Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:26, реферат
Сельскохозяйственное производство существовало в Египте на протяжении почти 8 тыс. лет, но лишь с середины 1970-х годов оно перестало быть единственным источником существования для большинства египтян. Вплоть до середины 20 в. подавляющее большинство населения страны проживало в сельской местности.
Городская цивилизация Египта очень древняя. Александрия была основана еще Александром Македонским, и хотя официальной датой основания Каира считается 969 год, городские поселения в этом районе существовали со времен первых фараонов. На протяжении столетий Каир был не только политическим, но и торговым центром и играл огромную роль в качестве перевалочной базы на перекрестке путей из Африки, Аравии, Индии, Сирии, Балкан и Северного Средиземноморья.
Почти все обрабатываемые земли в Египте находятся в долине Нила. Сочетание плодородных аллювиальных почв с продолжительной инсоляцией создает исключительно благоприятные условия для возделывания разнообразных сельскохозяйственных культур. Однако расширение ирригационной системы в 1960-х – начале 1970-х годов не сопровождалось созданием надежной системы дренажа. В результате во многих районах, особенно в Верхнем Египте, возникла серьезная проблема засоления почв.
Размеры традиционных крестьянских хозяйств невелики. Приблизительно две трети всех сельскохозяйственных угодий составляют хозяйства по 2 га каждое. Как правило, земля принадлежит обрабатывающему ее крестьянину. Многие хозяйства сдаются в аренду, и арендатор рассчитывается с владельцем либо деньгами, либо в натуральной форме – частью урожая. Большинство работ на полях выполняется самим владельцем участка и членами его семьи, но в страду, например в пору сбора хлопка, даже небольшие хозяйства нуждаются в найме дополнительной рабочей силы. Некоторые крупные хозяйства специализируются на выращивании овощей и фруктов. Бóльшая часть хозяйств входит в государственные кооперативы, которые закупают весь выращенный хлопок и частично некоторые продовольственные культуры (рис, пшеницу и др.). В обязанности кооперативов входит и снабжение крестьян химическими удобрениями. Количество удобрений, используемых на единицу обрабатываемой площади, в Египте намного выше, чем в большинстве других стран мира, за исключением стран Западной Европы, Японии и Южной Кореи.
Почти во всех хозяйствах содержат скот. Владельцы небольших участков разводят буйволов, которые используются как тягловая сила при строительстве ирригационных сооружений, и крупный рогатый скот для производства молочной продукции. Около четверти пахотных угодий отводится под выращивание клевера на корм скоту. Отток сельского населения в города стимулировал внедрение средств механизации в аграрном секторе.
Главной проблемой
в области
Начало реформирования сельскохозяйственного сектора экономики относится к 1986. В 1995 государством контролировались лишь цены на хлопок и сахарный тростник. Египет наиболее конкурентоспособен в производстве таких культур, как томаты, пшеница, хлопок, рис, картофель, кукуруза, бобовые, сахарная свекла, и многих фруктов. Уровень самообеспечения пшеницей к 1995 вырос до 50%.
Рыболовство занимает весьма скромное место в экономике страны. Главные районы лова рыбы – прибрежная средиземноморская полоса, озера на севере дельты Нила и оз. Насер. Ежегодный улов рыбы оценивается в 140 тыс. т.
Равнинный характер рельефа Египта и концентрация населения в долине и дельте Нила позволили относительно легко решить задачу транспортного сообщения. Страна не испытывает недостатка в автомобильных и железных дорогах и внутренних водных магистралях. В 1996 Египет располагал 64 тыс. км автомобильных дорог, из них ок. 50 тыс. км с твердым покрытием. В 1994 из имевшихся в стране 5024 км железнодорожных путей был электрифицирован участок протяженностью всего в 42 км. Благодаря сухому мягкому климату можно без особых затрат поддерживать дорожную сеть, и большая часть грузовых перевозок в стране осуществляется автотранспортом. В 1999 в Египте имелись два международных аэропорта – в Каире и Луксоре и 88 аэропортов для внутренних авиаперевозок. В 71 аэропорту взлетно-посадочные полосы имеют твердое покрытие. Кроме того, действуют два аэропорта по обслуживанию вертолетов. В 1995 единственная национальная авиакомпания «Иджипт эйр» располагала 35 пассажирскими авиалайнерами. В том же году автопарк Египта насчитывал 1280 тыс. легковых автомобилей и 423,3 тыс. автобусов.
