Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:29, реферат
Латинская Америка — общее название государств, возникших в западном полушарии
к югу от США в первой половине XIX в. на месте бывших испано-португальских
колоний в Центральной и Южной Америке. После Второй мировой войны к ним
присоединилось немало новых независимых государств Карибского бассейна, хотя
небольшая часть континента все еще остается во владении других стран.
Латинская Америка
Латинская Америка — общее название государств, возникших в западном полушарии
к югу от США в первой половине XIX в. на месте бывших испано-португальских
колоний в Центральной и Южной Америке. После Второй мировой войны к ним
присоединилось немало новых независимых государств Карибского бассейна, хотя
небольшая часть континента все еще остается во владении других стран.
Страны Латинской Америки прошли сложный и тернистый социально-экономического
развития — от бывших колоний конгломерата независимых государств,
различающихся по уровню социально-экономического развития, характеру и
степени участия в мирохозяйственных связях. Ныне данный регион, прежде всего
его ведущие государства и в первую очередь три гиганта – Бразилия, Мексика и
Аргентина, занимает промежуточное
положение между развитыми
Севера и развившимися странами Юга. Причем состояние экономики трех
латиноамериканских гигантов (на них приходится 2/3 регионального ВВП, в том
числе на долю Бразилии 31%) оказывает решающее воздействие на динамику
региональных
Таблица 1. Социально-экономические показатели ведущих стран Латинской
Америки (данные за 1997 г.)
Страны |
Население, млн чел. |
ВВП (по ППС) | ||
общий, млрд долл. |
на душу населения, долл. |
темпы прироста в 1990-1997 гг., % | ||
Аргентина |
36 |
55,0 |
9950 |
4,5 |
Антигуа и Барбуда |
0,1 |
0,6 |
8720 |
. |
Багамские о-ва |
0,3 |
. |
11830 |
. |
Боливия |
8 |
6,3* |
2860* |
. |
Белиз |
0,3 |
0,9 |
4110 |
. |
Бразилия |
164 |
1020,0 |
6240 |
3,1 |
Венесуэла |
23 |
194,3 |
8530 |
1,9 |
Ганти |
7 |
8,6 |
1540 |
-3,8 |
Гватемала |
11 |
43,1 |
3840 |
4,1 |
Гайана |
0,8 |
2,4 |
2890 |
|
Гондурас |
6 |
13,8 |
2200 |
3,4 |
Доминиканская республика |
8 |
36,8 |
4540 |
5,0 |
Колумбия |
38 |
251,7 |
6720 |
45 |
Коста-Рика |
4 |
22,5 |
6410 |
3,7 |
Куба |
11 |
|||
Мексика |
95 |
770,3 |
8120 |
1,8 |
Никарагуа |
5 |
11,0 |
2370 |
5,7 |
Панама |
3 |
19,2 |
7070 |
4,8 |
Парагвай |
5 |
19,7 |
3870 |
3,1 |
Перу |
25 |
108,7 |
4390 |
6,0 |
Сальвадор |
6 |
16,7 |
2810 |
5,8 |
Тринидад и Тобаго |
1 |
8,4 |
6410 |
1,5 |
Уругвай |
3 |
27,3 |
8460 |
3,7 |
Чили |
15 |
176,6 |
12080 |
7,2 |
*Данные за 1996 г. |
||||
Источник: The World Bank. World Development Report. Wash. 1 998 . P-190-191, 232 |
Основные черты социально-экономического развития
Серьезные сдвиги в экономическом развитии большинства стран
латиноамериканского региона начались практически лишь после Второй мировой
войны. Социальная обстановка в регионе – нищета, хроническая безработица и
аграрное перенаселение
— требовали ускорения
развития на базе индустриализации. В то же время обеспечению такого роста
мешал крайне низкий уровень внутренних накоплений. Это объяснялось
недостаточностью не только иностранных инвестиций, но и экспортных доходов
из-за резких колебаний мировой конъюнктуры и тенденции к ухудшению условий
сбыта традиционных товаров Латинской Америки в 50-е гг.
Импортозамещающая модель 50-70-х гг.
Из двух моделей стратегии индустриализации — экспортоориентированной и
импортозамещающей — страны Латинской Америки в создавшихся условиях выбрали
в принципе вторую (при всех страновых различиях). Хотя реализация этой модели
в 50— 70-е гг. не означала курса на автаркию или изоляцию от мирового рынка,
акцент был сделан на импортозамещающую индустриализацию на базе богатых
сырьевых ресурсов и при помощи протекционизма внутреннего рынка с
одновременным форсированием экспорта.
