Экономика государственного и муниципального сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание

Цели и задачи курсовой работы. Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении правовых и экономических основ местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. определить понятие местного самоуправления;
2. проанализировать правовые основы местного самоуправления;
проанализировать экономические основы местного самоуправления.

Работа состоит из  1 файл

ТЕКСТ ГОТОВЫЙ.doc

— 123.50 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ 

     Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ разработан с учетом необходимости решения  проблем правового регулирования, выявившихся в правоприменительной  практике.

     Закон направлен на приведение существующей системы местного самоуправления в  соответствие с Конституцией РФ, создание условий эффективного функционирования муниципальных образований, обеспечение гарантированного и качественного оказания органами местного самоуправления услуг населению.

     Закон направлен на решение проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления в Российской Федерации, ее развитию.

     В Законе введены новые принципы территориальной  организации местного самоуправления, предусматривающие формирование муниципальных  образований на двух территориальных уровнях - в поселениях и муниципальных районах, с закреплением за каждым уровнем присущих им полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных отдельных государственных полномочий. Это позволяет создать единую систему местного самоуправления во всех субъектах Российской Федерации, реально приблизить, с одной стороны, местную власть к населению, обеспечить качественно иной уровень оказываемых населению услуг, а с другой - эффективно решать местные хозяйственные и социальные вопросы, требующие развитой инфраструктуры и существенных финансовых и материальных ресурсов.

     В Законе четко определена процедура  передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, исключающая возникновение нефинансируемых  мандатов и предусматривающая необходимые меры, включая ответственность органов местного самоуправления, по эффективному исполнению указанных полномочий.

     Закон предусматривает проведение большого объема организационных, правовых и  других мероприятий по реализации заложенных в нем положений в достаточные по продолжительности сроки.

     Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с определением правовых и экономических основ местного самоуправления.

     Объект  исследования – местное самоуправление в РФ.

     Цели  и задачи курсовой работы. Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении правовых и экономических основ местного самоуправления.

     Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:

     1. определить понятие местного самоуправления;

    2. проанализировать  правовые основы местного самоуправления;

  1. проанализировать экономические основы местного самоуправления.

 

     1 ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО  САМОУПРАВЛЕНИЯ 

     В соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ местное  самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций[2].

     Эффективность работы органов местного самоуправления зависит от следующих факторов:

     1) выбранной структуры управления  местными делами;

     2) профессионализма и человеческих  качеств служащих и выборных  лиц;

     3) профессионализма глав администраций,  их умения организовывать труд  служащих, степени владения ими  методиками управления персоналом служащих, владения методиками развития территорий, развития демократии;

     4) достаточного финансирования для  выполнения своих функций;

     5) разумного разделения труда среди  служащих;

     6) ответственности служащих перед  населением;

     7) качества федерального законодательства и законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении;

     8) качества муниципальных правовых  актов - решений по вопросам  местного значения или по вопросам  осуществления отдельных государственных  полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятых населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления;

     9) правовой культурой населения и служащих;

     10) развитости форм непосредственного  осуществления населением местного  самоуправления: местного референдума,  муниципальных выборов, отзыва  депутатов, схода граждан, публичных  слушаний, собрания, конференций, опроса  граждан;

     11) активности населения, осуществляющего местное самоуправление непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, в том числе правотворческой инициативы, и т.п.

     Без ущерба для более общих законодательных  положений местные органы власти должны иметь возможность сами определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление.

     Условия работы служащих органов местного самоуправления должны быть такими, чтобы можно было обеспечивать подбор высококвалифицированных кадров, основанный на принципах учета опыта и компетентности; для этого необходимо обеспечить соответствующие условия профессиональной подготовки, вознаграждения и продвижения по службе[10].

     В основе местного самоуправления лежит потребность населения в свободе, равенстве прав, справедливости и добре.

 

     2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 

     2.1. Понятие правовой основы местного  самоуправления 

     В соответствии со ст. 4 ФЗ правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

     Изменение общих принципов организации  местного самоуправления, установленных  Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон[4]. 
 

      2.2. Конституция РФ, законы и правовые  акты  Российской Федерации о местном самоуправлении 

     Конституцией  РФ  (К. РФ) в отношении местного самоуправления установлено следующее.

     Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления (ст. 3 К. РФ).

     Органы  местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 К. РФ).

     Органы  государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны  соблюдать Конституцию РФ и законы (п. 2 ст. 15 К. РФ).

     Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 К. РФ).

     Органы  государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (п. 2 ст. 24 К. РФ).

     Органы  государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия  для осуществления права на жилище (п. 2 ст. 40 К. РФ).

     Местное самоуправление в Российской Федерации  обеспечивает самостоятельное решение  населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

     Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через  выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130 К. РФ).

     Органы  местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет, устанавливают местные  налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также  решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132 К. РФ).

     В соответствии с федеральным законодательством  к полномочиям федеральных органов  государственной власти в области  местного самоуправления относятся:

  • определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых Федеральным законом;
  • правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления;
  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

     Осуществление исполнительно-распорядительных и  контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в  отношении муниципальных образований  и органов местного самоуправления допускается только в случаях  и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими федеральными законами.

     В случае противоречия федеральных законов  и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» применяются Конституция РФ и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 
 

      2.3. Конституции (уставы), законы и  правовые акты  субъектов Российской Федерации о местном  самоуправлении 

     К полномочиям органов государственной  власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:

  • правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;
  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Информация о работе Экономика государственного и муниципального сектора