Экономическое восстановление стран Западной Европы в послевоенный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:43, курсовая работа

Описание

Факторы быстрого подъема экономики стран западной Европы. Особенности экономического развития Англии, Франции и ФРГ. “План Маршалла”- программа американской помощи в восстановлении экономики послевоенной Европы.

Работа состоит из  1 файл

Становление стран Западной Европы в послевоенный период.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)
fy">В 50-е гг. в отраслевой структуре промышленности Великобритании первое место занимало машиностроение, второе – металлургия и металлообработка, третье – пищевая, четвертое – текстильная отрасль. По техническому оснащению и технологии производства английская промышленность намного отставала от индустрии США, ФРГ, а в некоторых случаях и Японии. Научно-техническая революция, ускорив сдвиги в структуре экономики, привела к значительному уменьшению значения традиционных производств. Началось сооружение новых автомобильных, электронных, авиационных, химических и нефтеперерабатывающих заводов. Однако происходившие в промышленности структурные изменения привели к усугублению проблем депрессивных районов. Совершенствование структуры хозяйства Великобритании затруднялось еще и тем, что по сравнению с западноевропейскими конкурентами и Японией гораздо большая часть инвестиций – до 10 % от суммы внутренних капиталовложений – вывозилась за границу, несмотря на то, что доля вложений в хозяйство в валовом национальном продукте страны была ниже, чем в других индустриальных странах. Все это делало очень уязвимым внешнеэкономическое положение страны. Поэтому Англия не только отказалась вступить в «Общий рынок» (ЕЭС), но, чтобы противостоять ему, создала в 1960 г. Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), объединив под своим руководством Австрию, Данию, Норвегию, Португалию, Швейцарию и Швецию. Но ЕАСТ так и не смогло тягаться с “общим рынком” и Англия приняла решение вступить в ЕЭС, но согласие от “большой шестёрки“ получила, лишь в 1973 году и при этом Англии пришлось идти на значительные уступки. [см., 2]

              После войны началось осуществление плана У.Бевериджа. Данный план также был дополнен решением о национализации ряда отраслей экономики. Правительство провело национализацию Английского банка, угольной и газовой промышленности, электростанций, части сталелитейных предприятий, всего внутреннего транспорта, гражданской авиации, телеграфной связи и радиосвязи. Национализация преследовала цели укрепления государственно-монополистического капитализма и повышения конкурентоспособности английских товаров на мировых рынках. Реформа отвечала интересам промышленников и банкиров, избавленных от необходимости вкладывать капиталы в переоборудование предприятий, пришедших в упадок (угольные шахты, газовые заводы), и реорганизацию запущенного железнодорожного транспорта. Все расходы по реконструкции перекладывались на английских налогоплательщиков.

              В целях расширения производства продовольствия внутри страны правительство приняло в 1947 г. четырехлетнюю программу развития сельского хозяйства. Программа предусматривала гарантирование минимальных цен и выдачу субсидий фермерам за мероприятия по повышению урожайности полей и продуктивности животноводства. В 1951-1952 гг. сельскохозяйственное производство увеличилось на 50% по сравнению с довоенным уровнем, но больше половины потребностей в продовольствии Англия по-прежнему покрывала за счет импорта.

Несмотря на старания, реформы лейбористов не вызвали улучшения экономического положения. Налоги выросли, в стране сохранялась карточная система распределения. В рядах самих лейбористов возникали разногласия относительно дальнейшей политики. Положение в стране оставалось по-прежнему бедственным, тем более что в стране заметно выросли цены на продукты питания – в особенности из-за того, что она лишилась традиционных дешевых источников продовольствия в странах Содружества.

              В 1951 году правительство возглавил консерватор У.Черчель и началась денационализация большинства производства и транспортной системы. За 13 лет пребывания у власти консерваторов (1951-1964 гг.) противоречия английского империализма еще более обострились. Экономика страны неоднократно переживала кризисные падения и застой, рост промышленного производства происходил медленнее, чем в других развитых капиталистических странах. Англия столкнулась с возрастающей японской и западногерманской конкуренцией на мировых рынках. По объему промышленной продукции и по экспорту ФРГ вырвалась вперед к  60-м годам и заняла второе место в капиталистическом мире, оттеснив Англию на третье место. Доля Англии в мировом капиталистическом производстве уменьшилась с 10,2% в 1948 году до 8,3% в 1960 году. Столь не стремительное развитие экономики связано с тем, что могущество Англии заключалась в её колониях, где она скупала по дешёвым ценам различное сырьё и дешёвую рабочую силу, т.е. Англия по сути была огромной монополией, а после крушения колониальной системы она потеряла связи с странами содружества, что повлекло за собой спад производства, огромные капиталовложения в непроизводительные цели, связанные с гонкой вооружения, всё это привело к падению Англии на мировой арене.

