Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:05, контрольная работа
В современных экономических системах роль налогов исключительно вели¬ка. Они не только являются основным каналом доходной части бюджета, но и включены во все звенья финансовой системы, формируют и опосредуют фи-нансовые отношения государства с юридическими и физическими лицами. От продуманности и адекватности налоговой системы существующим экономиче-ским условиям, экономическим принципам национальной экономики зави¬сит эффективность деятельности основных звеньев экономики, развитие пред-принимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей госу-дарства.
1. Налоги как фактор экономической и финансовой безопасности.
2. Аналитический обзор Республики Мордовия в сфере социально-экономического развития в 2009 г.
Список используемых источников
Мордовский
государственный университет
Экономический факультет
Кафедра экономики
Контрольная работа
по экономической безопасности региона
Оглавление.
1. Налоги как фактор экономической и финансовой безопасности.
2. Аналитический обзор Республики Мордовия в сфере социально-экономического развития в 2009 г.
Список используемых источников
1. Налоги как
фактор экономической и
В современных экономических системах роль налогов исключительно велика. Они не только являются основным каналом доходной части бюджета, но и включены во все звенья финансовой системы, формируют и опосредуют финансовые отношения государства с юридическими и физическими лицами. От продуманности и адекватности налоговой системы существующим экономическим условиям, экономическим принципам национальной экономики зависит эффективность деятельности основных звеньев экономики, развитие предпринимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей государства. Поэтому закономерно, что в российских условиях налоги и налоговая политика стали важнейшим объектом и направлением рыночных реформ.
Налоговая политика существенно влияет на экономическую и общую государственную безопасность нашей страны. Значение налогов в финансово-экономической безопасности определяется сущностью налогов, возникновение которых неразрывно связано с появлением государства и необходимостью формирования финансовых фондов для выполнения государством функций, важнейшей из которых исторически является обеспечение безопасности страны. На ранних этапах становления и развития государства его безопасность рассматривалась прежде всего как способность отражать внешние угрозы (военное нападение со стороны других государств). Соответственно роль налогов наиболее отчетливо проявлялась в формировании финансовых фондов, за счет которых содержались вооруженные силы страны.
В современном мире характер угроз и формы их проявления изменились, однако роль налогов как источника финансовых ресурсов, безусловно, сохранилась и, более того, усилилась. Без явных изменений осталась лишь видимая, фискальная сторона налоговых отношений, заключающаяся в аккумулировании средств в бюджетной системе для финансирования государственных расходов, направляемых на обеспечение безопасности государства. Однако понятие безопасности в настоящее время имеет более широкую трактовку: оно неразрывно связано с такими понятиями, как экономическая, финансовая, социальная, продовольственная, региональная безопасность. Поэтому фискальная функция налогов в обеспечении экономической безопасности должна рассматриваться в более широких границах.
В условиях рыночной экономики роль налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что это один из немногих рычагов регулирования экономических и социальных процессов, которыми располагает государство. Налоги - главный источник финансовых ресурсов, централизуемых государством для общественно необходимых и законодательно установленных потребностей. Предоставление государством общественных благ и услуг членам общества, связанных с созданием новых рабочих мест и поддержанием общей занятости, социальным обеспечением и социальной защитой, образованием и здравоохранением, охраной природной среды и безопасностью, их количество и качество практически всецело зависят от масштабов налогового потенциала страны, эффективности, устойчивости и справедливости налоговой системы. С налоговой системой и налоговой политикой связаны интересы не только всего общества и государства, но и всех граждан, слоев и групп населения, предприятий и организаций.
Исключительно важное значение в современных условиях имеет обеспечение экономической безопасности государства. Применительно к налоговым отношениям это означает, что объем налоговых поступлений, аккумулируемых в бюджетной системе государства, с одной стороны, должен быть достаточным для полноценного выполнения государством функций. С другой стороны, при формировании налоговой политики государство должно учитывать финансовые потребности реального сектора, т.е. способствовать осуществлению простого и расширенного воспроизводства на технико-технологической основе, соответствующей мировым стандартам и тенденциям. В современных условиях резко возросло значение стимулирующей функции налогов, реализуемой как посредством либерального налогообложения (понижения общего уровня налогов на предприятия реального сектора), так и посредством системы налоговых льгот и финансовых преференций, стимулирующих развитие приоритетных отраслей и видов экономической деятельности или создающих приемлемые финансовые условия для отдельных секторов экономики, которые по объективным причинам находятся в неблагоприятных обстоятельствах.
Роль налоговой
системы в экономической
Таким образом,
налоговая система включена в
систему экономической и
Роль налогов
как фактора экономической
2. Аналитический обзор Республики Мордовия в сфере социально-экономического развития в 2009 г.
В 2009 году экономика
республики функционировала в условиях
экономического кризиса, который внёс
свои коррективы в достижение запланированных
социально-экономических показа
В целях преодоления его негативных последствий была разработана антикризисная программа, реализация которой позволила смягчить последствия кризиса.
Были приняты меры по активизации внутреннего спроса, в т.ч. за счет развития кооперации между республиканскими предприятиями, размещения государственного заказа, поддержки жилищного сектора. На предприятиях активно внедряется режим экономии – «бережливое производство».
