Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:33, доклад
Общие тенденции экономического развития Франции, развитие отраслей промышленности и сельского хозяйства. Структура внешнеэкономических связей, статьи внешней торговли.
Введение
Общие тенденции экономического развития
Промышленность
Сельское хозяйство
Внешнеэкономические связи
Заключение
Список литературы
Экономика Франции
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Общие
тенденции экономического
Промышленность
Сельское хозяйство
Внешнеэкономические связи
Заключение
Список литературы
Введение
Автор
опирается на некоторое
информацией и считает ее приемлемой для изложения в краткой форме. Тема интересна потому, что
Франция как страна является одним из примеров стабилизации экономики за счет государственного
влияния, что является довольно характерным для развитых стран. Также в экономике Франции есть масса
особенностей, исследование которых могло бы помочь и нашей стране. Таким образом, будут рассмотрены
некоторые общие положения в экономике страны, а также выделены некоторые особенности ее развития.
Общие
тенденции экономического
Франция
является одной из ведущих
стран западных держав, занимая
седьмое место среди всех
мира — 4,7% совокупного ВВП при 1% населения. По размерам территории (551 тыс. кв км) и населения (57
млн чел.) , она принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. По уровню экономического развития
уступает ФРГ и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу) . На долю Франции
приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы.
В 80-е
гг. экономическое развитие
массовой безработицей, резкими сменами основных направлений государственного регулирования.
Структурный кризис мирового хозяйства, переход к новому типу воспроизводства оказали сильное влияние
на промышленное производство. После кризиса 80-х гг., французская промышленность восстановила свой
уровень производства только в 1986 г.
Позиции Франции в мировой экономике несколько ослабли (1980 г. — 5,7% ВВП мира) . Доля страны
в промышленном производстве стран ОЭСР сократилась с 6,6 до 5,7% за 80-е гг. Уменьшились экспортные
возможности. Норма безработицы превысила 10%. Французская промышленность по-прежнему имеет
недостаточную специализацию, с трудом приспосабливается к быстро меняющемуся спросу на рынках.
Сравнительно
низкая эффективность
развития экономики, которая в 50-60-е гг. в основном ориентировалась на внутренний рынок, а во внешних
связях большое место занимали развивающиеся страны, главным образом, в пределах бывшей колониальной
империи. Немаловажную
роль в этом процессе сыграло доминирование
в структуре хозяйства
сектора, который обычно проявляет чрезмерную осторожность при осуществлении долгосрочных
промышленных проектов.
Во Франции
активно протекают процессы
концентрации и централизации производства и капитала. Сто крупнейших компаний сосредотачивают
свыше 2/3 промышленного производства. В ряде отраслей монополизация производства приближается к
максимуму. В черной металлургии две крупнейшие компании “Юнизор” и “Сасилор” сосредоточили 70%
производства стали, “Компани женераль д'электрисите” (КЖЕ) , “Томсон” — 50% производства
электронного
и электротехнического
автомобилей. “Пешине-Южин-Кюльман”
(ПЮК) и “Иметаль” — почти
полностью сосредоточили в
руках производство и сбыт цветных металлов.
Процессы
концентрации и централизации
капитала и перестройки
одновременно
с процессом
огромных по мощи ТНК. Так, “Иметаль” объединяет 62 общества, действующих в 25 странах. У
автомобилестроительной компании “Рено” — почти 45% производственных мощностей и 25% рабочей силы
сосредоточены на заграничных предприятиях и так далее.
Централизация капитала на национальном и международном уровне привела к укреплению целого
ряда французских компаний в мировом производстве. Химическая компания “Пешине” превратилась в
мирового лидера упаковочной продукции, полиграфическая фирма “Ашет” — в ведущего издателя журналов
в мире, фирма “Кабль де Лион” вышла на первое место в мире в производстве электрических кабелей.
Электротехнический концерн “Томсон” занял первое место в мире по выпуску навигационного оборудования
для самолетов, а в Европе — по производству бытовой электроники. “Иметаль” занимает ведущее положение
по производству свинца, цинка, никеля в промышленно развитых странах. В Западной Европе компании
“Аэроспасиаль” и “Дассо-Бреге” заняли соответственно первое и третье места в авиакосмической
промышленности. Упрочились позиции французских компаний среди крупнейших корпораций Западной
Европы и мира. В списке ста крупнейших компаний входят 8 французских объединений (1961 г. — 2) .
