Экономика Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:28, реферат

Описание

Объединенная Германия занимает в мире: по численности населения — 12 место (98.2 млн чел); по производству ВНП — 3 место (после США и Японии); по экспорту - 2 место (после США); по объему экспорта на душу населения, уступая нескольким небольшим западным странам, значительно опережает ведущие страны мира, в том числе Францию, Англию, Японию и США.

Работа состоит из  1 файл

малышкина экономика 2.0.docx

— 25.31 Кб (Скачать документ)

     Объединенная  Германия занимает в мире: по численности населения — 12 место (98.2 млн чел); по производству ВНП — 3 место (после США и Японии); по экспорту - 2 место (после США); по объему экспорта на душу населения, уступая нескольким небольшим западным странам, значительно опережает ведущие страны мира, в том числе Францию, Англию, Японию и США.

     ФРГ по праву называют одним из «локомотивов»  мировой экономики. По уровню экономического развития, величине экономического потенциала, доле в мировом производстве, степени  вовлеченности в международное  разделение труда и другим важнейшим  критериям она относится к  числу наиболее высокоразвитых государств мира, входит в так называемую «большую семерку».

     Экономика Германии является крупнейшей экономикой Европы. В 2010 году в рейтинге стран по общему объёму ВВП Германия занимала четвёртое место, и пятое место в рейтинге по объёму ВВП по паритету покупательной способности. До 2007 года Германия занимала соответственно третье и четвёртое место.

     Экономика Германии характеризуется хорошо развитой инфраструктурой и квалифицированной  рабочей силой. В экономической  системе Германии выделяется несколько  специфических черт.

     Экономика Германии организована по принципу социально-рыночной экономики, характеризующейся сочетанием социального баланса и рыночной свободы. Данная экономическая модель предполагает в значительной мере свободные  действия рыночных сил, однако, основной упор делается на социальном обеспечении. Концепция социальной рыночной экономики  была впервые разработана и реализована  Людвигом Эрхардом и Альфредом Мюллер-Армаком в 1947—1949 годах в целях послевоенного восстановления ФРГ.

     Данная  модель представляет собой компромисс между экономическим ростом и  равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская  деятельность государства, обеспечивающее равномерное распределение социальных благ в обществе. Социальное партнерство  между профсоюзами и работодателями обеспечивает достаточно прочный социальный мир. Реформы в системах социального  страхования и структурные реформы  на рынке труда нацелены на снижение побочных расходов на рабочую силу и стимулирование экономического роста.

     В последнее время Германия испытывает определённые трудности в реализации модели социально-рыночного хозяйствования. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40 % чистой прибыли  немецких компаний идет на оплату труда  и на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы  в среднем на отчисления работодателей  в социальные фонды приходится 81 евро. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население  и компании. Уровень налогообложения  в стране годов достиг значительных размеров. На сегодняшний день ставка налога на нераспределенную прибыль в ФРГ составляет 50 %.

     Высокий уровень старения населения также  обуславливает значительные расходы  на социальное обеспечение пенсионеров. Высокий уровень пособий для  безработных нередко порождает иждивенческие настроения в обществе, а также стимулирует неуклонно высокий процент безработицы (по разным оценкам, 7,8-8,5 %). Во время экономического роста в 2010 и 2011 годах процент безработицы упал до 6,9 %.

     Второй  особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский  капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний сферы услуг, поэтому  они активно вмешиваются в  процесс принятия бизнес-решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.

     Также для экономики Германии характерна высокая степень индустриализации. По сравнению со многими развитыми  странами мира здесь очень большую  долю в производстве ВВП составляет промышленность — основное направление специализации Германии в мировой экономике.

     В Германии, в силу исторически обусловленных  причин, наблюдается неравномерное  экономическое развитие в рамках территории страны. Интеграция и модернизация экономики востока Германии остается проблемой, требующей времени и  больших финансовых затрат. Ежегодные  вклады федерального правительства  здесь составляют около 100 млрд долларов.

