятся бразильские спутники.
Проводя
политику географической диверсификации
товарных потоков, правительство Лулы
расширило связи с государствами Африки
и Ближнего Востока, специальное внимание
уделило сотрудничеству с такими обладающими
высоким экономическим потенциалом странами,
как Индия, Россия и ЮАР. В результате Бразилия
на глазах превращается в глобального
трейдера, занявшего свою нишу в мировой
торговле.
Ориентиры и результаты социальной политики
Характерная черта президентства Лулы – то внимание, которое власти уделяют решению острейших социальных проблем. С февраля 2003 г. воплощается в жизнь масштабная («историческая», по словам самого президента) программа под названием «Нет – голоду» (“Fome Zero”), получившая широкий международный резонанс.
Реализация этой программы имеет для страны судьбоносное значение, поскольку еще в начале нынешнего века в Бразилии недоедало около трети населения, а половина сельских жителей имела доход не более 1 доллара в день. Ситуация была особенно вопиющей на фоне успехов бразильского сельского хозяйства, роста продовольственного экспорта и превращения страны в «мировую ферму». Сохранение огромных ареалов голода, бедности и нищеты делило нацию на две противостоящие друг другу части, порождало вопиющее социальное неравенство (доходы 10% самых обеспеченных в 40 раз превышали доходы 10% самых бедных граждан), исключало десятки миллионов бразильцев из рыночной экономики, становилось причиной массовой преступности. Именно поэтому борьба с голодом была вписана в общую политику по обеспечению национальной безопасности и рассматривается как необходимый инструмент продвижения страны по пути экономического и социального прогресса.
Подчеркнем, что программа «Нет – голоду» не означала обычную филантропию и раздачу еды, а носила комплексный и многоуровневый характер, необходимый для «изменения облика Бразилии», и включала в себя три группы социальных проектов:
· структурную политику, направленную на искоренение наиболее глубоких причин голода и нищеты, в том числе: повышение занятости, проведение аграрной реформы, качественное улучшение пенсионного обеспечения, облегчение доступа к кредитам, развитие практики «семейных подрядов», обеспечение доступности образования и здравоохранения, ликвидацию неграмотности;
· специальные механизмы, нацеленные непосредственно на поддержку наиболее нуждающихся семей: программу семейных пособий «Семейный бюджет» (“Bolsa Família”), обеспечение минимальной ренты, бесплатные школьные обеды, организацию «народных столовых»;
· продовольственные программы на местах – в префектурах, муниципалитетах, небольших городках. Они включали в себя организацию альтернативных каналов продажи продуктов малообеспеченным гражданам, создание потребительских кооперативов, стимулирование производства продовольствия семьями для личного потребления.
Социальные программы, запущенные правительством Лулы, охватили десятки миллионов бедняков и ощутимо улучшили положение наиболее нуждающихся слоев населения.
Как
видим, бедность несколько отступила.
Доля бедных в процентном отношении уменьшилась
почти вдвое, и это на фоне значительного
количественного роста населения – более
чем на 40 млн человек. Тем самым к более
активному участию в хозяйственной и общественной
жизни подключились десятки миллионов
граждан. Обращают на себя внимание и такие
положительные сдвиги, как снижение детской
смертности, рост продолжительности жизни,
увеличение государственных расходов
на образование и здравоохранение. Все
это конкретные результаты правительственного
курса. И все же социальная сфера (крайне
запущенная в течение многих десятилетий)
остается самым уязвимым звеном восхождения
Бразилии как новой великой державы. Бразильской
власти, бизнес-сообществу, нации в целом
предстоит еще очень много сделать для
уменьшения социального неравенства и
подъема жизненного уровня большинства
населения.
В роли регионального лидера и восходящего центра силы
Возросшая экономическая мощь позволила Бразилии выступить на региональной и мировой арене с более сильных позиций, отчетливо заявить претензии на весомую роль в глобальных делах. Сейчас с полным основанием можно говорить о новых геоэкономических и геополитических параметрах международного позиционирования бразильского государства.