Франция не только уступает ведущим странам — США, Японии, ФРГ и Британии по количеству крупнейших
компаний, но и по величине их оборотов. Оборот первых десяти французских компаний в обрабатывающей
промышленности составляет около 28% от оборота первых десяти американских и 45% германских. 6
французских банков входят в число 50 крупнейших банков мира. Это “Креди агриколь” , “Банк насиональ де
Пари” , “Креди Лионне” , “Сосьете жене-раль” , “Групп де кесс д'епарнь” , “Компани финансьср де Париба” .
Банки
активно участвуют в
владении акционерным капиталом, используя в том числе холдинговые компании, инвестиционные фонды,
личную унию.
Процесс переплетения капитала привел к тому, что вся экономика охвачена несколькими
финансовыми группами, имеющими широкие международные связи. Это группы “Нариба” , “Союз” , группы
Ротшильдов и Ампен-Шнейдеров. Финансовые группы оказывают серьезное влияние на формирование
экономической политики. Интересы крупнейших компаний отстаивает Национальный совет французских
предпринимателей (Патронат) , а также различные отраслевые, межотраслевые и региональные организации
предпринимателей, являющиеся мощными рычагами давления на правительство.
Активную
роль в экономике страны
свои позиции в период 70-80-х гг. Мелкий сектор очень подвижен. 30% регистрируемых
предпринимательских единиц терпят крах спустя два года, а каждое второе не дотягивает до пяти лет. Число
фирм, терпящих банкротство, высоко. Препятствием в деятельности новых компаний выступает
недостаточность накопления первоначального и оборотного капитала. Мелкий сектор в основном
ориентирован на сферу услуг и торговли.
Функционирование
экономической системы
воспроизводственный процесс. По степени развития ГМК, проявляющемся в активном участии государства
в регулировании
и программировании экономики, в
распространении
Франция выделяется среди крупнейших промышленно развитых стран. В 80-е гг. произошло изменение
основных направлений экономической политики от дирежизма к неолиберализму, к усилению роли рынка.
Большое влияние
на экономическую политику оказали
изменения в расстановке
правительственном уровне, что прежде всего проявилось в отношении к государственному сектору. В 1981 г.
правительство
социалистов провело
Государственный сектор стал сосредотачивать 28% производства и 16% занятых. Национализация
способствовала модернизации и финансовому оздоровлению данных компаний, позволила избежать
перехода некоторых фирм под контроль иностранного капитала. Пришедший к власти блок правых и
центристских партий в 1986 г. принял программу денационализации 65 крупнейших промышленных,
банковских и страховых компаний. В частный сектор были переданы крупнейшие банковские группы
“Париба” и “Сосьете женераль” , индустриальные гиганты “Сен-Гобен” , “Компани женераль д'электрисите” ,
финансовая компания “Тивас” , военно-промышленная компания “Матра” , финансовая группа “Сюэз” .
Сохраняющийся
государственный сектор
обрабатывающей промышленности. В нем обеспечивается 70% производства энергии, он включает около
60% транспорта и связи, свыше 80% авиакосмической промышленности, дает 40% автомобилей и так далее.
Государственный сектор является важным инструментом экономической политики. Обновление основного
капитала, обеспечение условий воспроизводства во многих отраслях хозяйства непосредственно решается
государством.
Регулирующая
роль государства находит свое
яркое выражение в
и планировании, которое получило широкое развитие в первые послевоенные годы. С этой целью были
созданы официальные органы, среди которых выделяется Комиссариат плана. Разработанные планы
ориентировали французскую экономику на освоение новых технологий, структурную перестройку, усиление
научно-исследовательских работ.
Государство активно участвует в развитии НИОКР. На его долю приходится свыше половины
общенациональных
ассигнований на научно-конструкторские
работы. Государство стремится
существующий
разрыв в научно-техническом
Со второй половины 80-х гг. в экономической политике правительства в качестве приоритетных
выдвинулись вопросы, связанные с созданием единого рынка ЕС. К ним относятся структурные
преобразования, проведение системы налогообложения и социального обеспечения в соответствии с
уровнем Сообщества.
Структурные особенности
интеграции. Обычно она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки.
Правительство
сократило государственное
сектор. С этой целью был отменен валютный контроль, контроль над ценами, снижены налоги, увеличены