Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:15, курсовая работа
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Введение________________________________________________________3
Глава I
Характеристика, основные направления и периодизация научно-технического прогресса____________________________________________5
1.1 Направления НТП_________________________________________ 6
1.2 Периодизация НТП________________________________________ 9
Глава II
Инновация и венчурный капитал_______________________________ 14
1.1 Виды инноваций__________________________________________17
Глава III
Экология и научно-технический прогресс_______________________ 20
Глава IV
Государственная инновационная политика_______________________26
Заключение_____________________________________________________31
Список используемой литературы__________________________________33
Введение.
• развитие научного
и производственно-
• выбор рациональных
стратегий и приоритетов
• обеспечение благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности, развития легального предпринимательства и добросовестной конкуренции;
• создание системы подготовки и переподготовки кадров в области инновационного предпринимательства;
• внедрение мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды.
Систему методов государственного регулирования НТП можно условно разделить на две группы:
• прямые (определение приоритетов развития науки и техники, формирование государственных органов управления, прогнозирование, планирование, разработка федеральных целевых программ, финансирование);
• косвенные (стимулирование, кредитование, налогообложение, амортизационная политика и др.).
Государство определяет стратегические цели научно-технической политики, формирует систему органов, необходимых для их реализации. В настоящее время функции государственного регулирования НТП в РФ возложены на Министерство промышленности, науки и технологий, Правительственную комиссию по научно-инновационной политике, Министерство образования и другие органы. В конце 2001 г. в целях повышения эффективности государственной инновационной политики при Президенте РФ создан Совет по науке и высоким технологиям инновационной сфере РФ.
Особое место в стране занимают Российская академия наук (РАН), включающая в свой состав около 500 институтов и имеющая в своем составе три отделения (Сибирское, Уральское, Дальневосточное), а также пять отраслевых академий (медицинских наук, сельскохозяйственных наук, образования, архитектуры и строительства, художеств).
Важнейшими методами государственного регулирования НТП являются прогнозирование и планирование. В мире осуществляется переход к долгосрочному стратегическому планированию, во многих странах разрабатываются планы научно-технического развития как минимум на 15 лет. В настоящее время в России осуществляется лишь краткосрочное прогнозирование НТП в рамках общей системы прогнозирования экономики. Усилилось значение программно-целевого метода управления, и важнейшие научно-технические проблемы решаются с помощью ФЦП.
Наиболее действенным методом прямого регулирования НТП является финансирование. Мировая практика выделяет следующие основные источники финансирования инновационной сферы: государственные (бюджетные) ассигнования; средства внебюджетных фондов; собственные средства предприятий и организаций предпринимательского сектора; кредитные ресурсы; средства вузов; средства некоммерческих (бесприбыльных) организаций; иностранный капитал; частные сбережения населения.
В структуре внутренних затрат на исследование и разработки в РФ доминируют средства бюджета (до 50%), а также средства иностранных источников (до 20%). Определяющее значение для финансирования НТП имеют государственные ассигнования, которые производятся за счет бюджета, средств специальных фондов и государственных предприятий.
Формы и методы бюджетного финансирования НТП зависят от многих факторов, в том числе от приоритетности, от доли фундаментальных наук, а в рамках прикладных наук – от удельного веса долговременных исследовательских работ, решающих проблемы общенационального масштаба. Государственные источники финансирования инноваций в РФ по объемам затрат, несмотря на все изменения, остаются основными, хотя доля их уменьшается. Одним из новых направлений финансирования науки является грантовое финансирование. Гранты представляют собой денежные или иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданам и юридическим лицам международными и отечественными негосударственными организациями на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
В развитых странах правительства в основном инвестируют развитие образования и фундаментальные исследования, а до 70% затрат на НТП осуществляется частным сектором. Так, в США некоторые корпорации вкладывают в исследования суммы, сопоставимые с государственными расходами: General Motors тратит 10 млрд долл., Ford – 7 млрд долл., IBM – 4 млрд долл. ежегодно. Собственные средства российских предприятий и организаций, предназначенных для научно-технического развития, то в настоящее время они сводятся к двум источникам: отчислениям от прибыли и амортизации основных фондов. В условиях экономической нестабильности большинство предприятий или имеет малую прибыль, или вообще ее не имеет, а амортизации не хватает даже для простого воспроизводства.