Одна из ключевых геополитических задач Бразилии – сплочение южноамериканских государств, углубление двусторонних отношений с соседними странами и формирование эффективных региональных институтов, способных усилить центростремительные тенденции, придать новый импульс интеграционным процессам и повысить влияние Латинской Америки на мировой арене. Лула ориентировал Итамарати (бразильское министерство иностранных дел) и другие государственные учреждения на реализацию конкретных проектов латиноамериканского сотрудничества и достижение ясных и ощутимых результатов. При самом активном участии бразильской дипломатии в последние годы удалось:
· поднять бразильско-аргентинское взаимодействие до уровня стратегического партнерства, которое выражается в постоянных политических консультациях, быстро растущих торгово-экономических обменах, межотраслевой и внутрикорпоративной производственной кооперации, расширяющемся научно-техническом сотрудничестве, координации позиций в международных организациях и т.д. Ось Бразилиа – Буэнос-Айрес стала несущей опорой субрегиональной интеграционной группировки МЕРКОСУР и всего процесса латиноамериканского сближения. Как неоднократно заявлял министр иностранных дел Бразилии Селсо Аморим, интеграция с Аргентиной «является абсолютным приоритетом»;
· совместно с Аргентиной, Боливией, Венесуэлой, Парагваем, Уругваем и Эквадором учредить Банк Юга (декабрь 2007 г.), призванный стать независимой региональной финансовой структурой, своего рода южноамериканским банком развития. Речь, по существу, идет об укреплении финансовой суверенности Латинской Америки, что особенно актуально в свете глобального кризиса 2008–2009 гг.;
· подписать 23 мая 2008 г. в Бразилиа учредительный договор о создании Южноамериканского Союза наций (UNASUR), в который вошли все 12 стран региона: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Парагвай, Перу, Суринам, Уругвай, Чили, Эквадор;
· расширить рамки регионального сотрудничества, подключив к нему Мексику, а также страны Центральной Америки и Карибского бассейна. Формально-юридически это было закреплено 23 февраля 2010 г. подписанием 32 главами государств региона Канкунской декларации, зафиксировавшей их решимость «углублять политическую, экономическую, социальную и культурную интеграцию» и содействовать формированию «общей позиции по главным вопросам и событиям международной жизни».
С
середины 2000-х гг. Бразилия является инициатором
расширения сотрудничества Латинской
Америки с государствами Африки, Азии
и арабского Востока. Она первой из латиноамериканских
стран установила отношения Стратегической
ассоциации с Европейским союзом и придала
контактам с лидерами ЕС характер регулярных
консультаций на высшем уровне по важнейшим
международным вопросам (третий саммит
Бразилия – Евросоюз прошел в октябре
2009 г. в Стокгольме). Особое место в глобальной
стратегии правительства Лулы заняло
участие в группе БРИК. Очередная встреча
лидеров четырех стран (15–16 апреля 2010
года, Бразилиа) является подтверждением
решимости бразильской стороны повышать
свой международный «удельный вес» в том
числе и посредством всестороннего взаимодействия
с другими восходящими странами-гигантами.
Все это ощутимо меняет расклад сил в Западном
полушарии, суживая геополитические возможности
Вашингтона, и сказывается на процессе
формирования нового миропорядка.
Феномен Лулы: выборы и политическое наследие
«Вы самый популярный президент в мире», – с такими словами обратился Б. Обама к Луле. Хозяин Белого дома был недалек от истины: в конце второго президентского срока положительно оценивали деятельность Лулы около 80% бразильцев. Факт беспрецедентный.
2010 г. пройдет в Бразилии под знаком всеобщих выборов, на которых 135 млн бразильцев, имеющих право голоса, изберут новых президента и вице-президента страны, а также глав 26 штатов и федерального (столичного) округа, всех депутатов нижней палаты Национального конгресса, две трети сенаторов и 1059 представителей законодательных собраний субъектов федеративной республики. Первый тур президентских выборов состоится 3 октября, и если ни один из кандидатов не получит более 50%, то избиратели вернутся к урнам через четыре недели – 31 октября для окончательного голосования.
Сам Лула, в соответствии с конституцией, не может претендовать на третий срок, а согласно его собственным неоднократным заявлениям, не собирается и в перспективе бороться за пост президента Бразилии. Каковы в этом случае его личные политические планы? Трудно поверить, что полный сил 65-летний политик всерьез думает о пенсии. В этой связи обратила на себя внимание короткая заметка в популярном бразильском журнале «Вежа», в которой высказывалось предположение, что Лула готовится побороться за пост генерального секретаря ООН (31 декабря 2011 г. заканчивается срок пребывания на этом посту Пан Ги Муна).