В связи со слабостью национального предпринимательства решающую роль в
претворении этой стратегии в жизнь сыграло государство, которое вплоть до
90-х гг. являлось основным предпринимателем и регулятором всей хозяйственной
жизни в Латинской Америке. За счет инфляционного финансирования был создан
крупный государственный сектор, прежде всего в промышленности (энергетика,
металлургия, химия, машиностроение), производственный потенциал которого
составил основу латиноамериканской промышленности. В результате заметно
возросла роль внутренних факторов развития, хотя зависимость от внешних
источников финансирования по-прежнему остается высокой.
Прирост ВВП в странах — гигантах Латинской Америки в период 60—70-х гг.
характеризовался данными, приведенными в табл. 2.
Таблица 2. Среднегодовые темпы прироста ВВП ведущих
латиноамериканских стран, в %
Страны |
1961-1970 гг. |
1971-1980 гг. |
Бразилия |
6,3 |
9,6 |
Мексика |
7,8 |
7,4 |
Аргентина |
4,6 |
2,8 |
Латинская Америка в целом |
6,3 |
6,8 |
В итоге, несмотря на серьезные издержки (инфляция, низкая
конкурентоспособность готовых изделий и т.д.) Латинская Америке располагает
ныне солидным производственным потенциалом. При этом наибольших успехов в
этом отношений добились Мексика и Бразилия. Последняя по абсолютному объему
ВВП к концу 90-х гг. заняла 9-10-е место в мире. Наряду с развитием
традиционных отраслей тяжелой индустрии в Бразилии ускорилось формирование
наукоемких производств (электроники и робототехники, производства новых
материалов, беотехнологии, атомной и авиакосмической промышленности). Вместе
с тем реализация государственных программ индустриализации привел к
хроническому дефициту государственного бюджета, неустойчивости финансового
положения и росту внешнего долга, по величине которого Бразилия вместе с
Мексикой лидируют в мире.
Особенности модели развития малых латиноамериканских стран
Что касается малых государств
Центральной Америки и
они по-прежнему в принципе придерживались экспортоориентированной модели
развития с узкой товарной специализацией. Заметное развитие в этом субрегионе
получил туризм, а в промышленности
— сборочных производств
компонентов изделий электроники, бытовых приборов, поставляемых затем в
основном на североамериканский рынок.
Экономическая интеграция в регионе
Важным фактором экономического развития Латинской Америки в последние
десятилетия стал рост внутрирегионального сотрудничества, прежде всего в
рамках интеграционных объединений. Еще в начале 50-х гг. была выдвинута
концепция создания общего латиноамериканского рынка как важного импульса
ускорения экономического роста. Однако вместо единого рынка были учреждены
две торгово-экономические группировки: Латиноамериканская ассоциация
свободной торговли (ЛАСТ) и Ценральноамериканский общий рынок (ЦАОР).
Главной целью ЛАСТ являлось учреждение к 1973 г, зоны свободной торговли
путем либерализации взаимного товарооборота. Однако и эта цель оказалась
столь же амбициозной, как и образование общего рынка, прежде всего с точки
зрения менее развитых членов ЛАСТ, которые стремились сохранить защитные меры
в отношений главных отраслей их экономики перед экспансией более сильных
членов ассоциации.
Рост противоречий привел к тому, что уже в 1969 г. группа в основном
среднеразвитых (по меркам региона) стран учредила в рамках ЛАСТ
субрегиональную группировку — Андский пакт (Колумбия, Перу, Эквадор, Боливия;
в 1973 г. в пакт вступила Венесуэла, а в 1976 г из него вышла Чили).
Ответной peaкцией со стороны других участников ЛАСТ стало формирование блока
во главе с Аргентиной и Бразилией, позднее оформившегося в МЕРКОСУР (см.
12.5).
В конечном счете ЛАСТ в 1980 г. была преобразована в Латиноамериканскую
ассоциацию интеграции (ЛАЙ) в целях содействия либерализации
внутрирегиональной торговли, но без каких-либо конкретных обязательств со
стороны стран-участниц. Схожие цели преследует и ЦАОР.
Новой и достаточно активной интеграционной группировкой стала организованная
Карибскими островными государствами Карибская зона свободной торговли,
которая в 1973 г. была преобразована в Карибское сообщество и Карибский
общий рынок (КАРИКОМ) с целью создания более тесной интеграционной
группировки.
