Экономическое поведение и виды правил

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 17:08, реферат

Описание

В данной работе, которая посвящена правилам (нормам) экономического поведения и видам правил, рассмотрены изыскания ученых, таких как М. Вебер, В. Парето, Г. Зиммель, Н. Кондратьев.

Целью данной работы является систематизировать и упорядочить то, что написано о правилах (нормах) и экономическом поведении, и разбросано по книгам и статьям; дать расшифровку понятия «экономическое поведение», охарактеризовать виды экономического поведения, дать обзор идей по этой теме некоторых видных социологов и экономистов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Экономическое поведение…………………………………………………4
Институты и их функции в экономике……………………………………7
Система институтов…………………………………………………........12
Заключение………………………………………………………………..15
Литература………………………………………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

Реферат по инст.экономике.Экономическое поведение и виды правил..docx

— 42.63 Кб (Скачать документ)

В рамках этого разнообразия правил важно разграничить, на данном этапе анализа, два больших класса, различающихся механизмами принуждения  их к исполнению. В общем случае механизмом принуждения правила к исполнению мы будем называть совокупность, состоящую из его гаранта (или гарантов) и правил его действий, регулирующих применение санкций к выявленным нарушителям «базового» правила. По данному признаку множество всевозможных правил разделяется на:

Правила, в которых гарант нормы G совпадает с ее адресатом I; такие правила выше были охарактеризованы как привычки; их можно назвать такжестереотипами поведения или ментальными моделями поведения; для привычек свойствен внутренний механизм принуждения их к исполнению, поскольку санкции за их нарушения налагает на себя сам адресат правила;

Правила, в которых гарант нормы G не совпадает с ее адресатом I; для таких правил характерен внешний механизм принуждения их к исполнению, поскольку санкции за нарушение таких правил налагаются на нарушителя извне, другими людьми.

Соответственно, понятию  института можно дать следующее  определение:

Институт —  это совокупность, состоящая из правила  и внешнего механизма принуждения  индивидов к исполнению этого  правила

Существование института  говорит о том, что действия людей зависят друг от друга и влияют друг на друга, что они вызывают последствия (экстерналии, или иными словами, внешние эффекты), учитываемые другими людьми и самим действующим экономическим агентом. Естественные механизмы в результате их объективного существования приводят к схожим результатам, однако повторяющиеся действия оказываются следствиями решений, принимаемых отдельными экономическими агентами независимо друг от друга и без учета возможных санкций, которые к ним может применить гарант той или иной нормы.

Значение институтов. Из наблюдений за экономической жизнью легко убедиться, что принимаемые государственной властью законы, определяющие те или иные правила осуществления различных хозяйственных операций, — заключения договоров, ведения бухгалтерского учета, проведения рекламных кампаний и т. п., — самым непосредственным образом сказываются как на структуре и уровнях издержек, так и эффективности и результатах хозяйственной деятельности предприятий.

Вопрос о значении институтов, их воздействии на экономический  рост и эффективность экономики, неоднократно затрагивается в классических работах исследователей, заложивших основы новой институциональной  экономической теории.

Итак, исходя из теоретических  положений и эмпирических подтверждений, мы можем заключить:

«Институты имеют  значение»

Дуглас Норт

Координационная и распределительная функции  институтов. Посредством каких механизмов приобретают и реализуют институты свое экономическое значение? Для ответа на этот вопрос необходимо охарактеризовать те функции, которые они выполняют в хозяйственной жизни, в деятельности экономических агентов.

Прежде всего, как отмечалось ранее, институты ограничивают доступ к ресурсам и разнообразие вариантов  их использования, т. е. выполняют функцию ограничений в задачах принятия экономических решений.

Ограничивая возможные способы  действий и линии поведения, или  даже предписывая только один допустимый способ действия, институты также координируют поведение экономических агентов, оказавшихся в ситуации, описываемой условиями приложения соответствующей нормы.

Действительно, описание содержания института, действующего в некоторой  ситуации, дает каждому из экономических  агентов, находящихся в ней, знание о том, как должен (и, скорее всего, будет) вести себя его контрагент. Исходя из него, агенты могут и, скорее всего, будут формировать собственную линию поведения, учитывая ожидаемые действия другой стороны, что и означает возникновение координации в их поступках.