На протяжении нескольких лет различные исследователи предлагают создание специализированного инвестиционного банка инновационной сферы, контрольный пакет которого принадлежал бы государству. Пока в стране нет ни одного инвестиционного банка, а Российский банк развития был сориентирован на восстановление банковской сферы, а также на кредитование реального сектора.
Во многих странах действуют инновационные фонды (венчурные фирмы), которые не предоставляют ссуды, а приобретают у владельцев изобретений исключительное право на их использование. Фонды ищут заинтересованные в новшествах организации и заключают с ними предпринимательские договоры на условиях продажи лицензии или соглашения о сотрудничестве на основе разделения рисков и взаимной выгоды. Подобный фонд также проводит доработку нововведений, осуществляет расчеты, эксперименты и т.п. При отрицательном результате затраты венчурной фирмы не возмещаются, при успехе она получает обговоренную в договоре часть прибыли. По всей видимости, в случае создания полнокровной экономической системы такие фонды, банки будут играть более заметную роль в финансировании НТП, что вызовет отмирание административных форм воздействия на финансирование инновационного рынка.
Заключение
В современной экономической науке уделяется большое внимание исследованию технологических изменений. Опубликовано много работ, посвященных изучению различных инновационных процес¬сов, сдвигов в отраслевой структуре хозяйства, изменений тех или иных экономических пропорций, происходящих под воздействием НТП, и т. п. В то же время, несмотря на сравнительно неплохую изученность многих частных проблем, отдельных явлений и про¬цессов, связанных с НТП, остается неисследованным ряд глубин¬ных взаимосвязей и зависимостей, определяющих структуру тех¬нико-экономического развития, без понимания которых отдельные разработки частных проблем не складываются в целостное представление о НТП. Неизученность общих закономерностей НТП проявляется, в частности, в сохраняющемся разрыве между макро- и микро¬уровнем экономического анализа. С одной стороны, в исследова-ниях отдельных инновационных процессов макроэкономический аспект ограничивается обычно анализом влияния того или иного конкретного нововведения на макроэкономические показатели или изучением общей инновационной активности в экономике (частоты появления нововведений и изобретений, скорости их практи-ческого освоения и распространения и других средних величин). С другой стороны, изучение структурных сдвигов сосредоточи¬вается, как правило, на рассмотрении изменений в отраслевых и межотраслевых пропорциях, в соотношениях между первым и вторым подразделениями общественного производства, частями национального дохода, направляемыми на потребление и накоп¬ление, и других макроэкономических параметров. Что же касается взаимосвязи тех или иных структурных сдвигов с распространением соответствующих нововведений, то в лучшем случае такая взаимосвязь лишь констатируется, а во многих работах вообще не упоминается.
Итак:
? Научно-технический
прогресс – это процесс
? На определенном
этапе вследствие коренных, принципиальных
преобразований
? Научно-технический
прогресс (в любой его форме,
как эволюционной, так и революционной)
играет определяющую роль в
развитии и интенсификации
? Основными направлениями научно-технического прогресса является комплексная механизация и автоматизация, химизация, электрификация производства. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы.
? Экономический
эффект НТП – результат научно-
? Экономический
эффект определяется как
? Социальные
и экологические результаты
Список используемой литературы:
1. Анчишкин А. И. Наука. Техника. Экономика. - М.: Экономика, 1986. - 215с.
2. Васильева И. Н. Экономические основы технологического развития. - М.: Банки и Биржи, 1995. - 165 с.
3. Глазьев С.
Ю. Экономическая теория
4. Организационно – экономические проблемы НТП /Под ред. Бялковской В.С. - М.: Высшая школа, 1990. - 298с.
5. Бляхман Л.
С. Экономика, организация
6. Дворцин М.Д.
Основы теорий научно-
7. В. Логинов. Инновационная политика: меры по активизации. 2001
8. Д. Львов – НТП и экономика переходного периода.// Вопросы экономики №11 2001.
9. Эскин. Экономист №6 2003
10. С. Макконелл., Экономикс. Пер. с англ. – М: Туран 1996.