Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 20:45, реферат
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы оценить и проанализировать основные аспекты экономической деятельности Норвегии, а также определить ее место как среди крупных экономически развитых стран мира, так и среди развивающихся стран Европы.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Факторы, влияющие на развитие экономики Норвегии……....................................4
Геополитическая ситуация……………………………………………………………...4
Трудовые ресурсы. Рынок труда………………………………………………..............6
Промышленность. Природные ресурсы:
Морские ресурсы……………………………………………………………………7
Перерабатывающая промышленность……………………………………………..9
Нефть и газ…………………………………………..…...……………………….…10
Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность Норвегии. Современный взгляд…………………………………………………………………………………………12
НАТО……………………………………………………………………………………..12
Норвегия и ООН…………………………………………………………………………13
ВТО. Роль Норвегии в международной торговле……………………………………...15
ОБСЕ……………………………………………………………………………………...17
Глава 3. Состояние экономики Норвегии на сегодняшний день………………………...19
Стратегия Норвегии в северных регионах…………………………………………………19
Сотрудничество по развитию:
Приоритетные направления…………………………………………………………….21
Сотрудничество Норвегии в развивающихся областях……………………………….22
Заключение…………………………………………………………………………………........26
Список литературы…………………………………………………………………………….27
Наличие необходимой информации
Для
осуществления разумного
Ежегодно проводится
В
Норвегии ведущим научно-
Регулирование рыбного промысла
Для большинства популяций общий допустимый улов (TAC) устанавливается путём переговоров, осуществляемых в рамках международных соглашений. Поэтому национальные нормы главным образом касаются того, каким образом национальные квоты будут распределены географически, календарно и по типам рыболовной снасти, а также как они будут поделены между различными рыболовецкими объединениями.
За разработку регулирующих механизмов в области рыболовства в Норвегии совместно отвечают органы рыбной промышленности и руководство министерств и комитетов по вопросам рыболовства. Тем не менее, в разработке мер контроля над рыбным промыслом последнее слово остаётся за министром рыболовства.
Законодательные рамки
В Норвегии законодательство в области рыболовства применятся как по отношению к промыслу на море, так и когда рыба выгружена на берег. На море береговая охрана несёт ответственность за инспектирование рыбопромысловых судов и их улова. Иностранные суда, которые ведут рыбный промысел в норвежских водах, также подвергаются инспекции. С 1 июля 2000 года все океанские суда должны быть оснащены спутниковой системой обнаружения судна, которая позволяет рыбопромысловому контролю постоянно отслеживать их действия. Норвегия подписала соглашения по вопросам спутниковой системы обнаружения судов с теми странами, которые ведут рыбный промысел в зонах, относящихся к норвежской рыбопромысловой юрисдикции.
Министерство рыболовства несёт ответственность за осуществление контроля над количеством выгруженной на берег рыбы, а также занимается вопросами рыболовной статистики. Дела, касающиеся значительного сокрытия части улова и прочих серьёзных нарушений правил, передаются на рассмотрение в суд.
Норвегия –
крупный производитель
Металлы
Норвегия является крупным мировым поставщиком таких металлов как алюминий, магний и ферросплавы, а также одним из крупнейших мировых производителей и экспортеров первичного алюминия. Алюминиевые сплавы широко используются в строительстве, транспорте, в упаковке. Такие ферросплавы как ферросиликон, ферромарганец и феррохром, используются в производстве стали. Норвегия также производит силикон, цинк, никель и медь.
Химическая продукция
Созданный компанией НорскГидро первый крупномасштабный гидроэнергетический комплекс в Норвегии был сдан в эксплуатацию в 1907 г. Крупнейший энергетический комплекс в Европе того времени предназначался для снабжения электроэнергией производства сельскохозяйственных удобрений. В настоящее время НорскГидро является ведущим европейским поставщиком азотнокислых и комплексных удобрений, мочевины и селитры. Будучи одним из крупнейших производителей нефти и газ в мире, Норвегия также является источником винил-хлоридного мономера и поливинил-хлорида, которые используются в качестве сырья для производства синтетических красок. Такие технические товары как краски, клеи, моющие средства и продукты тонкой химии составляют еще один сектор норвежской химической промышленности.
