Экономика Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 22:42, реферат

Описание

Китай... Древняя и немного загадочная страна... Для большинства из нас первая встреча с Китаем состоялась еще в детстве, для кого-то она началась со сказки об искусно сделанном соловье, жившем во дворце китайского императора, для кого-то со школьных уроков, где узнали о великих изобретениях китайцев - компасе, порохе и бумаге, и, конечно, многие хотели познакомиться с этой страной поближе...

Работа состоит из  1 файл

экономика китая.doc

— 2.59 Мб (Скачать документ)

    В реализации  принятого  плана  значительная  роль отводиться программе "Факел", которая предусматривает создание по всей стране районов и центров по развитию новых технических и наукоемких технологий.  Это специально выделенные районы крупных научных и промышленных центров, площадью несколько квадратных километров,  на их территории размещаются НИИ,  соответствующие промышленные предприятия,  компании и фирмы по освоению и внедрению  новой техники и  наукоемких  технологий.  Со  времени принятия программы (август 1990 года) такие районы были созданы в Пекине, Шанхае, Тяньцзине, Шеньяне, Ухане, Нанкине (более 30 районов).     

    В 1949 году  в структуре общественного производства  и национального дохода Китая  на сельское хозяйство приходилось  около 70%. За годы послереволюционного  развития относительное значение  сельского  хозяйства  уменьшилось,  но его положение как базовой  отрасли экономики сохранилось,  оно остается главным поставщиком сырья для легкой  промышленности  (70%).  Число занятых в сельской местности составляет 313 млн.  человек, а с членами семей около 850 млн. человек, что в 6 раз больше чем в России, Японии, Англии, Франции, Германии, Италии, Мексики вместе взятых.

    По масштабам  производимой продукции сельское  хозяйство Китая  является  одним из  крупнейших в мире.  Одной из основных особенностей  сельского хозяйства становится постоянная нехватка угодий.  Из 320 млн. га  распаханных площадей может    быть   использовано только 224 млн. га, в то время как площадь пахотных земель составляет около 1/2 мировой пашни.  По Китайской классификации лишь 21%  земельного фонда относится к высокопродуктивному. Это, прежде всего равнины Северо-востока Китая,  среднего и нижнего бассейна  реки Янцзы, дельта  реки Чжуцзян и Сычуанская котловина.  Эти районы отличаются благоприятными для растениеводства условиями: продолжительном вегетативном периоде, высокими суммами активных температур, обилием осадков, что позволяет выращивать два, а на крайнем Юге Китая даже три урожая в год.

    Сельскому  хозяйству   страны  традиционно   присущи  растениеводческая, прежде  всего зерновая направленность, зерно составляет 3% пищевого рациона страны,  а   главными    продовольственными культурами являются рис, пшеница, кукуруза, гаолян, просо, клубнеплоды и соя.

     Около 20%  посевных площадей занято под  рисом,  на его долю приходится  примерно половина  всего сбора  зерна в стране.  Основные рисоводческие районы находятся южнее реки Хуанхэ.  За многовековую историю выращивания  риса  в Китае было  выведено  около 10 тыс.  сортов.  Пшеница - вторая по значению зерновая культура в стране, стала распространяться с VI-VII века. К настоящему моменту  не  в  одной  стране мира не собираются такие высокие урожаи пшеницы как в Китае,  кроме того в большом количестве выращиваются сладкий картофель (батат), клубни которого богаты крахмалом и сахаром.

    В условиях  Китая важное значение имеет  выращивание  технических  культур. В  результате сложившейся структуры цен их производство гораздо более доходно, чем зерна, хлопка, овощей и фруктов, даже не смотря на то, что по выращиванию, например хлопка Китай занимает третье место в мире. Кроме того, широко распространено выращивание масличных культур,  служащих основным источником пищевых жиров.  Главными из них являются арахис,  рапс и кунжут (выращиваемые в провинции Шаньдун).

    Не последнее  место занимает Китай и по  выращиванию чая,  который употребляется как лекарственное средство с IV века нашей эры,  а с VI века  он становится общепринятым напитком. До сих пор большинство сортов зеленого и черного чая идет почти исключительно на экспорт.  Чай выращивают в провинциях Чжэцзян, Хунань, Аньхой, Фцзой.

