Экономическое сознание и экономическое поведение современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:16, реферат

Описание

Существуют расхождения в определении своего предмета молодой отечественной экономической психологией и достаточно зрелой и практически ориентированной западноевропейской и американской. Представители последней, как правило, остаются на небихевиористской позиции и ставят во главу угла экономическое поведение. Предостерегая от потери собственного специфического предмета и превращения экономической психологии в психологическую экономику, А.В. Филиппов и С.В. Ковалёв подчёркивают, что предметом дисциплины должно быть экономическое сознание.

Работа состоит из  1 файл

Нац Экономика.doc

— 37.50 Кб (Скачать документ)


Экономическое сознание и экономическое поведение современного общества.

Существуют расхождения в определении своего предмета молодой отечественной экономической психологией и достаточно зрелой и практически ориентированной западноевропейской и американской. Представители последней, как правило, остаются на небихевиористской позиции и ставят во главу угла экономическое поведение. Предостерегая от потери собственного специфического предмета и превращения экономической психологии в психологическую экономику, А.В. Филиппов и С.В. Ковалёв подчёркивают, что предметом дисциплины должно быть экономическое сознание.
Следует ожидать, что будущее экономической психологии будет связано с преодолением ограничений, накладываемых бихевиоритским подходом, и применением системного подхода, который позволит рассматривать в единстве и взаимосвязи экономическое поведение и экономическое сознание. Экономическое сознание - системная составляющая сознания, высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитым человеком. Экономическое поведение- поведение, вызванное экономическими стимулами.
Как подструктура общественного сознания экономическое сознание недооценивалось психологами и социологами и часто даже не упоминалось в дореформенный период. Необходимо восполнить этот теоретический дефицит по следующим причинам. Во-первых, изменение интенсивности и характера хозяйственной деятельности в историческом процессе повлекло за собой формирование новой психологии (нового сознания), в которой экономический аспект сознания занимает относительно самостоятельное место, во-вторых, будучи подструктурой общественного сознания, экономическое сознание оказывает влияние на другие его подструктуры. Очевидно взаимовлияние и взаимопроникновение его в нравственное, историческое, политическое, правовое, религиозное и даже эстетическое сознание. В- третьих, именно в сфере экономического сознания часто скрыты истоки экономического поведения населения, отдельных его групп и представителей. Как раз на примере обратного влияния экономического сознания на такую часть бытия, как хозяйственная жизнь общества, наиболее наглядно подтверждается правомерность утверждения о возможности обратной детерминации бытия сознанием.
Так, М. Вебер в книге "Протестантская этика и дух капитализма" показал, что протестантские и католические ценности по- разному выражается в специфике и темпах экономического развития стран, часто находящихся по соседству друг с другом. Суть различий выражена в пословице: "Протестанты хорошо едят, а католики хорошо спят". Поощрение индивидуальных усилий человека, его активности находит место в мировоззрении и мировосприятии первых. Как следствие - более быстрое развитие производства и потребления. Взращиваемое в таких условиях экономическое сознание мотивировано на активность и творчество, что обеспечивает более высокий жизненный тонус гражданина и общества. Католики же привыкли уповать на волю Господа и в экономических отношениях, что способствует притормаживанию темпов экономического развития.

Пример влияния сознания экономическое поведение В.П. Зинченко берёт из ближайшей истории нашего Отечества. Определённые успехи в экономике в самом начале перестройки в СССР были детерминированы именно изменениями в экономическом сознании, а не бытия. Минимальные изменения в сложившейся экономической системе осуществлялись на первых порах в сопровождении эффектных лозунгов об ускорении социально-экономического развития и были приняты с восторгом. Это повлекло за собой оживление экономической жизни. Лозунги оказались столь эффективными, потому что выразили давно созревшее стремление народа к переменам и, даже являясь объективно не отражающими реальные потребности экономики, оказали более сильное влияние, чем осуществлённые на тот момент реформы.

Специфика генезиса экономического сознания состоит в том, что оно формируется позже других видов сознания, а именно тогда, когда субъект включён во все стадии воспроизводства, причём экономическое самосознание формируется прежде, чем экономическое сознание.

Экономические мотивы представляют собой особую категорию мотивов. Обычно выделяют чисто экономический мотив- мотив жадности или мотив экономии. Но в группу экономических правомерно включать все мотивы, имеющие экономическую направленность, а именно относящиеся к накоплению богатства, конкуренции, эгоизму и альтруизму, погоне за прибылями, склонностями к риску и сделкам.