Целлюлоза и бумага
Соединение богатых лесных ресурсов и доступной гидроэнергии также обеспечило Норвегии ведущую роль на мировом рынке целлюлозы и бумаги. Примерно 90% целлюлозы и бумаги, которые производятся в стране, идет на экспорт. Норвежские предприятия выпускают различные виды целлюлозы, включая коротковолокнистую и длинноволокнистую сульфатную целлюлозу, которая является важным компонентом газетной и журнальной бумаги.
Защита окружающей среды
Загрязнение среды предприятиями норвежской перерабатывающей промышленности привело к введению целого ряда «зеленых налогов», которые призваны обеспечивать выпуск экологически чистой продукции. За последние десять лет производство вредных веществ сократилось на 90%, а производство тепличного газа – примерно на 10%.
Норвегия является третьим в мире нетто-экспортёром газа и занимает шестое место в мире по экспорту нефти. Эта отрасль промышленности приносит одну треть государственных доходов (по данным на 2009 г.). В нефтегазовой промышленности и родственных с ней отраслях занято около 140 000 человек; она оказывает большое влияние на другие отрасли.
Стоимость неиспользованных запасов углеводородного сырья на норвежском континентальном шельфе оценивается в государственном бюджете на 2009 год в 5100 миллиардов норвежских крон по стоимости норвежской кроны в 2009 г. На настоящий момент добыто едва ли 40 процентов предполагаемых запасов углеводородных ресурсов Норвегии.
На норвежском континентальном шельфе ведется очень активная работа. В 2008 г. было добыто 242 миллиона стандартных кубометров в нефтяном эквиваленте, что соответствует годовому объёму электроэнергии, потребляемой более чем 100 миллионами норвежских домохозяйств.
Добыча нефти и газа ведется в Северном море, Норвежском и Баренцевом морях.
Мировой лидер в области знаний и технологий
Почти за 40 лет добычи нефти и газа в одних из самых сложных в мире по своим природным условиям морских регионах, Норвегия накопила знания и умения, которые позволяют добывать углеводородные ресурсы эффективным и безопасным способом. Развитие знаний в нефтяной и газовой отраслях является важным элементом политики Норвегии в нефте- и газодобывающей сфере. На начальном этапе развития отрасли знания и опыт перенимались у иностранных компаний, однако сегодня Норвегия имеет хорошо развитую и конкурентоспособную на мировом рынке нефтегазовую промышленность. Сказанное относится к нефтяным компаниям, сфере поставок и научно-исследовательским институтам.
На международной арене норвежские технологии имеют хорошее реноме, а крупные норвежские поставщики в области подводных технологий занимают лидирующее положение на глобальном рынке. В 2008 году оборот в сфере поставок в Норвегии составил 196 миллиардов норвежских крон, причём около половины оборота приходилось на международные рынки.
Эта отрасль даёт сильный импульс инновационному и технологическому развитию других отраслей норвежской промышленности.
Хорошо развитая индустрия поставок
Ряд предприятий специализируется на поставках для нефтегазовой промышленности. Эта сфера выросла в значительную, наукоёмкую и технологически высокоразвитую индустрию поставок. Другие предприятия поставляют специализированные услуги в области транспорта, сейсморазведки, инженерных решений, тестирования и аналитических услуг, безопасности и технического обслуживания.
Окружающая среда и северные регионы
Норвегия становится мировым лидером в области технологий и окружающей среды и считает своей важной задачей работу по добыче нефти и газа образом, не наносящим ущерба окружающей среде. Важным шагом в этом направлении является улавливание и захоронение СО2 (технология ССS).
Проводя
наступательную стратегию в северных
регионах, органы власти стремятся и дальше
развивать межграничное сотрудничество
и способствовать более активному обмену
знаниями между странами. Контролируемые
и долгосрочные инвестиции в северные
регионы дадут положительные результаты
и на периферии.
Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность Норвегии
Норвегия является членом НАТО с момента образования альянса в Вашингтоне в 1949 г. Основная задача организации – гарантировать безопасность, свободу и независимость стран-участниц, а также способствовать развитию и укреплению их демократических ценностей и европейских институтов демократии.
В апреле 2004 г. в НАТО вступили семь новых членов – Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия и Словения. Таким образом, на начало 2010 г. в организацию входят 26 стран. Второй раз в истории альянс расширился за счет государств, которые ранее входили в Организацию Варшавского договора. Ранее, в 1999 г., членами НАТО стали Польша, Чехия и Венгрия. Норвегия активно способствовала тому, чтобы новые страны были наилучшим образом подготовлены к вступлению в альянс.
Последняя встреча на высшем уровне глав государств и правительств стран-участниц НАТО состоялась 28-29 ноября 2006 г. в Риге. На встрече на высшем уровне была подтверждена приверженность общим принципам развития альянса и озвучена необходимость укрепления усилий на этом направлении. Важнейшими темами, обсуждавшимися на встрече, стали ситуация в Афганистане, создание сил быстрого реагирования НАТО, а также присоединение Боснии и Герцеговины, Сербии и Черногории к программе «Партнерство во имя мира».
Урегулирование кризисных ситуаций.
Начиная с середины 1990-х гг. альянс все более активно участвует в урегулировании кризисных ситуаций. Миротворческие операции были проведены сначала на Балканах, а затем и за пределами европейского континента. В августе 2003 г. командование Международными силами по поддержанию мира в Афганистане (ISAF) перешло к НАТО. Это стало первой миссией Североатлантического альянса за пределами Европы и самой масштабной миротворческой операцией организации.
Альянс
возглавляет миротворческую миссию KFOR
в Косово, до декабря 2004 г. возглавлял
миротворческую операцию в Боснии и Герцеговине,
которая впоследствии продолжается под
руководством Евросоюза. Силы НАТО для
поддержания стабильности и содействия
региональному сотрудничеству задействованы
также в других странах. Албания, Хорватия
и Македония в настоящее время участвуют
в программе по подготовке к вступлению
в альянс (МАР), в то время как Босния и
Герцеговина, Сербия и Черногория присоединились
в Риге к программе «Партнерство во имя
мира».
Норвегия является членом ООН с момента образования этой международной организации в 1945 г. Ее первым Генеральным Секретарем был норвежец Трюгве Ли. ООН всегда была основной формой участия Норвегии в жизни мирового сообщества. Норвегия отдает предпочтение усилиям, направленным на укрепление ООН, на усиление ее роли как гаранта международного правопорядка и системы международной безопасности. В последние 15 лет эти усилия стали особенно важными.
Норвегия заинтересована в миропорядке под эгидой ООН. Нам нужна ООН как мировая арена, нормативный и исполнительный орган. Все ее страны-участники должны быть услышаны, независимо от размера и расстановки сил на мировой арене. Чтобы ООН могла осуществлять свою миссию в полном объеме, ей необходимы доверие мирового сообщества, достаточные финансовые ресурсы и постоянный контроль за их использованием. Поэтому Норвегия поддерживает усилия по реорганизации ООН, которые предпринимаются в настоящее время.
С 1990-х гг. Норвегия совместно с другими северными странами участвует в программе "Северный проект реформирования ООН", в рамках которой разрабатываются пути повышения эффективности ее деятельности в социальной и экономической сфере. Многие меры, разработанные участниками этого проекта, были включены в пакет реформ, предложенный Генеральным Секретарем ООН. Норвегия поддерживает эти реформы и неоднократно подчеркивала несоответствие между важностью и объемом задач, стоящих перед ООН, и недостаточными финансовыми и человеческими ресурсами, которые страны-члены ООН выделяют на выполнение этих задач. Норвегия указывала также, что реформы должны, в частности, способствовать улучшению сотрудничества как между различными специализированными организациями в рамках ООН, так и между ООН и Международным валютным фондом, региональными филиалами Банка развития и Всемирным банком.
Информация о работе Экономика Норвегии: проблемы и перспективы