Подчеркнем, что условием такой координации является информированность агентов о содержании института, регулирующего поведение в той или иной ситуации. Если один из субъектов знает, как должно вести себя при определенных обстоятельствах, а другой нет, координация может быть нарушена, вследствие чего участники взаимодействия могут понести непроизводительные издержки. Типичный пример — правила дорожного движения: водитель, не знающий их, при пересечении его пути с главной дорогой, может попытаться проехать, не пропустив поперечно идущий транспорт, что, в свою очередь, может привести к столкновению автомобилей.

Действительно, если правила  строго выполняются, нет нужды специально затрачивать усилия на то, чтобы  предугадать, как поведут себя партнеры: круг их возможных поступков прямо  очерчен действующим институтом.

Тем самым,

координационный эффект институтов реализуется через снижение уровня неопределенности среды, в которой действуют экономические агенты

Снижение уровня неопределенности внешней среды, обеспечиваемое существованием институтов, позволяет планировать  и осуществлять долгосрочные инвестиции, добиваясь создания большей стоимости. Кроме того, средства, сэкономленные  на исследовании и предсказании поведения  контрагентов, также могут быть использованы в производительных целях, усиливая координационный эффект.

Любой институт, ограничивая  множество возможных способов действий, в силу этого влияет на распределение ресурсов экономическими агентами, выполняя распределительную функцию. Важно подчеркнуть, что на распределение ресурсов, выгод и издержек воздействуют не только те правила, содержанием которых непосредственно является передача благ от одного агента другому (например, налоговое законодательство или правила определения таможенных сборов), но и те, которые прямо не касаются этих вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система институтов.

Формальные и  неформальные правила. Описание любого действующего института с той или иной степенью полноты содержится в памяти индивидов, следующих входящим в него правилам: адресаты нормы знают, как им следует себя вести в соответствующей ситуации, гарант нормы знает, что представляют собой нарушения нормы, и как следует на них реагировать. Разумеется, все эти знания могут быть неполными, а также различаться между собой в некоторых деталях.

Правила, существующие в памяти участников различных социальных групп, в роли гаранта которых  выступает любой участник группы, заметивший их нарушение, называются неформальными правилами

Правила, существующие в форме официальных текстов  или удостоверенных третьей стороной устных договоренностей, в роли гарантов которых выступают индивиды, специализирующиеся на этой функции, называют формальными правилами

Способы принуждения  к исполнению правил. Формальные и неформальные институты различаются между собой не только указанными характеристиками, но и другими признаками. Основной среди них — способы или механизмы принуждения этих типов правил к исполнению.

Независимо от типа правил, общая логика действия любого механизма  принуждения правила к исполнению может быть охарактеризована следующим  образом:

(А) Гарант правила наблюдает  поведение его адресатов и  сопоставляет их действия с  моделью поведения, определяемой  этим правилом;

(Б) В случае обнаружения  различимого отклонения фактического  поведения агента X от модельного, гарант определяет, какую санкцию  следует применить к X, чтобы  добиться выполнения последним  соответствующего правила;

(В) Гарант применяет  санкцию к агенту, упорядочивая  его текущие и будущие действия.

Эта простейшая схема действия механизма принуждения правил к  исполнению может быть уточнена и  усложнена в части описания этапов А и Б. Так, на этапе А гарант может не только непосредственно  наблюдать поведение агентов, но и получать информацию от других субъектов, случайно заметивших отклоняющиеся  действия X; на этапе Б он может  обнаружить не сам процесс нарушения  правила, а последствия такого нарушения; в этом случае перед гарантом возникает дополнительная задача — поиск нарушителя и его идентификация.

Выше было приведена классификация  механизмов принуждения правил к  исполнению, делящая их на внутренние и внешние. Логика действия механизма  принуждения к исполнению правил, выделяя его компоненты, дает возможность  построения теоретической типологии возможных конкретных механизмов такого принуждения. Как и всякая теоретическая типология, она может быть построена на базе частных классификаций вариантов каждого из выделенных компонентов обсуждаемого механизма. Рассмотрим подробнее эти классификации.

Гарант правила. Эту роль может исполняться, как отмечалось выше, (1) либо любым членом группы, в  которой действует институт, либо (2) индивидом (несколькими индивидами иди организацией), специализирующимся на выполнении функции гаранта, либо (3) теми и другими одновременно.

Модель поведения адресатов  правила. Такая модель может быть (1) формальной, зафиксированной в  виде официального текста, точные знания которого имеются одновременно и  в памяти адресатов, и в памяти гаранта института, либо (2) неформальной, существующей лишь в памяти людей, либо (3) существовать формально и одновременно в форме знания людьми реальной практики исполнения правила, отличающейся от формального предписания.