 

Франция

Война и фашистская оккупация нанесли тяжелый ущерб французской экономике. В 1944 г. объем ее промышленного произ­водства упал до 38%, а сельскохозяйственного – до 60% от довоенного уровня. Население Франции сократилось на 3 млн. человек. В стране ощущался острый недо­статок топлива, сырья, продовольствия. Цены почти в 6 раз превышали довоенный уровень. Еще более усугубляло положение то, что во французской колониальной империи быстро росло национально-осво­бодительное движение. В ходе освобожде­ния Франции от фашистских оккупантов летом 1944 г. в результате совместных действий сил Сопротивления и англо-американских войск, власть перешла к возглавляе­мому генералом де Голлем Временному правительству, в котором участвовали все основные группировки Сопротивления, включая коммунистов. Во Франции устано­вился Временный режим, существовавший вплоть до принятия в 1946 году конституции Четвертой республики. Распространение влияния голлистов показывало, что в среде французской буржуазии происходит поворот от тради­ционного экономического либерализма, отстаивавшего принцип невмешательства государства в экономику, к буржуазному реформизму и «дирижизму», которые пре­дусматривали государственное регулиро­вание экономики и проведение социальных реформ.

В 1944-1946 годах были проведены социально-экономические реформы: национализация ряда отраслей промышленности, транспорта, шахт, газа и электроснабжения, введено страхование, трудовое законодательство, оплачиваемые отпуска.

Основные черты «дирижизма»:

      прямые административные методы вмешательства в экономику

      активная предпринимательская деятельность государства

      сильный государственный сектор

      прямое финансирование капиталовложений

С вступлением в силу конституции и проведением выборов в Национальное соб­ранние, закончился Временный режим. На­чался период Четвертой республики, про­должавшийся 12 лет – с 1946 по 1958 год.

В 50-е гг. эконо­мическое развитие ускорилось, хотя было неравномерным. Ликвидация последствий войны, научно-технический прогресс, круп­ные государственные капиталовложения, заказы и кредиты способствовали повыше­нию темпов развития экономики. В 1957 г. объем французского промышленного производства в 2.5 раза превысил довоенный. По темпам роста Франция обо­гнала Великобританию и США, но отставала от Италии и ФРГ. Особенно быстро росли новые отрасли промышленности: химическая, самолетострое­ние, автомобилестроение. Форсированными темпами развивалось производство пластмасс, радиоэлектроники, началось производство вычислительных машин и устройств. Политика государства, связанная с поощрением концентрации производства, привела к появлению гигантских финансово-промышленных комплексов (финансовых групп). Всего десять финансово-промышленных групп распоряжались 40 % частного имущества и имели решающее влияние в руководстве национализированными отраслями промышленности, которые в 1967 году давали 11 % промышленной продукции и охватывали 38 % производственных капиталовложений. Изменения затронули и аграрный сектор. Если в 1954 году доля занятого в сельском хозяйстве самодеятельного населения страны составляла 27 %, то в 1968 году она снизилась до 15 %. Количество занятых в промыш­ленности возросло почти на 8%, работни­ков системы обслуживания, транспорта, связи – на 2%. По переписи 1954 года более 37% активного населения было занято в промышленности, свыше 35% – в сфере обслуживания и около 28% – в сельском хозяйстве. При этом резко возросла товарность сектора за счет укрупнения хозяйственных единиц, перехода к комплексной механизации, применения машин. Франция вышла на второе место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции, уступая лишь США.

Одним из важных направлений деятельности нового французского правительства было оздоровление финансовой системы. В 50е годы наметилась тенденция к возвращению капиталов в страну из воюющих за независимость колоний Франции. Голлисты поддержали эту тенденцию. Одной из первых крупномасштабных акций в этом направлении стал внутренний заем министра финансов А. Пине в 1958 году, обеспечивший казне 294 млрд. франков чистой выручки и 30 млрд. франков в облигациях прежних займов. Сокращение государственных расходов, в том числе по социальным статьям, позволило создать золотые и валютные резервы, значительно превышающие общую сумму государственного долга. В 1960 году правительство объявило о досрочном погашении части внешней задолженности. Вместо обесцененного франка в январе 1960 году был введен новый франк, равный 100 старым. В конце 60-х годах валютно-финансовая политика страны была изменена. 8 августа 1969 года было объявлено о девальвации франка на 12,5 % по отношению к доллару США и на 11,1 % – по отношению к золоту. Такая политика обеспечила стране значительные преимущества в области внешней торговли, что в свою очередь вызвало значительный рост промышленного производства в стране.

Во время пребывания де Голля на посту президента экономика Франции развива­лась быстрыми темпами. За 10 лет, с 1958 по 1968 год, объем промышленного производства увеличился более чем на 60%. Под влиянием научно-технической революции были реконструи­рованы многие важные отрасли промыш­ленности, в том числе металлообрабаты­вающая, химическая, нефтяная, авиацион­ная, автомобильная. Возникли атомная и ракетная промышленность. Выпуск авто­мобилей возрос более чем в 10 раз по сравнению с довоенным уровнем, потре­бление нефти увеличилось в 4 раза, зато потребление угля упало в 2 раза. Правительство регулярно разрабаты­вало планы экономического и социального развития, охватывавшие основные направ­ления финансово-экономической, техничес­кой и социальной политики государства («Второй план» - 1954–1957 годах, «Третий план» – 1958–1961 годах, «Четвер­тый план» – 1962–1965 годах, «Пятый план» – 1965–1969 годах). Особое значение в развитии экономики Франции имела западноевропейская интеграция и тесное сотрудничество с ФРГ.

