Экономика безопасности региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:05, контрольная работа

Описание

В современных экономических системах роль налогов исключительно вели¬ка. Они не только являются основным каналом доходной части бюджета, но и включены во все звенья финансовой системы, формируют и опосредуют фи-нансовые отношения государства с юридическими и физическими лицами. От продуманности и адекватности налоговой системы существующим экономиче-ским условиям, экономическим принципам национальной экономики зави¬сит эффективность деятельности основных звеньев экономики, развитие пред-принимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей госу-дарства.

Содержание

1. Налоги как фактор экономической и финансовой безопасности.
2. Аналитический обзор Республики Мордовия в сфере социально-экономического развития в 2009 г.
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

эконом безопасность.doc

— 63.00 Кб (Скачать документ)

Мордовский  государственный университет имени  Н.П.Огарева

 

Экономический факультет

                                                                     

                           

       Кафедра экономики

 

Контрольная работа

по  экономической безопасности региона

 

 

 

 

 

 

 

                                         Саранск 2010г.

  Оглавление.

1. Налоги как фактор экономической и финансовой безопасности.

2. Аналитический обзор Республики Мордовия в сфере социально-экономического развития в 2009 г.

Список используемых источников

 

1. Налоги как  фактор экономической и финансовой  безопасности.

В современных  экономических системах роль налогов  исключительно велика. Они не только являются основным каналом доходной части бюджета, но и включены во все звенья финансовой системы, формируют и опосредуют финансовые отношения государства с юридическими и физическими лицами. От продуманности и адекватности налоговой системы существующим экономическим условиям, экономическим принципам национальной экономики зависит эффективность деятельности основных звеньев экономики, развитие предпринимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей государства. Поэтому закономерно, что в российских условиях налоги и налоговая политика стали важнейшим объектом и направлением рыночных реформ.

Налоговая политика существенно влияет на экономическую  и общую государственную безопасность нашей страны. Значение налогов в финансово-экономической безопасности определяется сущностью налогов, возникновение которых неразрывно связано с появлением государства и необходимостью формирования финансовых фондов для выполнения государством функций, важнейшей из которых исторически является обеспечение безопасности страны. На ранних этапах становления и развития государства его безопасность рассматривалась прежде всего как способность отражать внешние угрозы (военное нападение со стороны других государств). Соответственно роль налогов наиболее отчетливо проявлялась в формировании финансовых фондов, за счет которых содержались вооруженные силы страны.

В современном  мире характер угроз и формы их проявления изменились, однако роль налогов  как источника финансовых ресурсов, безусловно, сохранилась и, более того, усилилась. Без явных изменений осталась лишь видимая, фискальная сторона налоговых отношений, заключающаяся в аккумулировании средств в бюджетной системе для финансирования государственных расходов, направляемых на обеспечение безопасности государства. Однако понятие безопасности в настоящее время имеет более широкую трактовку: оно неразрывно связано с такими понятиями, как экономическая, финансовая, социальная, продовольственная, региональная безопасность. Поэтому фискальная функция налогов в обеспечении экономической безопасности должна рассматриваться в более широких границах.

В условиях рыночной экономики роль налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что это один из немногих рычагов регулирования экономических и социальных процессов, которыми располагает государство. Налоги - главный источник финансовых ресурсов, централизуемых государством для общественно необходимых и законодательно установленных  потребностей. Предоставление государством общественных благ и услуг членам общества, связанных с созданием новых рабочих мест и поддержанием общей занятости, социальным обеспечением и социальной защитой, образованием и здравоохранением, охраной природной среды и безопасностью, их количество и качество практически всецело зависят от масштабов налогового потенциала страны, эффективности, устойчивости и справедливости налоговой системы. С налоговой системой и налоговой политикой связаны интересы не только всего общества и государства, но и всех граждан, слоев и групп населения, предприятий и организаций.

Исключительно важное значение в современных условиях имеет обеспечение экономической безопасности государства. Применительно к налоговым отношениям это означает, что объем налоговых поступлений, аккумулируемых в бюджетной системе государства, с одной стороны, должен быть достаточным для полноценного выполнения государством функций. С другой стороны, при формировании налоговой политики государство должно учитывать финансовые потребности реального сектора, т.е. способствовать осуществлению простого и расширенного воспроизводства на технико-технологической основе, соответствующей мировым стандартам и тенденциям. В современных условиях резко возросло значение стимулирующей функции налогов, реализуемой как посредством либерального налогообложения (понижения общего уровня налогов на предприятия реального сектора), так и посредством системы налоговых льгот и финансовых преференций, стимулирующих развитие приоритетных отраслей и видов экономической деятельности или создающих приемлемые финансовые условия для отдельных секторов экономики, которые по объективным причинам находятся в неблагоприятных обстоятельствах.