Последний случай, как показывает наблюдение, является наиболее типичным, частым случаем существования формальных институтов. Практика их бытования  может отличаться от формальных предписаний  по нескольким причинам, начиная от невозможности предусмотреть в  формальной норме все разнообразие реально складывающихся ситуаций, и  кончая сознательно неточным и неполным исполнением нормы ее адресатами, не наказываемым, однако, гарантами, — например, вследствие их подкупа со стороны нарушителей. Такую практику исполнения формальных правил можно назвать их деформализацией

Сопоставление фактического поведения с модельным. Оно может  осуществляться гарантом правила как (1) исходя из собственного усмотрения (собственного понимания того, что  представляет собой наказываемое отклонение от нормы), так и (2) в соответствии с определенным формальным правилом (перечнем нарушений).

Выбор санкции. Он, как и  в предыдущей классификации, может  осуществляться (1) в соответствии со свободным решением гаранта, либо (2) предписываться некоторым формальным правилом, ставящим в соответствие каждому возможному нарушению нормы  свою специфическую санкцию.

Совокупность санкций. Эта  классификация может быть построена  различными способами, например, путем  деления санкций на социальные и  экономические, формальные и неформальные, разовые и длительные, и т. п. Очевидно, в совокупности такие отдельные классификации определят некоторую типологию санкций. Однако для целей описания механизмов принуждения правил к испол-

нению более продуктивным является иной, более простой путь: формирование эмпирической классификации санкций, непосредственно обобщающей практику их применения:

общественное  осуждение, выражающееся в неодобрении поступка словомили жестом, утрате уважения или ухудшении репутации санкционируемогосубъекта;

официальное порицание, в форме устного или письменного замечания, сделанного формальным гарантом правила; такое порицание, в частности, может содержать угрозу последующей более серьезной санкции, котораябудет применена к нарушителю в случае повторного нарушения правила;

денежный штраф, налагаемый на нарушителя;

силовое прекращение  начатого действия;

силовое принуждение (или его угроза) к повторению совершенного действия, но уже по правилам, — в тех случаях, когда совершенное нарушение не является необратимым;

ограничение нарушителя в некоторых из его прав, например, запрет под угрозой более серьезного наказания на занятие определенным видом деятельности;

лишение свободы (заключение в тюрьму);

смертная казнь.

Перечисленные виды санкций  могут также в ряде случаев  применяться совместно, в форме  различных комплексных санкций.

Осуществление санкции. Выбранная  санкция может либо (1) непосредственно  налагаться на месте нарушения самим  гарантом, либо (2) осуществляться иными  субъектами или организациями, либо (3) сочетать оба названных способа (например, полицейский разнимает  или удерживает дерущихся, применяя санкции типа (4), а суд впоследствии присуждает задержанным денежный штраф, т. е. применяет санкцию типа (3)).

Заключение.

Таким образом мы исследовали  экономическое поведение как  в социальном, так и экономическом  аспектах, было рассмотрено понятие данного явления. 
 
Основу экономического поведения составляет многообразная система норм и правил, отражающих функциональные и иные характеристики различных рыночных элементов. Эти нормы и правила являются обязательными для всех легально действующих субъектов экономического поведения и закреплены юридически на государственном уровне, в различных соглашениях между людьми, в традициях и нормах обыденной жизни, а также в функциональной программе экономических ресурсов (например, правила и нормы обращения с деньгами, купли-продажи, инвестирования, кредитования, собственности, обращения ценных бумаг, ренты и т.п.).

В работе выделены такие функции институтов как ограничивающая, координирующая, распределительная, а так же два типа ограничений при принятии решений: ограничения на доступные ресурсы, информационные ограничения, а также даны характеристики экономическому и оппортунистическому поведению. 
 
Содержание данной главы, посвященной базовым понятиям новой институциональной экономической теории, разумеется, не исчерпывает всей связанной с ними проблематики. Целый ряд важных, но более «тонких» вопросов, остался за ее рамками. К ним относятся, например, вопросы разнообразия форм описания институтов и их сравнительных преимуществ для решения различных теоретических и прикладных проблем, проблематика объяснения происхождения институтов и предсказания появления новых институтов, и т. д.

Информация о работе Экономическое поведение и виды правил