С учётом стадий воспроизводства целесообразно осуществлять следующую классификацию мотивов: на мотивы трудовой деятельности, мотивы потребления и накопления, мотивы инвестирования. Особый интерес представляют такие этико-экономические мотивационные феномены, как зависть, альтруизм, эгоизм. Они должны помогать в объяснении экономического поведения как сравнительно автономной и целостной сферы поведения. Волевые компоненты экономического сознания - это экономические нормы, экономический интерес, экономический поступок, деятельность.
    Экономические нормы не выделялись до недавнего времени в самостоятельный вид социальных норм. Однако в этом возникла необходимость, так как механизм использования этих норм в регуляции экономического поведения может в зависимости от их содержания и личностного к ним отношения иметь как стимулирующее, так и тормозящее действие. "Одна из особенностей экономических норм заключается в том, что они, как правило, закрепляются юридически, приобретая статус правовых, и наблюдается соответствующими средствами контроля (санкциями) за их соблюдением".1

Экономический интерес развивается на основе мотива, но под регуляторным воздействием норм. Если рассматривать собственность через призму властно- волевых отношений лица к частной стороне ценности, которой обладают экономические блага, то экономический интерес- это "форма действия власти собственности на волю субъекта хозяйствования и источник хозяйственной активности".2. Поскольку изменения в экономике на макроуровне происходят посредством политической воли, их изучение представляет важнейшую проблему на стыке с политической психологией.
В период реформирования происходят преобразования в экономическом сознании. Они противоречивы; с постоянным ростом экономической грамотности часто сочетаются неадекватные варианты экономического поведения, спровоцированные инертностью, доверчивостью, ориентацией на быстрый и не подкреплённый усилиями успех, на риск без расчёта; с важными сдвигами в мотивационно-волевом блоке в сторону активности сочетается избыточная автономность от нравственного сознания. Однако, несмотря на подобные издержки кризисного периода, эволюционирующее экономическое сознание значительной части россиян приобрело новые позитивные качества, в частности, появилась предприимчивость.
 

3. Экономико-психологическая адаптация.
   Экономико-психологическая адаптация является частью социальной адаптации, представляет собой адаптацию субъекта хозяйствования к изменяющимся экономическим условиям и проявляется в бедности или материальном благополучии, то есть в экономическом статусе и качестве жизни человека, в его ожиданиях и отношениях к экономическим реформам, рынку, деньгам, она связана с системой ценностей, экономическими мотивами, экономическими нормами и интересами.

В контексте экономико-психологической адаптации ключевой является концепция " качества жизни". В западной психологии это понятие часто отождествляется с понятием счастья и является показателем эффективной адаптации.

Итогом взаимодействия всех компонентов благосостояния является экономико-финансовая свобода выбора. Из-за дефицитов в некоторых звеньях структуры (задолженности государства по зарплате) или дисбалансов, например, в звене вклад- отдача, труд- доход (нет зависимости оплаты от квалификации, усилий, способностей), свобода выбора становится реализуемой.
   Очень тесно примыкает к проблеме качества жизни и материального благополучия проблема бедности. В экономической психологии запада она рассматривается как самостоятельная проблема. Существуют различные теоретические подходы к бедности. При анализе отношения к бедности выделяют три группы детерминант бедности: индивидуалистические (ответственность за бедность возлагается на поведение и черты личности бедных), структуральные (ответственность возлагается на экстремистское общество и экономические силы) и фаталистические (причина бедности - судьба).
    Значительно меньше внимания учёными уделялось проблемам психологии богатства. Помимо исследований отношения к богатым и этики богатства предпринимались попытки выявить личностные проблемы, связанные с богатством. Так, внезапные изменения благосостояния (выигрыш, наследование) часто связаны с деструктивными последствиями в отношении социальной идентификации, с проблемами перехода к другим ценностям, интересам, нормам и моделям поведения. Адаптация к богатству нередко сопровождается обострением личностных проблем в связи с изменением образа жизни (финансовая безопасность, увеличение времени досуга).
   Очевидно, что психология бедности более актуальна, чем психология богатства. Становится всё больше людей, испытывающих экономическую депривацию (лишения) в различных формах. В зависимости от жизненных ресурсов (здоровье, возраст, пол, образование и др.) и индивидуально- психологических особенностей одни люди оказываются более приспособленными к переменам и требованиям нового экономического уклада, а другие - менее приспособленными.



Информация о работе Экономическое сознание и экономическое поведение современного общества