Экономика Германии в послевоенный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 13:01, реферат

Описание

Вторая мировая война, подготовленная силами международной реакции, развязанная главными агрессорами – фашистскими Германией, Италией и милитаристской Японией, стала крупнейшей экономической катастрофой. Война, планировавшаяся агрессорами как ряд малых молниеносных войн, превратилась в глобальный вооруженный конфликт.

Содержание

1. Введение………………………………………………3
2. Экономика страны после второй мировой войны………………………………….………………4
3. Программа Л. Эрхарда и результаты ее реализации……………………………………………6
4. Плана Маршалла …………………………………….9
5. Заключение…………………………………………
6. Список использованной литературы……………………………...…………...14

Работа состоит из  1 файл

История экономики.docx

— 33.29 Кб (Скачать документ)

      В 1954 г. наметился переход к следующему – 5-му этапу рыночного хозяйства – фазе высокой конъюнктуры, из-за чего возникал вопрос противодействия опасности инфляционного перенакала высокой конъюнктуры. И с середины 1956 г. удалось совладать с угрозой хозяйственной деградации. После заторможения экономического подъёма переход к спокойному прогрессу можно было считать обеспеченным.

      Таким образом, ФРГ становится передовой  страной Западной Европы, она обогнала в хозяйственном развитии своих  былых победителей. Уже к середине 50-х гг. ФРГ вышла на 2 место в мире (после США) по объёму золотых запасов, что стало подлинным доказательством не только внутренней силы немецкой экономики и динамики её роста, но и неустанной работоспособности всех слоёв немецкого народа. Страна выступила одним из главных учредителей Европейского объединения угля и стали,  стояла у истоков европейской экономической интеграции и к началу 60-х годов на её долю приходилось более 60 % добычи угля, около половины производства стали, около 40 % экспорта и 35 % импорта ЕЭС («Общего рынка»).

      Но  «немецкое чудо» – это не только экономика, Л. Эрхард указывал, что главное чудо заключалось в изменении немецкого народа, который пройдя за десять лет чистилище экономических реформ, смог выйти из него новой нацией – свободной, доброжелательной и жизнерадостной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПЛАН  МАРШАЛЛА

      Официальным автором программы так называемого  «восстановления и развития»  Европы стал генерал, бывший начальник  генерального штаба США, назначенный  в 1947 году государственным секретарем Джордж Кэтлетт Маршалл.

      План  Маршалла был выдвинут 5 июня 1947г. В середине июля 1947г. состоялась Парижская конференция стран – участниц плана Маршалла (16-ти европейских стран: Австралии, Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов Норвегии, Португалии, Турции, Франции, Швеции и позже ФРГ), на которой был учрежден Комитет европейского экономического сотрудничества, задача которого сводилась к составлению на основе отчётов о состоянии экономики, военных разрушений, валютных резервов, восстановительных работах сводной заявки на американскую помощь, общая сумма которой  составила 29 млрд. долларов.

      На  совещании министров иностранных  дел Великобритании, Франции и  СССР в 1947 г. Советский Союз подверг критике идею плана, рассматривая его в качестве механизма вмешательства во внутренние дела европейских стран, раскола Германии и раздела Европы на 2 противостоящие группы государств. Отказ от участия в плане Маршалла СССР был поддержан и другими социалистическими странами – Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, Чехословакией, Югославией, Финляндией и Албанией.

      Только  в апреле 1948 г. американский Конгресс принял «Закон о помощи иностранным государствам». Экономическая помощь осуществлялась на основе двусторонних соглашений при соблюдении жёстких условий, среди которых:

  1. отказ от национализации промышленности;
  2. предоставление полной свободы частного предпринимательства;
  3. торможение отраслей западноевропейской индустрии конкурирующих с отраслями США;
  4. одностороннее снижение таможенных тарифов на импорт американских товаров;
  5. ограничение торговли с социалистическими странами и др.

      Контроль  за реализацией плана Маршалла осуществляла, созданная в США, Администрация экономического сотрудничества.

      За 4 года выполнения плана (с 1948 г. – по 1951 гг.) США оказали европейским странам помощь в объёме 17 млрд. долларов и более 2/3 этой суммы приходилось на долю четырёх ведущих европейских стран – Великобритании, Франции, Италии и ФРГ. В то же время Западная Германия из былого агрессора превратилась в союзницу стран-победительниц, которой США оказывали предпочтение, за первый год реализации плана ФРГ получила от США 2,422 млрд. долл.- это почти столько же, сколько Англия (1,324 млрд.) и Франция (1,13 млрд.) вместе.

      Основную  помощь (70 %) составляли поставки продовольствия, топлива и удобрений. Но главный  смысл плана заключался в подпитывании слабых европейских экономик и создании условий для собственного возрождения, а именно:

  • для быстрого развития внутриевропейской торговли;
  • для активизации наиболее эффективных производственных мощностей с целью достижения ускоренного выпуска продукции через межотраслевую кооперацию;
  • для укрепления своих валют и восстановления к ним доверия.