Важным новым моментом латиноамериканской интеграции является ее все большее
соприкосновение с североамериканской. На базе быстро растущей взаимной
торговли и сокращающегося разрыва по уровню развития между наиболее ведущими
странами Латинской Америки и США идея интеграции между двумя американскими
регионами становится все более популярной. Развитие этой идеи будет зависеть
от того, насколько успешно будет идти интеграция между США и одним из
латиноамериканских гигантов — Мексикой в рамках НАФТА. Пока же реальной
представляется реализация первого шага на этом пути — создание
панамериканской зоны свободной торговли, от Аляски до Огненной Земли.
Кризис прежней модели
80-е гг. стали «потерянным десятилетием» для большинства стран Латинской
Америки. Курс на импортозамещение при высоком уровне протекционизма и
форсировании экспорта уже к середине 70-х гг. практически исчерпал свои
возможности, экономический рост Латинской Америки начал терять свой
динамизм. На это наложился Долговой кризис и громадные платежи в счет
погашения внешнего долга, поглощавшие 1/3 экспортной выручки региона.
Ситуация ухудшалась также из-за падения цен на основные экспортные товары. К
снижению темпов роста ВВП добавилось увеличение дефицита государственного
бюджета (дефицит бюджета центрального правительства возрос с 1—2% от ВВП во
второй половине 70-х гг. до 4-9% в 80-е гг.) и подскочившая на этой основе и
без того немалая инфляция (12,5% — в 1970 г., 55 - в 1980 г. и 521% - в 1990
г.) (табл.3).
Таблица 3. Среднегодовая динамика ВВП, инфляции и цен на
экспортируемые товары стран Латинской Америки
Показатели |
1980-1989 гг. |
1990-1999гг. (прогноз) |
ВВП В том числе на душу населения Потребительские цены Цены на экспортируемые товары |
2,2 0,0 116,7 -0,6 |
3,4 1,6 91,2 -0,4 |
Источник: IMF. Wortd Economic Outlook. May 1998. Wash. 1998. P. 151, 15t 175 |
Основные черты современной модели
На рубеже 80-90-х гг. в большинстве стран Латинской Америки были проведены
радикальные реформы по либерализации экономической политики в соответствии с
Вашингтонским консенсусом, направленные на стабилизацию финансов и ускорение
экономического роста.
Большая волна приватизации, охватившая Латинскую Америку в 80-90е гг.,
привела к тому, что процесс приватизации к концу 90-х гг. почти завершился в
Мексике и близок к завершению в Бразилии, Уменьшился дефицит государственного
бюджета - до 0-2% от ВВП. Одновременно снизилась инфляция 44% — в 1995 г. и
около 10% — в 1998 г. В результате либерализации импортного режима
среднеарифметический уровень импортных пошлин понизился в середине 90-х гг. в
Бразилии до 12%, в Аргентине — до 11%, в Мексике — до 13%.
Уменьшение государственного вмешательства в экономику, приватизация
значительной части государственного сектора (часть его активов была
приобретена иностранными инвесторами), ужесточение финансовой политики и
совершенствование налоговой системы, а также возобновившийся экономический
рост усилили приток в Латинскую Америку иностранного капитала. В рамках
«плана Брейди» внешний долг большинства латиноамериканских стран во второй
половине 80-х гг. был реструктурирован, в результате чего он снизился более
чем на 55%.
Тем не менее хронической проблемой Латинской Америки остается ситуация в ее
финансовой и валютной сферах. Из-за растущего в 90-е гг. дефицита, торгового
баланса, вновь увеличивающегося внешнего долга (758,5 млрд долл., по прогнозу
МВФ в 1999 г. по сравнению с 441 млрд долл. в 1990 г.) и быстро растущих на
этой основе расходов по его обслуживанию (более 100 млрд.долл. в год, то есть
около 46% экспортной выручки по сравнению с 33% в 1990 г.) платежный баланс
Латинской Америки по текущим операциям систематически сводится со все
большим отрицательным сальдо/Так, если в 1990 т» оно составляло 1 млрд
долл., то, по прогнозу МВФ, в 1999 г. оно будет равно 70 млрд долл. Попытки
привлечь к обслуживанию дефицита платежного баланса «горячие деньги» помогли
временно смягчить проблему, но обернулись финансовыми кризисами в 1994-1995 и
1998-1999 гг.
Внешние факторы
развития
Внешняя торговля
В 90-е гг. доля Латинской Америки в мировом экспорте росла, составив почти 5%
(правда, еще быстрее росла ее доля в мировом импорте, превысившая 5%). Темпы
роста латиноамериканского экспорта в указанные годы равнялись 9%, т.е. они