В нынешнее время Франция занимает 7 место, в мире имея 4,7% совокупного ВВП. На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяй­ственного производства Западной Европы.

 

 

 

 

 

 

2.      “План Маршалла”- программа американской помощи в восстановлении экономики послевоенной Европы

 

“План Маршалла”, или программа возрождения  Европы, был предложен государственным секретарем США Д. Маршаллом[1] в  его выступлении в Гарвардском университете в июне 1947г.  Он высказался за широкомасштабную помощь США европейским странам при условии, что они разработают единую программу восстановления своей экономики. Он отметил, что без здоровой мировой экономики нет политической стабильности и настаивал на том, что инициатива должна исходить из Европы [6].

Предисторией “Плана Маршалла” стала новая внешнеэкономическая стратегия США, получившая название «Пакс Американа» – либеральное устройство мира под американским покровительством. Наиболее ярким ее проявлением стала серия соглашений по таможенным тарифам 1946–1947 годах, послужившая основой для возникновения ГАТТ (Генерального соглашения о тарифах и торговле) в 1948 году. Однако успешное развитие мировой торговли в немалой степени зависело от восстановления европейской экономики и так появился знаменитый план восстановления Европы.

В июле 1947 года в Париже была созвана конференция европейских стран для обсуждения “плана Маршалла” с целью получения их согласия на разработку  общеевропейской экономической программы. На этой конференции  была заключена конвенция о создании Организации (первоначально комитета)  европейского экономического сотрудничества. Ее задачей  стала разработка совместной Программы восстановления Европы. В августе 1947 года комитеты конференции определили общую сумму кредитов, необходимую Западной Европе на 4 года. США послали представителей Конгресса в Англию, Францию, Германию, Италию, Австрию, Скандинавские страны, чтобы на месте изучить вопрос об объеме помощи  европейским  странам в порядке реализации “плана  Маршалла”.  В конце 1947 года правительство США внесло на рассмотрение конгресса законопроект о “плане Маршалла”.

Речь Д.Маршалла в Гарвардском Университете

“Я не могу не сообщить вам, что ситуация в мире остается крайне серьезной. Это должно быть, очевидно, всем думающим людям. Когда говорят о потребностях восстановления Европы, то правильно оценивают масштабы людских потерь, очевидное разрушение городов, заводов, шахт и железных дорог, однако за последние месяцы стало ясно, что это очевидное разрушение, вероятно, носит менее серьезный характер в сравнении со сдвигами в самой структуре европейской экономики. Последние десять лет условия были в высшей степени ненормальными. Лихорадочная подготовка к войне охватывала все аспекты народного хозяйства. Машины выработали свой ресурс или полностью устарели. Согласно разрушительному для экономики нацистскому закону, фактически каждое предприятие было приспособлено для нужд немецкой военной машины. Старейшие коммерческие связи, частные учреждения, банки, страховые компании и пароходства исчезли путем разорения, поглощения или национализации. Деловые структуры Европы в течение войны пришли в полный упадок. Восстановление было серьезно задержано тем фактом, что спустя два года после завершения военных действий мирное соглашение с Германией и Австрией до сих пор не было подписано.

Есть еще один аспект данного вопроса, который является одновременно и интересным и серьезным. Фермеры всегда производили продукты питания, чтобы обменять их жителям городов на другие потребности жизни. Это разделение труда - основа современной цивилизации. В настоящее время оно находится под угрозой. Города и городские отрасли промышленности не производят нужные товары, чтобы обменять их на продовольствие фермерам. Имеется огромная нехватка сырья и топлива. Машин, как я уже сказал, не хватает или же они полностью изношены. Фермеры не могут найти необходимые им товары в продаже. Тем временем, люди в городах нуждаются в пище и топливе, в некоторых областях Европы встает призрак голода. Поэтому правительства вынуждены использовать свои бюджетные деньги и кредиты, чтобы закупить товары первой необходимости за границей. Это исчерпывает капитал, который крайне необходим для реконструкции экономики. Современная система разделения труда, на которой базируется обмен продуктами, рискует сломаться. Правда в том, что на следующие три или четыре года потребности Европы в иностранном продовольствии и других важнейших продуктах - в основном из Америки - настолько превышают ее нынешнюю платежную способность, что ей нужно оказать значительную дополнительную помощь, или она столкнется с очень серьезным обострением ситуации в экономической, социальной и политической областях”.[ссылка]

 

2.1. Разработка “Плана Маршалла”

Информация о работе Экономическое восстановление стран Западной Европы в послевоенный период