      Формой  обеспечения европейской кооперации стала Организация Европейского Экономического Сотрудничества (ОЕЭС), в рамках сотрудничества её стран-участниц по либерализации торговли и платежей потребовалась координация инвестиций в целях направления капиталовложений на развитие ключевых отраслей и предотвращения дублирования инвестиций.

      Главным в реализации плана Маршалла  стало решение вопроса  об источниках финансирования отдельных элементов  плана. Все поставки были разделены  на 3 основных вида:

      1) первый объединял предметы жизненной  необходимости – продукты питания,  топливо, одежду. Ежегодный рост  собственных ресурсов европейских  стран сопровождался соответствующим  сокращением американских ассигнований, а так как большинство стран  Западной Европы были не в  состоянии оплатить поставки, то  основная их часть шла в  виде дотаций, а не займов. Одновременно  валюта, вырученная от продаж  ввозимых продуктов, использовалась  правительством европейских стран  для сокращения дефицита бюджета,  а значит и темпов инфляции.

      2) второй вид поставок составляло промышленное оборудование. В его финансировании преобладали международные займы.

      3) третий вид поставок составляло  сырьё, сельскохозяйственные машины, промышленные товары и запасные  части, которые финансировались  под гарантии американского правительства  через специально созданное отделение  экспортно-импортного банка США.

      Таким образом, план Маршалла был ориентирован на снабжение западноевропейского  производства, на импорт сырья и  материалов, на восстановление и обновление основных фондов.

      Совместно с планом Маршалла применялись собственные  экономические программы в странах  Запада по возрождению послевоенных экономик, что давало высокую результативность развитию этих стран и проявлялось  в росте выпуска продукции  в базовых отраслях более, чем на половину за 1947-1950 гг., а по отдельным видам продукции более того: калийных удобрений – на 65 %, стали – на 70 %, цемента - на 75 %, транспортных средств – на 150 %, нефтепродуктов – на 200 %.

      Свидетельством  успешного выполнения программы  экономического возрождения западноевропейских стран является рост экспорта, который  за 1948-1952 гг. увеличился на 49 пунктов. Прогрессивные  изменения затронули и структуру экспорта. Западноевропейский вывоз продукции  вырос на 40 %, а поставка оборудования для традиционных отраслей из США не только укрепляла базовые отрасли, но и создавала ощутимые предпосылки для повышения конкурентоспособности потребительских секторов экономики, поворота к перспективным технологиям и даже экспорту качественных материалов для новейших отраслей из Европы и  США.

      Вместе  с тем на фоне обострения послевоенной международной обстановки план Маршалла с 1951г. стал превращаться в программу  оказания странам-участницам американской военной помощи, способствуя послевоенному  расколу Западных государств и усилению «холодной войны» против социалистических стран,  а также зависимости  западноевропейских государств от США.

      На  это был нацелен принятый в 1951г. закон о взаимном обеспечении  безопасности, который действуя на основе двусторонних соглашений содействовал внешней политике через безвозмездные субсидии и поставки американских товаров и материалов. Страны-получатели вынуждены были предоставлять свою территорию для американских венных баз и прекратить торговлю  стратегическими товарами с социалистическими странами, то есть экономическая помощь Европе была направлена на поддержку перевооружения, а не на дальнейшее общее расширение экономики

      Весьма  заметным и ощутимым фактором послевоенного  развития новых отраслей производства в США, ускоренного роста японской и западногерманской экономики  стали крупные государственные  затраты. Результативность плана Маршалла, интеграционные тенденции на ряду с традиционными методами антикризисного регулирования (бюджетная и кредитно-денежная политика, политика доходов и координированная структурная политика, огромные государственные затраты) послужили залогом послевоенного развития новых отраслей производства в США, ускоренного роста японской и западногерманской экономик, нового этапа НТР.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Таким образом, история экономического  возрождения Германии после второй  мировой войны представляет собой  один из примеров успешной  реализации идей либерализации  экономики при сбалансированном  участии государства в экономической  жизни страны и обеспечении  социального характера экономических  преобразований. Необходимыми условиями  успеха послевоенного восстановления  Германии стали внешние (план  Маршалла) и внутренние (политическая  стабильность политическая поддержка  реформ, денежная реформа, либерализация  цен и торговли, в том числе  внешней, направленное и ограниченное  вмешательство государства в  хозяйственную жизнь) факторы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920 - 1990 гг.: Учебное пособие/ А.Н. Маркова, Н.С. Кривцова, А.С. Квасов и др.; под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995. – 53-63 с.
  2. Маршалла план/ Дипломатический словарь. –М.: Наука, 1986.-Т. II.- С. 185-185.
  3. Ивишиани Д.М. и др. Моделирование процессов мирового развития и сотрудничества. – М.: Наука, 1991
  4. Эрхард Л. Благосостояние для всех: Пер. с нем. – М.: Начала-пресс. 1991.

Информация о работе Экономика Германии в послевоенный период