    Высокая плотность  населения  и  интенсивное   использование  земельного фонда  отражаются прежде всего на  развитии животноводства,  роль  которого в целом незначительна.  В Китае исторически сложилось два типа животноводства: один  тесным образом связан с земледелием и носит подсобный характер;  в равнинных земледельческих районах разводят преимущественно свиной,  тягловый рабочий скот  и птицу.  Западным же районам свойственно экстенсивное, кочевое или полукочевое скотоводство. Производство и потребление продукции животноводства особенно в расчете на душу населения низки. Наиболее развито свиноводство,  известное в Китае еще до нашей эры,  на него  приходится около 90%  всего производимого мяса. Характерной особенностью животноводства в Китае является высокая доля рабочего скота и слабая  развитость  молочного животноводства.

    Китай является  крупнейшим в мире производителем  многих видов  сельскохозяйственной  продукции.  Последние годы были  весьма благоприятны для развития  сельского хозяйства и всей  сельской экономики.  В целом  успех отрасли, был  обеспечен   главным  образом высоким урожаем зерновых (435 млн.  т. зерна в 1995 году - наибольший в истории уровень производства). Кроме того увеличился сбор хлопка и масличных культур. Большие усилия прилагаются для развития сельского хозяйства,  ускорения создания баз по лесо-разведыванию.

         Стабильно развивается и животноводство,  хотя основной отраслью продолжает оставаться свиноводство.  К настоящему моменту Китай занимает второе место в мире по производству мяса.

    В начале 1995 года на Всекитайском  совещании,  посвященном  проблемам работы  в  деревне,  было  определено  семь  основных направлений в области сельского хозяйства: стабилизации и совершенствования основных направлений экономической политики в деревни,  всемерное увеличение капиталовложений в сельское хозяйство,  полное использование  сельскохозяйственных  ресурсов, развитие сельского хозяйства  с акцентом на агротехнику,  реформа структуры обращения продукции в сельском хозяйстве, продолжение упорядочения структуры сельского хозяйства,  производства и потребления, усиление макро экономики регулирования сельского хозяйства.

    В основе  реформы  -  сохранение  главных  направлений агро-политики при  введении систем семейного порядка,  при существовании различных  форм собственности и хозяйствования,  а так же организация малых  сельских предприятий. 1995 год стал первым годом реализации задачи выведения АПК на  первое место в экономической работе.  Усиление  внимания  к АПК предусматривает прежде всего увеличение капиталовложений в отрасль.  Кроме того, во  многих провинциях  возобновляется практика обязательного участия крестьян в ирригационном строительстве и других видах земледельческих работ.  Дали первые результаты многолетние целенаправленные усилия по внедрению высокоурожайных сортов пшеницы и хлопчатника.

    Успехи в  развитии экономики способствовали  стабилизации экономического положения,  сокращения противоречий между  общественным спросом и  предложением, насыщению ранка продукцией АПК  и снижению цен.

    В настоящие  время основой АПК в Китае  все еще остается  земледелие,  и занимает первое место в мире по сбору риса,  одной из первых по производству пшеницы и хлопка.

 

    Китай для  нас интересен не только с  точки зрения экономики, но  и из-за своих древних культурно-религиозных  традиций.

     Характер  взаимоотношений    первобытного   человека   с

природой  вызывал  ощущение  неразрывной   связности:   силы

природы персонифицированы в образах богов (человек испытывал

на себе их могущество и  ощущал  бессилие  в  противостоянии

им),  люди и боги живут  как бы общей жизнью, обладают общими чертами и даже пороками.  Боги не  только  всемогущи,  но  и  капризны,  зловредны, мстительны, любвеобильны и т. п., в то время как герои мифов наделены фантастическими способностями в преодолении зла, в борьбе с врагами.  То, что Гегель в свое время писал о взаимоотношении богов и героев Гомера,  вполне приложимо   к   мифам   народов  Востока:  "Все содержание, приписываемое богам,  должно   оказаться   вместе   с   тем собственной внутренней сущностью индивидов, так что, с одной стороны, господствующие силы представляются индивидуализированными сами по себе, а с другой стороны, это внешнее для человека начало оказывается имманентным его духу и характеру".