Эта
«утечка» дала повод экспертам взвесить
шансы Лулы и под новым углом зрения взглянуть
на его международную гиперактивность
последнего времени – в частности, встречи
с такими разными лидерами, как Б. Обама,
Н. Саркози, М. Ахмадинежад, Д. Медведев,
братья Кастро, руководители многих латиноамериканских,
азиатских, африканских и европейских
государств. Оценивая возможности бразильского
президента, наблюдатели считают его сильным
претендентом, но обращают внимание на
традицию переизбрания генеральных секретарей
ООН на второй срок. Это «правило» может
«сработать» и в случае с Пан Ги Муном.
Поэтому в качестве «запасного аэродрома»
рассматривают назначение Лулы генеральным
директором ФАО – Продовольственной и
сельскохозяйственной организации ООН
[13]. Таким образом, вопрос о политическом
будущем нынешнего бразильского руководителя
остается открытым.
Кто заменит Лулу на посту президента Бразилии?
Кандидат самого Лулы – Дилма Русефф, с 2007 г. занимавшая пост главы президентской администрации (в конце марта 2010 г. она ушла в отставку и полностью включилась в предвыборную борьбу). Ее основным конкурентом стал губернатор самого экономически развитого штата Сан-Пауло – Жозе Серра (он был неудачливым соперником Лулы в 2002 г.). В числе других сильных претендентов – Жиро Гомес, бывший губернатор штата Сеара, и бывший министр Марина Силва. В табл. 6 показана эволюция предпочтений бразильского электората. Как видим, стартовав с относительно низкой позиции, Д. Русефф быстро увеличила круг своих сторонников и сократила разрыв с лидером избирательной гонки Ж. Серрой. По-видимому, один из них и станет следующим президентом страны.
Важнейшая
внутриполитическая задача новой бразильской
администрации – продолжение в целом
оправдавшего себя курса на модернизацию
страны и повышение ее международного
авторитета. Разумеется, это не означает
повторения «под копирку» политики правительства
Лулы. Но принципиальные подходы в экономической
области и в сфере социальных отношений
должны остаться. Нынешний президент Бразилии
оставляет богатое политическое наследие,
которое необходимо сохранить и преумножить.
Заключение
Вне зависимости от возможной смены политических сил на вершине власти и перепадов международной экономической конъюнктуры, развитие Бразилии приобрело такую внутреннюю динамику и инерцию, что страна, по нашему мнению, неизбежно будет идти к дальнейшему наращиванию своей роли в мире и окажется в числе ведущих глобальных игроков.
Важно то, что Бразилия (возможно, путем проб и ошибок) выбрала собственную стратегию социально ориентированного инновационного развития, обеспечивающего модернизацию страны и ее продвижение по демократическому пути. Бразильский модернизационный проект основан на использовании механизмов и инструментов рыночной экономики при активном участии государства в хозяйственной жизни, в том числе в качестве центра стратегического планирования и регулятора макроэкономических процессов. Безусловным приоритетом является развитие внутреннего рынка, повышение покупательной способности большинства населения, сокращение все еще кричащего общественного неравенства и на этой базе – последовательное решение острых социальных проблем.
Этот
курс органически дополняется суверенной
внешней политикой и значительными усилиями
по расширению диапазона внешнеэкономических
связей, укреплению позиций национальных
товаропроизводителей на внешних рынках.
Подключение Бразилии к глобальному регулированию
повышает ее международный престиж и создает
новые возможности для российско-бразильского
взаимодействия на мировой арене.
Список литературы:
1 http://www.ueco.clarin.com/
2 Подробнее см.: Л.С. Окунева. Бразилия:
особенности демократического проекта.
Страницы новейшей политической истории
латиноамериканского гиганта (1960-е гг.
– 2006 г.). М., 2008, гл. VIII.
3 Бразилия – восходящий центр экономического
и политического влияния. М., 2008, с. 27.
4 http://www.ueco.clarin.com/
5 Перспективы развития сельского хозяйства
и развития сельских районов в Северной
и Южной Америки: перспективы в странах
Латинской Америки и Карибского бассейна.
CEPAL, 2009, p. 138.
6 Подробнее см.: В.М. Давыдов. А.В. Бобровников.
Роль восходящих гигантов в мировой экономике
и политике (шансы Бразилии и Мексики в
глобальном измерении). М., 2009.с. 116.
7 http://www.bndes.gov.br/
8 Центральный банк Бразилии. Годовой отчет
2009 года. Том 44, стр. 118.