Главные морские порты страны – Александрия, Суэц и Порт-Саид. Эффективно работает управляемый государственной компанией Суэцкий канал. В результате израильской оккупации Синайского п-ова в 1967–1973 Суэцкий канал вплоть до 1975 был закрыт для прохода египетских судов. После ликвидации последствий египетско-израильской войны были выполнены работы по расширению и углублению канала, что сделало его доступным для супертанкеров. В период вынужденного простоя Суэцкого канала Египет лишился важного источника валютных поступлений.
В результате заметного сокращения экспорта торговый баланс страны постоянно сводится с большим дефицитом. С 1991 по 1994 экспорт, не связанный с нефтью и нефтепродуктами, уменьшился на 20%. В 1998 экспортные поступления составили 3 млрд. долл., а затраты на импорт – 15,5 млрд. Главные статьи экспорта – нефть и нефтепродукты, хлопок и текстиль, различные сельскохозяйственные культуры (рис, картофель, фрукты и овощи). Главные статьи импорта – продовольственные товары (30% общей стоимости), машины и оборудование, а также широкий набор других промышленных товаров – от цемента до автомобилей. На закупку продовольствия за рубежом тратятся почти все поступления от продажи нефти.
Дефицит торгового баланса покрывается главным образом за счет валютных переводов египтян, работающих за рубежлм, доходами от иностранного туризма, пошлинами за право пользования Суэцким каналом, финансовой помощью правительства США и кредитами частных банков. В середине 1980-х годов в связи с трудностями в сфере инвестиций и проблемами занятости в нефтедобывающих арабских странах, вызванных резким сокращением поступлений от экспорта нефти, денежные переводы и приток иностранных туристов в Египет из-за опасений актов терроризма уменьшились.
Денежные объемы
переводов работающих за границей родственников
снова стали расти после
В 1950–1960-е годы более 90% всех банковских активов принадлежало четырем государственным банкам. Все они контролировались Центральным банком Египта, который осуществлял эмиссию денежной единицы страны – египетского фунта. В 1970-е годы, при Садате, четыре крупных банка создали смешанные банки, в которых доля акций зарубежных инвесторов не превышала 49%. Такие банки получили право осуществлять финансовые операции в иностранной валюте. Импортеры иностранных товаров получили разрешение держать валютные счета в египетских банках. Чтобы стимулировать работавших за границей египтян хранить накопления в египетских банках, была разработана система поощрения таких вкладчиков. Нововведения позволили расширить источники кредитования, облегчили инвестирование в национальную промышленность, но одновременно способствовали росту инфляции, темпы которой в середине 1980-х годов составляли 25–30% в год.
Благодаря усилиям по стабилизации макроэкономики, предпринятым в начале 1990-х годов, темпы инфляции с 1992 по 1996 уменьшились с 21,1% до 7,2%, а к 1999 достигли 3,7%. Программа реформирования экономики была распространена и на банковский сектор. В настоящее время в Египте допускается деятельность банков со 100-процентным иностранным капиталом, которым разрешено осуществлять банковские операции как в местной, так и в иностранной валюте. Приблизительно половина внутренних кредитов направляется в частный сектор. В 1990-х годах в Египте функционировало более 80 коммерческих, деловых и специализированных банков.
В 1997 доля государственных поступлений составила 23,7% валового внутреннего продукта (ВВП). Дефицит покрывался за счет внутренних и внешних займов. Около 60% поступлений обеспечивалось за счет налогов, в первую очередь на прибыль таких государственных предприятий, как Суэцкий канал и нефтеперерабатывающие заводы. В середине 1990-х годов бюджетный дефицит составил менее 1,5% ВВП. Отмена субсидий на электроэнергию и введение единого налога на продажи позволили увеличить сумму поступлений в государственный бюджет до 23,5 млрд. египетских фунтов
Для подготовки данной
работы были использованы материалы
с сайта http://www.krugosvet.ru/
Общие экономические данные
На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников. В то время когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, древние египетские зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время.