     Постепенно  упорядочение хаоса и организация   мироздания

начинают  приписываться "первочеловеку".  В ведических мифах

это тысячеглавый,  тысячеглазый,  тысяченогий Пуруша, ум или

дух  которого  породил  луну,  глаза - солнце,  уста - огонь,

дыхание - ветер и т.  п.  Пуруша  -  это  не  только  модель

космоса,  но  и  человеческого  сообщества  с  самой  ранней

социальной иерархией, проявляющейся в делении на "Варны": из

рта  Пуруши  возникли  жрецы  (брахманы),  из рук - воинское

сословие  (кшатрии), из  бедер  -  торговый  люд  (вайшья), из

ступней  -  все  остальные  (шудры).  Аналогичным образом в

китайских   мифах   происхождение   мира   связывается    со

сверхъестественным  человеком  по  имени  Паньгу,  из вздоха

которого появились  ветер и облака,  из  головы  -  гром,  из

левого  глаза  -  солнце,  из правого - луна,  из туловища с

руками и ногами - четыре страны света,  из крови - реки,  из

пота - дождь и роса, из блеска глаз - молния и т. д.

    Переходя к  рассудочному осмыслению  причинности   мира  в

разнообразных  проявлениях  его  постоянства и изменчивости,

человек  должен  был  по-новому  увидеть   и   свое   место,

предназначение   в   нем.   Он  по-прежнему  ощущал  себя  в

неразрывности с космосом  в  целом,  но  уже  задумывался  о

существовании   первопричины,   первоосновы  бытия,  некоего

абсолюта.  Взаимосвязь  человека с абсолютом складывается как

бы   по   двум   моделям,  в  которых  отражены  не  столько

особенности  психологического  склада   восточных   народов,

сколько   специфика  общественного  уклада  древнеазиатского

общества.  Два  столпа   его   составляют   централизованный

деспотизм,  основанный  на государственном владении землей и

водой,  и сельская община.  Практически безграничная  власть

восточного  монарха  преломилась в сознании как всемогущество

единого, обретшего атрибуты главного божества.

    В Китае   единое  -  "великое  начало,  способное родить,

наделить и погубить" человека, обожествлено в Небе - "Тянь".

В "Ши цзине" ("Канон стихов") Небо - всеобщий прародитель и

великий управитель:  рождает на свет человеческий род  и дает

ему  правило  жизни.  Упоминание  правил  жизни не случайно.

Освещение общественных устоев, их сохранение и поддержание -

важнейшая социальная функция  культа Тянь. Примечательно, что

складывающееся несколько  позже представление о  человеческом

совершенстве предполагает прежде всего "гуманность", которая

трактуется  как  следование  правилам,   ритуалу,   этикету.

"Благородный   муж думает о том,  как бы  не нарушить законы",

он обязан  соответствовать  требованиям  ритуала".  "Этикет"

помимо   норм   непреходящей  ценности,  вроде  правдивости,

доброты,  смелости,  морального императива "то,  чего  я не

хочу,  чтобы делали мне, и не хочу делать другим", включал  в

качестве первостепенных принципов добродетельности  уважение

и  строгое  подчинение  сложившемуся  разделению  социальных

ролей:  государь   должен   быть   государем,   сановник   -

сановником, отец - отцом, сын - сыном.

     Конфуцианство, заложившее  с древности идеологический

фундамент   китайского   общества,   выдвинуло   в  качестве

краеугольного  камня  социальной  организации  -   ли,   что

означало   норму,   правило,   церемониал.  Ли  предполагало

поддержание навечно  рангово-иерархических различий. Согласно

каноническому трактату "Ли цзи",  Конфуций говорил,  что без

ли не может быть порядка,  а следовательно,  и процветания  в

государстве:  "Нет ли - значит, нет различий между государем

и подданным,  верхами и низами,  старыми  и молодыми...  Ли -

установленный порядок вещей".

     Аналогичным  образом  в  Индии  "образующий  реальное  и

нереальное  Брахма  не только "вечный творец существ",  но и

определяющий для всех "имена,  род  деятельности  (карму)  и

особое положение".  Ему приписывается установление кастового

деления и требование безусловного его  соблюдения.  Согласно

исходящим от Брахмы "Законам  Ману" (сложившимся в VI-V веках

до н.  э.),  высшее положение в обществе  занимают  жрецы -

брахманы, служение которым  оценивается как "лучшее дело" для

простолюдина - шудры.  Последний же "не  должен  накапливать

богатств;  даже  имея  возможность  (сделать это),  так  как,

приобретая богатство, притесняет брахманов".

Информация о работе Экономика Китая