Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:15, реферат
История древневосточных государств, возникших в IV тыс. до н. э. в Месопотамии, Египте, Китае позволяет изучить важнейший этап в развитии человечества - рас¬пад родового строя, возникновение классов и древних рабо-владельческих обществ, создание государств, начало циви¬лизаций и экономики, как организованной сферы деятель¬ности человека.
Введение 3
Глава 1. Экономическая мысль Древнего Востока 4
Глава 2. Экономика Древнего Египта 6
Глава 3. Экономика Месопотамии 9
Глава 4. Экономика Древней Индии 13
Глава 5. Экономика Древнего Китая 16
Заключение 21
Список литературы 22
Содержание
Введение 3
Глава 1. Экономическая мысль Древнего Востока 4
Глава 2. Экономика Древнего Египта 6
Глава 3. Экономика Месопотамии 9
Глава 4. Экономика Древней Индии 13
Глава 5. Экономика Древнего Китая 16
Заключение 21
Список
литературы 22
История древневосточных государств, возникших в IV тыс. до н. э. в Месопотамии, Египте, Китае позволяет изучить важнейший этап в развитии человечества - распад родового строя, возникновение классов и древних рабовладельческих обществ, создание государств, начало цивилизаций и экономики, как организованной сферы деятельности человека.
Отделение скотоводства от земледелия, развитие сельского хозяйства и выделение из него ремесел, возникновение металлургии вызывали потребность в дополнительной рабочей силе. Ею становились главным образом пленные, которых обращали в рабство. Рост производства дал избыточный продукт, ставший объектом обмена. Появилась торговля, а затем и деньги. Родовая община постепенно распадается. Войны и торговля увеличивали имущественное расслоение. Возникает первое деление общества на классы - рабовладельцев и рабов. Для охраны интересов собственников, имущества, рабовладельцев и защиты от внешней опасности создается государство.
Первые
государства, возникшие на Древнем
Востоке, принимают форму деспотии
- вся верховная власть принадлежит
царю. Формально и вся земля в государстве
принадлежала царю, но фактически значительная
ее часть находилась в руках свободных
людей - общинников, отстаивавших в борьбе
с центральной властью свои права. Эта
вечная борьба была лейтмотивом многотысячелетней
истории государств планеты, истории их
экономик.
Глава 1 Экономическая мысль Древнего Востока
Экономическая
жизнь древневосточных обществ
имеет практически полностью
натурально-хозяйственную
Древний Египет. Первым дошедшим до нас памятником экономической мысли является «Поучение гераклеопольского царя своему сыну», где особое внимание уделяется эффективности функционирования аппарата управления, стоявшего между фараоном и населением. Отражением незавершенности классового деления в этом законе является то, что царь советует подбирать людей в гос. аппарат «по их делам». Далее такое уже недопустимо.
Месопотамия. В отличие от Древнего Египта для первых государств Месопотамии характерно быстрое развитие частнособственнических начал и денежных отношений. Но в условиях отсутствия гарантии свободы личности это вело к разорению массы производителей, развитию долгового рабства и кабальничества. Из кодекса Хаммурапи видно, что государство пыталось остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Основная тема этих законов, создание условий, при которых «сильный не притеснял бы слабого». Эти законы являются первой попыткой управлять экономической жизнью страны при помощи правовых норм.
В Древней Индии крупнейшим памятником общественной мысли является «Артхашастра» - трактат об искусстве политики управления государством. Этот трактат показывает, какую большую роль играло государство в хозяйственной жизни страны. Государство контролировало все области хозяйства, вело четкую финансовую политику.
В Древнем Китае было несколько направлений течения общественной мысли, но основным было конфуцианство, которое при Конфуции защищало позиции родовой знати. Следующий идеолог Мэн-цзы выступал за четкое деление общества на «управляемых и управляющих», а сюнь-цзы выступал уже за четкое разделение труда. По его мнению государство должно было строиться на трех главных принципах: экономии в расходах, обеспечении достатка народу и необходимости сохранять излишки.
В VI-III вв. до н. э. у конфуцианства появился серьезный оппонент - легисты, которые отражали новые тенденции в развитии Древнего Китая (усиление роли государства и формированием государственной бюрократической системы управления). Их главным идеологом являлся Шан Яна. В своей концепции он отводил огромную роль сельскому хозяйству, т.к. считал, что государство добивается процветания с помощью двух средств : земледелия и войны. Так же он выступает против превращения свободных крестьян в рабов, для чего предлагает запретить выход из общины бедным крестьянам, введя систему круговой поруки.
Особое
место в древнекитайской
Особое
место в истории экономической
мысли Китая занимает трактат
«Гуань-цзы», в котором достаточно
глубоко разработаны принципы управления
хозяйством. Они ратовали за защиту
народного хозяйства от рыночной
стихии, считая, что рынок привносит
беспорядок в сельское хозяйство. Так
же они были за «усиление земледелия»,создание
государством постоянных зернохранилищ,
увеличение гибкости податной системы,
выдвинули принцип «
Глава 2 Экономика Древнего Египта
Древнейшее на планете египетское государство возникло в конце IV тыс. до н. э. в долине реки Нил. Территория, на которой создавалась египетская цивилизация, представляла собой узкую полосу земли вдоль реки, зажатую между пустынями Северной и Восточной Африки. Нил обеспечил существование людей в этой части планеты со времен древнекаменного периода.