Сегодняшний Египет - крупнейшая арабская страна площадью 1001,4 тыс. км2, расположенная на северо-востоке Африки. Часть его территории – Синайский полуостров - находится в Азии. Граница между двумя континентами проходит по Суэцкому каналу.
Население Египта сегодня превышает 65 млн. чел. и ежегодно возрастает на 1,3 млн. В столице государства Каире сейчас живут 17 млн. чел., что соизмеримо с численностью населения всей страны в 50-х гг. Арабизированные потомки древних египтян составляют 99% населения. К этническим меньшинствам относятся нубийцы, а также бедуины и другие кочевые племена. 80% населения - это крестьяне (феллахи). По официальным данным, 90% египтян - мусульмане и менее 10% - копты, исповедующие христианство.
В развивающейся стране, каковой является Египет, доход на душу населения составляет $1000 США в год.
33% всего трудоспособного
населения занято в сельском
хозяйстве. Выращиваются
Но, несмотря на это, производительность
сельского хозяйства катастрофически
падает (доля сельского хозяйства в валовом
продукте страны в 1997 г. составила 18%). Благодаря
Асуанской плотине нехватка воды перестала
быть острой проблемой, но, с другой стороны,
почвы оказались перенасыщены удобрениями
и солью.
Ведущими
отраслями промышленности являются
текстильная, нефтеперерабатывающая,
нефтедобывающая, пищевая, а также металлургия.
В стране добываются такие полезные
ископаемые как нефть, природный газ,
железная руда, фосфаты, минеральные соли,
марганец. Богатые собственные залежи
руд обеспечивают сырьем гигантский металлургический
комбинат в Хелуане.
Электроэнергию дает, прежде всего, Асуанская гидростанция. Понемногу начинает развиваться такая важная для Египта отрасль, как использование солнечной энергии.
В феврале 1994 г.
вступила в строй первая в Египте
и крупнейшая в Африке ветроэлектростанция,
расположенная в Хургаде на Красном море.
Огромное количество индустриальных объектов
было возведено при помощи Советского
Союза и с помощью советских инженеров:
уже упомянутая Асуанская плотина, которая прекратила разрушительные ежегодные разливы Нила, увеличила площадь пахотных земель
Асуанская ГЭС, дающая 80 процентов электроэнергии
Хелуанский комплекс (коксохимическое производство, металлургический комбинат)
Многочисленные
Экономические кризисы наносят значительный
ущерб четырем основным статьям
дохода государственного
бюджета Египта:
туризм
пошлина с судов, проходящих по Суэцкому каналу
перечисления состоятельных
экспорт нефти, хлопка, овощей, фруктов и зерна
Первой статьей дохода Египта является отнюдь не туризм, и не сельское хозяйство, как считают многие, а пошлины, взимаемые с судов, проходящих по Суэцкому каналу. Его эксплуатация приносит государству значительные доходы – более 1 млрд. долларов в год. На втором и третьем местах - добыча нефти и туризм. Египет ежегодно посещает около 5 млн. туристов, что для страны с таким богатым наследием на удивление мало. Сказывается то, что Египет сделал ставку на массовый въездной туризм относительно недавно - с середины 80-х годов. С тех пор в АРЕ были созданы все условия для инвестиций, поэтому отельный и туристический бизнес является сейчас самым динамично развивающимся.
Хотя с началом войны в Ираке и сложившейся в связи с этим ситуацией на мировой арене, а особенно в арабских странах, ситуация временно изменилась. По мнению туристской администрации Египта, в результате войны в Ираке Египет недосчитается в этом году 1,5 млн. туристов. Министр туризма Египта Эль-Бельтаги считает, что в 2003 году доходы от туризма в стране упадут на 38% - приблизительно с $3,65 млрд. до $2,25 млрд. Также г-н Бельтаги отметил, что только в течение первой недели войны в Ираке уровень заполняемости гостиниц составил около 40%, что существенно ниже 59% в это же время прошлого года. Генеральный менеджер крупной египетской туроператорской компании Travco Адель Азиз прогнозирует 50% падение бизнеса в этом году, его компания получила более 2000 отказов на март и апрель только от одного германского туроператора.