Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 09:36, курсовая работа
Экология – это наука, устремленная в будущее. И она строится на принципе, что ценности будущего не менее важны, чем ценности настоящего. Это наука о том, как передать Природу, наш общий дом нашим детям и внукам, чтобы им в нем было жить лучше и удобнее, чем нам. Чтобы в нем сохранилось все необходимое для жизни людей. Наш дом един – все в нем взаимосвязано, и надо уметь объединить знания, накопленные в разных дисциплинах, в единую целостную конструкцию, которая и есть наука о том, как человек должен жить на Земле, и которую естественно называть экологией человека или просто экологией.
Введение…………………………………………………………………..3
I. Глобальные проблемы развития мировой экономики…………………5
1. Кризис взаимоотношений общества и природы………………………7
2. Масштабы угрозы и пути решения экологических проблем…………7
II. Экономика: техносфера и потребление природных ресурсов……...13
1. Техногенез и экономика……………………………………………….13
2. XX век: экономический рост………………………………………….13
2.1. Земля. Земельные ресурсы…………………………………………..15
2.2. Влияние природных ресурсов на экономику………………………15
2.3. Рента…………………………………………………………………..16
2.4. Экологические проблемы современной экономики……………….16
III. Проблемы экологии в России………………………………………..18
1. Роль предпринимательской деятельности
в улучшении экологической обстановки………………………………..20
2. Финансирование природоохранных мероприятий в РФ…………….22
2.1. Бюджетное финансирование…………………………………………22
2.2. Внебюджетные фонды………………………………………………..23
2.3. Собственные средства предприятий…………………………………24 Заключение ………………………………………………………………...26 Список использованной литературы…
Нижегородский институт менеджмента и бизнеса
Кафедра
экономики
Курсовая работа
по дисциплине «Макроэкономика»
на тему:
Экономика
и экология: механизмы
взаимодействия
Выполнила: студентка 30-У потока
Смирнова Наталья Сергеевна
Руководитель:
Виноградова
С. А.
г. Семенов,
2011 год
Содержание:
Введение…………………………………………………………
I. Глобальные проблемы развития мировой экономики…………………5
1. Кризис взаимоотношений
общества и природы………………………7
2. Масштабы угрозы
и пути решения экологических проблем…………7
II. Экономика: техносфера
и потребление природных ресурсов……...13
1. Техногенез и
экономика……………………………………………….
2. XX век: экономический
рост………………………………………….13
2.1. Земля. Земельные
ресурсы…………………………………………..15
2.2. Влияние природных
ресурсов на экономику………………………15
2.3. Рента…………………………………………………………………
2.4. Экологические
проблемы современной экономики……………….16
III. Проблемы экологии
в России………………………………………..18
1. Роль предпринимательской деятельности
в улучшении
экологической обстановки………………
2. Финансирование природоохранных мероприятий в РФ…………….22
2.1. Бюджетное финансирование…………………………………………
2.2. Внебюджетные
фонды………………………………………………..23
2.3. Собственные
средства предприятий…………………………………24
Введение
На всем протяжении своего существования человек все время стремился созидать, не имея полной картины мира и, решая лишь сиюминутные задачи, будь то добыча пропитания или строительство атомной электростанции. И всякий раз вектор созидания и развития был направлен в сторону окружающей среды, которую человек эксплуатировал в соответствии со своими потребностями. Но вот на рубеже нового тысячелетия явственно обозначились горизонты человеческой деятельности, проявившиеся в угрозе экологической катастрофы и представляющие опасность для всего человечества. Встал вопрос об изменении взгляда на мир, переосмысления старых и поиска новых путей развития. Это относится и к проблеме взаимодействия человека и природы, а в глобальном масштабе - экономики и экологии. Широким фронтом сейчас ведутся исследования по установлению пределов допустимых нагрузок на природную среду и разработке комплексных путей преодоления возникающих объективных лимитов в природопользовании. Это также относится не к экологии, а к эконологии – научной дисциплине, исследующей “эконэкол”. Эконэкол (экономика + экология) – обозначение совокупности явлений, включающих общество как социально-экономическое целое (но, прежде всего экономику и технологию) и природные ресурсы, находящиеся во взаимоотношениях положительной обратной связи при нерациональном природопользовании. В качестве примера можно привести быстрое развитие экономики в регионе при наличии больших ресурсов среды и хороших общих экологических условий, и наоборот, технологически быстрое развитие экономики без учета экологических ограничений приводит затем к вынужденному застою в экономике.
Многие отрасли экологии имеют ярко выраженную практическую направленность и имеют большое значение для развития различных отраслей народного хозяйства. В связи с этим появились новые научно-практические дисциплины на стыке экологии и сферы практической деятельности человека: прикладная экология, призванная оптимизировать взаимоотношения человека с биосферой, инженерная экология, изучающая взаимодействие общества с природной средой в процессе общественного производства, и др.