В течение года оказывалась
поддержка конкурентоспособным
производствам путем
Оборот организаций по
видам экономической
Реализация антикризисных мер позволила стабилизировать ситуацию в промышленном комплексе.
В декабре 2009 года индекс промышленного производства составил 119,9% к декабрю 2008 года, последние пять месяцев наблюдалось увеличение объемов промышленного производства по отношению к предыдущему месяцу.
Индекс промышленного производства в целом за 2009 год составил 90,1% к предыдущему году, в т.ч. по виду деятельности «Обрабатывающие производства» – 91 процент.
Обеспечен рост объемов в производстве машин и оборудования (темп 106,8%), обработке древесины и производстве изделий из дерева (106,0%) транспортных средств и оборудования (101%).
Наибольшее сокращение произошло в производстве резиновых и пластмассовых изделий – на 27,8%, производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования – на 17,3%, металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий – на 11,3 процента.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по крупным и средним промышленным предприятиям составил 64385,9 млн.руб. – 90,3% к 2008 году, в том числе по виду деятельности «Обрабатывающие производства» – 57216,2 млн.руб. – 89,7 процента.
Несмотря на кризис, в 2009 году продолжилась реализация инвестиционных проектов по строительству завода по производству цемента «сухим» способом мощностью 6 тыс.тонн клинкера в сутки в ОАО «Мордовцемент», развитию мощностей для производства стального и чугунного литья в ООО «ВКМ-Сталь», реконструкции ООО «Ромодановосахар» по увеличению мощности переработки сахарной свеклы и ряда других. Начаты работы по созданию технопарка в сфере высоких технологий.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по предварительной оценке составил в 2009 году 32,1 млрд. руб. – 80,1% к предыдущему году (в РФ – 82,4%).
По оценке более 37% всех инвестиций направлено на развитие обрабатывающих производств, более 14% – в сельское хозяйство, 11% – на развитие транспорта и связи.
В общем объеме инвестиций доля привлеченных средств составила около 69% (в т.ч. доля банков – 32,1%), доля собственных средств организаций – 30,8 процента.
Свою устойчивость в условиях кризиса сохранил аграрный сектор. Объем выпущенной продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составил 33316,9 млн.руб. – 107,4% к предыдущему году (в РФ темп роста составил 100,5%). В 2009 году собран рекордный урожай зерна (более 1,4 млн.тонн с урожайностью 32 ц/га), сахарной свеклы (546 тыс.т – урожайность 420 ц/га). Увеличилось производство продукции животноводства. Производство мяса (скота и птицы в живом весе) в 2009 году в хозяйствах всех категорий по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 5,0%, в т.ч. в сельскохозяйственных организациях – на 14,9%, производство молока – на 2,1% и 8,5%, производство яиц на 17,5% и 20,9% соответственно.
По объему производства скота и птицы, молока, яиц в расчете на 1 жителя республика сохраняет лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе и входит в первую пятерку регионов России.
Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий, по расчетным данным, увеличилось на 0,3% по сравнению с предыдущим годом, коров – уменьшилось на 0,6 процента. Поголовье свиней во всех категориях хозяйств увеличилось на 7,2%, в т.ч. в сельскохозяйственных организациях на 11,7 процента.
Надои молока на 1 корову в сельскохозяйственных организациях в 2009 году составили 3937 кг против 3601 кг в 2008 году, яйценоскость кур-несушек – 311 штук против 312 штук в 2008 году.
В числе 5-ти регионов Российской Федерации в Республике Мордовия реализуется отраслевая целевая программа по созданию семейных животноводческих молочных ферм на базе КФХ.
Строительными организациями республики выполнен объем работ по виду деятельности «Строительство» на сумму 13,8 млрд.руб. – 88,7% к предыдущему году.
Построено и сдано в эксплуатацию более 276,6 тыс.кв.м жилья –97,3% к 2008 году (3972 квартиры), в том числе ипотечного 60,5 тыс.кв.метра.
В рамках реализации проекта «Комплексная застройка многоэтажными жилыми домами на участке между ул. Волгоградская и автодорогой на с.Кочкурово (в районе реки Тавла в г.Саранске). Первый этап застройки» (инвестор проекта - ОАО «Мордовская ипотечная корпорация», мощность проекта - 182,7 тыс. кв. м жилья) проведены работы по строительству инженерных сетей и автомобильных дорог.
В 2009 году на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы из федерального и республиканского бюджетов направлено более 350 млн.руб., за счет которых 645 молодых семей улучшили свои жилищные условия.
В рамках реализации Программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Мордовия завершен капитальный ремонт в 349 многоквартирных домах общей площадью 507,6 тыс.кв.м с количеством проживающих 25,1 тыс.человек. На проведение капитального ремонта было направлено 953,9 млн.руб., из которых 811,3 млн.руб. средства Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, 94,9 млн.руб. – средства республиканского и местного бюджетов, 47,7 млн.руб. – средства населения.
В рамках реализации Программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья сдано в эксплуатацию 6 многоквартирных домов, в которых выкуплено 216 квартир общей площадью 11,4 тыс.кв.м. на эти цели направлены средства в сумме 302,8 млн.руб., в т.ч. 219,9 млн.руб. – средства Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, 82,8 млн.руб. – средства республиканского и местного бюджетов. Улучшили свои жилищные условия 305 человек, ликвидировано 6,1 тыс.кв.м аварийного жилья.