Роль налоговой  системы в экономической безопасности определяется общими принципами, критериями и показателями экономической, в том числе финансовой, безопасности. Исходя из содержания экономической безопасности, налоги и налоговая политика - факторы «такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз» (см. Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608). Налоговая система, выступая одновременно и фактором финансовой безопасности, должна способствовать обеспечению такого развития экономики, при котором создавались бы необходимые финансовые условия для социально-экономической стабильности и развития государства и каждого региона, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютную системы), успешного противостояния внутренним и внешним угрозам России и ее регионам (субъектам Федерации).

Таким образом, налоговая система включена в  систему экономической и финансовой безопасности, во-первых, как ресурсный фактор, находящийся в руках государства, во-вторых, как инструмент воздействия на экономические и социальные процессы, в-третьих, как фактор обратной связи и зависимости государства от налогоплательщиков и территорий. В налогах и налоговой политике необходимо видеть две стороны: ресурсы и инструмент обеспечения экономической и финансовой безопасности, с одной стороны, и фактор риска и зависимости - с другой. Роль налогов как позитивна, так и негативна (фактор риска). Как ресурсный фактор налоги могут оборачиваться для государства и средством обеспечения безопасности (рост налогового потенциала), и фактором усиления угроз и рисков (утрата налогового потенциала в силу объективных и субъективных причин).

Роль налогов  как фактора экономической безопасности зависит от конкретной ситуации, особенностей социально-экономического развития страны, которое она переживает, характера проводимой экономической политики, стабильности государственной власти. Кризисное состояние государства и экономики, ошибки в экономической политике и общая слабость системы государственного управления с неизбежностью ведут к кризису налоговой системы, превращая ее в реальную или потенциальную угрозу государству, политическому строю и органам власти, лишая их дееспособности и финансовых ресурсов.

 

2. Аналитический обзор Республики Мордовия в сфере социально-экономического развития в 2009 г.

В 2009 году экономика  республики функционировала в условиях экономического кризиса, который внёс свои коррективы в достижение запланированных  социально-экономических показателей.

В целях преодоления его  негативных последствий была разработана  антикризисная программа, реализация которой позволила смягчить последствия  кризиса.

Были приняты меры по активизации  внутреннего спроса,  в т.ч. за счет развития кооперации между республиканскими предприятиями, размещения государственного заказа, поддержки жилищного сектора. На предприятиях активно внедряется  режим экономии – «бережливое производство».

В течение года оказывалась  поддержка конкурентоспособным  производствам путем реструктуризации задолженности, отсрочки и рассрочки платежей, предоставления субсидий на возмещение затрат по оплате процентов по кредитам, поручительств, налоговых льгот и т.д.

Оборот организаций по видам экономической деятельности в 2009 году составил 163517,7 млн.руб. – 89,8% в действующих ценах к предыдущему году.

Реализация антикризисных  мер  позволила стабилизировать ситуацию в промышленном комплексе.

В декабре 2009 года индекс промышленного  производства составил 119,9% к декабрю 2008 года, последние пять месяцев наблюдалось увеличение объемов промышленного производства по отношению к предыдущему месяцу.

Индекс промышленного  производства в целом за 2009 год  составил 90,1% к предыдущему году, в т.ч. по виду деятельности «Обрабатывающие  производства» – 91 процент.

Обеспечен рост объемов в  производстве машин и оборудования (темп 106,8%), обработке древесины и  производстве изделий из дерева (106,0%) транспортных средств и оборудования (101%).

Наибольшее сокращение произошло  в производстве резиновых и пластмассовых изделий – на 27,8%, производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования – на 17,3%, металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий – на 11,3 процента.

Объем отгруженных товаров  собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по крупным и средним промышленным предприятиям составил 64385,9 млн.руб. – 90,3% к 2008 году, в том числе по виду деятельности «Обрабатывающие производства» – 57216,2 млн.руб. – 89,7 процента.