В настоящее время многие инженерные дисциплины стараются замкнуться в рамках своего производства и видят свою задачу только в разработке замкнутых, безотходных и других "экологически чистых" технологий, позволяющих уменьшить свое вредное воздействие на природную среду. Но задачу о рациональном взаимодействии производства с природой подобным путем полностью не решить, так как в этом случае один из компонентов системы — природа — исключается из рассмотрения. Изучение процесса общественного производства с окружающей средой требует применения, как инженерных методов, так и экологических, что привело к развитию нового научного направления на стыке технических, естественных и социальных наук, называемого инженерной экологией. Первоначально термин "экология" означал дисциплину, которая изучает эволюцию фиксированных экосистем. Даже теперь в курсах общей экологии основное место занимают проблемы главным образом биологического плана. И это же неверно, потому что крайне суживает содержание предмета. Тогда как сама жизнь существенно расширяет круг проблем, решаемых экологией.
Экология – это наука, устремленная в будущее. И она строится на принципе, что ценности будущего не менее важны, чем ценности настоящего. Это наука о том, как передать Природу, наш общий дом нашим детям и внукам, чтобы им в нем было жить лучше и удобнее, чем нам. Чтобы в нем сохранилось все необходимое для жизни людей. Наш дом един – все в нем взаимосвязано, и надо уметь объединить знания, накопленные в разных дисциплинах, в единую целостную конструкцию, которая и есть наука о том, как человек должен жить на Земле, и которую естественно называть экологией человека или просто экологией.
Во
всех цивилизациях и у всех народов
издавна существует представление
о необходимости бережного
Глобальные проблемы развития мировой экономики.
В условиях
Глобальные проблемы
Глобальные проблемы очень
-каждая из них и все они вместе принципиально важны для судеб человечества. Задержка с их решением грозит гибелью цивилизации или деградацией условий жизни и производственной деятельности на Земле.
-они характеризуются глубокой связью между собой и взаимодействию своих политических, экономических и научно – технических аспектов.
-в них отражается углубление и усложнение мирохозяйственных связей и интернационализация других общественных процессов на Земле.
-они могут быть решены лишь объединением усилий всех государств и народов. Найти решение глобальных проблем – значит, обеспечить условия выживания всех народов и дальнейшее развитие цивилизации.
Классификация глобальных
Ключом к решению глобальных проблем выступает разоружение. Разоружение высвобождает огромные средства для решения глобальных проблем, в том числе для помощи развивающимся странам.
Глобальные мировые проблемы отличаются общепланетарным характером, связаны с жизненными интересами народов всех стран, независимо от их социального строя, уровня экономического развития, географического положения, и могут быть решены путем взаимодействия всех государств.
По своему происхождению, характеру и способам решения глобальные проблемы делятся на три группы:
1-я группа включает проблемы, связанные с взаимоотношениями развитых и развивающихся стран (вопросы войны и мира, разоружения и развития).
2-я группа охватывает проблемы, выражающие отношения в системе «человек - общество» (рост народонаселения, борьба с нищетой, голодом, болезнями, развитие самого человека в условиях НТР).
3-я группа
включает проблемы отношений
в системе «общество - природа»
(защита окружающей среды,
Центром и связующим звеном всего комплекса общемировых проблем является человек и его будущее. Глобальные мировые проблемы жизненно важны для человечества. Их нерешенность порождает угрозу для будущего всех людей. Например, научно – техническая революция привела к невиданному развитию средств разрушения и военного дела. Человек оказался способным уничтожить всё живое на нашей планете. Накопленных арсеналов, как считают ученые, достаточно для того, чтобы уничтожить 58 млрд. человек или в 11,5 раз больше, чем живет людей на Земле. Приведем еще пример. Опасность для жизни людей представляет химизация производства. С продуктами питания, медикаментами, загрязненным воздухом различные вещества, вредные для человека, проникают в его организм. Это пагубно сказывается на здоровье людей, отрицательным образом влияет на физическую полноценность будущего поколения. Каждый год от 1 тыс. до 2 тыс. новых химических веществ с непознанным эффектом воздействия на организм человека и окружающую среду поступает к потребителям. Всего же сегодня используется 80 тысяч химических веществ. Сложный комплекс проблем возникает на стыке взаимоотношений общества, человека и природы. Одной из таких проблем является ликвидация нищеты, голода, болезней, безработицы и неграмотности, которые охватывают огромные зоны современного мира. В настоящее время на Земле больше голодающих, чем когда-либо в истории человечества. Увеличивается число людей живущих в трущобах.
Растет несоответствие между ресурсами и численностью населения планеты. Человечество сейчас насчитывает более 5 млрд. человек. В следующем столетии оно достигнет 8 – 14 млрд. человек. Необходимо увеличение финансовых ресурсов на развитие жилищного строительства, медицинского обслуживания, обеспечения продовольствием и энергией. Пока же темп роста населения обгоняет темпы увеличения ресурсов.
Информация о работе Экономика и экология: механизмы взаимодействия