     Ещё одной особенностью немецкой экономики  является её экспортная ориентированность. Государство заинтересовано в открытом рынке и за последнее десятилетие  были достигнуты значительные расширения присутствия на мировом рынке. По данным Международного валютного фонда, с 1997 года экспорт товаров и услуг  рос сильнее, чем объёмы мировой  торговли. Даже в 2001 году, когда объём  мировой торговли сократился на 0,2 %, экспорт ФРГ вырос на 6,7 %. Важнейшими торговыми партнерами являются страны Европейского союза, особенно Франция (в 2004 г. сюда было экспортировано товаров  и услуг на сумму 75 млрд евро) и Великобритания (61 млрд евро), также США, Индия, Китай и страны Восточной Европы в связи с расширением ЕС на Восток.

     Традиционно одной из ведущих отраслей экономики  Германии является промышленность, доля которой в ВВП страны составляет 23 %, а в совокупном экспорте — 81 % (2010 г.), тем самым она является мотором внешней торговли. Также развито сельское хозяйство, энергетика. За последнее время значение отдельных отраслей экономики изменилось. Значительно повысился вес сферы услуг, которая сегодня почти догнала промышленный сектор Германии. Ведущие позиции в мире занимают германские информационные и биотехнологии, а также технологии по использованию возобновляемых источников энергии и экологически чистые технологии.

     В германской промышленности, как и  в промышленности других индустриальных западных стран, происходят структурные  изменения. Некоторые традиционные отрасли, например сталелитейная  и  текстильная промышленность, за последние  годы в некоторых случаях сильно утратили свои позиции в результате перемещения рынков сбыта и конкуренции  со стороны стран с низкими  зарплатами или же, как в случае с фармацевтической промышленностью, в результате поглощений и слияний перешли в собственность иностранных компаний. В то же время промышленность по-прежнему является важнейшей опорой германской экономики и — по сравнению с другими индустриальными государствами, например Великобританией или США, — имеет широкую базу: на промышленных предприятиях здесь заняты 8 млн человек.

     Крупнейшие  германские концерны имеют свои филиалы, производственные и научно-исследовательские  мощности по всему миру. Среди них  — общеизвестные автомобильные  концерны Volkswagen, BMW, Daimler, химические Bayer, BASF, Henkel Group, конгломерат Siemens, энергетические — E.ON и RWE или группа Bosch.

     Глобальный  финансовый и экономический кризис не обошёл Германию стороной. Напротив, страна пережила самую глубокую рецессию с 1945 года:

     1. ВВП Германии в 2009 году упал на 5%, на 22% снизились инвестиции;

     2. Страна потеряла первое место среди стран-экспортеров, некому было покупать её автомобили, станки, промышленное оборудование;

     3. Серьёзные потери понесло автомобилестроение - в январе 2009 года произведено машин на 34% меньше, чем за тот же месяц предыдущего года;

     4. Промышленное производство сократилось на 6%, что является своего рода печальным рекордом за весь послевоенный период;

     5. Объем товарооборота снизился на 15%;

     6. Без работы остались более 3 миллионов человек (около 8%), по некоторым оценкам, в 2010 году число безработных может достичь более 4 миллионов человек;

     7. Суммарный бюджетный дефицит федерации, центральных и местных органов власти вырос почти в 20 раз и достиг 105,5 миллиарда евро.

     Всё это потребовало от руководства  страны решительных, твёрдых и быстрых действий. И ФРГ, по сравнению с другими государствами - в целом хорошо справилась с первой волной кризиса.

     Был принят крупнейший в истории страны пакет мер (более чем на 80 млрд. евро) по поддержанию конъюнктуры, в частности - для стимуляции спроса пошли на сокращение подоходного налога для частных домашних хозяйств, уменьшение взносов в больничные кассы, увеличение расходов на социальные выплаты по безработице.

     Создан  законопроект о создании специального резервного фонда по спасению финансовых институтов в кризисных ситуациях.

     Для подъёма автомобильной отрасли была внедрена программа государственной поддержки на сумму 1,5 млрд. евро (автовладелец получает 2500 евро, если утилизирует автомобиль возрастом не менее 9 лет и купит новый). Во многом благодаря этой схеме в 2009 году удалось продать новых автомобилей на 25% больше, что стало лучшим показателем за последние десять лет. Правда, как только эта программа прекратила своё существование, тут же наметился спад - за февраль 2010 года автомобильный рынок просел почти на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Этот феномен уже получил название – "похмельный синдром".

