Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 18:38, контрольная работа
Италия — высокоразвитая индустриально-аграрная страна. В последние два десятилетия Италия присоединилась к ряду наиболее развитых стран. Резко по сравнению с национальным производством возрос экспорт итальянских товаров.
Цель работы – определить состояние экономики Италии, ее положение в мировой экономике.
Для достижения работы необходимо решить ряд задач: дать характеристику экономики Италии; определить место Италии в мировом и европейском хозяйстве; рассмотреть взаимоотношения Италии и России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
4
1
Характеристика экономики Италии…………………………………….
5
2
Место Италии в мировом и европейском хозяйстве……………………
10
3
Взаимоотношения Италии и России…………………………………….
13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………........
16
ОГЛАВЛЕНИЕ
| ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… | 4 |
1 | Характеристика экономики Италии……………………………………. | 5 |
2 | Место Италии в мировом и европейском хозяйстве…………………… | 10 |
3 | Взаимоотношения Италии и России……………………………………. | 13 |
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… | 15 |
| БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………........ | 16 |
ВВЕДЕНИЕ
Италия — высокоразвитая индустриально-аграрная страна. В последние два десятилетия Италия присоединилась к ряду наиболее развитых стран. Резко по сравнению с национальным производством возрос экспорт итальянских товаров, поэтому тема данной работы является особенно актуальной.
Италия представляет собой высокоразвитое государство индустриально-аграрного типа. Однако преимущественно высокоразвитым является индустриальные север, а ориентированный на аграрный сектор юг – беден. Валовой национальный продукт составляет тридцать тысяч долларов в год в пересчете на душу населения.
Среди ведущих отраслей страны – металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, а также лёгкая и пищевая. По производству и поставкам на мировой рынок автомобилей, тракторов, велосипедов и мопедов, а также бытовой техники (холодильников, стиральных машин, счётных машин), радиоэлектронной продукции и промышленного оборудования Италия является одним из лидеров.
Среди преимуществ экономики Италии следует особо выделить конкурентоспособность и креативность среднего класса. Италия задает моду в таких областях как дизайн производства и продукции, бытовой техники, одежды.
Есть и слабые стороны. Среди них в частности государственный дефицит, все еще значительный новый рост долга. Италия испытывает сильную зависимость от импортируемых энергоресурсов.
Цель работы – определить состояние экономики Италии, ее положение в мировой экономике.
Для достижения работы необходимо решить ряд задач:
— Дать характеристику экономики Италии;
— определить место Италии в мировом и европейском хозяйстве;
— рассмотреть взаимоотношения Италии и России.
1 Характеристика экономики Италии
Население Италии – 57,6 млн. человек. Италия занимает по уровню своего экономического развития шестое место в мире. Ее ближайший конкурент – Великобритания, которую Италия в 1994 году даже сумела опередить по ВВП.
Италия — высокоразвитая страна, входящая в «восьмерку» лидеров современного мира. В 2008 г. удельный вес её ВВП в мировом производстве был равен 3,1%, экспорте товаров и услуг — 4,0%, численности населения — 0,9% (в совокупном производстве, экспорте и населении промышленных стран — соответственно 5,6; 4,0; 5,3).
В 2009 г. итальянский ВВП с учётом покупательной стоимости валют составлял 1438 млрд. долл., в расчёте на душу населения — 25 тыс. долл. (28-е место в мировом рейтинге). По конкурентоспособности она находилась на 39-м месте, уступая всем странам ЕС (оценка Всемирного экономического форума). Италия входит в ведущую европейскую четвёрку производителей стали и ферросплавов, электроэнергии, цемента и других основных видов продукции тяжёлой индустрии. Она является одним из мировых лидеров автомобилестроения (более 1 млн. легковых автомобилей в год). Сильные экспортные позиции Италия занимает в производстве электробытовых товаров длительного пользования, конторского оборудования и вычислительной техники, машин и оборудования для обработки пластмасс, текстильной, обувной, пищевой и полиграфической промышленности.
В то же время это один из ведущих мировых поставщиков продукции лёгкой промышленности: текстильных и швейных изделий, обуви, керамики и т.д. По выпуску обуви (более 400 млн. пар в год) она уступает только США. Многие итальянские компании доминируют на мировых рынках готовой одежды. Важной экспортной отраслью является дизайн, приносящий стране около 10 млрд. долл. в год.