Несмотря на кризис, в 2009 году продолжилась реализация инвестиционных проектов по строительству  завода по производству цемента «сухим»  способом мощностью 6 тыс.тонн клинкера в сутки в ОАО «Мордовцемент», развитию мощностей для производства стального и чугунного литья в ООО «ВКМ-Сталь», реконструкции ООО «Ромодановосахар» по увеличению мощности переработки сахарной свеклы и ряда других. Начаты работы по созданию технопарка в сфере высоких технологий.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по предварительной оценке составил в 2009 году 32,1 млрд. руб. – 80,1% к предыдущему году (в РФ – 82,4%).

По оценке более 37% всех инвестиций направлено на развитие обрабатывающих производств, более 14% – в сельское хозяйство, 11% – на развитие транспорта и связи.

В общем объеме инвестиций доля привлеченных средств  составила около  69% (в т.ч. доля банков – 32,1%), доля  собственных средств организаций – 30,8 процента.

Свою устойчивость в условиях кризиса сохранил аграрный сектор. Объем выпущенной продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составил 33316,9 млн.руб. – 107,4% к предыдущему году (в РФ темп роста составил 100,5%). В 2009 году собран рекордный урожай зерна (более 1,4 млн.тонн с урожайностью 32 ц/га), сахарной свеклы (546 тыс.т – урожайность 420 ц/га). Увеличилось производство продукции животноводства. Производство мяса (скота и птицы в живом весе) в 2009 году в хозяйствах всех категорий по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 5,0%, в т.ч. в сельскохозяйственных организациях – на 14,9%, производство молока – на 2,1% и 8,5%, производство яиц на 17,5% и 20,9% соответственно.

По объему производства скота и птицы, молока, яиц в  расчете на 1 жителя республика сохраняет  лидирующие позиции в Приволжском  федеральном округе и входит в первую пятерку регионов России.

Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий, по расчетным данным, увеличилось  на 0,3% по сравнению с предыдущим годом, коров – уменьшилось на 0,6 процента. Поголовье свиней во всех категориях хозяйств увеличилось на 7,2%, в т.ч. в сельскохозяйственных организациях на 11,7 процента.

Надои молока на 1 корову в сельскохозяйственных организациях в 2009 году составили 3937 кг против 3601 кг в 2008 году, яйценоскость кур-несушек  – 311 штук против 312 штук в 2008 году.

В числе 5-ти регионов Российской Федерации в Республике Мордовия реализуется отраслевая целевая  программа по созданию семейных животноводческих молочных ферм на базе КФХ.

Строительными организациями республики выполнен объем работ по виду деятельности «Строительство» на сумму 13,8 млрд.руб. – 88,7% к предыдущему году.

Построено и  сдано в эксплуатацию более 276,6 тыс.кв.м  жилья –97,3% к 2008 году (3972 квартиры), в  том числе ипотечного 60,5 тыс.кв.метра.

В рамках реализации проекта  «Комплексная застройка многоэтажными жилыми домами на участке между ул. Волгоградская и автодорогой на с.Кочкурово (в районе реки Тавла в г.Саранске). Первый этап застройки» (инвестор проекта - ОАО «Мордовская ипотечная корпорация», мощность проекта - 182,7 тыс. кв. м жилья) проведены работы по строительству инженерных сетей и автомобильных дорог.

В 2009 году на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых  семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы из федерального и республиканского бюджетов направлено более 350 млн.руб., за счет которых 645 молодых семей улучшили свои жилищные условия.

В рамках реализации Программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов  в Республике Мордовия завершен капитальный  ремонт в 349 многоквартирных домах  общей площадью 507,6 тыс.кв.м с количеством проживающих 25,1 тыс.человек. На проведение капитального ремонта было направлено 953,9 млн.руб., из которых 811,3 млн.руб. средства Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, 94,9 млн.руб. – средства республиканского и местного бюджетов, 47,7 млн.руб. – средства населения.

В рамках реализации Программы переселения граждан  из аварийного жилищного фонда с  учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья сдано в  эксплуатацию 6 многоквартирных домов, в которых выкуплено 216 квартир общей площадью 11,4 тыс.кв.м.  на эти цели направлены средства в сумме 302,8 млн.руб., в т.ч. 219,9 млн.руб. – средства Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, 82,8 млн.руб. – средства республиканского и местного бюджетов. Улучшили свои жилищные условия 305 человек, ликвидировано 6,1 тыс.кв.м аварийного жилья.

Информация о работе Экономика безопасности региона