Земля принадлежала фараону, который жаловал их чиновникам, военачальникам, жрецам. Ирригационная система состояла из каналов, шлюзов, дамб, окружавших поля, и шадуфов, подъемных сооружений, подобных колодцам «журавлям», с помощью которых воду поднимали на поля, расположенные выше водного уровня. Государственные чиновники были ответственны за развитие и содержание ирригационной системы, наблюдали за подъемом воды в Ниле. Государство проводило большие строительные работы по созданию каналов и водохранилищ. Уже в период Среднего царства была создана система регулирования движения воды из Нила в водохранилища, которая позволила создать большой Фаюмский оазис, где был построен город Кахун.
Недостаток пахотных земель стал причиной ограниченного разведения скота, который приходилось выращивать в стойловых условиях. Уже в период Древнего царства египтяне стали выводить племенной скот. Большое значение имело птицеводство, особенно разведение уток и гусей.
Основной отраслью сельского хозяйства было земледелие. Выращивали главным образом ячмень, овощи, лен. Орудия труда в сельском хозяйстве Египта долго оставались примитивными. В основном это были мотыга, плуг, серп с кремневыми резцами, замененный позднее на металлический. Низкий уровень орудий труда объясняется дешевизной рабочей силы.
В Египте рано стала развиваться металлургия. Выплавлялись медь и свинец. Свинец добывался около Ассуана и на берегу Красного моря, медь - на Синайском полуострове и в Восточной пустыне, золото - в Нубии и Восточной пустыне. Высокого уровня достигло ювелирное производство.
Наиболее быстро стали развиваться ремесла в период Нового царства. В эту эпоху при дворцах фараонов, храмах создавались мастерские, в которых иногда работало до 150 человек. Появились новые способы обработки золота: плетение золотых нитей, изготовление золотых цепочек, ковка и т. д. Древнеегипетские ювелирные и культовые изделия из драгоценных металлов украшают крупнейшие музеи мира.
В Египте впервые была разработана технология изготовления материала для письма - папируса. Для этих целей с начала III тыс. до н. э. использовалось травянистое растение папирус, стебли которого разрезались на полоски и накладывались друг на друга. Перекрещенные слои сдавливались под прессом, а затем высушивались. Как писчий материал папирус использовался на Ближнем Востоке и в Европе даже в Средние века.
Египтяне
были искусными строителями. По величине
компактно застроенной
Хорошие плодородные почвы Египта и мастерство земледельцев позволяли не только обеспечивать сельское население продуктами питания, но и создавать избыточный продукт. Раннее выделение из сельского хозяйства ремесел стало основой обмена между сельским и городским населением. Возникла внутренняя торговля. В то же время в стране не хватало металлов. Их приходилось покупать за рубежом либо пополнять ресурсы за счет завоеванных стран. Медь привозили из Аравийской пустыни и с Синайского полуострова, позднее с Кипра. Золото ввозили из Нубии. Лесоматериалы привозились из Ливана и Экваториальной Африки. Из Малой Азии привозили железо, из Месопотамии - бронзу, лазурит, а также лошадей.
Еще
в период Древнего царства сложились
торговые пути из Египта в Нубию, на Синай,
в Палестину и Сирию. В этот же период появились
весовые металлические деньги в виде слитков.
В период Нового царства в Египте уже широко
применялась денежно-весовая единица
- дебен, равная 91 г, который делился на
десять равных частей. Крупные торговые
сделки документально оформлялись в особом
присутственном месте, при свидетелях,
имена которых записывались в документах.
Глава 3 Экономика Месопотамии
Одними из первых, возникших на нашей планете в IV тыс. до н. э. были древние государства Месопотамии - страны, расположенные между Кавказом на севере и Персидским заливом на .юге, между Сирийской степью на западе и горными районами Ирана на востоке (территория современного Ирака). С севера на юг страну пересекают две большие реки Тигр и Евфрат. Эти реки создали плодородную от речных наносов долину и служили хорошими транспортными магистралями, связывающими государства Месопотамии с их соседями.
Особенностью экономики древнейших государств Месопотамии было сосуществование сельской общины с рабовладельческим хозяйством. Сохранение сельской общины обусловливалось спецификой природных условий. Жаркий климат страны требовал орошения в сельском хозяйстве, но постоянные разливы рек Тигра и Евфрата, значительная заболоченность требовали осушения земель. В этих условиях населению приходилось создавать множество ирригационных сооружений. Их строительство было возможно лишь при соединении усилий многих людей. Все это сохраняло общину, которая из родовой стала сельской.
Климатические
условия растениеводства
Строительство крупных ирригационных систем, храмов, дворцов, ведение дворцового и храмового хозяйства требовали увеличения рабочей силы. Источником ее были либо военнопленные, либо местные жители, попадавшие в кабалу и становившиеся рабами. Рабов покупали и продавали. Надо отметить, что рабство в древневосточных государствах было еще неразвитое, во многом домашнее. Кроме общинного и рабского использовался и наемный труд. Обедневшие общинники нанимались на работу к зажиточным и богатым людям.