Однако то, что Италия является стареющей страной с уменьшающимся населением, а также успехи английских неоконсервативных преобразований не дали ей возможности закрепиться на пятой позиции в мировой экономике.
Италия бедна полезными ископаемыми. Зато страна располагает отличными климатическими условиями для развития сельского хозяйства и туризма.
Главной особенностью развития итальянской экономики стало то, что начиная с середины 19 века прослеживается четкая историческая тенденция к усилению роли государства и государственной собственности в национальном хозяйстве страны.
Италия располагает крупнейшим из всех развитых стран государственным сектором. До 50% экономики и 70% банковской системы страны находится под контролем государства. У Италии один из самых высоких среди развитых стран показателей производства ВВРП государственным сектором и доли государственных предприятий в общей численности компаний.
В течение последних нескольких лет страна справилась с инфляцией, стала сокращаться безработица, создаются новые предприятия, растет занятость в молодежной среде, растут инвестиции. Особых успехов Италия добилась в создании рабочих мест для молодежи.
Италии удалось добиться социального согласия в обществе. Заработная плата. Как и число создаваемых рабочих мест растет, прежний «черный рынок» труда постепенно ликвидируется. Происходит постепенная трансформация нелегальных видов работ в официальную занятость.
Совершенно уникальна итальянская модель соотношения малого, среднего и крупного бизнеса. В 1950-1970 гг. экономический рост привел к популярности массового производства и преобладающей роли больших компаний. Регионом преимущественного базирования крупных компаний стал Северо-Запад страны, особенно много подобных предприятий находится в т.н. «промышленном треугольнике» Турин-Милан-Генуя. Промышленный кризис 1970-х гг. имел своим следствием потерю крупными компаниями своих прежних позиций в итальянской экономике. Период 1970-1990 гг. стал настоящим бумом развития малых и средних предприятий. Развитие малого и среднего бизнеса помогло скомпенсировать отрицательные последствия массового производства для итальянской экономики.
Малое и среднее предпринимательство в настоящее время стимулирует экономический рост в центре и на Северо-Востоке страны, в то время как исконно промышленный Север и аграрный Юг находятся в состоянии экономического спада.
Итальянская модель развития экономики характерна прежде всего силой малого и среднего бизнеса в стране. С помощью относительно небольших компаний в стране осуществляется активное привлечение молодежи к труду.
Итальянские малые и средние предприятия очень чувствительны к изменениям коньюнктуры на мировом товарном рынке. Экспорт итальянских малых и средних фирм примерно вдвое превышает экспорт аналогичных предприятий во Франции. Одновременно с активацией малого и среднего бизнеса крупные итальянские компании постепенно теряют свою значимость для национальной экономики.
Структура производства ВВП и занятости в экономике Италии следующая:
сельское хозяйство: 3,3% от ВВП и 8% всех трудовых ресурсов страны;
промышленность: 28,2% от ВВП и 32% занятых;
сфера услуг: 68,2% от ВВП и 60% занятых.
В сфере услуг Италии преобладают туризм и банковская деятельность. Италию ежегодно посещает свыше 50 млн. туристов, которых привлекают города Рим, Венеция, Флоренция, Милан, многочисленные замки, монастыри, морские и горнолыжные курорты.
Таблица 1.1 – Структура экспорта Италии по отраслям в 2009г.
Отрасль | Доля (%) |
Сельскохоз. продукция | 1,5 |
Сырье и минералы | 3,5 |
Пищевая продукция | 5,5 |
Текстиль и одежда | 10,6 |
Кожа и обувь | 5,2 |
Изделия из бумаги | 2,3 |
Химич. промышл. | 10,3 |
Пластмассы и резины | 3,7 |
Моторная техника | 19,6 |
Электронное оборудование | 9,1 |
Транспорт | 11,5 |
Другие товары | 6,2 |
Металл и продукты из металла | 8 |
Таблица 1.2 – Доли различных стран в экспорте Италии в 2009г.
Страна | Доля (%) |
Германия | 13,8 |
Франция | 12,3 |
США | 9,7 |
Страны восточной Европы | 8,2 |
Великобритания | 6,9 |
Испания | 6,3 |
Дальний Восток | 3,7 |
Япония | 1,7 |
Китай | 1,5 |
Россия | 1,4 |
Южная Америка | 1 |