     Германия  медленно, но выходит из глубокой рецессии с лета 2009 года. ВВП в 2010 году увеличился на 1,5 - 1,6%. В феврале 2011 года новые заказы на машины и оборудование выросли на 26%, в марте, вопреки ожиданиям, снизилось количество безработных на 31 тыс., что было воспринято как оптимистический факт.

     Экономические преимущества Германии:

     1. Государственный дефицит страны  намного меньше, чем в других  промышленно развитых странах.

     2. Инновационность немецкой экономики позволяет стране быстро отзываться на изменения мирового рынка.

     3. Немецкая модель социального  государства, развитая система  социальной защиты, основы которой  заложил ещё Бисмарк в конце  Х1Х века, - даёт людям чувство  безопасности даже в тяжёлые  кризисные времена.

     Если  к англосаксонской экономической  модели применим лозунг: «Пусть победит  сильнейший», то к немецкой модели –  скорее слоган «Неудачник не виноват». Государство не оставит никого наедине  с его бедами.

     4. Ментальность немецкого народа. Немецкие рабочие работают методично, усидчиво и квалифицированно, без затяжных перерывов. Каждый работник отвечает за качество своей работы собственной зарплатой и местом работы.

     5. Отсутствие коррупции в привычном  для нас виде. Существует устойчивый  миф, что в Германии вообще  нет коррупции, поборов и взяточничества.

     Однако, сами немцы с этим категорически  не согласны. Можно вспомнить скандалы, связанные с автоконцерном Daimler, который был обвинён в подкупе зарубежных чиновников для продвижения своей продукции, по той же схеме действовали концерны Siemens и MAN. Но уровень коррупции в Германии всегда был ниже, чем, например, в соседней Франции, не говоря уже о Греции, Италии, Португалии, Испании, странах СНГ, в которых коррупция стала "национальной традицией". Но если говорить об уровне коррупции в здравоохранении, образовании, при трудоустройстве - то в Германии её действительно не существует.

     6. Знаменитые немецкие бренды. Немецкие  бренды занимают второе место  в списке самых дорогих торговых  марок в мире. В 2009 году в  первой «сотне» было представлено 9 брендов из Германии: Mercedes - на 11 месте, BMW - на 16 месте, Volkswagen – 56, Porsche – 76 и Audi - 79, программное обеспечение SAP (36), Siemens (45), Adidas (71) и Nivea (98).

     Проблемы Германии связаны с целым комплексом социально-экономических и политических обстоятельств:

     1. Немецкая экономика, будучи ведущей экспортной экономикой Европы, напрямую зависит от состояния общемировой экономики. В 2010 году доля экспорта в ВВП Германии составляла более 40%. С этим связано прогнозирование на 2011 год высокого дефицита федерального бюджета в размере 80,2 млрд. евро. Переориентация же на внутренний рынок сопряжена с рисками для миллионов хорошо оплачиваемых промышленных работников;

     2. Дороговизна рабочей силы (если Китаю и др. азиатским странам удастся сохранить отрыв в этой части затрат производства, они и далее смогут забирать рынки сбыта у немецких производителей);

     3. Громоздкая, а значит, далеко не всегда эффективная бюрократия (обратная сторона «немецкого порядка» и регламентации);

     4. Весьма затратная социальная система и вытекающие из нее высокие налоги на предпринимателей.

     5. Непродуманная демографическая политика. Не смотря на рост рождаемости, общая численность населения Германии последние 6 лет продолжает падать, а население стареть. Сегодня на одного пенсионера приходится только два налогоплательщика, тогда как 50 лет назад их было 8. Это значит, что социальные программы становятся непосильным бременем. На социальные программы тратится до 60% федерального бюджета.

     В заключение хотелось бы сказать, что  старшему поколению Германии есть чем гордиться. Это именно его трудом и потом поверженная и разрушенная страна за сравнительно короткий срок сумела после войны подняться на ноги и превратиться в одну из самых благополучных и процветающих в Европе.

 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Ломакин Д. “Мировая экономика”, Москва “ЮНИТИ”, 2010;
 
  1. Погорлецкий А.И. “Экономика зарубежных стран”. Издательство Михайлова В.А. Санкт-Петербург 2010.
 
  1. “Мировая  экономика” под ред. Булатова А.С. Москва “ЮРИСТЪ” 2009.

Информация о работе Экономика Германии